Удивительные тайны воды
проект по окружающему миру

Бородина Марина Валерьевна

Исследоватльская работа по окружающему миру "Удивительные тайны воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБОУ «Средняя образовательная школа» №102        

                                               

                                                   Доклад      

на тему: «Удивительные тайны воды.

г. Воронеж, 2019


Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Ее величество вода.

  1.  Вода в нашей жизни……………………………………………………………..4
  2.  Свойства воды……………………………………………………………………4

Глава 2. Проведение эксперимента.

  1.  Опыт 1…………………………………………………………………………….5
  2.  Опыт 2…………………………………………………………………………….5
  3.  Опыт 3…………………………………………………………………………….5
  4.  Опыт 4…………………………………………………………………………….6
  5.  Опыт 5…………………………………………………………………………….6
  6. Опыт 6……………………………………………………………………………..6
  7. Опыт 7……………………………………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………………….7

Литература……………………………………………………………………………8

Приложения.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Введение.

Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.

Тема моей исследовательской работы звучит так: «Удивительные тайны воды».

Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.

Гипотеза: Вода самое удивительное вещество, обладающие уникальными свойствами.

Цель исследования: расширить кругозор знаний о воде

Задачи:

- Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;

- Провести исследования некоторых свойств воды.

Методы:

  • Сбора информации;
  • Анализа собранной информации,
  • Проведения опытов;
  • Сравнения и обобщения полученных результатов.

Объект исследования: вода

Этапы работы:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Проведение опытов.
  3. Наблюдение за процессом.

Планируемые результаты: расширить знания по данной теме, оформить исследовательскую работу.

Практическое применение: использовать полученные знания на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях.

Что же такое вода?

Вода – это химическое вещество, представленное в виде прозрачной жидкости, которая не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Химическая формула воды: Н2O, то есть вода состоит из двух атомов  водорода и одного атома кислорода. Она может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом, а также приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом.

Свойства и особенности воды.

Свойства воды:

  • прозрачная,
  • бесцветная,
  • текучая,
  • без запаха,
  • принимает любую форму, в которую её налить,
  • растворяет вещества,
  • может замерзать,
  • может испаряться,
  • вода расширяется и сжимается.

Вода принадлежит к единственному веществу на нашей планете, которое в обычных условиях температуры и давления может находиться в трех фазах, или трех агрегатных состояниях: в твердом (лед), жидком и газообразном (невидимый глазу пар).

Практическая часть.

Опыты

Прочитав научно-популярную литературу, детскую энциклопедию по теме «Вода», я узнал много нового и интересного. И решил сам провести опыты с водой.

Опыт № 1.   

Через воду проходит свет и солнечные лучи. Если бы этого не было, то в реках, озёрах, морях и в других водоёмах не было бы ничего живого. Я летом был на море, и мы ныряли в масках. И под водой видел много рыб, разного цвета водоросли.   Хотите проверить?   Сделайте, как я.            

Вывод: да действительно вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачна.

Опыт № 2. 

Вода обладает удивительными свойствами. Она может быть не только жидкой, но и твёрдой при температуре 0°С и ниже. При этом объём её становится больше, а цвет станет мутно-белым.  Поместите бутылку с водой в морозильную камеру холодильника, и вы в этом убедитесь.

Вода стала твердой и прозрачной.

Вывод: да действительно вода превращается в лёд при температуре 0°С и ниже. Поэтому в холодное время года идёт снег.

Опыт № 3.

Если нагреть воду до 100°С, то вода будет кипеть, и над кастрюлей мы увидим пар. Но пар есть и в воздухе, которым мы дышим. Это атмосфера. Вода испаряется при любой температуре, поэтому высыхают лужи, сохнет бельё, даже зимой, высыхает почва.

Так образуется пар на кухне и в природе.

Вывод: вода может испаряться.

Опыт № 4. 

Весной по реке плывут льдины.  Они не тонут. А я вот так убедился в том, что лёд легче воды.

Вывод: лёд (вода в твёрдом состоянии) легче воды.

Опыт № 5.

Лёд хрупкий, его легко расколоть. Видите?

Вывод: вода в твёрдом состоянии хрупкая.

Опыт № 6.   

Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором она находится. Это происходит потому, что вода обладает текучестью. Иначе реки не текли бы в моря, а мы не смогли бы даже напиться. Благодаря текучести вода заполнила причудливый сосуд.

Куда бы я не налил воду - вода приняла форму этих сосудов.

Вывод: вода обладает текучестью.

Опыт № 7.

А ещё я узнал, что вода состоит из крошечных частиц – молекул. Молекулы постоянно движутся, но между ними есть маленькие промежутки. При нагревании молекулы воды движутся быстрее, поэтому горячий чай быстрее станет коричневым и сладким, чем холодный.

Я проверил, какие вещества растворяет вода. Для этого я налил воды из крана в 3 стакана. В один положил кусочек гуашевой краски, в другой насыпал соли, а в последний добавил песка. Затем тщательно размешал ложечкой. Вот что у меня получилось.

Вывод: вода – универсальный растворитель.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась: вода действительно один из важных компонентов жизни на Земле, она обладает удивительными свойствами - не имеет запаха и вкуса, она прозрачна; состоит из крошечных частиц – молекул; я рассматривал все три состояния воды в своей исследовательской работе. Но и это не все. Когда я в повседневной жизни сталкиваюсь с водой, мне все время кажется, что она хранит в себе ещё много различных загадок, которые мне только ещё предстоит разгадать. Я хочу продолжить свои исследования.

Библиографический список.

1. В.В. Плотников, «На перекрестках ЭКОЛОГИИ», Москва "Мысль" 1985г.

2. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

3. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.

4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

6. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.


Интернет ресурсы:

1. http://fb.ru/article/189598/sostoyanie-vodyi-v-prirode-voda-v-tr-h-agregatnyih-formah

2. http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html

3. www.tic-pr.com/analysis/geography.kz/

4. www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html

5. www.sakhcube.ru/2/?g=217&PHPSESSID...

6. www.argo-shop.com.ua/article-5441.html

Приложения.

Опыт №1. "Волшебная радуга"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- полоска из салфетки;

- фломастеры.

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.

Опыт №2. "Стакан - непроливайка"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- небольшой лист бумаги.

Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом

плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.

Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.

Опыт №3. "Переполненный стакан"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- монеты.

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки ребром по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана, образуя сверху невидимую пленку, благодаря которой вода не выливается наружу.

Вывод: вода имеет силу поверхностного натяжения. Заключение.

На основании проведённых опытов моя гипотеза подтвердилась, а ещё я узнал много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Удивительный мир воды"

Викторина "Удивительный мир воды" способствует расширению кругозора учащихся по окружающему миру, развивает внимание, память, сообразительность, способствует развитию самооценки. В ходе викторины выяв...

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Исследовательский проект "Тайны воды"

Интересный необычный проект, в котором ученик опровергает устойчивые представления о свойствах воды....

Презентация "Тайна воды"

Фотографии и рассказ помогут ребятам сделать выводы о том, в чём тайна воды....

Внеклассное мероприятие "Научная лаборатория "Тайны воды"

МОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа»...

Мастер класс по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по теме " Тайны воды"

Данный мастер  класс   показывает  структуру проведения внеурочного занятия " Я - исследователь"...

Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"

Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО....