урок по окружающему миру «Как живут растения»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цели:познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_kak_zhivut_rasteniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающий мир
Тема | Как живут растения? Практическая работа №13. «Учимся ухаживать за комнатными растениями». |
Цели деятельности учителя: | познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям. |
Тип урока: | формирование знаний. |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями. Метапредметные результаты: принимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; слушать и понимать речь других; рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию; совместно договариваться о правилах общения в группе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: понимать необходимость бережного отношения к природе; осознавать красоту снега и льда. |
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Методы и формы обучения: | частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная. |
Образовательные ресурсы: | Учебник А.А Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь А.А Плешакова к учебнику 1 класса «Окружающий мир», мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы), «ромашка» из бумаги с надписью «Растение — живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся: кружки (красный, зелёный, жёлтый, синий), карточки «Что общего у разных растений?». |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание. | - Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке! | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение с помощью карточек. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2.Постановка учебной задачи. | — Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира. Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) — Что мы будем изучать на уроке? — Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1) — Как вы считаете, растения живые? — Нужно ухаживать за растениями? — Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Задачи: убедимся, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями. — Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи. — Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле. — Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны. | Дети отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о реках и морях; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. |
3. Актуализация знаний. | — Вспомните, что вы уже знаете о растениях? — Что общего у всех растений? — Сажаем первое зёрнышко. Работа в парах. (У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) Задание: — Соедините линиями части растения с их названием. — Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток) — Прочтём главные слова. Вывод: Что же общего у всех растений? — Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2) — Оцените работу в паре.(смайлики: жёлтый — всё выполнили верно, зелёный — допустили ошибку, красный — не справились с заданием)(слайд 3) | учащиеся работают с карточками | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
4. Освоение нового содержания и его применение. | Создание проблемной ситуации: 1) (На доске изображение ромашки. В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.) — Отгадайте загадку: На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки) — Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку) — Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ. — Как же всё-таки доказать, что растения живые? — Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти. — Что нам нужно сделать? — Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам. (слайды) — Что вы узнали, исследуя рисунки? — Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток! Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо. — Молодцы! 2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни? — Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание. — Кто знает, как начинается жизнь растений? — Посмотрите на слайд.( на слайде семена пшеницы) — Какие произошли изменения? — В тарелочке семена проросли. — Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло) — Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.) — Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет). — Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.) — Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его? — Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух) — Что же необходимо для жизни растений? — Третий росток с вашей помощью тянется к свету. Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва. — Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека. | Дети находят ответы на поставленные учителем вопросы. | Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
5. Закрепление новых знаний и способов действий. | 1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба) — Как развивается растение? — Какое растение видите? (слайд) — Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь) — Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка) — А теперь посмотрите на слайд. — Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом. — С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение») 2. Практическая работа. 1) Беседа. — Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают. — У кого дома есть комнатные растения? — Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями? — А вы помогаете? Что вы делаете? — Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток) — Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем? 2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями». Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. — Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно — в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась. — Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. — Цветы любят водные процедуры. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. — Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. — Многие цветы очень любят опрыскивание. — Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат) Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. — Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна. (Раздаю детям памятки) 3) Работа в группах. Разделимся на 4 группы по 4 человека. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара — поливает цветок. Соблюдайте все правила. — Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям. | Работа по учебнику на с.70. Работа в парах. | Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. |
6. Выводы и обобщения. | Проводится с помощью блока вопросов: — На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы. — Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы? | Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
7.Рефлексия. | — Оцените свои достижения на уроке. — У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их) — Кто для себя сделал открытие? (Синий) — Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) — Кому на уроке было интересно? (Зелёный) — Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) | Оценивание своей учебной деятельности. | Регулятивные УУД: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-опыт по окружающему миру "Как живут растения"
Растениям нужны воздух, тепло, вода и свет. Зимой, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с растений, мы помогаем им дышать. Поливать растения надо аккуратно, ...
Конспект по окружающему миру "Как живут растения"1 класс
Открытый урок с презентацией...
Конструкт урока и презентация по окружающему миру "Сколько живут растения".
Урок по окружающему миру во втором классе составлен по новым требованиям ФГОС НОО. Даны дополнительные материалы. Составлена презентация к данному уроку....
Урок окружающего мира "Как живут растения?"
Урок проводится в 1 классе, тема урока "Как живут растения?"...
Презентация к уроку по окружающему миру "Как живут растения"
Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России", 1 класс...
Конспект урока окружающего мира "Как живут растения"
Предметная область: «Окружающий мир».УМК: программа «Школа России» 1 класс.Тип урока: открытие новых знаний.Тема: «Как живут растения?»Цель: расширить представления...
Урок по окружающему миру "Как живут растения"
Урок по окружающему миру "Как живут растения"...