2.Самоопределение к деятельности (4 мин.) Цель: Выявление места и причины затруднения.
| Просмотр слайда презентации. /Слайд 2/ - Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Ян, который находится в Тихом океане. - Как вы думаете, что это такое? / обсуждение в группах, высказывание предположений/ -Колечки для ожерелья великанши? /Нет/ Колёса от первобытного танка? /Нет/ А, может быть это компакт - диски древних инопланетян?/нет/ - Кто догадался, что это? - Это деньги. - Да, да, деньги и бывают они такими огромными – скорее, это уже деньжищи! А ещё деньги бывают разными. Стоп! Не будем торопиться. -Предположите, о чём пойдёт речь на нашем занятии? /О Деньгах/ - А чтобы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ? / Что такое деньги? Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?/ ( составление кластера на доске)
|
- Мы узнаем, что такое деньги. Для чего они нужны. Историю появления денег. | Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)
|
4.Работа по теме урока Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин.) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации. | - Сейчас, мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое. - Давным - давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да и они и не нужны были. У людей всё было общее, жили в пещерах, еду получали от природы - охотились или собирали плоды. А больше им ничего не требовалось. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо. – Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя). – Что стали делать люди? – Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Игра “Давай обменяемся” / 3 участника, инвентарь для сценки: маски с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли / - Представь, что ты – охотник из племени «МУМБА-ЮМБА». Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Итак, ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке, а навстречу тебе идёт человек из соседнего племени «У-ГУ-ГУ». Он лучше всех умеет делать оружие, как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе понравился его лук, а ему – твоя рыба. -Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. - Такой обмен товарами называется бартер. Бартер - Это прямой обмен одних товаров на другие. - Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «ХРУМ-ХРУМ» -Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?/ предположения групп/ / Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу. А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? ..Так можно и с голоду умереть… - Такие непростые ситуации возникали довольно часто. И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги - Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?(На слайде) Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его. - Для чего нужны деньги? /ответы групп / / для обмена, покупки и продажи товара / Что же такое деньги? / Деньги – это универсальное средство обмена. -В общем, как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше? Люди стали путешествовать, ездить в другие места и к другим народам. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг, выяснилось, что ты живёшь на том самом острове Яп, и решил повидать мир и купить что-нибудь в других странах. Ты с великим трудом закатываешь свои огромные каменные деньги на корабль и отправляешься в путь, если судно не потонет от такой тяжести, то после долгого плавания ты доберёшься, например, до живущих в холодной Америке индейцев. Тебе захочется купить у них копьё, и ты будешь предлагать приобрести его за 1 твою яповскую денежку - здоровенное каменное кольцо, висящее, как корова. «А зачем мне эта каменная махина?» - удивится индеец. «Мне этого не нужно!» И возвратишься домой ты без копья. А на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки. «А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем. Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду. -Как вы думаете, они нашли такой товар? -Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы. -Вы догадались какие? Золото и серебро. -Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег? /так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия. Бумажные деньги. (Доклад) -А как же и где появились бумажные деньги? На родине бумаги - в Китае примерно тысячи лет назад. В то время, там в ходу были чугунные и бронзовые монеты с дыркой. Как вы думаете, зачем на монетах делали отверстия, дырочки? Правильно! Чтобы нанизывать их на веревочку, как бусы. Так было удобнее носить монеты с собой. Богатым людям всё время приходилось носить тяжёлые ожерелья из таких монет. Это было крайне неудобно. И тогда они додумались, оставлять их на хранение у купцов или ещё у кого - нибудь ( как в камеру – хранения сдают сумки, чемоданы), а взамен получать специальную бумагу с подписью и печатью, на которой было указано количество оставленных монет. Потом можно было в любое время прийти и взять все свои деньги. Вскоре такие расписки стало выпускать правительство Китая. Так появились первые бумажные деньги. Их называли летающими, так как они было гораздо легче ожерелий из монет. (Доклад про рубль и копейку)
| Обучающиеся разделились на 3 группы – Историки, Нумизматы, Художники.
Один товар обменяли на другой товар, который нам необходим. Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.
- Мы купили товар.
- Мы отдавали деньги. - Мы отдавали товар. Купля-продажа- обмен товара на деньги.
| Личностные (самоопределение, смыслообразование) Познавательные (мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации) Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно оценочная деятельность)
Познавательные: (извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др). Коммуникативные: ( выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации,построение логической цепи рассуждений и доказательств) |
6.Продолжение работы по теме урока Цель:проговаривание во внешней речи.
| Практическая работа в парах А у меня вопрос. Как называют людей, которые собирают, коллекционируют старинные монеты? А наука, которая изучает монеты, называется нумизматика. Сейчас мы превратимся в учёных нумизматов и исследуем монеты, которые вы приготовили к уроку. – У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт». Какие денежные единицы разных стран вы знаете?( ответы детей) Если мы поедем в Германию можем ли мы расплатиться рублями? (нет) Почему? У каждой страны свои деньги. Экономисты называют деньги каждой страны - валюта. Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственную валюту — «франк». Стран много, валюта разная. Что делать? Поэтому Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». Молодцы! Теперь можно смело отправляться в любую страну. Только где взять деньги? А у вас есть сбережения? На что вы их потратите? А где вы храните ваши сбережения? ( в копилке) А у меня тоже есть сбережения! Я храню их здесь. (пластиковая карта) Кто знает, что это такое? (ответы) В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги. |
- нумизматы
-
| Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге) Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира) Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям). |
- Закрепление изученного (3-4 мин.)
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | 1.Организует работу в парах Учащиеся получают карточки. Задача 1: Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов: - средства накопления (сбережения); -средства обмена на товары или услуги; -мера стоимости (цена товара). Задача 2. Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов): -средства накопления (сбережения); -средства обмена на товары или услуги; -мера стоимости (цена товара).
Задача 3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов): -средства накопления (сбережения); -средства обмена на товары или услуги; -мера стоимости (цена товара).
Вывод: Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений. Карточка 1 Деньги | указывает, на какое количество денег обменять | Бартер | сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок) | Цена | металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений | «Аверс» | прямой обмен одних товаров на другие |
Карточка 2 Купля-продажа | ребро монеты | Деньги | люди, которые коллекционируют и изучают монеты | Нумизматы | металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений | «Гурт» | обмен, в котором участвуют деньги |
Карточка 3 Сбережения | плата за работу
| Легенда | деньги, которые откладывают на будущее
| «Реверс» | надпись на монете | Заработная плата | оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство |
| Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
| Познавательные (мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста ) Регулятивные (выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии, саморегуляция в затруднении) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |