Конспект урока по окружающему миру 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Для уроков окружающего мира в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_3_klasse_po_teme.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе по теме: «Полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.
Задачи:
- развивать экологическое мышление;
- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
- формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая,
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, лупы, стаканы с водой.
Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок!
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний:
- Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать?
- Что же такое экономика? (Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
- Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
- На каких трех «китах» держится экономика?(Слайд 1)
- Что означает каждое из понятий?(природные богатства, услуги и товар)
- Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке». (отгадки на доске)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.(Известняк)
- Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?(о полезных ископаемых).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).
- Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
- Почему они полезные? (служат людям).
-Обратитесь к учебнику-с.46.
- Совпадает ли наше определение «полезные ископаемые» с точки зрения науки?
- Какие же цели мы поставим для себя на уроке??
1.Какие полезные ископаемые есть?
2.Каким способом их добывают?
3.Где ископаемые можно использовать?
-Кто или что вам поможет добиться этих целей?
Постановка проблемы:
-А какие полезные ископаемые вы знаете?
- А знаете ли вы точно, как используется то или иное полезное ископаемое?
- Перед нами встала проблема: Что надо знать ,чтобы правильно использовать полезные ископаемые в различных сферах экономики.
- Что для этого необходимо знать?( свойства полезного ископаемого)
Итак, мы с вами будем сегодня на уроке исследовать свойства некоторых полезных ископаемых.
Наш класс нам некоторое время становится лабораторией, а каждая группа-научными исследователями.
IV. Изучение нового материала.
Первичное восприятие и осознание нового материала.(Фронтальная беседа.)
-Как вы думаете, все ли полезные ископаемые находятся в недрах земли в одинаковом состоянии?
-На какие группы их можно разделить?(твердые, газообразные, жидкие) (Слайд 2)
-Перед нами- карта России. Посмотрите, какая Россия большая. (Слайд 3)
-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие полезные ископаемые располагаются.
_какими полезными ископаемыми богата наша страна?
-Где мы с вами живем? А у нас добывают какие-нибудь полезные ископаемые?
-Обратимся к карте Камчатского края. (Слайд 4-5)
- На территории края тоже есть залежи полезных ископаемых. Поиски ведутся сравнительно недавно. На карте мы видим, что у нас добываются уголь, сера, полезные ископаемые для строительства. Очень хорошие прогнозы сделали геологи в отношении нефти, цветных и драгоценных металлов.
-Какой цели мы уже достигли?
-Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)
(На доске появляется карточка со словом «месторождение»)
- А сейчас вы просмотрите небольшой фрагмент из мультфильма и ответьте на вопрос:
- Кто занимается поиском месторождения полезных ископаемых?(геолог)-на доску.
- А какие профессии людей, которые добывают ископаемые?
(шахтер, бурильщик)- на доску
- Заглянем в словарь и найдем в нем объяснение этих слов.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.
- Какими способами добывают полезные ископаемые?
-А какой цели мы еще достигли? Что еще узнали?
- Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.
V. Физминутка.(интерактивная)
VI. Практическая работа.
-Итак, руководители групп уже назначены.
-Повторим правила работы в группах.
- В группе работая вежливы будьте.
- Другу помочь не забудьте.
- Не перебивай, выслушай до конца.
- Будь открытым для взаимодействия.
- Уважай мнение участников.
-Получите конверты с полезным ископаемыми и инструкцией к вашей работе.
-Повторим цель нашего исследования-(определить свойства полезных ископаемых). У вас в конвертах есть памятки. Они пронумерованы, в каком порядке вы должны работать.
-Исследовательские группы могут преступить к работе.
-Результаты исследования вы заносите в таблицу. Для правильного построения ответа используйте карточку «Помогай-ка». (Приложения 1,2,3) и дополнительную информацию из учебника с.48-49 ,и дополнительная информация из энциклопедии.
-Если необходима моя помощь-руководитель поднимает руку.
1.Защита работ. Выступление руководителя.2. Анализ работы групп.
-Во время выступления заполняем сводную индивидуальную таблицу исследования полезных ископаемых. (Приложение 4)
-Если это свойство есть у ископаемого - ставим плюс, если нет-минус.
Проверка заполненной индивидуальной таблицы ( Слайд 6)
-Проверим, все ли свойства обозначены верно?(самопроверка)
-Каких целей мы с вами достигли?
-Какую проблему мы свами исследовали?
-Для чего мы исследовали свойства каждого полезного ископаемого?
-Где можно использовать полезные ископаемые, свойства которых мы исследовали? (Слайд )
VII. Беседа об охране полезных ископаемых.
-Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.
-На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история.
(Слайд 7) У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.
- Из магмы образовались гранит, мрамор и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
- Как вы думаете, нужно ли бережно использовать полезные ископаемые? Почему?
- А можем ли мы помочь в охране природных богатств?
- Какой вывод можем сделать?
VIII. Закрепление изученного материала.
Выполнение задания в рабочей тетради с.30 №4,5
IX. Подведение итога урока.
-Какая тема урока?
-Какие цели мы ставили для себя?
-Смогли ли мы их достигнуть? Какая проблема стояла перед нами в начале урока?
-Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
- Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?
X. Рефлексия.
- Наш урок закончился. О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Что же нового вы узнали, чему научились?
XI. Домашнее задание. Оценки.
1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)
2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом (торф)
Приложение 1
Отчет руководителя группы.
Я считаю, что наша группа работала_______________________________
Мы работали__________________________________________________ ,
поэтому у нас (получилось, не получилось, получилось не все)__________________________________________________.
Особенно хочется отметить работу________________________________.
Потому, что эти ребята __________________________________________.
Я оцениваю работу нашей группы на оценку________________________________________________________.
Карточка «Помогай-ка».(рассказ о полезном ископаемом).
Мы исследовали свойства ПЕСКА. Опытным путем мы определили ,что _________________________имеет___________ __________________цвет, находится в _______________состоянии, ______________________________, в воде ____________.Добывают __________________________способом.Используется_______________________________.
Карточка «Помогай-ка».(рассказ о полезном ископаемом).
Мы исследовали свойства ГЛИНЫ. Опытным путем мы определили ,что глина имеет __________________цвет, находится _____________________состоянии ______________________________, в воде ____________.Добывают __________________________ способом.
Используется__________________________________________
Приложение 2
Карточка «Помогай-ка».(рассказ о полезном ископаемом).
Мы исследовали свойства ИЗВЕСТНЯКА. Опытным путем мы определили ,что_______________ имеет __________________цвет, находится _____________________состоянии ______________________________, в воде ____________.Добывают __________________________ способом.
Используется__________________________________________
Приложение 2
Карточка «Помогай-ка».(рассказ о полезном ископаемом).
Мы исследовали свойства УГОЛЬ. Опытным путем мы определили ,что_______________ имеет __________________цвет, находится _____________________состоянии ______________________________, в воде ____________.Добывают __________________________ способом.
Используется__________________________________________
Приложение 3
План исследования свойств полезного ископаемого.
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
д) растворяется или не растворяется в воде.
3. Способы добычи.
4. Где используется это полезное ископаемое?
Приложение 4
Таблица для индивидуальной работы.
Примечание: Если это свойство есть у ископаемого - ставим плюс, если нет-минус.
название |
состояние | растворя- емость в воде | способ добычи | применение | |||||
тверд. | жид-кое | газо-обр. | да | нет | открыт. | закрыт. | топли-во | строит | |
песок | |||||||||
глина | |||||||||
известняк | |||||||||
уголь |
Приложение 5
Дополнительная информация.
Глина широко распространена в природе, залегает на небольшой глубине. Всё это способствует невысоким затратам при добыче, делая сырьё дешёвым добывают открытым способом. Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы. Самые большие месторождения глины находятся на территории Украины и России. Сравнительно небольшие скопления породы имеются в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и других странах СНГ.
Глину можно отнести к минеральному сырью массового потребления. Она используется в самых разнообразных отраслях, например в хозяйственной, где изготовляют посуду и другие изделия. В строительной, для производства строительного кирпича любого цвета и цемента. А так же в промышленности: мыловарении, парфюмерии, текстиле и многих других.
Заводы используют определённый вид глины для очистки нефтепродуктов, растительных масел и жиров. Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глиняных потолков, побелки стен и пр.
Дополнительная информация.
Дополнительная информация.
Известняк — камень, чаще белого или светло-серого цвета, состоит из мелких частичек, скреплённых между собой. Он плотный, тяжелее воды. Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Дополнительная информация.
Каменный уголь – твердое полезное ископаемое, которое используют в качестве топлива с очень древних времен по наше время. Несмотря на твердое состояние угля, он достаточно хрупкий и его куски легко ломаются и крошатся. В состав каменного угля входят углерод, водород, кислород. Он содержит золу и серу. Чтобы поднять уголь на поверхность земли, приходится приложить немало усилий. Если уголь находится неглубоко, его добывают открытым способом в карьерах. Для этого верхний слой горных пород удаляют, а находящийся под ним уголь извлекают и вывозят с помощью специальной техники. Для раскопок используют экскаваторы с ковшами, для перемещения угля до места его погрузки – конвейеры, а вывозят ископаемое на самосвалах. Уголь – очень ценное для человечества невосстановимое ископаемое. Его используют в быту для отопления зданий; в металлургии для производства стали, чугуна, выплавки железа;
Дополнительная информация.
Сам по себе природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Природный песок чрезвычайно распространён и имеется в изобилии. Буквально, каждый населенный пункт или территория имеет свой источник добычи песка. Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов (предназначение –кладка, штукатурка, фундамент, бетон). Когда делают ЖБИ (железобетонные изделия), высококлассный прочный бетон, тротуарную плитку, бордюры, кольца для колодцев – используют именно крупнозернистый песок (диаметр частичек 2,2-2,5 мм). Мелкозернистый природный песок используют для создания накрывочного раствора. Песок – основной компонент в выплавке стекла.
Дополнительная информация.
Сам по себе природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Природный песок чрезвычайно распространён и имеется в изобилии. Буквально, каждый населенный пункт или территория имеет свой источник добычи песка. Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов (предназначение –кладка, штукатурка, фундамент, бетон). Когда делают ЖБИ (железобетонные изделия), высококлассный прочный бетон, тротуарную плитку, бордюры, кольца для колодцев – используют именно крупнозернистый песок (диаметр частичек 2,2-2,5 мм). Мелкозернистый природный песок используют для создания накрывочного раствора. Песок – основной компонент в выплавке стекла.
Дополнительная информация.
Сам по себе природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Природный песок чрезвычайно распространён и имеется в изобилии. Буквально, каждый населенный пункт или территория имеет свой источник добычи песка. Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов (предназначение –кладка, штукатурка, фундамент, бетон). Когда делают ЖБИ (железобетонные изделия), высококлассный прочный бетон, тротуарную плитку, бордюры, кольца для колодцев – используют именно крупнозернистый песок (диаметр частичек 2,2-2,5 мм). Мелкозернистый природный песок используют для создания накрывочного раствора. Песок – основной компонент в выплавке стекла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...