Урок окружающего мира в 4 классе по программе Планета Знаний на тему "Революции в России".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Некрасова Ирина Николаевна

Революции 1905 и 1917 годов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова

Конспект урока

по  окружающему миру

4 класс

«Планета знаний»

Тема урока: «Революции в России».

Урок подготовила учитель начальных классов высшей категории Некрасова И.Н.

г. Азов

2019 г.

Урок окружающего мира в 4 классе по программе «Планета Знаний».

Тема урока: «Революции в России»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: 

  • обобщение, систематизация, расширение знаний о Российском государстве;
  • развитие умения выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста;
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
  • способствование развитию интереса к предмету.

Формируемые УУД:

  • Личностные: повышать интерес к изучению истории родного государства; формировать готовность и способность к преодолению трудностей для достижения поставленных целей;
  • Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; контролировать и оценивать свои действия;
  • Познавательные: развитие логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии; активизация мыслительной, речевой деятельности учащихся;
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты:

  • Предметные: обобщить и систематизировать знания об истории России в начале XX вв.; развивать умение использовать полученные знания на практике;
  • Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • Личностные: обогащение  словарного запаса; расширение кругозора; воспитание  личных  качеств:  наблюдательности, любознательности, внимательности, культуры  речевого  общения.

Оборудование: учебник, статьи газет, копии фотографий, компьютер, проектор,

Ход урока

  1. Организационный момент

Не будем терять драгоценных минуток.

Сегодня нам с вами совсем не до шуток.

Урок нас ждѐт уж больно важный.

Про нашу Родину и наш народ отважный.

  • Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
  1. Актуализация знаний

Мозговой штурм

  • Соедините линиями даты и события

1812 г

Убийство Александра II

Отмена крепостного права

Отечественная война с Наполеоном

Построена железная дорога Москва − Санкт-Петербург

1861 г.

1881 г.

1851 г.

1917 г.

  • Выполните проверку и оцените свою работу (критерии на слайде)
  • Какая дата оказалась лишней в этом списке? (1917 г.) Почему?
  • К какому веку относится эта дата? (XX)

Сегодня мы начинаем новый раздел «Россия в начале XX века»

  1. Выведение темы урока. Целеполагание.
  • Как вы думаете, почему именно 1917 год я включила в список?
  • Какие события в истории нашей страны произошли в этом году? (Революции в России)
  • Сформулируйте тему урока.

Революции в России

  • Исходя из темы урока, определите цель сегодняшнего урока.

Цель: познакомиться с революциями в России

  •  А что такое революция?
  • Где мы можем узнать значение этого слова? (В словаре)

Ученик у доски читает значение слова «революция» в словаре Ожегова.

(Революция – коренной переворот в жизни страны. Грозные тяжелейшие события, когда недовольный правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть).

  • Поставим перед собой задачи урока. (Ответы детей)
  • Выстроим задачи в логическую последовательность.

На слайде:

Задачи:

  1. Назвать основные события начала XX века в России.
  2. Познакомиться с революциями, произошедшими в России в 1917 году.
  3. Определить причины революций.
  4. Проследить ход революций.
  5. Выяснить итоги революций.
  1. Первичное усвоение
  • Из определения мы узнали, что  революция – это коренной переворот, смена власти.
  • Давайте вспомним, в конце 19 века Россия была каким государством? (Империей)
  • Кто стоял во главе империи? (Царь)
  • Какая династия правила страной? (династия Романовых)
  • Мы знаем, что в марте 1881 года Александр II был убит взрывом самодельной бомбы.
  • А кто знает, кто взошёл на престол после Александра II?

В конце 19 века на российский престол вступил царь Николай II. На его правление выпали серьёзные испытания. Трагически сложилась и судьба его семьи.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.100.

- После прочтения текста, ответьте на вопрос: Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века?

- Читает.....

- Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века?

(1904 г. Русско-японская война, 1914 г. Первая мировая война, Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 год, Гражданская война 1918 год)

  1. Проверка первичного усвоения

Игра в группах «Историческое домино» (на столе карточки с событиями) - ---

- Составьте верную цепочку последовательности событий:

вступление Николая II на престол, Русско-японская война, I Мировая война, Февральская революция, свержение царской власти, Октябрьская революция, Гражданская война

Проверка. (Группа, которая первая справится с работой крепит карточки на доску).

- Правильно, на начало 20 века на долю нашей страны выпали серьёзные испытания, это и участие в Русско-японской войне, вслед за которой последовала революция в1905 году, которая была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и участие в Первой мировой войне, а также 2 революции 1917 года, которые по датам так и называются Февральская и Октябрьская.

- События этих двух революций явились решающими и переломными в истории нашей страны, поэтому сегодня мы уделим им особое внимание.

- Символами революций 1917 года стали красный флаг и красный бант.

- Чтобы погрузиться в эпоху революций, я предлагаю всем прикрепить красный бант.  

VI. Первичное усвоение

- Давайте вернёмся к задачам урока....

Задачи:

  1. Назвать основные события начала XX века в России.
  2. Познакомиться с революциями, произошедшими в России в 1917 году.
  3. Определить причины революций.
  4. Проследить ход революций.
  5. Выяснить итоги революций.

- Что мы уже выяснили?  (Какие революции произошли в России в 1917 году? – Февральская и Октябрьская).

- Что ещё нужно выяснить?

  • (Причины революций.
  • Как они происходили? (ход революций)
  • К чему привели революции? (итоги революций)

Работа в группах

  • Я предлагаю вам побывать в роли корреспондентов газет эпохи революций и поработать в группах.
  • Что входит в обязанности корреспондента газеты? (сбор сведений и сообщение о событиях)
  • Корреспонденты газеты «Известия» соберут сведения о причинах и итогах  Февральской революции.
  • Корреспонденты газеты «Правда» соберут сведения о причинах и итогах Октябрьской революции.
  • Каждая газета представлена двумя редколлегиями.

- Каждой группе необходимо будет подготовить выступление по плану и заполнить графы таблицы.

  • Вы можете пользоваться материалом учебника, а также дополнительным материалом, который лежит у вас на столе.
  • Распределите обязанности в группе, работайте слажено.
  • На работу отводится 5 минут.
  • По окончании работы, вы должны представить итог своей работы и поделиться с нами полученными знаниями. На выступление отводится 2 минуты.

- Сигналом окончания работы группы станет поднятый красный флаг – символ революции. Приступайте.

  • Готовы?
  • Начинаем представление  групповой работы.
  • Задача остальных участников по мере выступления наших корреспондентов заполнять графы таблицы.
  • Выслушаем корреспондентов газеты «Известия» (причины Февральской революции)

Февральская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года

Дата начала революции

Причины

Итоги

- Каковы основные причины Февральской революции 1917 года?

- Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины)

Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.

Ход февральской революции 1917 года:

Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

В феврале 1917 года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.

Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.

В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание.  Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.  

28 февраля - правительство было низложено. Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.

К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

2 марта Николай II отрёкся от престола.

  • Что последовало вслед за отречением Николая II?
  • Выслушаем вторую редколлегию газеты «Известия» (итоги Февральской революции)
  • Не забывайте заполнять таблицу.
  • К чему привела ФР? Чего удалось добиться? Итоги???? Что вы записали? (показать на слайде итоги ФР)

- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)

- Что нового вы узнали из видеоурока?

- 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция

- О её причинах расскажут корреспонденты газеты «Правда».

- Каковы основные причины Октябрьской революции 1917 года?

- Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины ОР)

Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.

Ход октябрьской революции:

Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.

25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»

Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).

Временное правительство  находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера  «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции.  Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть.  К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

  • Выслушаем корреспондентов газеты «Правда» (итоги Октябрьской революции)
  • Не забывайте заполнять таблицу.
  • К чему привела ОР? Чего удалось добиться? Что вы записали? (обобщить итоги ОР, показать на слайде)

- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)

- Что нового вы узнали из видеоурока?

- В начале урока мы с вами сказали о том, что судьба последнего русского императора сложилась трагически.

- Кто из вас знает как? (дети отвечают)

Участь императора и его семьи (презентация – учитель)

В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года бывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слуги были тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.

  • Так, кто же был последним русским императором, на долю которого выпало немало испытаний? (Николай II)
  • Как сложилась его судьба и судьба его семьи?
  1. Проверка первичного усвоения

СОЗДАНИЕ ГАЗЕТ

- Итак, вами уже собрано достаточно материала для написания статьи в газету.

- Это я вам сейчас и предлагаю сделать.

- Перед вами лежат конверты, ваша задача достать содержимое и выбрать то, что подходит для написания вашей статьи. Затем создать статью, наклеив то, что вы отобрали на заготовку.

- Кто справится, поднимет красный флаг. Приступайте. (на работу 3 минуты)

Дети выходят к доске, читают данную статью, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. После проверки крепят помещают статью в газету на доске.

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? Зачем современным людям знать события прошедших веков?

- Выберите цитату или стихотворные строки,  которые отражают Ваше отношение к событиям революций 1917 года. Объясните свой выбор.

 

Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. (Михаил Меньшиков)

Революции - локомотивы истории. (Карл Маркс)

Революция - варварский способ прогресса. (Жан Жорес)

Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. (Фридрих Энгельс)

"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой. (А. Блок)

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.    (Вл. Маяковский)

 

 

Вывод.  События начала XX века – это новый урок живущим поколениям о том, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. Без прошлого невозможно настоящее и будущее.

Приложение 1

Страна  

организация общества в какой-либо стране.

Должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государство

территория, имеющая границы, свою историю и культуру.

Помещики

Жители деревень и сёл, которые пашут землю, собирают урожай, выращивают скот и кормят всё население государства

Капиталисты

Знатные богатые люди, на землях которых жили крестьяне

Крестьяне

Бедные люди, которые переселялись из деревень в города и нанимались на заводы и фабрики

Рабочие

Хозяева фабрик, заводов, электростанций, железных дорог

Большевик

человек, который состоит в партии.

Партия

группа людей, единомышленников.

Держава

большая и мощная страна.

Приложение 2

Февральская революция 1917 года

Причины февральской революции

К 1917 году ситуация в России стала критической. В 1904 году началась Русско-японская война. В ней русская армия потерпела поражение. В 1914 году началась Первая мировая война. Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Война затянулась до 1918 года. Она резко ухудшила положение внутри страны, делала жизнь людей невыносимой. Тысячи человек были убиты на фронтах. В стране начались разруха и голод.

Тяжело жилось рабочим и крестьянам. Жители деревень были недовольны уходом в армию работников, изъятием лошадей, сокращением продовольственных товаров, помещики отобрали у крестьян почти всю землю; горожане – закрытием заводов, ростом цен, маленькой зарплатой и перебоями с продуктами.

Государству становилось всё труднее содержать армию и обеспечивать продовольствием города. Армия ощущала нехватку снаряжения, вооружения, продовольствия. Среди населения и в войсках росло недовольство военными тяготами.

Все слои населения были недовольны властью, попытки которой навести порядок оказались безуспешными. Нужно было что – то менять.

https://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image168.jpg

Причинами февральской революции 1917 года явились антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян, политическое бесправие, спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы.

Ход февральской революции 1917 года:

Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.

18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

В феврале 1917 года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.

Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.

В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание.  Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.  

28 февраля - правительство было низложено. Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.

К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

2 марта Николай II отрёкся от престола.

Итоги февральской революции 1917 года

Царское правительство перестало править страной.  

В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. С одной стороны, Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти, с другой стороны Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым.

двоевластие

Временное правительство

Советы рабочих и солдатских депутатов

Николай II вместе с семьёй был арестован по решению Временного правительства. 31 июля царская семья отправилась в Тобольск.

Февральская революция провозгласила отмену смертной казни. Гражданам были дарованы политические свободы (возможность вступать в любые объединения и свободно собираться на любые собрания). В стране началось профсоюзное движение. Было обеспечено всеобщее и равное избирательное право. Была объявлена амнистия за политические преступления. Отменены сословные, национальные и религиозные ограничения.

Восставшие потребовали прекратить войну, но война продолжалась. Экономический кризис не был остановлен. 

Армия не хотела воевать, бегство солдат с фронта достигло огромных масштабов. Нерешённым остался земельный вопрос. В сёлах крестьяне принялись делить  имущество помещиков.

Начался распад Российской империи по национальному признаку. На окраинах - в Армении, на Кубани и Украине, в Сибири, в Польше и Финляндии - началось движение за отделение от России. Россия стала Республикой.

Октябрьская революция 1917 года

Причины Октябрьской революции 1917 года

После февральской революции все ждали перемен: окончания войны, сокращения рабочего дня до 8 часов, решения земельного вопроса в деревнях.

Но временное правительство проводило антинародную, империалистическую политику: земельный вопрос не решался. Крестьяне не имели должных площадей земельных наделов. Заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта. Экономический кризис не был остановлен. В крупных городах наблюдался дефицит товаров, что вызывало волнения. Население оставалось безграмотным,  велась несправедливая национальная политика. 

Участие России в Первой мировой войне  продолжалось. Обострился вопрос о больших потерях на линии фронта и постоянное отступление русской армии.

Новая власть не решила два главных вопроса – о прекращении войны и о земле.

Причины октябрьской революции 1917 года: усталость от войны; промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала; финансовый кризис; нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян; оттягивание социально-экономических реформ; противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти.

Ход октябрьской революции:

Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.

25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»

Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).

Временное правительство  находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера  «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции.  Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть.  К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

Итоги Октябрьской революции

Октябрьская революция – это вооруженное восстание, которое привело к свержению Временного правительства, власть пришла к большевикам, в России наступил социализм, а вождём стал Владимир Ильич Ленин.

В России было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим. Будут начаты переговоры о мире, война закончится. Создав свое правительство, большевики решили построить новую справедливую жизнь.

Первыми законами новой власти стали декрет о мире, земле, бесплатном образовании и медицинском обслуживании, равных правах мужчин и женщин, о 8 часовом рабочем дне и многие другие, о которых люди только мечтами.

26 октября был принят Декрет о мире.

Основные положения:

  • Правительство предлагало всем установить демократический мир, т.е. перестать захватывать чужие территории и не требовать с уже захваченных материальных возмещений. Война – это «преступление против человечества»;
  • Отмена тайной дипломатии;
  • Установление мира между всеми странами.

Также был принят Декрет о земле. 

В результате была конфискована земля у помещиков, все территории перешли во владение государства, затем их разделили между крестьянами. Была отменена частная собственность. 

Говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно – она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.

Участь императора и его семьи

В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года бывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слуги были тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по программе «Планета знаний»

Тема: «Числовой луч – наш помощник. Решение задач»...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС УМК "Планета знаний"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета знаний"...

Урок ИЗО во 2 классе по программе "Планета знаний". Тема "Каргопольская игрушка.Полкан"

Урок ИЗО во 2 классе.Лепка каргопольской игрушки Полкан....

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний" Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний"Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"Цели урока:·...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе "Планета знаний"

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе  "Планета знаний"...