Всемирный День Воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Открытый урок, посвященный Всемирному Дню Водных Ресурсов, который отмечается 22 марта. Хотелось донести до учащихся значение и роль воды для всего живого на Земле. Дети сами делают выводы и приходят к пониманию значимости воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого урока по окружающему миру | 242.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Тема: « 22 марта – Международный День Воды»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель: систематизировать знания детей о воде, роли воды для всего живого.
Задачи:
Образовательная: раскрыть основные факторы загрязнения воды; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе; знакомство с новыми научными открытиями ученых о воде; знакомство с системой рек Северной Осетии, с ее минеральными водами.
Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.
Формирование УУД:
Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: ко Дню Воды выпуск стенгазет, эмблемы капельки, иллюстрации, фотографии рек Северной Осетии ,минеральные воды Осетии, презентации, компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
- Организация учащихся на работу. Мотивация.
- Здравствуете! Повторяйте за мной!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы проведем урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи.
Не умыться, не напиться без …….
Листику не распуститься без …….
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна …….
Стихотворение ( слайды 4-9)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замирает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить
Загадка ( слайд 3)
- Как бы вы назвали наш урок?
Запись на доске: Почему нужно беречь охранять воду?
III. Обсуждение темы урока.
- -Первыми к обсуждению приглашаются биологи.( слайд 9-21)
Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.
Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду.
Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Организм человека , том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
Демонстрируется опыт.
На доске вывешивается схема.
ВОДА – важное для организма вещество: На 1 кг тела коровы- 600г воды, Утки-700гводы, У медузы на 100 г тела-99 г воды |
-Таким образом, мы видам, что вода входит в состав любого организма.
Биолог 2. Вода также является домом для множества растений и животных.
На доске вывешивается схема.
Рыба
Выдра
ВОДА Утка
Лось
Как связана с водой их жизнь? (выслушиваются ответы детей )
-При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут совсем погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не более 10 дней.
Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды- всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
Как животные и растения приспосабливаются обходиться малым количеством воды, например, в пустыне? (выслушиваются ответы детей ).
-Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь.
Своими мыслями с нами поделится инженер.
Инженер.( слайд 22-26)
Вода- друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек .Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции - электричество.
Вода - важный помощник для человека.
Есть на Земле места , где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
(Морская вода непригодна для питья)
-Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.
Экономист 1.( слайд 27-32)
Как вы думаете, много ли весит один кубометр воды ? И сможет ли поднять такое количество воды один человек? (ответы детей)
-1 кубометр воды весит тонну, а поднять его могут 15 – 20 человек или подъёмный кран.
На доске схема .
Хватит ли воды?
Для производства 1 т. стали- 150 т. воды.
Для изготовления 1 т. бумаги -250 т. воды.
Чтобы вырастить 1 т свёклы -10 т. воды.
Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.
Задача 1
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
Задача 2
При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько вёдер воды наберется за неделю? За месяц?
Экономист 1 Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где её можем встретить? (ответы детей)
-Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.
Историк 1 ( слайд 33-37)
Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотёсе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.
-Как вы понимаете слова «деревня высохла» ?
(Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои
дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла». )
Историк 2. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.
На доске :
Вода- мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (англ. Пословица)
Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.(узбекская пословица)
-Свою точку зрения выскажут экологи.
Эколог 1 ( слайд 38-45)
Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.
Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Эколог 2 До тех пор пока в водоемы попадало не очень много примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.
Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода - хороший растворитель) и становятся безвредными.
Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.
-Слово краеведу.( презентация Реки и минеральные источники Северной Осетии)
Дети рассказывают о реках родной Осетии, показывают их на карте, иллюстрациях, фотографиях. На столе минеральные воды Осетии. Дети рассказывают о минеральных источниках Осетии.
Врач ( слайд 46-49)
Почему нельзя пить воду сразу из-под крана? (ответы детей)
-Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как действует хлор на различные ткани.
Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.
Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованную или отстоявшейся и кипяченной.
-Есть вопрос и у синоптиков.
Синоптик. ( слайд 50-53)
Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (ответы детей)
В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или серной кислоты.
IV. ПРОЕКТ «КАПЕЛЬКА» ( слайды 54-57)
Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.
Устанавливаем контроль за водопроводными кранами в школе и дома.
Прикрепляем плачущую капельку возле кранов в школе.
VI. Рефлексия ( слайды 58-63)
-Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?
Фрагмент из мультфильма «Капитошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всемирный день воды
Тематический радиоурок проводится в марте,можно использовать как материал классного часа....
Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»
Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....
Тематическое занятие "Всемирный день воды"
Презентация...
Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".
Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса (экспериментирование в изодеятельности): Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде. Техника Эбру»
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности....
Беседа "Всемирный день воды"
Мероприятие для учеников начальных классов....
Всемирный день воды, классный час, 4 класс
классный час о воде...