"Опора тела и движение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
" Опора тела и движение" Окружающий мир 3 класс УМК " Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!
Цели:
познакомить с работой опорно-двигательной системы человека. Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.
Ход урока
1.Организационный момент
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
2. Проверка домашнего задания.
У.: - Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств.
1. Два человека будут работать индивидуально по карточкам на местах.
1. Соедини стрелками. глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха 2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____ 3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? _________________________ |
2. Игровая ситуация
“Консилиум врачей”.
- К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.
Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.
3. Устный опрос:
У.: - Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?
- Как нужно беречь глаза, уши и другие органы чувств?
- Какую роль играет пот, выделяемый кожей?
- Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
- Как надо ухаживать за кожей?
ПРОВЕРКА:
1) (Примерный рассказ учащихся):
а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.
- Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).
- А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)
б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).
2) ( Учитель вслух читает задания в карточке, а ребята отвечают)
Микроитог. Оценки.
III. Самоопределение к деятельности
III. Актуализация знаний.
У.: - Разгадайте кроссворд и угадайте тему нашего урока: ( на доске)
- Не часы, а тикает (сердце).
- Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
- Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
- Орган зрения (глаз).
- Орган дыхания человека (лёгкие).
- И говорит, и кушает (рот).
У.: - Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)
- Какая же тема сегодняшнего урока?
IY. Работа над новой темой.
У.: -Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение».
Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к изучению своего организма, воспитывать в себе культурное отношение к здоровому образу жизни, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.
- Само слово опорно-двигательная сложное. Из каких частей оно состоит? (Опора и двигать)
- Рассмотрим, что в нашем теле является опорой. Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей? (Кости).
– Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.
Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет.
Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы. Кости придают телу форму. Они твердые и прочные.
- Что в целом образуют кости человека? (Скелет).
В скелете различают более 200 различных костей, больших и совсем крошечных.
– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног). (Учитель записывает на доске).
.:- Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.
( У доски выступает ученик)
Позвоночник.
Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.
Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.
– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?
Череп – защищает головной мозг.
Грудной отдел – защищает сердце и легкие.
Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.
Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног. - Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны.
Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.
Вывод:
– Какую же роль выполняет скелет?
Скелет - опора, защита учебник чтение с 134 1 абзац
Физминутка Движение
Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.
В теле человека 650 мышц. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мышцы помогают нам и петь, и смеяться, и дышать.
- Что заставляет наше сердце работать? (Сердечная мышца).
- А что помогает котлете продвигаться от рта до желудка? (Мышцы пищевода).
- Кто командует мышцами? ( Мозг). - Поверните голову направо, поднимите руки вверх, опустите их.
-Что заставляет кости двигаться? ( Ответы учеников).
.:- Послушаем сообщение о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.
Мышцы. У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц. |
Итак, движение нашего тела обеспечивают мышцы.
- Прочитайте текст в учебнике на с. 134. 2абзац
2. Практическая работа
Правила выработки хорошей осанки
.:- От скелета и мышц зависит осанка человека.
- Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.
Опыт 1
- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).
- Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).
- Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).
Опыт 2
- Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.
Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? ( Она сжалась).
- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью).
- Сделайте выводы. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).
- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой).
- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.).
( Учитель приглашает к доске двух учеников)
Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.
Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.
Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)
У.:- Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, скалиоза)
- Прочитайте в учебнике текст «Осанка» на с. 135-136. Найдите в нем правила выработки хорошей осанки.
- Проделайте упражнения по этим правилам.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 60). Работа в парах
- Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника абзац. В котором говорится о работе скелета и мышц.
- Заполните пропуски в рабочей тетради. (Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Главная ее роль- обеспечивать опору и движение организма).
(После выполнения задания проводится проверка).
№ 2 (с. 61).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Расскажите по этим рисункам, как выработать правильную осанку.
- Отметьте (закрасьте кружки), какие правила вы выполняете.
Составим памятки по сохранению правильной осанки
Работа в парах. Выбирают правильный ответ
Подведем итог
- Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? ( Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого).
- Что такое скелет? ( Все кости человека).
- Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение).
- Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех).
Чем поделитесь дома, в семье?
Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.
Рефлексия
Тест «Как ты заботишься о своей осанке»
- Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».
1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.
2) Я ем молочные продукты.
3) Я сижу прямо, не сутулюсь.
4) Я предпочитаю ранец портфелю.
5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.
6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.
7) У меня близорукость.
8) Я часто болею.
9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.
Большую роль для здоровья всего нашего организма играет –наше настроение Если вам было сегодня интересно и комфортно на уроке. Пусть ваше растение улыбается
Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»
Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!
- Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха Сколько органов чувств ты знаешь? 5 Как называется наука, изучающая строение тела человека? АНАТОМИЯ
С Е Р Д Ц Е К Р О В Ь Ж Е Л У Д О К Г Л А З Л Ё Г К И Е Р О Т
тема: ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ. цель: изучить строение опорно – двигательной системы и принципы её работы; составить правила выработки хорошей осанки осанки .
физминутка
Практическая работа
Правила хорошей осанки . 2. Профилактика 3. Осторожно! Опасно!
РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОМ в 3 классе. "Опора тела и движение. Осанка - стройная спина!"
Подробный конспект урока окружающего мира по программе "Школа России", проведенного в 3 классе. Сохранение правильной осанки у ребенка - это актуальная проблема для учителя, родителей и ,конечно...
Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".
На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....
Опора тела и движение
тест...
ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ
Данная презентация знакомит с опорой человека и его движением....
Опора тела и движение.
Презентация для урока по окружающему миру в 3 классе потеме "Опора тела и движение".УМК "Школа России", А.Плешаков....
Урок "Опора тела и движение"
Конспект урока и презентация...
Опора тела и движение.
А. Плешаков "Школа России"....