Кто такие птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока окружающего мира
по теме:
«Кто такие птицы?»
для 1-го класса
ОС «Школа России»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: Окружающий мир
Учебное пособие : | - Плешаков А.А. « Окружающий мир» ,учебник 1 класс, М. Просвещение,2016. Ч.1 |
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас Рабочая тетрадь. 1 класс 2016; | |
- Плешаков А.А. « От земли до неба : Атлас-определитель», М.: Просвещение. |
Целевые установки на достижение результатов :
- создать условия для формирования понятия « птицы»;
- создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;
- создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;
- выражать свою точку зрения по данной теме;
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками ; формировать уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные :
регулятивные УУД:
- учить понимать и принимать информацию из разных источников
( фотографии, таблицы) ;пользоваться дополнительными источниками информации ; наблюдать ,анализировать ,делать выводы.
познавательных УУД:
- познакомить с птицами и их отличительными признаками ,показать их многообразие и красоту ,учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа – определителя
коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество; формировать умение работать в группе ,умение общаться ,управлять своим поведением ,принимать решение и обосновывать его.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе)
Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:
В области познавательных (общеучебных) УУД школьник научится: ориентироваться в учебной книге - находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) ученик научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.
В области коммуникативных УУД ученик научится планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте – пробовать проверять часть работы. В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Оборудование урока:
Аудиозапись «Голоса леса», учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, , цветные карандаши, кормушка с кормом, фотографии птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы».
Структура (план) урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Актуализация субъективного опыта.
3. Применение новых знаний.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Первичное закрепление нового материала.
7 Итог урока.
8. Рефлексия
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: организовать направленное внимание на начало урока. Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок .
Многое хотим узнать .
Постараемся понять.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала детьми; фиксировать необходимые понятия, формировать способность к работе с учебником.
- С какими группами животных мы уже познакомились на предыдущих уроках?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног) Примеры насекомых.
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй). Примеры.
Этап применения новых знаний
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста.
- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса.
(Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы) О ком сегодня пойдет у нас речь на уроке? ( о птицах)
- Где вы встречали птиц? (В лесу ,около дома ,у дороги)
- Что вы знаете о птицах? ( фотографии птиц на доске))
(Отвечают дети)
1уч-ся: Они создают красоту в природе.
2уч-ся: Они являются санитарами леса.
.3 уч-ся : Они хорошо поют.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
1) работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на станице 36 и посмотрим. Муравьишка встретил бабочку .Бабочка летает. Значит ,она птица? Ответ : нет..Каких еще животных мы видим на рисунке? (белка –летяга ,летучая мышь).
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
2) Посмотрите внимательно.
(Работа в группах) Посоветуйтесь в группе и скажите , какой основной отличительный признак птиц ? – Обсуждают в группе: формулируют вывод : птицы отличаются от других животных наличием перьев.
Вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. |
Учитель :
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают или насиживают яйца в гнезде.
Физкультминутка
«Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок ,
Завертелась ,как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень ,
Тири – тири , тень-тень-тень.»
На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. 3) Посмотрим на строение птиц. (учебник стр.36)
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара..
- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад.
- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые.
4) Крылья птиц разные по форме.
У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.
- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло.
Практическая работа.
Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
(Работа в парах. На столах лежат перья.)
- Найдите и покажите
1)маховые перья,
2)контурные перья,
3)пуховые перья.
- Сравните их.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бороздки перьев )
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
Вывод: Перья прочные, легкие, не впитывают воду |
_ Сейчас каждая группа получит задание (фотографии птиц и цветная закладка в «Атласе- определителе»). Выполнить это задание поможет наш помощник «Атлас – определитель». –Рассмотрите фотографии птиц ,вложенные в конверт. –Название каких птиц вы можете дать самостоятельно? Если вы не знаете название каких-то птиц ,изображенных на рисунке ,то откройте «Атлас –определитель по цветной закладке ,найдите эту птицу и прочитайте ее название (для читающих). –Попробуйте прочитать для ребят информацию о любой из ваших птиц. (если есть читающие ребята) . Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц. ( Название птиц, где можно их встретить , интересные особенности……)
Объяснение новой темы (продолжение).
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (фотография)
Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (фотография)
Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.
Работа в тетради.
- Рассмотрите рисунок на странице 25.
Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них. А теперь посмотрите на плакат «Зимующие и перелетные птицы».
Подготовленное выступление учащихся.
1 ученик:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Как называются такие птицы? (перелётные)
Попробуйте их назвать ,глядя на плакат.
2 ученик:
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как называются такие птицы? (зимующие) Назовем зимующих птиц.
- Отгадайте, что это за птица ?
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона)
Опишите ее
- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.
- Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
- Отгадайте, что за птица?
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь)
Описание снегиря детьми.
- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
- А это что за птица прилетела к нам?
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу. ( дятел)
- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.
У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.
4) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
5) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
По дворам шныряю,
Крохи подбираю,
По полям ночую,
Зёрнышки ворую. (воробей)
- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят.
- Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах.
Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.
6) Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Что вы знаете о синичке? Где ее можно встретить?
- Синичка - красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне.
Стихотворение рассказывают подготовленные дети.
Призыв к людям!
1 уч-ся
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
2 уч-ся:
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна, горсть одна
И не страшна будет им зима!
3 уч-ся:
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
4 уч-ся:
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
5 уч-ся:
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
6 уч-ся:
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
7 уч-ся:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
8 уч-ся:
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
Вместе: "Спасибо вам великое!"
- И сегодня после уроков мы с вами тоже повесим кормушку в нашем школьном дворе.
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради на странице 26.
- Чем различаются эти птицы?
- Чем они похожи?
- Раскрасьте птиц на рисунках.
Итог урока.
Цель: контроль за результатами деятельности.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Ребята, какое задание выполнили без труда?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто же такие птицы?
Сегодня на уроке:
Я узнал(а) ……
Я заполнил (а) ………….
Я научился (лась) ………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....