Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока в 3 класса "Окружающий мир"
Урок-исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_voda_03.10_bo.v.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе.
УМК: «Школы России».
Учитель: Боровикова Ольга Владимировна
Тема: Вода. Свойства воды.
Тип урока: Урок исследования, открытие новых знаний.
Цель: ознакомление с основными свойствами воды путём использования и
проведения простых и наглядных опытов.
Задачи:
- сформировать представление учащихся распространении воды на земле и её свойствах; /задача на предметность/
- способствовать развитию умений: наблюдать, рассуждать и делать выводы в ходе исследовательской деятельности;/метапредметность/
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природному богатству – вода. /личностные/
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД: уметь производить анализ, сравнение, выводы при исследовательской работе.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, учитывая мнение собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: использовать исследуемые действия, для контроля выполненной работы; осуществлять самоконтроль результатов выполненной работы.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
2. Для опытов: сосуд с водой, стаканы, ложки, сахар, полоски цветной бумаги;
напитки: чай на травах, сок; ваза, банка, бутылка; воронка.
3. Листы исследования.
4. Конверты с картинками «Вода на земле».
5. Карточки-слова, характеризующие воду.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Девиз урока: «Наблюдай! Исследуй! Делай вывод!» - Как понимаете эти слова? - Чему будет посвящен наш урок? - Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. | Открытию новых знаний. Будем стараться узнать новое. | Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели. Коммуникативные. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. | - Сейчас вы посмотрите фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить: - О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран. (Видеофрагмент «Вода») (слайд …..) - Откуда пришла к нам вода? Давайте послушаем…. - Спросил на днях малыш-сосед У струйки, льющейся из крана: Игра «Мозговой штурм», «Вода на Земле» - ………… Аукцион «Кто больше?» - Какая бывает вода? -Молодцы! - Беседа о воде ( сколько воды на планете, как важна она для всего живого, количество воды употребляемой человеком за день) - Оцените свои знания, только честно. - Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, где мы будем заниматься исследованием, ЧЕГО? ……. - Мы будем тогда с вами «Исследователями». Кто такой исследователь? …….. - Проверим, правы ли мы? Толковый словарь. | Просмотр фильма - Узнать все о воде. Вода важна в жизни человека *Ответы детей……….. каждая группа называет формы пре-бывания воды на Земле: океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, ключ из под земли. *Каждая группа должна назвать как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д. Воды…. Поиск информации (работа со словарем) - Человек, который изучает разные предметы и вещества. Капельки: синие- знаю все, голубые - знаю, но не все, белые - ничего не знаю | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств. | |||
3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы. | - Итак, что такое вода? - Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.) - Как вы думаете, что это? Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? - А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? В медицине. (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.) - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Провести исследования. | Вещество. Жидкость Поиск информации «Да-Нетки») Ответы детей (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?) Органы чувств. вкус запах. | Познавательные Коммуникативные |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. | - Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воду? Повторить алгоритм работы в группе. 1. | 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом и его свойствами. 2. Сделаем выводы. | Коммуникативные Регулятивные |
5.Реализация проекта. Практическая часть. Цель: определить свойства воды. | Работа в группах. Исследование 1ключ работает над первым свойством воды-прозрачность. Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка) Инструкция по проведению опыта. Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она? Что вы заметили? О каком свойстве воды это говорит? 2ключ работает над вторым свойством воды- цвет. Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски. Инструкция по проведению опыта. Сравни цвет воды с цветом полосок. О каком свойстве воды это говорит? 3 ключ работает над третьим свойством воды – запах. Оборудование-стакан с водой и стакан с травяным чаем. Инструкция по проведению опыта. Понюхай жидкости в стаканах. Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!! Что вы заметили? 4ключ работает над свойством - вкус. Оборудование: стакан с водой, стакан с соком. Инструкция по проведению опыта. Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил? Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества? 5 ключ работает над свойством - вода растворитель. Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар. Инструкция по проведению опыта. В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? 6 ключ Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему? Вывод: Вода – жидкая; течет 7 ключ работает над свойством- форма. Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела. Инструкция по проведению опыта. Рассмотрите кусочек мела. Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол. Что вы заметили? | Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание. Ребята разбиваются на 3группы Дети читают инструкцию, выполняют опыты, делают вывод. Меняются по команде учителя, переходя от одного ключа (опыта) к другому. | Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований . - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами она обладает? Свойства воды. (Слайд ……) *** Мы исследовали с вами свойства воды. Ежедневно вы дома встречаетесь с водой. О каких превращениях воды можно вспомнить дома. Какое ее состояние вы можете вспомнить. Кубики льда для охлаждения. Кипит вода в чайнике, в кастрюле, в бане. | 1. Обмен листами исследований с каждой группой, проверка групп. 2. Оценивание каждого члена группы. Оценивание групп и в группе. | Коммуникативные Регулятивные |
7. Итог урока . Домашнее задание. | - Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54. (всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) *** стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** |
1. Рассуждения.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
2. Рассуждения.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
3. Рассуждения.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
4. Рассуждения.
Сок (вода с лимоном) имеет вкус, а вода нет.
Вывод: вода не имеет вкуса.
5. Рассуждения.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод-вода растворитель, растворяет многие вещества.
6. Рассуждения. Перелили воду в стакан, а потом обратно в бутылку. Вода течет хорошо.
Вывод. Вода имеет свойство текучести. Вода жидкая, течёт.
7. Рассуждения.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.
Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** |
Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** | Дома прочитать сведения о воде стр. 51-54.(всем) Р/т. стр. 29-30, 32. (всем) Дополнитель- но!!! стр 55-58 (учебник) + Р/т стр 33-34 *** |
чай вода вода
сок керосин
Лист группы № ________
Исследование жидкого вещества.
Определение свойства жидкого вещества:
КЛЮЧ № ______________________________
КЛЮЧ № _______________________________
КЛЮЧ № _______________________________
КЛЮЧ № _______________________________
КЛЮЧ № ________________________________
КЛЮЧ № ________________________________
КЛЮЧ № _________________________________
В результате исследования было доказано,
что доставленное в класса жидкое вещество это ____________________.
***Группа выполнила работу на ______(отметку ставят проверяющие другой группы).
Состав группы
№ п/п | Кто проводил исследования. | Отметка |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
1ключ работает над первым свойством воды - прозрачность.
1ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Опустите ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком.
Видна ли она? (устно рассуждаете с группой)
Что вы заметили? (обсуждения в группе)
О каком свойстве воды это говорит?
2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……
2 ключ работает над вторым свойством воды- цвет.
2 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Сравните цвет воды с цветом полосок. Приближая полоски к стакану.
О каком свойстве воды это говорит? (обсуждения в группе)
2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……
3 ключ работает над третьим свойством воды – запах.
3 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1)Понюхайте жидкости в стаканах. (Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!)
Что вы заметили? (устно рассуждаете с группой)
2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет ……
4 ключ работает над свойством - вкус.
4 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Попробуйте жидкости в стаканах с помощью трубочек. Что ты определил? (устно рассуждаете с группой)
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет …
5 ключ работает над свойством - вода растворитель.
5 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? Что произошло с сахаром? с солью? (обсуждения в группе)
2) Запишите в лист исследования, вода - …………..
6 ключ работает над свойством – текучая, жидкая.
6 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Аккуратно налейте из бутылки воду в стакан и снова вылейте её с помощью воронки в бутылку. Течет вода? Почему?
(Сделайте вывод в группе)
2) Запишите в лист исследования, что вода - …...
7 ключ работает над свойством- форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости,
пролить воду на стол.
Что вы заметили?
Вывод: ______________________________________________
1ключ работает над первым свойством воды - прозрачность.
1ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Опустите ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком.
Видна ли она? (устно рассуждаете с группой)
Что вы заметили? (обсуждения в группе)
О каком свойстве воды это говорит?
2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……
2 ключ работает над вторым свойством воды- цвет.
2 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Сравните цвет воды с цветом полосок. Приближая полоски к стакану.
О каком свойстве воды это говорит? (обсуждения в группе)
2) Запишите в лист исследования, что вода (какая?) ……
3 ключ работает над третьим свойством воды – запах.
3 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1)Понюхайте жидкости в стаканах. (Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!)
Что вы заметили? (устно рассуждаете с группой)
2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет ……
4 ключ работает над свойством - вкус.
4 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Попробуйте жидкости в стаканах с помощью трубочек. Что ты определил? (устно рассуждаете с группой)
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
2) Запишите в лист исследования, что вода не имеет …
5 ключ работает над свойством - вода растворитель.
5 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) В один стакан брось кусачек сахара, а в другой насыпь ложку соли. Что ты заметил? Что произошло с сахаром? с солью? (обсуждения в группе)
2) Запишите в лист исследования, вода - …………..
6 ключ работает над свойством – текучая, жидкая.
6 ключ. Инструкция по проведению опыта.
1) Аккуратно налейте из бутылки воду в стакан и снова вылейте её с помощью воронки в бутылку. Течет вода? Почему?
(Сделайте вывод в группе)
2) Запишите в лист исследования, что вода - …...
7 ключ работает над свойством- форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости,
пролить воду на стол.
Что вы заметили?
Вывод: ______________________________________________
Три состояния воды
Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких как: твердое, жидкое или газообразное. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - это всего лишь жидкая вода.
Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется водяным паром. Когда говорят о количестве влажности в воздухе, обычно подразумевают количество водяных паров. Если воздух описывается, как «влажный», это означает, что в воздухе содержится большое количество водяных паров.
Лед - твердое состояние воды. Толстый слой льда имеет голубоватый цвет, что связано с особенностями преломления им света. Сжимаемость льда очень низка. Лед при нормальном давлении существует только при температуре 0°С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. При этом, лед всегда выступает из воды на определенную часть, а именно на 1/5 своего объема.
Вода состоит из множества молекул, которые могут отрываться друг от друга при определенных обстоятельствах. Если оставить воду в открытой емкости, то она постепенно исчезнет - все ее молекулы перейдут в воздух. Этот процесс называется испарением. В то же время вода, находящаяся в плотно закупоренном сосуде, испаряется лишь частично, т.е. при определенном давлении водяных паров между водой и воздухом, находящимся над ней, устанавливается равновесие. Испарение происходит даже с поверхности снега и льда, именно поэтому высыхает на морозе мокрое белье.
При обычном давлении (760 мм ртутного столба) вода кипит при 100° С, а на высоте 2900 м над уровнем моря атмосферное давление падает (до 525 мм ртутного столба) и температура кипения оказывается равной 90° С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...