Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" на тему: "Н.Н.Носов "Телефон""
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему
Тип урока: методологический.
Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».
Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон»,
«создание фильма» по данному рассказу.
Задачи.
Предметные:
1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
2.Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.
3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.
4.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.
Метапредметные:
- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.
- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.
- Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в по-иске и сборе информации, оценки действий партнёра.
- Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.
- Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познаватель-ные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
- Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятель-ности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ahmedyarovoy_e.f..doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахмедьярова Эльмира Фаиковна
г. Астрахань
МБОУ «СОШ №29»
Урок литературного чтения в 3 классе
по УМК «Школа России»
Тип урока: методологический.
Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».
Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон»,
«создание фильма» по данному рассказу.
Задачи.
Предметные:
1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
2.Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.
3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.
4.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.
Метапредметные:
- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.
- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.
- Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в по-иске и сборе информации, оценки действий партнёра.
- Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.
- Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.
- Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познаватель-ные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
- Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятель-ности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Планируемые достижения учащихся: познакомиться с профессиями людей, работающих на киностудии, почувствовать себя создателем фильма, уметь работать сообща в своей группе
и анализировать свою деятельность, работу своей группы и класса в целом.
Оборудование: фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей» (М.Минков, Ю.Энтин), учебник, портрет Н.Н.Носова, плакат с изображением предметов из рассказов Носова, выставка книг писателя, телефоны разных видов, музыка к киножурналу «Ералаш», таблички с названиями сцен для «фильма», детские рисунки, «Толковый словарь» Ожегова, сигнальные светофорчики.
Ход урока.
Этапы урока | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
1.Организационный этап. | - Ребята, начинаем урок литературного чтения. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу. Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. | 1.Самоконтроль готовности. 2.Реакция на учителя, внимание. |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Звучит «Гимн Незнайки и его друзей». - Из какого мультфильма эта песня? Как называются книги о Незнайке? Кто автор этих романов-сказок? - А какие ещё произведения Носова вы знаете? Предлагаю игру «Откуда я?» Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На плакате картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), песка («На горке»), вороны («Тук-тук-тук»), телевизора («Федина задача»), лестницы «Ступеньки», телефона «Телефон»). - На дом вам было задано прочитать отрывок из рассказа Носова «Телефон» и придумать свою загадку про этот замечательный предмет. Давайте послушаем, что у вас получилось. Проверка творческого задания. - Молодцы, с каждым разом вы сочиняете всё лучше и лучше! | - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? У каждого ребёнка – сигнальный светофорчик (зелёный цвет – да, знаю, я согласен; жёлтый – сомневаюсь; красный – нет, не знаю, не согласен). - Задайте одноклассникам свои вопросы по данному плакату. - Кто знает все рассказы Носова, которые представлены на плакате? (Дети показывают соответствующий сигнал светофорчика.) - Покажите с помощью светофорчика, у кого получилось придумать свою загадку про телефон. - Какие признаки телефо-на вы использовали при составлении своей загад-ки? |
3.Постановка цели и задач урока. 4. Планирование урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Давайте знакомые книжки откроем, | - Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? - А как бы вы назвали эту выставку? (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках.) - Давайте спланируем нашу работу. Учащиеся выбирают этапы урока и составляют план урока. - Что будем делать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план? Вывод: Сегодня мы про-должим работу над рассказом Носова «Теле-фон» и создадим по этому произведению фильм. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. |
5.Закрепление пройденного материала. | 1.Работа над произведением Носова «Телефон». - Откройте учебники с.169-170. а)Выборочное чтение. - Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон. б)Чтение диалога в лицах. - Прочитайте диалог мальчиков в лицах. 2.Повторение правил пользования телефоном. - А какие правила пользования телефоном вы знаете? - Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?» Подготовленный ученик читает стих-е: Придут домой ученики – И начинаются звонки. Звонки без передышки. А кто звонит? Ученики, Такие же мальчишки. - Андрей, что задано, скажи? Ах, повторяем падежи? Всё снова по порядку? Ну, ладно, трубку подержи, Я поищу тетрадку. - Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация?
| Работа в парах. - А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать? - Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова? - Покажите с помощью светофорчика: а) кому было интересно читать отрывок? б) кто нашёл книгу и прочитал рассказ до конца? - Сделайте вывод. (Нужно уметь правильно пользо- ваться телефоном.) |
5.Физкультминутка. | Вы, наверное, устали? Ножками потопали, ручками похлопали, Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, Фильм снимать мы начинаем. | |
6.Рассказ о Н.Н.Носове. | - Но перед созданием нашего фильма мне бы хотелось поговорить об авторе. Посмотрите на портрет Н.Н.Носова. В 1957 году один авторитетный между-народный журнал произвёл подсчёт, ка-кие из русских писателей чаще всего пе-реводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим оказался, как вы уже догадались … Николай Нико-лаевич Носов. - А что вы знаете об этом писателе? Викторина: - Где и когда родился Н.Н.Носов? (Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.) - Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву). - Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр) - Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? (Рассказ «Затейники» напечатан в жур-нале «Мурзилка» в 1938 г.) Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинитель-ством, химией, шахматами, радиолюби-тельством, электротехникой, фотогра-фией. Носов был режиссёром “Мос-фильма”. Много времени уделил муль-типликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. | - Как вы думаете, вслед за какими писателями в списке самых переводимых оказался Н.Н.Носов? (А.С.Пушкин – 1 место, М.Горький – 2 место). - Покажите с помощью светофорчика, смогли ли вы ответить на все вопро-сы викторины. - Придумайте свои вопро-сы о жизни и творчестве Носова и задайте их одно-классникам. - Как вы думаете, почему героем многих рассказов Носова является горе-изо- бретатель Мишка, кото-рый никогда не сидит без дела? |
6.Творческое приме-нение и добывание знаний в новой ситу-ации. | Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон». 1.Распределение обязанностей. - Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие. 2.Создание сценария. - Я обращаюсь к первой группе – сцена-ристам. О чём будет фильм? - Какова его основная идея? - Какие герои задействованы в фильме? - Назовите главные и второстепенные роли. - К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию? - Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта. 3.Работа режиссёров. -Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актё-ров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое. - Режиссёры, опишите характеры глав-ных героев. Каким бы вы хотели видеть в своей картине Мишку и его друга? - Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной? - Мне интересно, а как бы вы снимали сцену с мухой? 4.Помощь консультанта. - Давайте послушаем нашего консуль-танта, который расскажет нам о том, как появился телефон. 5.Работа операторов. - Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные. - Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать? 6.Работа композиторов. - Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма? 7.Инсценирование отрывка из рассказа. - Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время пе-рейти к подбору актёров на роли персо-нажей фильма (автор, Мишка, его друг). - Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литератур- ных героев. Разыгрывается сценка от слов «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг дру-гу» до слов «Надо же починить!» 8.Работа художников. - Наши художники работали над созда-нием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, за-печатлевшие отдельные кадры фильма. ( Рисунки расположены не по порядку.) 9.Работа монтажёров. - Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм. Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности. | - Знаете ли вы люди каких профессий занимаются созданием фильма? Организуем работу по группам. Дети делятся на 6 групп по желанию: 1 группа – Сценаристы. 2 группа – Режиссёры. 3 группа – Операторы. 4 группа – Актёры. 5 группа – Композиторы. 6 группа – Консультанты. 7 группа – Монтажёры. Каждая группа получает задание. - Как вы думаете, в чём заключается работа сценариста? Консультант находит значение слов «ирония» и «юмор» в словаре. (Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к героям и их поступкам.) - Что больше подходит к вашему сценарию – ирония или юмор? Почему? - Сделайте вывод, какой фильм мы должны снять? (Вывод: Мы должны снять юмористический фильм про двух друзей, которые купили в магазине телефон.) - Чем, по-вашему мне-нию, занимается режис-сёр? - Режиссёры, выберите главного в группе – режиссёра-постановщика, который будет выступать с отчётом. - Режиссёры, попробуйте озаглавить основные сце-ны фильма и располо-жить их в правильном порядке. (Отличное приобретение. Хрюк! Хрюк! Хрюк! О чём разговаривать? Переговоры с помощью азбуки Морзе. Пели, мы-чали, рычали, кричали… Как получается электри-чество? Была игрушка – стала вещь. Мишка ломает телефон. Почему Мишка такой несклад-ный.) - Для чего нужны консультанты при создании фильма? - Чем занимаются операторы фильма? - Чем отличаются павильонные съёмки от натурных? Как вы догадались? Сделайте вывод. (Мы будем сни-мать фильм в помеще-нии.) - Как вы думаете, на за-ставку к какой известной детской передаче может быть похожа музыка к нашему фильму? Сделайте вывод. (Музы-кой к нашему фильму бу-дет заставка к юморис-тическому детскому Ки-ножурналу «Ералаш».) - Как вы думаете, какая группа выступит следу-ющей? (Актёры.) -Актёры, обсудите в своей группе и распреде- лите между собой роли. - Режиссёры, как вам кажется, прошли наши актёры пробы? Берёте вы их в свой фильм? - О чём бы вы хотели спросить художников? (- Почему картинки к фильму расположены не по порядку?) - Художники, что вы можете сказать по этому поводу? (Очень часто съёмка картины ведётся не в той последователь-ности, какая задумана по сюжету и должна быть представлена на экране.) - А кто из кинематогра-фической бригады закан-чивает создание фильма? (Монтажёры.) |
7.Домашнее задание.
| - Найдите и прочитайте до конца рассказ Носова «Телефон». - Подберите пословицы о дружбе. | - Покажите с помощью сигнального светофор-чика, кто хочет прочитать до конца рассказ «Теле-фон». - Как вы думаете. Почему вам надо найти посло-вицы именно о дружбе? Где будете искать нуж-ный материал? |
8. Подведение итогов. | - Понравился ли вам рассказ Носова «Телефон»? А фильм, который мы создали? - Кто-нибудь из вас захотел работать на киностудии? - Чему учат рассказы Носова? (В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.) | - Какую цель ставили в начале урока? - Что делали для достижения этой цели? - Мы достигли цели урока? Покажите с помощью сигнальных светофорчиков. |
9. Оценка и рефлек-сия учебной деятельности. | - Большое спасибо вам за урок, вы очень хорошо поработали. Я приглашаю вас на вручение премии «Улыбка» за дости-жения в области киноискусства. Учитель раздаёт медали: «Лучшему сценаристу», «Лучшему режиссёру», «Лучшему оператору», «Лучшему консультанту», «Лучшему актёру», «Лучшему композитору», «Лучшему монтажёру», «Лучшему художнику». А в дневник – «пятёрки». Всем детям вручаются сделанные из бумаги «улыбки». | Оценка и рефлексия соб-ственной и коллективной деятельности. - Определите самого активного, наиболее от-личившегося, достойного награды участника своей группы. - Покажите с помощью сигнальных светофор-чиков: 1) на уроке я работал активно или нет; 2) своей работой я дово-лен или нет; 3) понравилось ли рабо-тать в своей группе; 4) хорошо ли поработала моя группа; 5) понравился ли мне урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...