Разнообразие животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока:
- познакомить учащихся с классификацией животных;
- выявить отличительные групповые признаки;
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания о животном мире, о их существенных отличительных признаках;
- Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- Развивать умение детей работать с текстом;
- Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности;
- Умение работать сообща в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
- Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
- Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
- Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Учитель: Кормянкова Елена Вячеславовна
Класс: 3-Д
Тема: «Разнообразие животных»
Тип урока: усвоение нового материала.
Цель урока:
- познакомить учащихся с классификацией животных;
- выявить отличительные групповые признаки;
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания о животном мире, о их существенных отличительных признаках;
- Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- Развивать умение детей работать с текстом;
- Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности;
- Умение работать сообща в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
- Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
- Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
- Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
Для учителя - компьютер, проектор, презентация к уроку по теме.
Для учащихся - учебники, рабочие тетради, таблицы, карточки.
Источники дополнительной информации: атлас - определитель «От земли до неба», справочники, энциклопедии, Красная книга.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться , а трудиться
Мы работаем старательно.
Слушаем внимательно.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в царство животных. А путешествовать с нами будет профессор Зоология. Он приготовил нам вопросы.
- Как вы думаете что изучает наука зоология?
- На какие группы можно разделить всех животных?
_ Как защитить животных на нашей планете?
2.Сообщение цели и темы урока.
- Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний вместе с нашим профессором Зоология.
- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация?
- Где мы можем ее найти?
- С какой целью мы читаем информацию? ( Для того, чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)
- Чтобы работа достигла хорошего результата, мы с профессором Зоология составим план работы и оформим его в виде схемы.
Давайте познакомимся со схемой.
На доске:
- Найди информацию.
- Подумай.
- Измени.
- Сохрани.
Поиграем в игры, которые придумал для нас наш профессор Зоология.
Игра «Узнай по описанию».
- Зверь пуглив, осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая.
- Эта птица , пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
- Летает, коричневый. Очень важный!
- Получилось у вас узнать животных? (нет)
- Почему? (для этого недостаточно информации)
- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)
- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:
1.Тело этого животного покрыто щетинисто- стриженой , срезанной, черноватой или коричневой грубой шерстью. Эти животные любят валяться в жидкой болоте . Грязь засыхает и покрывает кожу твердой коркой. Он очень быстро бегает и переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной. (Кабан)
2. Это птицы небольшого размера очень хитрые . Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это хищная птица и на время улетают. Кукушка этого только и ждет, чтоб подкинуть в чужое гнездо свое яйцо. Часто она выкидывает яйцо хозяев, чтоб те не заметили подмены. (Кукушка)
3. Появляется весной и начинает активную жизнедеятельность. Весь коричневый, широкое и выпуклое туловище , красно- коричневого цвета ,будто шоколадный. Во время полёта сильно гудят. (Майский жук)
- Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)
- Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)
3. Изучение нового материала.
Беседа.
- Кого вы представляете себе, когда слышите слово животные?
- Все это представители замечательного царства животных. И изучает их наука зоология.
- Посмотрите на фотографии на доске . Назовите представителей животного царства. (лиса , волк, жаба, медведь)
- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)
- А вот эти? (корова, свинья, коза)
- Что это за группа? ( Домашние животные)
Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.
-Продолжим игры с профессором Зоология.
Игра: «Домашние и дикие животные».
( Это задание выполняют дети с задержкой психического развития).
- Для этого нам понадобится атлас.
Практическая работа с атласом.
Пользуясь атласом – определителем и энциклопедией, заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.
Детям предлагаются рисунки.
Домашние животные | Дикие животные. |
- Немецкая овчарка
- Олень
- Лиса
- Куропатка
- Богомол
- Таракан рыжий
- Индюк
Беседа.
( Работа с остальными детьми в классе)
- Когда вы выполняли задание, вам не захотелось разделить этих животных еще на какие-нибудь группы? (Звери, птицы, насекомые)
- Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком)
- А птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц) .
- А к какой группе вы отнесете дождевого червя и медузу?
Наш профессор Зоология делит царство животных на большее число групп.
И предлагает провести ещё игру, которая называется: «Определи по признаку»
Практическая работа.
Работает весь класс ( кроме детей с задержкой психического развития).
Найдите в учебнике текст о разнообразии животных . Заполните таблицу. (Раздаю листы с готовой таблицей). Дополните каждую группу – левый столбик – представителями и справа напишите их признаки.
Групп животных | Признаки |
Беспозвоночные | |
Черви: | |
Моллюски: | |
Иглокожие: | |
Ракообразные: | |
Паукообразные: | |
Насекомые: | |
Позвоночные | |
Рыбы: | |
Земноводные: | |
Пресмыкающиеся: | |
Птицы: | |
Млекопитающие: |
(Учащимся с задержкой психического развития следующее задание)
Работа с карточкой: из группы слов выбрать и подчеркнуть насекомых, птиц.
Карточка с заданием:
Черепаха, муха, соловей, воробей, оса, лошадь, крокодил, летучая мышь, таракан , пчела,
Грач, киви, бабочка, муравей, волк, лиса, кузнечик.
Работа со всем классом.
Расскажите, как вы работали в соответствии с планом?
- Найди информацию. (Нашли ее в учебнике.)
- Пойми (осознай) ее. ( Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
- Измени. (Заполнили таблицу)
- Сохрани. А вот чтобы сохранить, вы попробуете сейчас рассказать о разнообразии животных. (По - желанию несколько человек. Можно каждую группу животных разным детям)
Молодцы, ребята! Вы отлично справились!
Профессор Зоология проводит беседу об охране природы.
Беседа .
Человек! Ты царь природы!
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.
- Что такое Красная книга?
- Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.
- Я ,профессор Зоология , предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги.
4. Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко –
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучится:
- «Стук, стук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
- «Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай!»
5. Закрепление изученного материала.
- У нас с вами сегодня на уроке «Книга рекордов Гиннеса». Посмотрите ее содержание, нет ли там, случайно, представителей какой-нибудь группы? (есть)
- Кто же? Чем же они так отличились, что попали в эту книгу?
(В Книге Гиннеса: медведи, пчелы, осы, шершни, бабочки и мотыльки, дельфины, Расскажите, каких животных вы там увидели. И почему они там оказались?
- Медведи. Малайский медведь попал в книгу, как медведь – кроша, т.к. длина взрослой особи составляет 1,4 м.
- Гигантский шмель – единственный аборигенный вид шмеля, обитающий в лесах умеренного пояса Южной Америки. Длина его тела составляет 4 см. Ныне они встречаются редко. И специалисты опасаются, что им грозит исчезновение.
Гигантский азиатский шершень, который водится в горах Японии, достигает 5,5 см в длину, размер крыльев – 7,6 см. С помощью жала 0,6 см он впрыскивает в жертву яд, способный растворить ткани тела человека.
- Представители бабочек и мотыльков тоже находятся в Книге рекордов Гиннеса. Так в книгу попала самая ядовитая гусеница, яд которой вызывает внутренние кровотечения и почечную недостаточность.
Самец малого ночного павлиньего глаза чувствует запах самки аж за 11 км.
Так же, в книгу попала самая большая бабочка. Размах ее крыльев достигает 30 см.
Существует самая быстрая гусеница, размером в 8 мм, которая в момент опасности сворачивается колесом и буквально укатывается прочь, преодолевая 38 см за 1секунду.
- Дельфины попали в книгу по многим показателям. Самый яркий окрас у китайского дельфина, кожа которого имеет розовый цвет. В реках Амазонки живут самые крупные дельфины – 2,6 м – это единственный дельфин, на тебе которого растут волоски.В Тринидаде обитают древесные лягушки в 6,5 см. Но удивительно то, что ее головастик имеет размер 16,8 см. Т.е. она уменьшается в размере.
Есть и сама маленькая лягушка – размер ее всего 7 мм.
- Длиннейшая бездонная ящерица – желтопузик – может растягиваться до 135 см.
А комодский варан внесен в книгу, как ящерица – гигант. Самцы достигают в длину около 2,25 м и весят 59 кг. Наибольший размер экземпляра достигал 3,1 м и весил 166 кг.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1 с.40
- Прочитайте задания, рассмотрите рисунки на с.40-41. Пронумеруйте рисунки.
№ 2 с.41
Это задание выполняют дети с задержкой психического развития
- Прочитайте задание. Кто лишний ? Почему? (Осьминог, это моллюск)
- Выполните задание до конца самостоятельно.
(В конце задания взаимопроверка)
№ 3 с.42
- Прочитайте задание. Откройте учебник на стр. 92.
- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.
№ 4 с. 42
- Прочитайте задание. Запишите по 3 названия животных разных видов.
(После выполнения задания проводится проверка.)
Учащимся с задержкой психического развития выписать по 1 названию.
№ 5 с. 42
- Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
6. Рефлексия.
- Придумайте задание по теме урока.
Предложите его своему соседу по парте. Оцените его ответ.
7. Итог урока.
-Ваши пожелания к профессору Зоология.
-Как спасти животных на нашей планете от вымирания?
8. Домашнее задание.
- Учебник: прочитать текст на стр. 87 – 92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.92.
- Индивидуальное задание для детей с задержкой психического развития: подготовить устное сообщение о защите животных.
Методы применяемые на уроке: (пассивные и активные): словесный, практический, проблемно- поисковый, демонстрационный, стимулирующий.
Оборудование: мультимедийная установка. учебники, рабочие тетради, цветные карандаши ,карточки.
Межпредметные связи: литература ,музыка, изобразительное искусство.
Литература: учебник « Мир вокруг нас» 3 класс под. ред. А. А. Плешаков, рабочая тетрадь.
Анализ работы детей на уроке.
Урок прошёл в хорошем темпе. Учащиеся принимали активное участие как в подготовке к уроку, так и непосредственно в самом уроке.
Урок достиг своих целей, о чём свидетельствует работа в рабочих тетрадях и ответы учащихся во время подведения итога.
Особое внимание было отведено детям с задержкой психического развития: работа по специальным карточкам, индивидуальное домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».
Урок окружающий мир...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...