Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" на тему: "Н.Н.Носов "Телефон""
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему

Ахмедьярова Эльмира Фаиковна

 

Тип урока: методологический.

Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».

Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон»,

           «создание фильма»  по данному рассказу.

Задачи.

Предметные:

1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

2.Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.

3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.

4.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.

 

 

Метапредметные:

- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.

- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.

- Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в по-иске и сборе информации, оценки действий партнёра.

- Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.

- Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.

- Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познаватель-ные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

- Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятель-ности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ahmedyarovoy_e.f..doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

                                                                                                  Ахмедьярова Эльмира Фаиковна

                                                                                                                 г. Астрахань

                                                                                                           МБОУ «СОШ №29»

                                                                                              Урок литературного чтения в 3 классе

                                                                                                       по УМК «Школа России»

Тип урока: методологический.

Тема урока: «Н.Н.Носов «Телефон».

Цель: Продолжение работы над произведением Н.Н.Носова «Телефон»,

           «создание фильма»  по данному рассказу.

Задачи.

Предметные:

1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.

2.Познакомить с историей создания телефона. Закрепить знания учащихся о правилах пользования телефоном. Дать представление о работе киностудии.

3.Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, актёрские способности, творческий потенциал каждого ученика при «создании фильма» по рассказу Носова «Телефон». Развивать речь, память, внимание, воображение.

4.Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора.

Метапредметные:

- Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.

- Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.

- Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы: планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативного сотрудничества в по-иске и сборе информации, оценки действий партнёра.

- Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.

- Развитие у детей мотивации учения, нравственно-этического оценивания.

- Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познаватель-ные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

- Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятель-ности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Планируемые достижения учащихся: познакомиться с профессиями людей, работающих на киностудии, почувствовать себя создателем фильма, уметь работать сообща в своей группе

и анализировать свою деятельность, работу своей группы и класса в целом.

Оборудование: фонограмма песни «Гимн Незнайки и его друзей» (М.Минков, Ю.Энтин), учебник, портрет Н.Н.Носова, плакат с изображением предметов из рассказов Носова, выставка книг писателя, телефоны разных видов, музыка к киножурналу «Ералаш», таблички с названиями сцен для «фильма», детские рисунки, «Толковый словарь» Ожегова, сигнальные светофорчики.

Ход урока.

Этапы урока

Формирование предметных умений

Формирование УУД

1.Организационный этап.  

- Ребята, начинаем урок литературного чтения.         Вот звонок нам дал сигнал –

                         Поработать час настал.

                         Так что время не теряем

                         И работать начинаем.

И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.  

                      Привет, сосед!

                          Улыбнись мне в ответ.
                         Я хочу, чтобы ты не грустил,
                         Всем улыбки сегодня дарил.

1.Самоконтроль готовности.

2.Реакция на учителя, внимание.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Звучит «Гимн Незнайки и его друзей».

- Из какого мультфильма эта песня? Как называются книги о Незнайке? Кто автор этих романов-сказок?

- А какие ещё произведения Носова вы знаете? Предлагаю игру «Откуда я?» Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На плакате картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), песка («На горке»), вороны («Тук-тук-тук»), телевизора («Федина задача»), лестницы «Ступеньки», телефона «Телефон»).

- На дом вам было задано прочитать отрывок из рассказа Носова «Телефон» и придумать свою загадку про этот замечательный предмет. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Проверка творческого задания.

- Молодцы, с каждым разом вы сочиняете всё лучше и лучше!

- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

У каждого ребёнка – сигнальный светофорчик  (зелёный цвет – да, знаю, я согласен; жёлтый – сомневаюсь; красный – нет,  не знаю, не согласен).

- Задайте одноклассникам свои вопросы по данному плакату.

- Кто знает все рассказы Носова, которые представлены на плакате? (Дети показывают соответствующий сигнал светофорчика.)

- Покажите с помощью светофорчика, у кого получилось придумать свою загадку про телефон.

- Какие признаки телефо-на вы использовали при составлении своей загад-ки?

3.Постановка цели и задач урока.

4. Планирование урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.  
Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных добрых книг.

– Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.
На доске висят в произвольном порядке таблички с названиями этапов урока: «Проверка домашнего задания»,  «Рассказ о Н.Н.Носове», «Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон», «Подведение итогов», «Оценка знаний», «Физкультминутка».



- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- А как бы вы назвали эту выставку? (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках.)

- Давайте спланируем нашу работу.

Учащиеся выбирают этапы урока и составляют план урока.

- Что будем делать на уроке для того, чтобы реализовать намеченный план?

Вывод: Сегодня мы про-должим работу над рассказом Носова «Теле-фон» и создадим по этому произведению фильм.

Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

5.Закрепление пройденного материала.

1.Работа над произведением Носова «Телефон».

- Откройте учебники с.169-170.

а)Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

б)Чтение диалога в лицах.

- Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

2.Повторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

Подготовленный ученик читает стих-е:

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

- Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация?

 

Работа в парах.

- А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать?

- Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова?

- Покажите с помощью светофорчика: а) кому было интересно читать отрывок? б) кто нашёл книгу и прочитал рассказ до конца?

- Сделайте вывод. (Нужно уметь правильно пользо-

ваться телефоном.)

5.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

Фильм снимать мы начинаем.

6.Рассказ о Н.Н.Носове.

- Но перед созданием нашего фильма мне бы хотелось поговорить об авторе. Посмотрите на портрет Н.Н.Носова. В 1957 году один авторитетный между-народный журнал произвёл подсчёт, ка-кие из русских писателей чаще всего пе-реводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим оказался, как вы уже догадались … Николай Нико-лаевич Носов.

- А что вы знаете об этом писателе?

Викторина:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в жур-нале «Мурзилка» в 1938 г.)

Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинитель-ством, химией, шахматами, радиолюби-тельством, электротехникой, фотогра-фией.  Носов был режиссёром “Мос-фильма”. Много времени уделил муль-типликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

- Как вы думаете, вслед за какими писателями в списке самых переводимых оказался Н.Н.Носов?

(А.С.Пушкин – 1 место, М.Горький – 2 место).

- Покажите с помощью светофорчика, смогли ли вы ответить на все вопро-сы викторины.

- Придумайте свои вопро-сы о жизни и творчестве Носова и задайте их одно-классникам.

- Как вы думаете, почему героем многих рассказов Носова является горе-изо-

 бретатель Мишка, кото-рый никогда не сидит     без дела?

6.Творческое приме-нение и добывание знаний в новой ситу-ации.

Работа над созданием фильма по рассказу Носова «Телефон».

1.Распределение обязанностей.

- Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие.

2.Создание сценария.

- Я обращаюсь к первой группе – сцена-ристам. О чём будет фильм?

- Какова его основная идея?

- Какие герои задействованы в фильме?

- Назовите главные и второстепенные

роли.

- К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию?

- Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта.

3.Работа режиссёров.

-Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актё-ров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое.

- Режиссёры, опишите характеры глав-ных героев. Каким бы вы хотели видеть в своей картине Мишку и его друга?

- Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной?

- Мне интересно, а как бы вы снимали сцену с мухой?

4.Помощь консультанта.

- Давайте послушаем нашего консуль-танта, который расскажет нам о том, как появился телефон. 
(
Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. В 1830 году русский изобретатель Игнатьев предложил один из способов телеграфирования и теле-фонирования. Первые городские теле-фонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России.)

5.Работа операторов.

- Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные.

- Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать?

6.Работа композиторов.

- Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма?

7.Инсценирование отрывка из рассказа.

- Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время пе-рейти к подбору актёров на роли персо-нажей фильма (автор, Мишка, его друг).

- Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литератур-

ных героев.

 Разыгрывается сценка от слов «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг дру-гу» до слов «Надо же починить!»

8.Работа художников.

- Наши художники работали над созда-нием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, за-печатлевшие отдельные кадры фильма.

( Рисунки расположены не по порядку.)

9.Работа монтажёров.

- Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм.

Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности.

- Знаете ли вы люди каких профессий занимаются созданием фильма?

Организуем работу по группам.

Дети делятся на 6 групп по желанию:

1 группа – Сценаристы.

2 группа – Режиссёры.

3 группа – Операторы.

4 группа – Актёры.

5 группа – Композиторы.

6 группа – Консультанты.

7 группа – Монтажёры.

Каждая группа получает задание.

- Как вы думаете, в чём заключается работа сценариста?

Консультант находит значение слов «ирония» и «юмор» в словаре. (Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к героям и их поступкам.)

- Что больше подходит к вашему сценарию – ирония или юмор? Почему?

- Сделайте вывод, какой фильм мы должны снять?

(Вывод: Мы должны снять юмористический фильм про двух друзей, которые купили в магазине телефон.)

- Чем, по-вашему мне-нию, занимается режис-сёр?

- Режиссёры, выберите главного в группе – режиссёра-постановщика, который будет выступать с отчётом.

- Режиссёры, попробуйте озаглавить основные сце-ны фильма и располо-жить их в правильном порядке. (Отличное приобретение. Хрюк! Хрюк! Хрюк!

О чём разговаривать?

Переговоры с помощью азбуки Морзе. Пели, мы-чали, рычали, кричали…

Как получается электри-чество? Была игрушка – стала вещь. Мишка ломает телефон. Почему Мишка такой несклад-ный.)

 - Для чего нужны консультанты при создании фильма?

- Чем занимаются операторы фильма?

- Чем отличаются павильонные съёмки от натурных? Как вы догадались? Сделайте вывод. (Мы будем сни-мать фильм в помеще-нии.)

- Как вы думаете, на за-ставку к какой известной детской передаче может быть похожа музыка к нашему фильму?

Сделайте вывод.  (Музы-кой к нашему фильму бу-дет заставка к юморис-тическому детскому Ки-ножурналу «Ералаш».)

 - Как вы думаете, какая группа выступит следу-ющей? (Актёры.)

-Актёры, обсудите в своей группе и распреде-

лите между собой роли.

- Режиссёры, как вам кажется, прошли наши актёры пробы? Берёте вы их в свой фильм?

- О чём бы вы хотели спросить художников?

(- Почему картинки к фильму расположены не по порядку?)

- Художники, что вы можете сказать по этому поводу? (Очень часто съёмка картины ведётся не в той последователь-ности, какая задумана по сюжету и должна быть представлена на экране.)

- А кто из кинематогра-фической бригады  закан-чивает создание фильма?

(Монтажёры.)

7.Домашнее задание.

 

- Найдите и прочитайте до конца рассказ Носова «Телефон».

- Подберите пословицы о дружбе.

- Покажите с помощью сигнального светофор-чика, кто хочет прочитать до конца рассказ «Теле-фон».

- Как вы думаете. Почему вам надо найти посло-вицы именно о дружбе? Где будете искать нуж-ный материал?

8. Подведение итогов.

- Понравился ли вам рассказ Носова «Телефон»? А фильм, который мы создали?

- Кто-нибудь из вас захотел работать на киностудии?

- Чему учат рассказы Носова? (В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.)

- Какую цель ставили в начале урока?

- Что делали для достижения этой цели?

- Мы достигли цели урока? Покажите с помощью сигнальных светофорчиков.

9. Оценка и рефлек-сия учебной деятельности.  

- Большое спасибо вам за урок, вы очень хорошо поработали. Я приглашаю вас на вручение премии «Улыбка» за дости-жения в области киноискусства.

Учитель раздаёт медали: «Лучшему сценаристу», «Лучшему режиссёру», «Лучшему оператору», «Лучшему консультанту», «Лучшему актёру», «Лучшему композитору», «Лучшему монтажёру», «Лучшему художнику». А в дневник – «пятёрки».

Всем детям вручаются сделанные  из бумаги «улыбки».

Оценка и рефлексия соб-ственной и коллективной деятельности.

- Определите самого активного, наиболее от-личившегося, достойного награды участника своей группы.

- Покажите с помощью сигнальных светофор-чиков:

1) на уроке я работал активно или нет;

2) своей работой я дово-лен или нет;

3) понравилось ли рабо-тать в своей группе;

4) хорошо ли поработала моя группа;

5) понравился ли мне урок.

        

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...