Кто такие птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ptitsy_1.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока окружающего мира

по теме:

 «Кто такие птицы?»

для 1-го класса

ОС «Школа России»

Тема урока: «Кто такие птицы?»

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Окружающий мир                                                             

Учебное пособие :

- Плешаков А.А. « Окружающий мир» ,учебник  1 класс,  М. Просвещение,2016. Ч.1

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг  нас Рабочая тетрадь. 1 класс 2016;

- Плешаков А.А. « От земли до неба  : Атлас-определитель», М.: Просвещение.

Целевые установки на достижение результатов :

  1. создать условия для формирования понятия « птицы»;
  2. создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
  3. создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
  4. выражать свою точку зрения по данной теме;
  5. организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

Личностные УУД:

-  развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками ; формировать уважительное отношение  к иному мнению.

Метапредметные  :

регулятивные УУД:

- учить понимать и принимать информацию из разных источников

( фотографии, таблицы) ;пользоваться дополнительными источниками информации ; наблюдать ,анализировать ,делать выводы.

познавательных УУД:  

- познакомить с птицами и их отличительными признаками ,показать их многообразие и красоту ,учить распознавать птиц среди  других  представителей животного мира с помощью атласа – определителя

коммуникативные  УУД:

- инициативное сотрудничество; формировать умение работать в группе ,умение общаться ,управлять своим поведением ,принимать решение и обосновывать его.

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

В области познавательных  (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге -  находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

В области коммуникативных УУД  ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Оборудование урока:   

Аудиозапись «Голоса леса», учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, , цветные карандаши, кормушка с кормом,  фотографии птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы».

Структура (план) урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Актуализация субъективного опыта.

3. Применение новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

6. Первичное закрепление нового материала.

7 Итог урока.

8. Рефлексия

Ход  урока:

ОРГАНИЗАЦИОННО  - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Начинаем наш урок.

Он пойдет ребятам впрок .

Многое хотим узнать .

Постараемся понять.                                                                                                                                                                                                        

ЭТАП  АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА  УЧАЩИХСЯ

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала  детьми; фиксировать  необходимые понятия, формировать способность к работе с  учебником.

- С какими группами животных мы уже познакомились на предыдущих уроках?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног) Примеры насекомых.

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй). Примеры.

Этап применения новых знаний

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.  

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса.

(Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать  друзей Черепахи? (птицы) О ком сегодня пойдет у нас речь на уроке? ( о птицах)

- Где вы встречали птиц? (В лесу ,около дома ,у дороги)

- Что вы знаете о птицах? ( фотографии птиц на доске))

(Отвечают дети)  

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

.3 уч-ся : Они хорошо поют.

- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 36 и посмотрим. Муравьишка встретил бабочку .Бабочка летает. Значит ,она птица?  Ответ : нет..Каких еще животных мы видим на рисунке?  (белка –летяга ,летучая мышь).  

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?  

 Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

2) Посмотрите внимательно.  

(Работа в группах) Посоветуйтесь в группе и скажите , какой основной отличительный  признак птиц ? – Обсуждают в группе: формулируют вывод : птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Вывод:

птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Учитель :

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают или насиживают яйца в гнезде.

Физкультминутка

 «Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

 Прыг-скок, прыг-скок ,

Завертелась ,как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень ,

Тири – тири , тень-тень-тень.»                                                                                                                                                                  

 На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. 3) Посмотрим на строение птиц.  (учебник стр.36)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток  – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара..

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад.

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые.

4) Крылья птиц  разные по форме.

У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло.

Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

 (Работа в парах. На столах лежат перья.)

- Найдите и покажите

 1)маховые перья,

 2)контурные перья,

 3)пуховые перья.  

- Сравните их.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

 

 (Учитель показывает стержень и бороздки перьев ) 

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

Вывод:

Перья прочные, легкие, не впитывают воду

_ Сейчас каждая группа получит  задание (фотографии птиц и цветная закладка  в «Атласе- определителе»).  Выполнить это задание поможет  наш помощник «Атлас – определитель». –Рассмотрите фотографии птиц ,вложенные в конверт. –Название каких птиц вы можете дать самостоятельно?  Если вы не знаете название каких-то птиц ,изображенных на рисунке ,то откройте  «Атлас –определитель  по цветной закладке  ,найдите  эту птицу и  прочитайте  ее название (для читающих). –Попробуйте прочитать для ребят  информацию о любой из ваших птиц. (если есть читающие ребята) . Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц. ( Название птиц, где можно их встретить , интересные особенности……)

Объяснение новой темы (продолжение).

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.  (фотография)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (фотография)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.

 Работа в тетради.

- Рассмотрите рисунок на странице 25.

 Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.  А теперь посмотрите на плакат  «Зимующие и перелетные птицы».

 Подготовленное выступление учащихся.

1 ученик:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Как называются такие птицы?  (перелётные)

 Попробуйте их назвать ,глядя на плакат.

2 ученик:

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Как называются такие птицы?  (зимующие) Назовем зимующих птиц.

- Отгадайте, что это за птица ?

1) На дереве сижу,

«Кар-кар» кричу.

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Так кто же я?     (ворона)

Опишите ее

- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.

- Зимой ворона  перекочевывает  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

- Отгадайте, что за птица?

2) Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь никак простуды

С первым снегом – тут как тут!

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко- красный галстук мой.

-Кто это? (снегирь)

Описание снегиря детьми.

- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.

-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

- А это что за птица прилетела к нам?

3) Красный берет,

Чёрный жилет.  

Все время стучу,

Деревья долблю,

Но их не калечу,

А только лечу.   ( дятел)

- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.

У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

4) Я непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (сорока)

- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

5) Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

По дворам шныряю,

Крохи подбираю,

По полям ночую,

Зёрнышки ворую.   (воробей)

- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят.

- Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные  и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.

Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.

6) Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.   (синица)

Что вы знаете о синичке? Где ее можно встретить?

- Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.

Стихотворение рассказывают  подготовленные дети.

Призыв к людям!

1 уч-ся

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех  концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

2 уч-ся:

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех  концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима!

3 уч-ся:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

4 уч-ся:

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

5 уч-ся:

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

6 уч-ся:

Но если долго снег идёт

И долго длимся вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

7 уч-ся:

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

8 уч-ся:

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Вместе: "Спасибо вам великое!"

- И сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушку в нашем школьном дворе.

Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на странице 26.

- Чем различаются эти птицы?

- Чем они похожи?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

Итог урока.

  Цель: контроль за результатами деятельности.

- С какой новой группой животных  мы познакомились?

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.

Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

 - Выполнение какого задания вызвало затруднение?

 - Ребята, какое задание выполнили без труда?

 - Какое задание было самым интересным на уроке?

 - Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?

Сегодня на уроке:

Я узнал(а) ……

Я заполнил (а) ………….

Я научился (лась) ………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....