Урок по окружающему миру: "Почва нашей местности и её состав".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
При проведении урока использованы приемы работы в группах, которая позволяет заинтересовать учащихся, пробудить в них исследовательскую творческую активность. На уроке дети знакомятся с почвами Ленинградской области, с проблемами, которые возникают по вине человека, учатся бережному отношению к земле и уважению к земледельцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почва нашей местности и её состав.
Цель: 1. Выяснить состав почвы;
2. Познакомить детей с почвами Ленинградской области;
3. Познакомить с использованием и обработкой почвы;
4. Воспитывать уважение к людям земледелия;
5. Учить бережному отношению к земле.
Оборудование: - коллекция состава почвы;
- образцы почвы;
- спиртовка;
- жестяная баночка;
- стаканы с водой;
- пробирка;
- прокалённая почва;
- таблицы: «Почвенное обнажение»;
- картинки с изображением поля,
сельскохозяйственных машин;
- толковые словари.
Слайд 1
Земля – мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Ход урока: (учащиеся сидят по группам)
- Повторение.
Подготовленный ученик читает доклад «Чудесная кладовая».
- Что же это за кладовая, вы узнаете, если разгадаете кроссворд:
1 группе: Самое распространённое полезное ископаемое, которое
широко используется в строительстве и изготовлении стекла. Состоит из отдельных крупинок, без блеска, не горит, водопроницаемое.
2 группе: Полезное ископаемое, которое образуется на болотах из
отмерших растений. Используется как топливо, впитывает воду. В Ленинградской области большие запасы этого ископаемого.
3 группе: Материал, из которого сделаны решетки Летнего сада в
Санкт-Петербурге.
4 группе: Название реки, на которой стоит город Павловск.
5 группе: Озеро, из которого берёт своё начало река Нева.
Слайд 2
п | е | с | о | к | ||||||
т | о | р | ф | |||||||
ч | у | г | у | н | ||||||
С | л | а | в | я | н | к | а | |||
Л | а | д | о | ж | с | к | о | е |
- Новый материал.
В толковых словарях найдите и прочитайте определение «ПОЧВА».
Слайд 3
Почва – верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут
расти растения. Они берут питательные вещества,
необходимые для роста и развития.
- Из чего же состоит почва?
Слайд 4
Состав почвы
Перегной глина песок
- Рассмотрите почву на ваших столах.
- Какого она цвета?
- Обратите внимание, что в почве есть мелкие корешки, стебельки
растений, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей.
- Проведём опыты:
Опыт 1: В непрокалённой почве есть остатки растений и
животных
Прокаливаем почву в жестяной баночке.
Дым – горят остатки растений. Если нагревать почву до тех
пор, пока из неё не перестанет идти дым, почва станет совсем
серой.
Опыт 2: Почва состоит из песка и глины.
За 2 часа до урока в воду опустили прокалённую почву.
Рассмотрите осадок. Внизу – песок, над песком – более
мелкие частицы – глина.
Опыт 3: В почве есть вода.
Если нагревать почву в пробирке, то стекло, помещённое над
ней, скоро запотеет. Через некоторое время на нижней
стороне стекла появятся капельки.
Откуда появилась вода на стекле?
Опыт 4: В почве есть воздух.
Бросим комочек сухой почвы в воду. Наблюдаем, как из
почвы выходят пузырьки воздуха.
О чём это говорит?
Опыт 5: В почве есть соли.
Капельку воды из стакана, где песок и глина, подогрели в
ложке. Вода испарилась, осталась соль.
Вывод: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.
В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных,
песок, глина.
- От чего зависит цвет почвы?
- Чем больше перегноя, тем плодороднее почва, тем она темнее.
Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой
тёмный. (таблица)
Основное свойство – плодородие.
Сообщения учащихся:
1. Разнообразны почвы нашей страны. Большим плодородием обладают
чернозёмные почвы. На них выращивают высокие урожаи лучших
сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свёклы и других ценных
растений. В Ленинградской области почвы серого цвета (цвета золы)
– подзолистые. В них мало перегноя. Почему?
2. Почва образуется медленно. За 100 лет всего 1 см, а разрушается
быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять
почву на больших площадях. Частые дожди вымывают все
питательные вещества.
3. Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных
дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитать
всю выпавшую на неё воду. Она стекает под уклоном, смывая и
унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы.
Образуются овраги. Для защиты почвы закладывают лесные полосы.
(картинки)
Люди научились на этих почвах получать высокие урожаи растений.
4. Вносить удобрения, правильно обрабатывать. Почвы, как и другие
природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.
Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Много сил и
стараний прикладывают труженики сельского хозяйства.
5. Дождевые черви.
- Закрепление.
- Состав почвы.
- Основное свойство.
- Домашнее задание.
Подобрать материал о червях, муравьях: «Кто обрабатывает почву»
- Итог.
«Бережное отношение к хлебу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...
Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»
Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема: «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...
Урок по окружающему миру "Почва. Как образуется почва"
В данном уроке дается понятие о способе образования почвы и её особенности....
Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и ее состав"
Урок-исследование "Почва и ее состав" для учащихся 3 класса...
конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"
конспект+ презентация к уроку по окружающему миру "Почва"...
Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"
Занимательный и содержательный урок с мини-исследованием....