Проект "Мобильный телефон"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Cемис-оол Аяна Сергеевна

Конспекты открытого урока по окружающему миру и проект ученицы 2 класса Херртек Кадын-Ай.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

Исследовательская работа:

«Мобильный телефон в жизни ребёнка»

Направление – естественно-научное

             

Выполнила: ученица 2 «а» класса МБОУ СОШ

с.Арыг-Узюнский Хертек Кадын-Ай

Научный руководитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский  

Семис-оол Аяна Сергеевна

                                           

                                                             

 с. Арыг-Узю, 2019 г.

                                                Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………………………...4

Практическая часть.        …………………………………………………………….5

Вывод………………………………………………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………………………8

«Выключи жизнь в телефоне….»

Введение

Мобильные телефоны стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые телефоны. В настоящее время знакомство детей с телефоном всё чаще происходит в юном возрасте через игры.

Первые разговоры о вреде сотовой телефонии в России начинались уже в начале 2000г.

Излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы. Огромный вред наносится мозгу ребёнка, так как его клетки мозга только начали развиваться и получать нужную для него информацию, а радиоволны разрушают клетки головной коры и мозга, затрудняют кровообращение, а также вызывают повышенное кровяное давление и сокращение числа красных кровяных клеток.

Итак, опираясь на эти данные, мы можем однозначно сказать, что сотовый телефон оказывает влияние на здоровье человека, особенно беззащитным оказывается растущий организм ребёнка. Также исследования ученых показали, что не сам мобильный телефон негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.

       Актуальность. В современной жизни развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи с электронными устройствами, в том числе и с мобильным телефоном. Выбранная мною тема важная, так как большинство школьников проводит много времени с мобильным телефоном.

Цель – выяснить влияние телефонной игры на физическое и психическое состояние ребенка.

Для того, чтобы раскрыть цель, поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу о влиянии телефонной игры на физическое и психическое состояние ребенка;
  2. найти игры, заменяющие мобильный телефон;
  3. Проанализировать собранную информацию.

Гипотеза. Сегодня во многих семьях есть телефоны. Что же такое мобильный телефон - угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Помогает ли мобильный телефон в развитии или только мешает? Предположим, что постоянное использование телефона приносит вред.

Для того чтобы проверить свои предположения, я составила план исследования:

  1. Найти и изучить данные из интернета о влиянии на детей игр в мобильном телефоне.
  2. Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.
  3. Выполнить презентацию по собранному материалу.
  4. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.
  5. Выступить на родительском собрании с этой темой.

Предполагаемый результат. Пользователь телефона – будущий всесторонне развитый ребенок, умеющий выбирать игры в телефоне, умеющий следить за временем, проведённом у телефона и соблюдающий безопасное общение с телефоном.

Предмет исследования – телефон.

Объект исследования – сестра.

Основная часть

Постоянное увлечение играми через интернет мешает всестороннему развитию детям, потому что эти игры показывают им придуманный мир. Но окружающий нас действительный мир невозможно изучать через экраны телефонов, через интернет. Дети, часами просиживающие перед телефоном, мало читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Когда я стала подолгу засиживаться за любимой игрой в телефоне, мама стала говорить: «Не сиди долго с телефоном, испортишь зрение!», «Хватит сидеть с телефоном, отдохни!». Но мне же интересно! В ответ я слышала, мобильный телефон плохо влияет на здоровье человека, что не все игры полезны для детей.  Есть ребята, но и взрослые, которые спят с мобильным телефоном. Но это как говорит моя мама, опасно для здоровья. Моя мама, Чинчи Юрьевна, учитель информатики в нашей школе, она очень хорошо знает о вреде и пользе телефона и говорит, что важным моментом сохранения здоровья, является соблюдение временного режима при пользовании телефоном.

Использование игр на мобильном телефоне позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение.  Также мы узнали и о вредном влиянии таких игр.

Большую роль играет ведение здорового образа жизни, которая при соблюдении его мобильный телефон может превратиться в друга и верного помощника.

Практическая часть

Чтобы достичь цели моей работы, решила провести наблюдение за своей младшей сестрой, потому что она много времени проводит с телефоном мамы или папы.

Мою сестру зовут Хертек Кан-Кыс. Ей четыре годика. Ей интересно изучать все, что находится в доме и мобильный телефон в том числе. Так она, незаметно для меня, научилась включать телефон, загружать нужную программу для просмотра мультика или игры. И у неё очень хорошо это получается. Родители не против того, чтобы сестра уже училась пользоваться телефоном, так как компьютерные технологии - однозначно будущее, в котором ей жить.

Наблюдения за сестрой начала в выходные дни, т.к. в эти дни она больше времени проводит с телефоном. Никто ее не ограничивал.

И что же я заметила: что же произойдет, если эти правила пользования телефоном будут нарушены. И что же я заметила? Тогда я замечала изменения в её физическом и психическом состоянии во время игры с телефоном трудно ее заставить кушать или что-либо сделать, если деятельность с телефоном становилась бесконтрольной, то сестра нажимала подряд все кнопки и загружала различную совсем для неё не нужную информацию. В силу своего возраста, она не могла контролировать количество времени, проведенного за телефоном, и оно превышало норму. С трудом мама у неё отбирала телефон.

За время проведенном за телефоном у неё уставали глаза: она начинала щуриться, глаза становились красными. Она становилась возбужденной, при напоминании о том, что нужно заканчивать игру обижалась, начинала плакать, проявляла протест, истерику. Возникли трудности при подъеме по утрам.  

После наблюдения за сестрой, я начала уговаривать ее уменьшить время провождения за телефоном. А в остальное время предложила заниматься рисованием, лепкой, настольными играми и прогулками. Если с сестрой было заранее оговорено, что она, садясь за телефоном, смотрит, например, один мультик и играет в одну развивающую игру для малышей (в один день обучающую цветам, в другой – счету, в третий – обучающей быстроте реакции и т.д.), то она соглашалась и без проблем заканчивала столь увлекательное для неё занятие. Происходило это еще и потому, что взамен ей были предложены не менее интересные забавы такие как: рисование и лепка, настольные игры, подвижные игры, прогулка. После чего я заметила, что она оставалась довольной и спокойной.

Вывод

Исследовав тему «Мобильный телефон в жизни ребёнка» пришла к общему итогу, что общение с телефоном может быть не только полезным, но и вредным. И требует жесткого режима работы с телефоном. Это важно, чтобы уменьшить вредное воздействие на детский организм. И, конечно же, он не может заменить другие занятия и игры, которые так необходимы и интересны детям. Также результаты моей работы показали, что мои предположения подтвердились, что нельзя сказать, что игры на телефоне – это плохо, и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние игр на телефоне неоднозначно, для детей. Кто-то развивает логическое мышление, кто-то добывает знания про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.  Мобильный телефон, как и всё, что окружает нас, может быть и вредным, так и полезным, если правильно соблюдать время провождения с ним. Поэтому, чтобы все знали о необходимости соблюдения времяпровождение за телефоном, планирую в мае выступить с этой темой на родительском собрании. 

После исследования работы, пришла к выводу, что нужно время от времени отвлекать детей от телефона. И больше времени проводить с ним, чтобы уменьшить вредное воздействие телефона на детский организм. После чего пришла к такому выводу:

  1. общение с телефоном должно быть в дневное время;
  2. это должно быть только мультики или развивающие игры;
  3. выбирать игры в телефоне, развивающие мышление, логику, мелкие мышцы руки;
  4. уметь следить за временем, проведённом у телефона
  5. распространение информации о необходимости соблюдения правил безопасного поведения за телефоном своим близким, знакомым.

Использованная литература

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии, М.: с.45 3. Викентьева Е. Компьютер и мобильный телефон как диагноз. Эпидемия электронной наркомании // Еженедельная газета интеллигенции. № 12 (7220) 6 - 12 апреля 2000г

2. Глотова А. Г. Психические расстройства связанные с компьютером //

http://www.np.vspu.ac.ru/show.php?t=1&id=49&st=2

3. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект.

  1. Карпеева Т. Игра…взгляд с двух сторон //Сотовые аппараты. №18 (347) мая, 2000 г.

5.Карпуничева О. Дети и компьютер // http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=311

  1. Вред от мобильных телефонов.http://www.colan.ru./favicon.ico.



Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 «а» классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема:  Кто что ест .

Цели: познакомить с классификацией животных по типу питания.

.Задачи:

актуализировать знания о животном мире;

воспитывать бережное отношение к природе;

            развивать наблюдательность, внимание, память.

Провела: кл.рук: Семис-оол А.С.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать  схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Метапредметные

Регулятивные.

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:

Познавательные.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • Отличать новое от уже известного;
  •  Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

  • Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;
  • Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
  • Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;

Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

           Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

  1. Орг.момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учеников. Психологический настрой. Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 А работать мы будем в группах. Вспомним правила работы в группе.  (3 мин)

 Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки.  Проверяют  готовность к уроку, проверяют готовность у соседа.

Вспоминают правила работы в группах.

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД:  способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2.Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами разделили царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Сейчас я из волшебного мешка  каждый представитель группы  вытащит  животное, а вы должны определить , к какой группе и к какому классу оно относится.

-Вспомните,  на какие две большие группы можно разделить царство животных (беспозвоночные и позвоночные)

Задание: Назвать животное и  определить, к какому классу и группе относится .

-Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению и внешнему виду , но есть и другие способы классификации животных. (5 мин)

(По правильным ответам определяют баллы в каждой группе)

Определяют по форме мягкой игрушки  к какой группе относит животное:

Крокодил (пресмыкающиеся, позвоночное)

Пчела  (насекомое, беспозвоночное) 

Лягушка (земноводное, позвоночное) 

Акула ( рыбы, позвоночное) 

Паук( паукообразные, беспозвоночные)

Ежик( млекопитающее, позвоночное) 

Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи

3.Самоопределение  к деятельности.

Назовите признаки живых организмов.

 (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают)

А что необходимо для роста и развития животного? ( Питание)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке , вы узнаете , если повернете этих слонов в противоположную сторону.

(3 мин)

Отвечают на вопросы учителя.

На столе стоят семья слонов. Дети поворачивают их в другую сторону и там приклеены буквы. Если их соединить, то получается слово «О питании»

Это задание читают слабые ученики (Женя, Адыяа, Дамерлан)

Познавательные:

синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4.Работа по теме урока

- Сегодня мы классифицируем животных по способу питания, и узнаем, кто что ест.

Вешает на доску табличку

       ЖИВОТНЫЕ

Работа в группах. Получают задание.

Информация для 1 группы

 В природе мыши обитают там, где есть пища, которой они могут питаться.

 В осеннее время мышь старается сделать запасы, которыми питается зимой.  

Животные, обитающие в лесу, поедают семя трав, плоды деревьев, ботву

растений, орехи, желуди и грибы. Луговые, степные и полевые мыши едят зерно (пшено, гречку, ячмень, пшеницу и овес).  Полевка (полевая мышь) также может питаться стеблями злаков и семенами, любит рассаду и цветки.

-Какой пищей питается мышь? (растительной)

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только растительной пищей

-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Вешает на доску табличку зеленого цвета.

      РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

Информация для 2 группы

 Так как ласточка проводит практически все время в полете, то и питается она

налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят насекомых,

являющихся основной едой. Ласточки отдают предпочтение лакомым для них жучками, мошкам ,кузнечикам, сверчкам и стрекозам.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

-Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.

Вешает на доску табличку синего цвета .

      НАСЕКОМОЯДНЫЕ

Информация для 3 группы

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

-Верно! Животных, таких животных называют – хищники или плотоядные.

Вешает на доску табличку красного цвета

      ХИЩНЫЕ

Информация для  всех  групп.

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.

-Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

-Животных, таких животных называют – всеядные.

Вешает на доску табличку желтого цвета

ВСЕЯДНЫЕ

(По правильным ответам определяют баллы в каждой группе)

 Послушаем видеоурок)                                               15 мин

 

Каждая группа изучает информацию и отвечает по плану.

Что за животное?

Чем питается?

Познавательные:

анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

планирование деятельности и работа по плану.

5.Первичное закрепление)

Работа в тетради. Раб тетр. Задание №1. Стр.55.

Раскрасить кружок в нужный цвет.

Названия животных

Их пища

Группа по питанию

Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора

Работа в группах Слайд 11

Заполняют таблицу, закрашивая кружок в нужный цвет.

Насекомоядные-синий,

Растительноядные-зеленый,

Всеядные-желтый,

Хищники-красный.

Познавательные:

осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

6.Физкульт-минутка

(2 мин)

Музыкальная  физминутка с животными.

Регулятивные:

волевая регуляция

7.Знакомство с понятиями «цепи питания»

8.Первичное закрепление

(5 мин)

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Слайд

Посмотрите отрывок видеоурока про цепи питания. ( 7 мин)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Слайд

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц- волк Слайд

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Вот к примеру посмотрите на видеоролик про цепи питания .

        Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают конверт с названием места и заданием. (Лес, Поле, Огород)

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся . Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Дальше? (растительноядные)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. Слайд 15

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Мышей могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

-Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты.

По сигналу ребята начинают работать в группах.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

1) Лес.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

Если зайцу нечего будет есть,

то не будет пищи и лисе, и волку.

Она разрушится.

Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка

.

Познавательные:

анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. 

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

 

9.Включение в систему знаний и повторений

А сейчас я предлагаю вам послушать сообщения, которые приготовили девочки. Слушайте внимательно, а выводы сделаете сами.

-Какой же можно сделать вывод?

-Ребята, а надо ли уничтожать хищных животных?

На этот вопрос ответить стихами Оскур Аюна

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Ученица  Дыртык Ай-Чырыы

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться

Ученица Санчай Вилория

У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Делают вывод:

Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

Делают вывод: Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

Хищники приносят огромную пользу. Они –санитары леса, и ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Если уничтожить хищников , то среди  животных распространятся болезни и много животных погибнет.

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

10.Итог урока

“Договори фразу”. Слайд

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Цепи питания

Растения

Хищники

Сеть питания

11. Домашнее задание

1 группа: Используя атлас определитель познакомиться с разнообразными представителями  каждой группы по типу питания

2 группа: Составить различные цепи питания.

3 группа: Найти интересную информацию о том, как животные приспособились к добыванию пищи

12 Рефлексия

Рефлексия «Мамочка»

Каждой группе раздается картинка с изображением 3 х эмоций лица мамы.  Каждый год в последнее воскресенье ноября  мы отмечаем  замечательный праздник «День матери». Поэтому все мы хотим , чтобы наши матери всегда улыбались, были счастливы, здоровы. И в первую очередь вы не должны огорчать своих матерей. Поэтому покажите свое настроение, эмоции  в этом уроке рисунками на столе.

- Спасибо за урок! Урок окончен. Слайд

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский

Открытый урок по окружающему миру

в 3 «а» классе на тему:

«Кто что ест? Цепи питания».

Провела учитель начальных классов: Семис-оол А.С.

26.11.2019г

Ъ

Названия животных

Их пища

Группа по питанию

 Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

 Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора

 

Задания урока

1 группа

2 группа

3 группа

1.Волшебный мешок.

Угадать группу

(2-х животных)

(2 балла)

2.Работа по теме урока

(1 задание-1 балл.

Доп.задание-1 балл)

3.Раскрашивание таблицы (3 балл)

4.Составление модели  цепи питания (3 балл)

5.Работа в тетрадях.( 2 балла)

Общее число баллов:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.

Воспитательные:

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Таблицаhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592247/img1.gif

Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).

Задание: Расположите виды животных в нужную группу.

 развернуть таблицу

Беспозвоночные

Позвоночные

Черви

рыбы

моллюски

земноводные

иглокожие

пресмыкающиеся

ракообразные

птицы

паукообразные

млекопитающие

насекомые

 

 развернуть таблицу

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 16. Проблемная ситуация

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируется)

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По особенностям питания)

V. Объявление темы урока (слайд 17)

Кто что ест

1. Слайд

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) 
Слайд 19

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)

– Чем питается? (сообщение детей)

Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)

– Чем питается? (сообщение детей)

Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.

Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 19

(Крот, ящерица, лягушка.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)

2. Закрепление

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.

У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

Проверка.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Дальше? (растительноядные)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

Работа в группах

Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.

IX. Вопросы экологии

1. Проблемная ситуация. Слайд 24

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

2. Работа по учебнику.

С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):

– уже знал;

– новое;

– не понял, есть вопросы;

– думал иначе.

X. Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия.

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Слайд 25

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?

XI. Домашнее задание.

С.97-98, тетрадь с.47 №3 и № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мир уцелел, потому что смеялся" по рассказу К. И. Чуковского "Телефон".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Образовательная система "Школа 2100"....

Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

Классный час "Мой друг мобильный телефон"

Из 31 первоклассника, пришедшего в мой класс, 18 человек имели телефоны! Все учителя знакомы с этой проблемой. Остро встала она и у нас. Был проведён классный час и родительское собрание по этой же те...

Игра "Не испорченный телефон"

Зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить на овладение способами активного слушания....

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" на тему: "Н.Н.Носов "Телефон""

Тип урока: методологический.Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон»,           «создани...

Классный час "Мобильные телефоны: польза и вред"

Учащиеся знакомятся с некоторыми фактами из истории развития производства мобильных телефонов; выявляют достоинства и недостатки мобильных телефонов; разрабатывают правила использования мобильных теле...

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».  Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....