Окружающий мир Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема «Невидимые нити в осеннем лесу»
Цель: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи: закреплять понятие «живая» и «неживая» природа; систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях леса и их образе жизни; проанализировать изменения, происходящие в осеннем лесу; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, оценивать свой вклад в общий результат.
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы, детские минирефераты, рисунки учащихся, презентация «Экологический поход в осенний лес», презентация.
В ходе урока используются формы деятельности: доклады учеников о жизни животных осенью, стихотворения, загадки, работа в группах, в парах; беседа учителя о животных и растениях в осеннем лесу и их связях между собой. Ученикам предлагается найти «невидимые» нити - природные связи.
I. Организационный момент.
(запись на доске)
У. В. Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».
Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.
II. Сообщение темы и целей урока.
У. На доске разбежались буквы. Соедините их по точкам и получите название темы:
У. Итак, тема: Невидимые нити.(запись на доске)
А где мы их будем находить, вы мне подскажете, отгадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
Д.Лес.
У. Какая тема урока получилась?
Д. Невидимые нити в лесу.(на доске)
У.А в какое время года, вы узнаете , если отгадаете загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Д. Осень.
У. Итак, сформулируйте тему урока.
Д. Невидимые нити в осеннем лесу.(на доске)
У.А чем мы будем заниматься на уроке?
- закреплять знания о … -устанавливать …. |
Д. Закреплять знания о живой и неживой природе.
Устанавливать невидимые нити в осеннем лесу.
III. Актуализация знаний.
У.1. Назовите природные явления осени.
Чтобы отправиться в лес мы должны взять с собой багаж - багаж знаний.
У. В некотором царстве. В некотором государстве жили-были…Нет. Каждое царство особенное. Они находятся вокруг нас. Это царства живой природы. Какие?
Д. Животных, растений., бактерий, грибов, , микроорганизмов.
Вывешиваются картинки с царствами.
У. А что относится к неживой природе?
Д. Вода. Камни. Солнце. Воздух, … Схема - опора на доске.
У. Какие невидимые нити - связи в природе можно увидеть?
Д. Животные- животные, живая природа- неживая природа., растения-животные- человек.
Вывешивается схема - опора.
VI. Физкультминутка.
V. Работа над новой темой.
У. Итак, багаж собран, отправляемся в лес. Представителей, каких царств живой природы можно встретить?
У. Какие растения нам встретятся, мы с вами узнаем из загадок. (Ученик, отгадавший загадку, берет растения, развешанные по классу и прикрепляет к доске)
У.
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой коркой, растут под горкой. (береза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет , а лист дрожит. (осина)
Зимой и летом одним цветом.(ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)
Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
У. А название лесных кустарников и кустарничков вы найдете в кроссворде. Работаем в паре.
ле О 1 | брус 2 | бе 3 | КА 4 |
ре 5 | щи реш 6 | ли 7 | ни 8 |
на 9 | чер 10 | на Ник 11 | склет 12 |
КА 13 | И 14 | ни 15 | ка 16 |
1-6-11 - лещина
4-7-9 - калина
2-8-16 - брусника
10-15-16 - черника
3-5-12 - бересклет
У. А что вы можете сказать про грибы? (заслушиваются рассказы детей, подготовленные дома).
У. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибницы срастаются с корнями растений и помогают им всасывать из почвы воду, а растения «делятся» с грибами питательными веществами. Грибы помогают гниению растений .
У. А теперь назовем животных, которые встретятся в лесу.
У. На доске на плакате написаны животные.
Прочитайте и найдите лишнее животное.
Вороны, белки, зайцы, лисы, волки, лоси, кабаны, ежи, рыси, комары, тигры, лягушки, трясогузки, воробьи, совы. |
У. На какие группы разделим животных? Назовите признаки этих групп.
Д. Птицы - есть оперение, насекомые -6 пар лап, звери - тело покрыто шерстью.
Д. Среди животных, которые находятся по всему классу, найдите птиц и расположите их в нашем лесу.
У. А теперь находим насекомых, зверей.
У. А какой группы животных не хватает?
Д. Рыб.
У. Почему?
Д. Они живут в воде и тело покрыто чешуёй.
У. Наконец - то , мы в нашем осеннем лесу. А похож ли наш лес на летний? Назовите отличия.
Д. Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей.
У. С чем это связано?
Д. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.
У. Какую связь мы установили?
Д. Между живой природой и неживой.
У.А как будут вести себя ежи, медведи, насекомые?
(рефераты детей)
У. Какую связь установили?
(рефераты детей)
У. Давайте найдем все невидимые нити в лесу.
Дети подходят к доске, рисуют нити и называют тип связи.
У.А чем являются растения для животных?
Д. Домом, убежищем, пищей.
У. А как помогают растения животным?
Д. Расселяют их семена, съедая плоды или перенося на шерсти.
У. Какой вывод можно сделать?
Д. Все в природе связано.
VI. Закрепление.
У. Сейчас будем работать в группах (группы дифференцированные).
Перед вами находятся предметы живой и неживой природы. Вы должны:
- установить нити и указать тип связей;
- назвать причины, по которым может произойти разрыв этих связей.
Каждая группа рассказывает о своей работе.
У. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Что мы этим можем показать.(ответы детей)
Да, круг, это символ сплоченности, дружбы. Это солнце, которое нам дает тепло и свет. Это животный мир, среди которого мы живем, и мы все связаны. Это наша планета Земля и её проблемы ,это наши проблемы.
У. Какой вывод сделаем?
Д. Между всеми объектами живой и неживой природы есть связь. И если её нарушить, то произойдет разрыв нитей и в другом месте.
У. А больше или меньше невидимых нитей в осеннем лесу? Почему?
Итог.
У. Что мы с вами рассматривали?
У. Что запомнили?
VIII. Рефлексия.
У. Зачем нам нужен этот урок?
У. Перед вами Дерево ТВОРЧЕСТВА. А рядом есть плоды, листья разных цветов, цветы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то прикрепите плод, если довольно неплохо- цветок, если так себе, то- зелёный лист, а если пропащий урок, то желтый лист.
У. Мы видим, что на нашем дереве висят одни плоды. Значит, урок прошёл для нас не зря.
IX. Домашнее задание.
Найти и нарисовать те связи осеннего леса, которые не были указаны на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"
На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....
«Невидимые нити.Невидимые нити в осеннем лесу.Простейшие способы ориентирования».
План - конспект урока по окружающему миру....
Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)
Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу"
Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: невидимые нити в зимнем лесуЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.Пл...
Тест по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" 2 класс Перспектива
Тест по окружающему миру (Плешаков, Новицкая) 2 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема "Невидимые нити в весеннем лесу" УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна Викто...
Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»
К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....