Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Удивительные превращения воды" | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
по теме «Вода и воздух. Удивительные превращения воды»
1 класс, УМК «Планета знаний»
1. Место урока в разделе: «Природа в жизни человека» (21 ч), 2-й урок в разделе.
2. Тип урока: урок – исследование, изучение нового материала.
3. Цель урока: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды.
4. Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
Развивающие:
- развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, анализ;
- развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
- развивать речь, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.
- умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
5. Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительное отношение к процессу обучения и вызвать интерес к учебному материалу
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Регулятивные УУД:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качества усвоенного;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в паре, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- формирование знаний об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы
7. Форма урока: работа в парах
8. Технология:
Методы: словесной передачи информации, передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия, контроля и самоконтроля.
Приёмы: беседа, рассказ, работа с книгой, проведение опытов, тест, самоконтроль и взаимоконтроль.
9. Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс,
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., лист-исследования (30 шт.), тесты (30 шт.), набор для опытов (15 шт.) для учащихся: коробочка – 3 одноразовых прозрачных стакана с водой, 2 одноразовых ложки, монета (5 руб.), 1 кусочек сахара-рафинад, 1 баночка гуаши, 1 кисточка, 2 салфетки; набор для учителя: коробочка – 1 стакан с вишневым соком, 1 стакан с молоком, 1 стакан с замороженной водой (лёд), пустой стакан.
Ход урока
I. Организационный момент:
Слайд 1
Пусть сегодня для нас всех.
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей.
С ними нам вдвойне теплей,
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
-Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям (повернуться). Тихо сели, руки перед собой.
- Ребята скажите мне, пожалуйста, вы любите искать ответы на трудные вопросы? (да)
- А эти ответы интереснее искать одному или с друзьями? (с друзьями)
- Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем активными и дружными.
1.1. Введение в тему:
- К нам на урок спешит ещё одна гостья. Ребята, и я уже слышу её приближение… (включаю запись)
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, кто это? (Вода)
- Как вы думаете, почему я начала урок с этой загадки? (Это тема урока)
II. Основная часть урока.
2.1. Целевая установка:
Слайд 2
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О воде и её превращениях)
- Да, тема нашего урока «Удивительные превращения воды». На нём мы узнаем о волшебных превращениях воды.
Слайд 3
- Урок у нас будет не простой, а урок – исследование. Как настоящие ученные мы будем проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы.
Слайд 4
- Вы познакомитесь со свойствами воды, узнаете в каких состояниях бывает вода, а так же почему нужно беречь воду.
2.2. Мобилизация знаний:
Слайд 5
-А как вы думаете, вода относится к живой или неживой природе? Объясните свой ответ. (Дети высказывают разные мнения)
- Вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают. А вода не имеет ни один из этих признаков.
- А что еще вы можете сказать о воде? (Высказывание детей)
2.3. Работа с учебником :
Слайд 6
- Откройте учебники на с. 60-61. Рассмотрите внимательно картинки.
- Расскажите, где мы встречаемся с водой? (дома, в школе, на улице, на море)
Слайд 7
- Как человек используем воду? (готовит пищу, моет посуду, купается, стирает бельё, убирает квартиру, моет машину, плавает, отдыхает и т.п.)
- Вода есть в дожде, в снеге, в ручьях, человек готовит пищу, пьет воду, моется и т.д.
- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.
2.4. Исследовательская работа в парах: (10 мин)
Слайд 8
- Сейчас мы, как настоящие ученные, проведем серию опытов и изучим свойства воды. А полученные результаты занесём в лист исследования.
- Вы должны узнать:
- Есть ли у воды вкус;
- Есть ли у неё запах;
- Обладает вода прозрачностью или нет;
- Способна растворять вещества (сахар) или нет;
- Может окрашиваться или нет.
Опыт 1.
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона? (солёный, сладкий, кислый).
- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать её солёной, горькой, сладкой?
- Ни одного из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса. Слайд 9
- Отметьте в листке наблюдений.
Опыт 2.
- У меня в руках стакан с соком. Никита, понюхай. Чем пахнет сок? (вишней)
- Ребята, а теперь вы понюхайте воду. Ваша водичка пахнет? (нет)
Вывод: вода не имеет запаха. Слайд 10
- Отметьте в листке наблюдений.
Опыт 3.
- Возьмите монетку. Опустите монету в стакан с водой. Видна ли она?
- А я возьму такую же монету и опущу в стакан с молоком. Видна ли она?
- Что вы заметили? (когда монету опустили в воду, то ее было видно, а когда монету опустили в стакан с молоком, ее стало не видно.)
- О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачная. Слайд 11
- Отметьте в листке наблюдений.
- Дальше продолжаем наши исследования. Поставьте стакан в коробку.
Опыт 4.
- Возьмите другой стакан. Бросьте в него кусачек сахара, размешайте.
(пока кристаллики сахара растворяются повторить свойства воды)
- Что вы заметили? (сахар исчез)
- Постепенно кристаллики сахара растворились.
Вывод: вода растворитель (растворяет многие вещества)
- Можем ли мы сказать, что сахар исчезли совсем?
- Нет. Докажите. (Попробуем)
- Отметьте в листке наблюдений. Слайд 12
Опыт 5.
- Возьмите третий стакан. На кисточку наберите краску. Опусти в стакан с водой, разболтайте.
- Что стало с водой? (поменяла цвет)
Вывод: вода окрашивается. Слайд 13
- Отметьте в листке наблюдений.
2.5. Первичное закрепление:
- Ну, теперь давайте подведём итог наших исследований.
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (вода)
- Какими свойствами оно обладает? (перечисляют)
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Слайд 14
2.6. Переход воды из одного состояния в другое:
- Продолжаем изучать воду.
- А кто знает, в каком состоянии может быть вода? (ответы детей)
- Вода это жидкость. Её можно переливать из одной ёмкости в другую (переливаю из стакана в стакан). Значит вода – жидкая.
- В каком состоянии сейчас находится вода? (в жидком)
- А как вы думаете, вода бывает только в жидком состоянии? (ответы детей)
-Я набрала в стакан воды и поместила воду в морозильную камеру. Вот что произошло (показываю стакан)
-Где же моя вода? (она превратилась в лёд)
- Лёд твёрдый. В каком состоянии теперь вода? (в твёрдом состоянии)
- Какой вывод? (Вода из жидкого состояния перешла в твёрдое)
- А если лёд положить в тёплое место (около батареи). Что с ним произойдет? (он растает и превратится в воду)
- Когда вода превращается в лёд? (низкая температура, ниже 0, мороз)
- А в каких условиях вода в жидком состоянии? (в тепле)
- Большая часть людей утром на завтрак пьёт чай. Когда чайник закипает, что мы наблюдаем? (пар)
- Во время кипения вода превращается в пар.
- А это, какое состояние воды? (газообразное)
Вывод: вода бывает твердой, жидкой, газообразной. Слайд 15
2.7. Первичное закрепление:
- Наши ребята приготовили загадки. Попробуйте отгадать. И назвать, в каком состоянии находится данный объект.
1. Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
2. С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звездочек
Тонких как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
4. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает ...(Иней)
- Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
- Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.( Град )
- Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
- Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? (Все загадки о воде)
Слайд 16
III. Заключительная часть:
3.1. Бережное отношение к воде:
- Вода нужна всем и человеку, и животным, и птицам, и рыбам, и растениям.
- Как вы думаете, что произошло бы в природе, если бы совсем исчезла вода? (ответы детей)
- Как вы думаете? Смог бы человек жить без воды? (Нет)
Слайд 17
- Правильно. А вы знаете, что тело человека на 80 процентов состоит из воды.
- Наши ребята подобрали интересные сведения о воде.
1. Человек может обходиться без пищи 30 суток, а без воды меньше недели. Горячая вода замерзает быстрее.
2. Вода - это простое и очень эффективное лекарство. С ее помощью можно прогреть организм: попарить ноги, сделать ингаляцию, подышать парами над миской с горячей водой.
Слайд 18
- А вот послушайте тревожные сообщения.
3. Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с заводов и фабрик сливается в реки и озёра.
4. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья.
5. Грязная вода вредна для здоровья человека. Её нельзя пить и в ней нельзя купаться.
6. Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
- Вода в природе очищается очень медленно от загрязнений, а тратим мы воду и загрязняем гораздо быстрее, чем она восстанавливается. Так какой сделаем вывод? (Воду надо беречь!)
Слайд 19
- Каждый из нас должен бороться за чистоту воды. А что мы можем сделать?
- Не бросать мусор в водоёмы.
- Не оставлять отходы на берегу водоёмов.
- Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду.
- используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды
- почините протекающие краны и трубы.
- выключайте воду, когда чистите зубы.
- не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.
Слайд 20
- Послушайте стихотворение. (читает подготовленный ученик)
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода.
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни.
3.2. Тест. Слайд 21
- А теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Закрасьте правильные ответы (читаю задание, учащиеся выбирают правильный ответ).
Проверка:
IV.Рефлексия .
Слайд 22
- Ребята, прочитайте начало предложения. Выберите любую фразу и продолжите её.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
- Ну что же. Вы сегодня были учеными, исследователями. Вода открыла нам немало своих секретов, потому что вы были любознательными, внимательными и помогали друг другу.
V. Итог. Слайд 23
Спасибо за работу. Молодцы.
РЕЗЕРВ:
- Не только ученые изучали воду. Красота воды, её сила вдохновляла художников на создание произведений искусства.
Рассмотрим репродукции картин.
Айвазовский. Чёрное море.(вода)
И.Левитан. Туман
Б.Кустодиев. Зима.(снег)
- Нравятся картины?
- Назовите одним словом, что вы видите. (Природу)
- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?
- Что изобразили художники?
(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег) Правильно.
- Художники передают красоту природы, точнее красоту воды, в различных её состояниях.
Игра «Найди лишнее слово»
-У нас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово.
Соль, сахар, вода, горчица. (Вода не имеет вкуса)
Снег, радуга, лист растения, вода (вода не имеет цвета)
Вода, одеколон, жареная картошка ( вода не имеет запаха)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ
Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...
Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"..
Конспект урока по окружающему миру:"Фильтрация воды"....
Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды"
урок окружающего мира "Превращения воды"...
План-конспект урока по окружающему миру "Свойство воды" 2 класс
Данный урок является № 21-22 УМК «Перспективная начальная школа» во 2 классе в курсе «Окружающий мир». Тема урока: Вода. Свойства воды. Тип урока: у...
Конспект урока по окружающему миру "Про воду" 2 класс
Данный урок в 1 четверти был открытым уроком для коллег и родителей на неделе окружающего мира. Цель урока совпадала с задачами предметной недели в начальной школе:познакомить ученик...
Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Вода - растворитель"(УМК "Перспективная начальная школа",3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; формирование навыка делать фильтр; формирование знаний о растворах в природ...