Методическая разработка по Окружающему миру для 1 класса на тему: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Плотникова Нина Михайловна

Методическая разработка может быть использована на уроках окружающего мира с детьми с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_1_klass_urok.docx257.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по Окружающему миру для 1 класса начальной школы

на тему: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

(УМК «Школа России», «Окружающий мир», 1 класс, автор: А.А.Плешаков, издательство Москва «Просвещение»)

Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.                                                                                                                                              Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Образовательные ресурсы:

  • учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013
  • рабочая тетрадь "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013
  • электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»
  • глобус;
  • шаблоны из бумаги "капельки";
  • иллюстрации растений, животных, человека,  карточки со схемой водопровода;
  • рисунок Злючки-Грязнючки;
  • для опыта - мерные стаканы, тушь, кисточки, воронки, фильтры;
  • компьютер, экран.

Предметные результаты: проследить путь воды, которую используем дома, научить проводить опыты.

  • Познавательные УУД: Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.
  • Регулятивные УУД: Формирование   умения  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  планировать свою деятельность на уроке;  контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
  • Коммуникативные УУД: Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их; адекватно оценивать работу в группе.                                                                          
  • Личностные УУД: Формирование  учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способам решения  новой  учебной  задачи. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач. Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Название используемых ЭОР

Время (в мин)

1. Самоопределение к деятельности. (Организациооный момент.)

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс  готов к уроку.
Так возьмёмся за работу.

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Пожелание успеха друг другу.

1 мин

2. Актуализация знаний. Микроцель:

-возникноверие проблемной ситуации.

Работа по учебнику

Отгадайте загадку.

1.Она и в озере,

она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит.

2. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

-Что это?

А сейчас мы послушаем стихотворение, которое подготовили ребята.

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

 - Уточним тему урока.  Откройте учебник на странице 60.  Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.

- Всё ли нам известно?

- Хотите узнать больше?

- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает  нам  узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

- Что вы знаете про воду? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода растениям? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением растений)

- Как они её получают?

- Нужна ли вода животным? (на доску вывешиваются иллюстрации с изображением животных)

- Нужна ли вода человеку? (на доску вывешивается иллюстрация с изображением человека)

- Для чего нужна вода человеку?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода  вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как  лечебное средство, но и  для питья.

Отгадывают загадки (это вода)

Ученики рассказывают стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают.

Учащиеся делают вывод.

3 мин

3 Постановка учебной задачи.

 Создает ситуацию для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций.

Ребята, какую проблему мы сегодня будем решать на уроке?  На какой вопрос ответим?

Высказывают мнение по проблеме урока, формулируют её.

3 мин

4 «Открытие» нового знания

Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Глобус)

- Что такое глобус? (модель Земли)

- Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)

-Что обозначают синим цветом? (воду).

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

- Действительно, воды на Земле много. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем,  на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.

По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет около 3 %. Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда.  

Сейчас вы выполните задание «Собери слово»

Солёная вода

Пресная вода

Моря

океаны

Реки

Озёра

Ручьи

Ледники

Болота

пруды

 - Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? - Где начало этого пути?

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. - Почему речная вода попадает на станцию очистки?

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

Работа со схемой движения воды.

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения.

Собирают на доске слова: моря, океаны, реки, озёра. Распределяют на две группы( солёная вода и пресная)

Предположения детей

Предположения детей

Ребята знакомятся со схемой движения воды.

Электронное приложение к учебнику

«Окружающий мир».

7 мин

5.Первичное закрепление.

Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся.

-Работаем с учебником (в парах).

Рассказы учащихся по иллюстрации в учебнике. Ребята показывают путь воды

Выполнение заданий по электронному приложению.

Электронное приложение к учебнику

 «Окружающий мир».

4 мин

6.Релаксация (физминутка)

Выполнение физминутки.

1 мин

7.Практическая работа

Пока мы  беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязнючка. В какой воде она живёт?

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.

- У вас в колбах  чистая вода. В первой колбе воду оставим чистой, а в другой запачкаем. Обмакните кисточку в краски и опустите во второй стакан с водой.

-Что произошло с водой? В ней появляется Грязнючка. Надо воду «вылечить».

-- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.

- Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязнючки?

Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. Какую цель мы ставим этим опытом? (очистить воду)

-Итак, пропускаем воду через фильтр.

-Давайте сравним воду в двух колбах. Что

увидели?

-Достигли мы поставленной цели?

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

(воду можно очистить)

-Вот и не стало Злючки-Грязнючки!

Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязнючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

Общий вывод:

1. Вода из реки или подземная вода приходит  в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

Дети отвечают.

Практическая работа в группах.

Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают,  делают вывод, заносят результаты в тетрадь.

Самостоятельная работа.

Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают,  делают вывод, заносят результаты в тетрадь.

Делают вывод.

-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

Читают в учебнике, проговаривают вслух.

12 мин

8.Включение нового знания в систему знания и повторение.

Активизация мыслительной деятельности в конце урока.

- Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома.

Отвечают, объясняют путь воды.

-Капелька просит повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома..

Предлагаю поработать по группам.

5 мин

9.Экологическая страничка. Рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

К чему  может привести загрязнение воды      (рассматривание иллюстраций).

Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

-Кто из вас, ребята,

- Сделал для себяОТКРЫТИЕ?

- Кому на уроке было  ИНТЕРЕСНО?

- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

У меня получилось ...

- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение  друг к другу.  Думаю, что и капелька довольна вашей работой, давайте покажем её хорошее настроение.

Ответы детей.

Читают стихотворение хором

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок.

Ребята приклеивают капельке глазки, ротик и  каждая группа прикрепляет свою капельку к доске.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода  в наших домах - испол...

Методическая разработка по Окружающему миру 1 класс "Школа России": Откуда в наш дом приходит электричество?

Урок изучения нового материала. УМК "Школа России". Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?Цель: раскрыть роль электричества в быту; сформировать представление о том, как вырабатывает...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»

Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России"...