Конструкт урока и презентация по окружающему миру "Сколько живут растения".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру во втором классе составлен по новым требованиям ФГОС НОО. Даны дополнительные материалы. Составлена презентация к данному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka_skolko_zhivut_rasteniya.doc | 87 КБ |
prezentatsiya._skolko_zhivut_rasteniya.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Окружающий мир
Тема «Сколько живут растения»
Цели урока:
- Образовательная (познавательная) – познакомить с многообразием растительного мира и сформировать представление о возрасте растений;
- Развивающая – создать условия для формирования умения планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу;
- Воспитывающая – создать условия для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Ожидаемые результаты урока:
- Предметные – ученики овладеют понятиями: многолетние, однолетние, двулетние растения; возраст растений; многообразие; растительный мир;
- Метапредметные – ученики смогут планировать свою деятельность; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения высказывания и составления текстов в устной и письменной формах;
- Личностные – ученики смогут строить сотрудничество со сверстниками в соответствии с этическими нормами поведения и выстраивать межличностные отношения при взаимодействии.
Материалы к уроку: учебник, фотографии растений; гербарий, карточки- ребус-иллюстрации, маршрутные листы;
Время, мин | Элементы структуры занятия | Содержание этапов занятия | Планирование действий педагогической оценки |
Цель темы: Формирование представления о многообразии растительного мира и возрасте растений | |||
3 мин | Проверка домашнего задания с целью контроля качества усвоения материала. Проведем тест (задание для теста в маршрутном листе). - Оцените себя: Нет ошибок – 5 Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3 Остальное - 2 - Встаньте у кого ни одной ошибки – молодцы. Вы сегодня хорошо подготовлены. | Самопро-верка (на доске ключ) 1. В 2. Б 3. А 4. Б Самооценка | |
Этап Мотивационный | |||
Цель 1: | Смотивировать учащихся на изучение темы «Сколько живут растения» | ||
5 мин | - Что бы вы хотели ещё узнать о растениях? (Выброс на доску) - Это мы знаем! - Об этом прочитаем! - По этой теме нам подготовит сообщение на следующий урок (назвать уч-ся) - Над этой задачей будем работать на уроке - Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:
«Растения – зеленая одежда Земли»). - Объясните, как вы понимаете это выражение? Сравните свои высказывания с выводом научного текста: «Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой». - Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения - Сформулируйте цель урока. Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений. | Комменти-ровать ДЗ Работа в парах, заслушать несколько ответов, оценивание учащихся, включен-ных в работу | |
Итог 1 | Мотивация учащихся, они смотивированы. | ||
Этап 2 | Учебно-познавательная деятельность | ||
Цель 2: | Формировать у учащихся представлений о роли растений в жизни Земли | ||
28 мин | - Сегодня будем работать в центрах активности: Центр науки, Центр математики, Центр развития речи, Центр Эрудит + ИЗО. - Выберите спикера в группах. - Начинаем работу в центрах активности. После работы в каждом центре обязательно оцените себя в маршрутном листе (критерии оценок на доске). - В некоторых центрах вам встретится задание *, оно не входит в обязательное выполнение и оценивание. Если это задание будет выполнено, вы получите дополнительную оценку. | Работа в группах Выбирается лучшее описание растения Самооцен-ка | |
Итог 2 | Презентация Учащиеся описывают растения, представляют их роль в жизни Земли | ||
5 мин | - В центре Науки ребята описывали растения, они сейчас прочитают описание этого растения, не называя его, а вы должны догадаться о каком растении идет речь. -В центре Математики ребята решали интересные задачи. Что нового вы узнали? ( Мох-ягель - восстанавливается 30 лет, если по нему пройдет человек и 100 лет - после проезда по нему гусеничной машины. Узнали, что лишайники живут до 70 лет, дуб – 10 веков, липа – 800 лет, ель – 400 лет, тополь – 1 век). - В центре Развития речи перечислили одно-, дву-, многолетние растения. (однолетние: пшеница, кукуруза, фасоль, подсолнечник, редис; двулетние: капуста, морковь, свёкла, петрушка, сельдерей; многолетние: дуб, береза, акация, земляника, ландыш, одуванчик). *Какое сравнение «человек-растение»вы подобрали? (Сроен как тополь, кудрявый как береза, расцвели как розы, плачет как ива, божий одуванчик, бледный как поганка, горек как полынь, красив как маков цвет | Оценивание учащихся, включен-ных в работу | |
III этап Рефлексивная деятельность | |||
Цель 3: Установить степень усвоения учащимися темы | |||
3 мин | Найдите неверное утверждение 1. По виду листвы растения делятся на лиственные и хвойные. 2. Культурные растения - никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, на водоеме. 3. Одуванчик, деревья, репейник – это однолетние растения. 4. Максимальный возраст липы -400 лет. 5. Самое старое дерево – баобаб. 6. Возраст деревьев всегда можно узнать по его годичным кольцам. | Ответ: да-нет | |
- Какое задание вызвало у вас интерес? (ответы учащихся). - Встретились ли у вас трудности на уроке? В чем? У вас на парте стикеры: напишите своё имя если все понятно – зелёный цвет есть сомнения – желтый есть затруднения - красный | Каждый приклеива-ет свой стикер на дерево, которое нарисовано на доске | ||
Итог 3 | Умение употреблять в речи изученные понятия, умения различать растения, умения обозначать трудности | ||
1 мин | ДЗ | Стр. 78-81, подобрать сравнения человека с растением и записать в тетрадь |
Центр науки.
Это интересно знать.
- Чемпионом долголетия ученые считают колючие сосны, которые растут на юго-западе США. Их возраст достигает более 4-х тысяч лет. Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, так как два года молодая сосна растёт одним побегом.
- Рекордсменом долгожителей среди растений является мексиканский кипарис. Отдельные деревья этого вида живут до 10-и тысяч лет! Срок всем знакомых деревьев: дуба, кедра, каштана до 2-х тысяч лет и более. Срок существования ели, пихты, сосны – тысячелетие. Встречаются груши и вишни, дожившие до 300 лет.
- Самым старым деревом в мире считается баобаб, растущий в восточной Африке. Ему 5 тысяч лет.
- Фиговое дерево, в тени которого может отдыхать одновременно 7 тыс. человек – растет в Индии. У него около 30 тыс. ветвей. Сейчас ему более 30 тыс. лет.
- Самым старым цветком является роза, растущая в немецком городе Гильгесгейме. Ее возраст около тысячи лет. Удивительно, что до сих пор каждой весной на ней распускаются чудесные цветы.
- Прорастание семян у зерновых культур сохраняется не более 25-и лет. Однако семена некоторых растений способны прорастать после длительного хранения. Так в одном институте из 3-х тысяч семян шестисот различных растений, 46 дали всходы, пролежав 50 лет в шкафу.
- Экспедиция ботаников обнаружила вблизи маленького озера Иркуль (Казахстан) «чудо-гриб» - фелоринию. Российские ботаники доказали, что такие грибы еще не находили на других территориях СНГ. Этот «чудо-гриб» является древнейшим представителем растительного мира в Казахстане.
- Иногда возраст у деревьев мы можем узнать по его годичным кольцам, сосчитав число колец. На рисунке учебника стр.80, мы видим спиленное дерево. Посчитав число колец, мы можем узнать его возраст, Например, если насчитают 62 кольца, значит дереву – 62 года. А у срубленной сосны обнаружили на нижнем кружке 120 годичных колец, значит сосне 120 л.
Центр Науки
- Рассмотреть гербарий растений.
- Составить (на выбор) описание растения по плану (в маршрутном листе)
- Как называется растение?
- Определи, к какой группе относится растение (деревья, кустарники, травы, культурное или дикорастущее, лечебное или ядовитое).
- Определи продолжительность жизни (однолетнее, двулетнее, многолетнее).
- Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в лесу, в водоеме, в огороде?
- Где и как его использует человек?
- Расскажи о растении в группе, выберите лучший рассказ и представьте его.
- * Прочитай текст «Это интересно знать». Поделись своими мыслями в группе. Запиши в маршрутный лист « Что тебя удивило».
- Оцени свою работу в маршрутном листе.
Центр Развития речи
- Прочитать текст «Однолетние, двулетние и многолетние растения» стр.79-81
- Выпишите из текста названия однолетних, двулетних и многолетних растений.
- Проверьте себя по ключу (конверт).
- * Человек – часть Природы. Жизнь человека неразрывно связана с жизнью растений. Поэтому неслучайно человека сравнивают с растениями. Приведи примеры таких сравнений. Например: строен как тополь, кудрявый как береза…
- Оцени свою работу.
Центр Математики
- Реши задачи в (маршрутном листе):
- Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза?
- Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек. И 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины?
- Вырази в единицах времени:
- Липа живет 800 лет = _____ веков
- Ель живет 4 века = _____ лет
- Тополь живет 1 век = ____ лет
- Проверь свою работу по ключу (в конверте).
- * Придумай и запиши свою задачу в маршрутном листе, используя данные: лиственница живет 400 лет, лишайник – 70 лет.
Ключ № 1
Однолетние растения: пшеница, рис, кукуруза, просо, ячмень, помидоры, огурцы, баклажаны, тыква, арбузы.
Двулетние растения: морковь, редька, репа, свёкла.
Многолетние растения: деревья и кустарники, одуванчик, подорожник, репейник.
Ключ № 2.
- Ответы к задачам:
- 150 лет живет береза.
- На 70 лет дольше мох ягель восстанавливается после прохода гусеничной машины.
- 8 веков, 400 лет, 100лет.
Центр Эрудит и ИЗО
1. Отгадай загадки.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.______________
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове?_________________
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Крепкие, соленые _______________
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко. ___________
- Нарисуй отгадки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Образовательная (познавательная) – познакомить с многообразием растительного мира и сформировать представление о возрасте растений; Развивающая – создать условия для формирования умения планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу; Воспитывающая – создать условия для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Тема «Многообразие растительного мира»
Предметные – ученики овладеют понятиями: многолетние, однолетние, двулетние растения; возраст растений; многообразие; растительный мир; Метапредметные – ученики смогут планировать свою деятельность; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения высказывания и составления текстов в устной и письменной формах; Личностные – ученики смогут строить сотрудничество со сверстниками в соответствии с этическими нормами поведения и выстраивать межличностные отношения при взаимодействии. Ожидаемые результаты урока
- Расшифруйте предложение по картинкам
Растения – зелёная одежда Земли -Как вы понимаете данное выражение?
« Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой». - Сравните свои высказывания с выводом научного текста
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Однолетние Двулетние многолетние
Маршрутный лист продолжение
Центр НАУКИ 1 . Рассмотреть гербарий растений. 2. Составить (на выбор) описание растения по плану (в маршрутном листе) Как называется растение? Определи , к какой группе относится растение (деревья, кустарники, травы, культурное или дикорастущее, лечебное или ядовитое). Определи продолжительность жизни (однолетнее, двулетнее, многолетнее). Вспомни , где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в лесу, в водоеме, в огороде? Где и как его использует человек? 3. Расскажи о растении в группе, выберите лучший рассказ и представьте его. 4. * Прочитай текст «Это интересно знать». Поделись своими мыслями в группе. Запиши в маршрутный лист « Что тебя удивило». 5. Оцени свою работу в маршрутном листе.
Это интересно знать . Чемпионом долголетия ученые считают колючие сосны, которые растут на юго-западе США. Их возраст достигает более 4-х тысяч лет. Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, так как два года молодая сосна растёт одним побегом. Рекордсменом долгожителей среди растений является мексиканский кипарис. Отдельные деревья этого вида живут до 10-и тысяч лет! Срок всем знакомых деревьев: дуба, кедра, каштана до 2-х тысяч лет и более. Срок существования ели, пихты, сосны – тысячелетие. Встречаются груши и вишни, дожившие до 300 лет. Самым старым деревом в мире считается баобаб, растущий в восточной Африке. Ему 5 тысяч лет. Фиговое дерево, в тени которого может отдыхать одновременно 7 тыс. человек – растет в Индии. У него около 30 тыс. ветвей. Сейчас ему более 30 тыс. лет. Самым старым цветком является роза, растущая в немецком городе Гильгесгейме . Ее возраст около тысячи лет. Удивительно, что до сих пор каждой весной на ней распускаются чудесные цветы. Прорастание семян у зерновых культур сохраняется не более 25-и лет. Однако семена некоторых растений способны прорастать после длительного хранения. Так в одном институте из 3-х тысяч семян шестисот различных растений, 46 дали всходы, пролежав 50 лет в шкафу. Экспедиция ботаников обнаружила вблизи маленького озера Иркуль (Казахстан) «чудо-гриб» - фелоринию . Российские ботаники доказали, что такие грибы еще не находили на других территориях СНГ. Этот «чудо-гриб» является древнейшим представителем растительного мира в Казахстане. Иногда возраст у деревьев мы можем узнать по его годичным кольцам, сосчитав число колец. На рисунке учебника стр.80, мы видим спиленное дерево. Посчитав число колец, мы можем узнать его возраст, Например, если насчитают 62 кольца, значит дереву – 62 года. А у срубленной сосны обнаружили на нижнем кружке 120 годичных колец, значит сосне 120 л. Центр НАУКИ
Рябина считается деревом , но прежде всего она крупный кустарник . Это многолетнее растение. Высота этого кустарника достигает 10 метров . Рябина особенно очень красива , когда цветет , а цветет она с белыми цветками обычно в конце мая . Рябина считается быстрорастущим деревом , она светолюбива. Ее можно увидеть на полях, на берегу рек, в саду, в парке, в сквере и в лесу. Используется для живых изгородей и опушек. Плоды ее съедобные , они красно-оранжевые и содержат в себе много витаминов , используются они в медицине а также из них изготавливают варенье . Рябина живет от 100 до 200 лет . Результат Дуб достиг 1400лет
1. Реши задачи в (маршрутном листе): а) Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза? б) Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек. И 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины? 2. Вырази в единицах времени: Липа живет 800 лет = _____ веков Ель живет 4 века = _____ лет Тополь живет 1 век = ____ лет 3. Проверь свою работу по ключу (в конверте). 4. * Придумай и запиши свою задачу в маршрутном листе, используя данные: лиственница живет 400 лет, лишайник – 70 лет. Центр МАТЕМАТИКИ
150 лет живет береза. На 70 лет дольше мох ягель восстанавливается после прохода гусеничной машины. 8 веков, 400 лет, 100лет. Ответы к задачам:
1. Прочитать текст «Однолетние, двулетние и многолетние растения» стр.78-81 2. Выпишите из текста названия однолетних, двулетних и многолетних растений. 3. Проверьте себя по ключу (конверт). 4. * Человек – часть Природы. Жизнь человека неразрывно связана с жизнью растений. Поэтому неслучайно человека сравнивают с растениями. Приведи примеры таких сравнений. Например: строен как тополь, кудрявый как береза… 5. Оцени свою работу. Центр РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Однолетние растения: пшеница, рис, кукуруза, просо, ячмень, помидоры, огурцы, баклажаны, тыква, арбузы. Двулетние растения: морковь, редька, репа, свёкла. Многолетние растения: деревья и кустарники, одуванчик, подорожник, репейник. Ключ
Строен как тополь Кудрявый как берёза Плачет как ива Бледный как поганка Божий одуванчик Горек как полынь Красив как маков цвет Сравнение «Человек-растение»
1. Отгадай загадки. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове? Летом - в огороде, Свежие, зеленые, А зимою - в бочке, Крепкие, соленые Красна, сочна, душиста, Растет низко, к земле близко. 2. Нарисуй отгадки. Центр ЭРУДИТ, ИЗО
Найдите неверное утверждение. 1. По виду листвы растения делятся на лиственные и хвойные. 2. Культурные растения - никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу, на водоеме. 3. Одуванчик, деревья, репейник – это однолетние растения. 4. Максимальный возраст липы -400 лет. 5. Самое старое дерево – баобаб. 6. Возраст деревьев всегда можно узнать по его годичным кольцам. Контроль
Рефлексия Арсений Настя Ксюша Маша Даша Иван Варя Егор Полина Степа Максим Ксения Илья Никита Олег
Действительно, зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру." комнатные растения"
Материал может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности учителя....
презентация по окружающему миру "Травянистые растения леса"
Данная презентация составлена для уроков окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Презентация по окружающему миру "Разнообразие растений"
Очень разными растения бывают:Под водой растут, не уплывают,На стволах растут и не мешают,Круглый год цветут, не увядают.Разые по высоте: есть выше. ниже,Надо с ними познакомиться поближе!...
презентация по окружающему миру "лекарственное растение мать-и-мачеха"
в презентации дается объяснение названия растения, ареалы его обитания ,строение и полезные свойства....
Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Презентация по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...
презентация по окружающему миру части растений
С помощью данной презентации учитель проверит знания обучающихся по теме" Части растений". Ученикам предлагается ответить на пять вопросов. На каждый вопрос дано три варианта ответов. Ученики должны в...
Презентация по окружающему миру "Солнце,растения и мы с вами"
Презентация для урока по окрухающему миру 3 класс "Солнце, растения и мы с вами....