Удивительные тайны воды
проект по окружающему миру
Исследоватльская работа по окружающему миру "Удивительные тайны воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя образовательная школа» №102
Доклад
на тему: «Удивительные тайны воды.
г. Воронеж, 2019
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Ее величество вода.
- Вода в нашей жизни……………………………………………………………..4
- Свойства воды……………………………………………………………………4
Глава 2. Проведение эксперимента.
- Опыт 1…………………………………………………………………………….5
- Опыт 2…………………………………………………………………………….5
- Опыт 3…………………………………………………………………………….5
- Опыт 4…………………………………………………………………………….6
- Опыт 5…………………………………………………………………………….6
- Опыт 6……………………………………………………………………………..6
- Опыт 7……………………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………….7
Литература……………………………………………………………………………8
Приложения.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Введение.
Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.
Тема моей исследовательской работы звучит так: «Удивительные тайны воды».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.
Гипотеза: Вода самое удивительное вещество, обладающие уникальными свойствами.
Цель исследования: расширить кругозор знаний о воде
Задачи:
- Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
- Провести исследования некоторых свойств воды.
Методы:
- Сбора информации;
- Анализа собранной информации,
- Проведения опытов;
- Сравнения и обобщения полученных результатов.
Объект исследования: вода
Этапы работы:
- Изучение литературы по теме.
- Проведение опытов.
- Наблюдение за процессом.
Планируемые результаты: расширить знания по данной теме, оформить исследовательскую работу.
Практическое применение: использовать полученные знания на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях.
Что же такое вода?
Вода – это химическое вещество, представленное в виде прозрачной жидкости, которая не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Химическая формула воды: Н2O, то есть вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Она может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом, а также приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом.
Свойства и особенности воды.
Свойства воды:
- прозрачная,
- бесцветная,
- текучая,
- без запаха,
- принимает любую форму, в которую её налить,
- растворяет вещества,
- может замерзать,
- может испаряться,
- вода расширяется и сжимается.
Вода принадлежит к единственному веществу на нашей планете, которое в обычных условиях температуры и давления может находиться в трех фазах, или трех агрегатных состояниях: в твердом (лед), жидком и газообразном (невидимый глазу пар).
Практическая часть.
Опыты
Прочитав научно-популярную литературу, детскую энциклопедию по теме «Вода», я узнал много нового и интересного. И решил сам провести опыты с водой.
Опыт № 1.
Через воду проходит свет и солнечные лучи. Если бы этого не было, то в реках, озёрах, морях и в других водоёмах не было бы ничего живого. Я летом был на море, и мы ныряли в масках. И под водой видел много рыб, разного цвета водоросли. Хотите проверить? Сделайте, как я.
Вывод: да действительно вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачна.
Опыт № 2.
Вода обладает удивительными свойствами. Она может быть не только жидкой, но и твёрдой при температуре 0°С и ниже. При этом объём её становится больше, а цвет станет мутно-белым. Поместите бутылку с водой в морозильную камеру холодильника, и вы в этом убедитесь.
Вода стала твердой и прозрачной.
Вывод: да действительно вода превращается в лёд при температуре 0°С и ниже. Поэтому в холодное время года идёт снег.
Опыт № 3.
Если нагреть воду до 100°С, то вода будет кипеть, и над кастрюлей мы увидим пар. Но пар есть и в воздухе, которым мы дышим. Это атмосфера. Вода испаряется при любой температуре, поэтому высыхают лужи, сохнет бельё, даже зимой, высыхает почва.
Так образуется пар на кухне и в природе.
Вывод: вода может испаряться.
Опыт № 4.
Весной по реке плывут льдины. Они не тонут. А я вот так убедился в том, что лёд легче воды.
Вывод: лёд (вода в твёрдом состоянии) легче воды.
Опыт № 5.
Лёд хрупкий, его легко расколоть. Видите?
Вывод: вода в твёрдом состоянии хрупкая.
Опыт № 6.
Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором она находится. Это происходит потому, что вода обладает текучестью. Иначе реки не текли бы в моря, а мы не смогли бы даже напиться. Благодаря текучести вода заполнила причудливый сосуд.
Куда бы я не налил воду - вода приняла форму этих сосудов.
Вывод: вода обладает текучестью.
Опыт № 7.
А ещё я узнал, что вода состоит из крошечных частиц – молекул. Молекулы постоянно движутся, но между ними есть маленькие промежутки. При нагревании молекулы воды движутся быстрее, поэтому горячий чай быстрее станет коричневым и сладким, чем холодный.
Я проверил, какие вещества растворяет вода. Для этого я налил воды из крана в 3 стакана. В один положил кусочек гуашевой краски, в другой насыпал соли, а в последний добавил песка. Затем тщательно размешал ложечкой. Вот что у меня получилось.
Вывод: вода – универсальный растворитель.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась: вода действительно один из важных компонентов жизни на Земле, она обладает удивительными свойствами - не имеет запаха и вкуса, она прозрачна; состоит из крошечных частиц – молекул; я рассматривал все три состояния воды в своей исследовательской работе. Но и это не все. Когда я в повседневной жизни сталкиваюсь с водой, мне все время кажется, что она хранит в себе ещё много различных загадок, которые мне только ещё предстоит разгадать. Я хочу продолжить свои исследования.
Библиографический список.
1. В.В. Плотников, «На перекрестках ЭКОЛОГИИ», Москва "Мысль" 1985г.
2. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/
3. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.
4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/
5. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.
6. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.
Интернет ресурсы:
1. http://fb.ru/article/189598/sostoyanie-vodyi-v-prirode-voda-v-tr-h-agregatnyih-formah
2. http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html
3. www.tic-pr.com/analysis/geography.kz/
4. www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html
5. www.sakhcube.ru/2/?g=217&PHPSESSID...
6. www.argo-shop.com.ua/article-5441.html
Приложения.
Опыт №1. "Волшебная радуга"
Потребуется:
- 1 стакан с водой;
- полоска из салфетки;
- фломастеры.
На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.
Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.
Опыт №2. "Стакан - непроливайка"
Потребуется:
- 1 стакан с водой;
- небольшой лист бумаги.
Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом
плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.
Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.
Опыт №3. "Переполненный стакан"
Потребуется:
- 1 стакан с водой;
- монеты.
Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки ребром по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана, образуя сверху невидимую пленку, благодаря которой вода не выливается наружу.
Вывод: вода имеет силу поверхностного натяжения. Заключение.
На основании проведённых опытов моя гипотеза подтвердилась, а ещё я узнал много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.
Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Удивительный мир воды"
Викторина "Удивительный мир воды" способствует расширению кругозора учащихся по окружающему миру, развивает внимание, память, сообразительность, способствует развитию самооценки. В ходе викторины выяв...
Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...
Исследовательский проект "Тайны воды"
Интересный необычный проект, в котором ученик опровергает устойчивые представления о свойствах воды....
Презентация "Тайна воды"
Фотографии и рассказ помогут ребятам сделать выводы о том, в чём тайна воды....
Внеклассное мероприятие "Научная лаборатория "Тайны воды"
МОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа»...
Мастер класс по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по теме " Тайны воды"
Данный мастер класс показывает структуру проведения внеурочного занятия " Я - исследователь"...
Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"
Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО....