урок по окружающему миру 3 кл.Наше питание и пищеварительная система.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Назаркина Светлана Леонидовна

урок  наше питание и пищеварительная система  по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashe_pitanie_3_kl._1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наше питание».
Тип урока: комбинированный с использованием ЭОР
Место урока в учебном плане: 5 урок тематического раздела «Наше здоровье».
Цель: формирование у учащихся представлений о здоровом питании и пищеварительной системе человека.
Задачи:
Образовательные:
1)познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами: белками, жирами, углеводами;

2) познакомить детей с органами пищеварительной системы человека
3)продолжить ознакомление с правилами здорового питания.
Развивающие:
1)развивать умение различать полезные и «вредные» продукты;
2)развивать мышление, память, речь;
3)развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
4)развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы.
Воспитательные:
1)воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
2)воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
3)воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ
Познавательные УУД:
1)актуализировать знания учащихся о правильном питании;
2)обобщать полученные знания;
3)развивать учебно-познавательный интерес к предмету.
Регулятивные УУД:
1)учить ставить цели предстоящей работы;
2)учить различать учебные задания разного типа;
3)учить контролировать свои учебные действия и действия товарища, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.
Коммуникативные УУД:
1)совершенствовать умение работать в паре, группе;
2)воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника.
Личностные УУД:
1)включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
2)развитие интереса к познанию своего организма, формирование ответственного отношения к собственному здоровью.
Оборудование: компьютеры, мультимедийная система для демонстрации презентации; ; для проведения практической работы – упаковки продуктов; раздаточные материалы: рабочие листы для осуществления индивидуальной и парной работы на разных этапах урока: рисунки, таблицы.

Ход урока
I. Создание эмоционального фона.  Актуализация знаний.

                                        Слайд №1
Учитель:
Добрый день и добрый час
Рада видеть я всех вас!
В наш январский  денёк
Пришли гости на урок!

Обращение учителя  к детям:

Урок окружающего мира сегодня проведу у вас я, Светлана Леонидовна. Я с волнением, но  хорошим настроением пришла на урок.

А теперь присядьте все
И с улыбкой на лице
Вы друг к другу повернитесь
Позитивом зарядитесь,
Ведь улыбка – ключ к успеху
И погода – не помеха.
                                                               
слайд 2
Итак, начнём друзья,

Сегодня вас ждут наблюдения

И выводы и рассуждения…

А чтобы впрок пошел урок,

Активным самым будь, дружок!


Пусть вам поможет ваша сообразительность и те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках!

II.Повторение ранее изученного материала.                      Слайд 3
Учитель: Посмотрите на экран и скажите, о чем идет речь в данных половицах:
… дороже богатства.
… за деньги не купишь.
Где …, там и красота. 
(Ответ: здоровье)
Учитель: Давайте их прочитаем.
(Здоровье дороже богатства. Здоровье за деньги не купишь. Где здоровье, там и красота.)
Учитель: Мы начинаем урок с поговорок о здоровье. А как называется раздел, который вы изучаете: «Наше здоровье». Сегодня мы продолжим разговор о здоровье человека.

III. Открытие темы и целей урока.
1)Вводная беседа.
Учитель: Когда человек здоров, у него много энергии, он ведет активный образ жизни: занимается спортом, путешествует. Ребята, а вы любите путешествовать. Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в сказочный город, которого нет на географической  карте, а называется он Город Пищеварения.  Слайд 4.

И сопровождать нас будет известные вам муравьишка и мудрая черепаха.

2) Целеполагание  и мотивация.

Как вы думаете, какая будет тема урока? Что мы будем обсуждать на нашем уроке?

Молодцы,  правильно, а тема наша будет звучать  так :«Наше питание и пищеварительная система». Слайд 5

Ребята, как вы думаете, нам самим важно знать, как правильно питаться?

Ученики: варианты ответов

Учитель: Дети, вы согласны, что наше здоровье зависит от нашего питания.


Проезжая по намеченному маршруту, давайте поставим учебные задачи перед собой. Чему мы можем учиться на уроке, изучая эту тему?

 (Выбирать полезные продуты, научиться правильно питаться)

Ученики: варианты ответов        

Учитель: Многое из того, о чем мы будем сегодня говорить, вам уже известно. Эти вопросы вы обсуждали на классных часах и на уроках окружающего мира в 1-2 классах. Но будет и новая информация, которая будет для вас полезной.

Мы узнаем о питательных веществах, которые человек получает с пищей. Всякая ли пища бывает полезна? Что значит правильное питание? Узнаем, как работает  пищеварительная система человека.  А  НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО НЕШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ МЫ БУДЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ  Муравьишки,  и Мудрой  черепахи..

       

Внимание отправляемся в путь. Наша первая улица – Питание.   Слайд 6

– Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Ответы детей.

Молодцы.   Ребята любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин, растениям- свет, почва и вода, а что является топливом для нас ?

   ( еда)  слайд 7

Правильно, ребята пища - источник энергии, необходимой нашему организму, чтобы поддерживать работу всех его органов.

Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

2)Практическая работа №1        Муравьишка  приготовил вам задание
Учитель: Возьми те на партах лист №1. Что на нем изображено?
(Ответ: продукты)
Учитель: На какие 2 группы можно разделить все эти продукты?

  Слайд 8

Как называются продукты, которые получаем из растений? , а которые нам дают животные
(Ответ: продукты из растений и продукты, которые дают животные)
Учитель: Продукты, полученные из растений, называются продуктами растительного происхождения. Продукты, которые нам дают животные, называются продуктами животного происхождения.
Учитель: А теперь закрасьте кружок рядом с продуктами растительного происхождения зеленым цветом, а кружок рядом с продуктом животного происхождения – красным цветом.

Работа по карточкам.

3)Взаимооценивание. Рефлексия.
Учитель: Обменяйтесь листочками с вашим соседом по парте и проверьте его работу. А теперь внимание  на экран,     слайд 9 давайте сравним ваши ответы с ответами муравьишки.

Учитель: Поднимите зеленую звездочку кто выполнил правильно , желтую – одну две ошибки, и красную – больше двух.  Молодцы. Не

 Муравьишке понравилось, как вы работали.  А теперь мудрая черепашка приглашает вас на улицу Познавай-ка и слайд 10 расскажет нам зачем нашему организму питательные вещества - белки, жиры и углеводы.  Будьте внимательными.

                                             Слайд.

  Белки – важная часть питания человека. Белки основной строительный материал для роста и обновления клеток. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

                                   

Слайд.

 Углеводы- является важным источником энергии при всех видах физической и умственной работы. К ним относится сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Слайд.

Жиры- продовольственные и топливные склады. Это строительный материал для мозга и нервной системы. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

        Дети, Мудрая черепаха спрашивает, а какие еще питательные вещества входят в состав пищи? Отгадайте загадку и вы узнаете ответ.

На загадку, ответе хором.

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Артема и Марины

Что полезно?.. (Витамины).

слайд

Молодцы. Правильно витамины.

Необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах.

Дети сто лет назад учёные стали замечать, что пища совсем не простая вещь.  Я хочу рассказать вам одну историю, которую мне рассказала Мудрая Черепаха, а вы слушайте внимательно и  после рассказа она задаст вам вопрос. Итак, слушаем.

В 1902 году  знаменитый русский  путешественник Георгий Седов, отправился в экспедицию для изучения Арктики. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром и не употребляли в пищу овощи, фрукты и  молоко. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции погибли. Те которым удалось вернуться, как только стали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.

       Итак, вопрос черепашки.  Как вы думаете, почему многие члены экспедиции погибли? (неправильно питались, не хватало витамин).

Дети, какой можно сделать вывод? Для чего нашему организму нужны витамины? Правильно ребята (витамины влияют на  здоровье всех органов. Их недостаток может привести к тяжелым заболеваниям).

 Дети, а теперь давайте ответим черепашки, какие необходимые питательные вещества нужны нашему организму. Слайд Белки жиры и углеводы

Черепашка довольна вашими ответами и мы отправляемся на  следующую  улицу Отдыхай-ка слайд

Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь. 
Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Практическая работа №2 (определение содержания веществ в продуктах).
Учитель: Дети, а сейчас Муравьишка предлагает  посетить магазин продуктов и сделать остановку на улице Покупай-ка.  Слайд магазин.

  Покупая продукты  Муравьишка спрашивает, где можно посмотреть  информацию о том, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в тех или иных продуктах? . Давайте повторим о каких питательных веществах мы говорили. (белков, жиров, углеводов).
Ответ: на упаковке продукта. где именно нужно смотреть). Слайд упаковка
Учитель: Сейчас мы будем учиться находить эту информацию на упаковках  продуктов.

нам нужно  разделиться на  4 группы. (учитель делит детей на группы).

 Каждой рабочей группе я предлагаю упаковки . Найдите информацию о содержании питательных веществ.  Эту информацию внесите в таблицу (лист№2).
(Работа в парах с упаковками продуктов: ).
Учитель: Давайте обменяемся информацией.

Выберете одного представителя от своей группы, который познакомит всех с результатами вашей работы.  Сделаем вывод: какой из этих продуктов наиболее богат белком? Жирами? Углеводами?

Один ученик от команды зачитывает данные таблицы. 

(прошла собрала листочки)?

 Объяснение материала учителем.

Пищеварительная система.        

Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Черепахе интересно, как это происходит. Давайте выясним.

- А выяснять это будем на главной площади города Пищеварения.  Слайд

Ребята, давайте посмотрим из каких органов состоит пищеварительная система человека. слайд

Ребята сейчас мы познакомимся с ролью всех органов пищеварительной системы. Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны.

 Для того, чтобы пища могла продолжить свой путь, её необходимо тщательно пережевывать- не менее 16 раз.

Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где переваривается под действием желудочного сока.

Из желудка пища попадает в кишечник. Там  заканчивается её переваривание. Кишечник  состоит из тонкой и толстой кишки.

Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, -желчь, которая необходима для пищеварения.

Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. 

          Этот процесс длится 3-4 часа.

Мудрая черепаха  просит повторить название главных органов пищеварения .

                                                Слайд.     Работа по плакату.

 Молодцы и черепаха предлагает выполнить такое  задание, возьмите лист № 3, где изображена  пищеварительная система человека, укажите стрелками части этой системы. (работа детей).

Сравните правильные ответы с вашими, ошибки исправьте. Слайд

Ребята, дальше  мы отправляемся с вами на улицу Почитай-ка. Откройте учебник на стр. 140  и прочитайте правила  правильного питания.

Учитель: Ребята, мало знать о содержании питательных веществ. Нужно еще помнить и соблюдать правила питания,  о которых вы  прочитали.


Учитель: Давайте проверим, запомнили   вы эти правила. Встаньте. Я буду называть правила здорового питания вперемешку с вредными советами. Если я называю верное правило – хлопаете в ладоши; вредный совет – топаете ногами.

1.В твоем рационе должно быть как можно больше сладостей.
2. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
3. Перед сном надо хорошенько покушать.
4. Нужно стараться кушать в одно и то же время.
5. Старайся есть разнообразную пищу..

6. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

7.Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

8. Нужно есть много жаренного, копченого, соленого.

Стих если останется много времени.


Учитель: Молодцы, ребята. Вы все справились с заданием.

Молодцы вы усвоили, как нужно беречь свой организм и надеюсь, что вы всегда будете соблюдаете только правильные правила. слайд

Древним людям принадлежат мудрые слова:
“Мы едим для того, чтобы жить,  а не живём для того, чтобы есть”

Итог урока.

Дети вот мы с вами и прибыли на улицу Конечную. слайд

 Мудрая черепаха хочет убедиться, хорошо ли вы усвоили новый материал и приготовила  для вас кроссворд. Сейчас я раздам вам карточки с вопросами кроссворда. В порядке очерёдности вы будете их зачитывать и называть ответ.

слайд

  1. Орган, определяющий вкусовые качества пищи? (язык)

  2. Орган, в который поступает пережеванная и смоченная слюной пища? (пищевод)

  3. Орган, куда  пища попадает в первую очередь? (рот)

  4. Болезнетворный организм? (микроб)

  5. Орган, в котором пища начинает перевариваться? (желудок)

  6. Как называется процесс переваривания пищи? (пищеварение)

  7. Что разносит все питательные вещества по разным органам тела? (кровь)

  8. Орган, в который пища поступает из желудка? (кишечник)

 

 Молодцы, Ребята вы хорошо работали, прочитайте выделенное слово. (здоровье)

Ребята, а что нужно делать вам, чтобы быть здоровыми?

Правильно ребята, молодцы.

 Здоровье - нужно беречь,  это бесценный дар природы, который не купишь ни за какие деньги. Неслучайно говорят, что здоровый нищий богаче больного короля.

Дома вы ещё раз прочитаете учебный материал на стр. 138ой- 140ой

Если останется время. Послушайте дети Правила .

Ребята у вас на партах лежат звёздочки оцените свою работу на сегодняшнем

уроке. Если вы считаете, что вы были очень активны, весь новый материал

вам понятен вы должны поднять зелёную звёздочку, а если вы считаете что вам нужно ещё поработать-то вы должны показать жёлтую карточку, а если вам ничего не понятно и было не интересно на уроке, то покажите звёздочку красного цвета.

Ребята, я вижу что наше путешествие оказалось интересным, познавательным и увлекательным.

Вот и заканчивается наше путешествие, а вместе с ним и наш урок.  

  Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна,

За то, что встретили тепло

И так работали ударно.

 До свидания!

слайд

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какие питательные вещества человек получает с пищей?

– Почему нельзя есть много сладкого?

– Можно ли есть много жареного, соленого, копченного?

– Полезна ли горячая пища?

– Почему следует соблюдать режим питания?

Как правильно питаться

- послушайте стихотворение К. И. Чуковского про девочку и ответьте на вопрос: правильно ли она питается?

И осталась она голодна,

Без  обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела,

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Да уток десяток,

Да кусок пирога.

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков

Соленых опенков,

Да четыре горшка

Молока,

Да тридцать вязанок

Баранок,

Да сорок четыре блина…

- как вы думаете, каково пришлось ее пищеварительной системе?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру"Пять наших помощников"

урок-исследование по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

Урок по окружающему миру: "Почва нашей местности и её состав".

При проведении урока использованы приемы работы в группах, которая позволяет заинтересовать учащихся, пробудить в них исследовательскую творческую активность.  На уроке дети знакомятся с почвами ...

Разработка урока по окружающему миру "Лес наше богатство"

Цель:  воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю, учить преобразовывать её....

Конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения, по УМК "Начальная школа XXI века"

Подробный конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" составлен по Сингапурской системе обучения. Урок очень насыщенный и интересный, все новые обучающие структуры описаны. Данный матери...