Урок окружающего мира в 4 классе по программе Планета Знаний на тему "Революции в России".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Революции 1905 и 1917 годов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира "Революции в России" | 54.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
города Азова
Конспект урока
по окружающему миру
4 класс
«Планета знаний»
Тема урока: «Революции в России».
Урок подготовила учитель начальных классов высшей категории Некрасова И.Н.
г. Азов
2019 г.
Урок окружающего мира в 4 классе по программе «Планета Знаний».
Тема урока: «Революции в России»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- обобщение, систематизация, расширение знаний о Российском государстве;
- развитие умения выделять главную мысль и факты в отрывке учебного исторического текста;
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
- способствование развитию интереса к предмету.
Формируемые УУД:
- Личностные: повышать интерес к изучению истории родного государства; формировать готовность и способность к преодолению трудностей для достижения поставленных целей;
- Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; контролировать и оценивать свои действия;
- Познавательные: развитие логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии; активизация мыслительной, речевой деятельности учащихся;
- Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Планируемые результаты:
- Предметные: обобщить и систематизировать знания об истории России в начале XX вв.; развивать умение использовать полученные знания на практике;
- Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- Личностные: обогащение словарного запаса; расширение кругозора; воспитание личных качеств: наблюдательности, любознательности, внимательности, культуры речевого общения.
Оборудование: учебник, статьи газет, копии фотографий, компьютер, проектор,
Ход урока
- Организационный момент
Не будем терять драгоценных минуток.
Сегодня нам с вами совсем не до шуток.
Урок нас ждѐт уж больно важный.
Про нашу Родину и наш народ отважный.
- Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
- Актуализация знаний
Мозговой штурм
- Соедините линиями даты и события
1812 г | Убийство Александра II Отмена крепостного права Отечественная война с Наполеоном Построена железная дорога Москва − Санкт-Петербург |
1861 г. | |
1881 г. | |
1851 г. | |
1917 г. |
- Выполните проверку и оцените свою работу (критерии на слайде)
- Какая дата оказалась лишней в этом списке? (1917 г.) Почему?
- К какому веку относится эта дата? (XX)
Сегодня мы начинаем новый раздел «Россия в начале XX века»
- Выведение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, почему именно 1917 год я включила в список?
- Какие события в истории нашей страны произошли в этом году? (Революции в России)
- Сформулируйте тему урока.
Революции в России
- Исходя из темы урока, определите цель сегодняшнего урока.
Цель: познакомиться с революциями в России
- А что такое революция?
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В словаре)
Ученик у доски читает значение слова «революция» в словаре Ожегова.
(Революция – коренной переворот в жизни страны. Грозные тяжелейшие события, когда недовольный правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть).
- Поставим перед собой задачи урока. (Ответы детей)
- Выстроим задачи в логическую последовательность.
На слайде:
Задачи:
- Назвать основные события начала XX века в России.
- Познакомиться с революциями, произошедшими в России в 1917 году.
- Определить причины революций.
- Проследить ход революций.
- Выяснить итоги революций.
- Первичное усвоение
- Из определения мы узнали, что революция – это коренной переворот, смена власти.
- Давайте вспомним, в конце 19 века Россия была каким государством? (Империей)
- Кто стоял во главе империи? (Царь)
- Какая династия правила страной? (династия Романовых)
- Мы знаем, что в марте 1881 года Александр II был убит взрывом самодельной бомбы.
- А кто знает, кто взошёл на престол после Александра II?
В конце 19 века на российский престол вступил царь Николай II. На его правление выпали серьёзные испытания. Трагически сложилась и судьба его семьи.
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.100.
- После прочтения текста, ответьте на вопрос: Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века?
- Читает.....
- Какие события произошли в Российской империи в начале 20 века?
(1904 г. Русско-японская война, 1914 г. Первая мировая война, Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 год, Гражданская война 1918 год)
- Проверка первичного усвоения
Игра в группах «Историческое домино» (на столе карточки с событиями) - ---
- Составьте верную цепочку последовательности событий:
вступление Николая II на престол, Русско-японская война, I Мировая война, Февральская революция, свержение царской власти, Октябрьская революция, Гражданская война
Проверка. (Группа, которая первая справится с работой крепит карточки на доску).
- Правильно, на начало 20 века на долю нашей страны выпали серьёзные испытания, это и участие в Русско-японской войне, вслед за которой последовала революция в1905 году, которая была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и участие в Первой мировой войне, а также 2 революции 1917 года, которые по датам так и называются Февральская и Октябрьская.
- События этих двух революций явились решающими и переломными в истории нашей страны, поэтому сегодня мы уделим им особое внимание.
- Символами революций 1917 года стали красный флаг и красный бант.
- Чтобы погрузиться в эпоху революций, я предлагаю всем прикрепить красный бант.
VI. Первичное усвоение
- Давайте вернёмся к задачам урока....
Задачи:
- Назвать основные события начала XX века в России.
- Познакомиться с революциями, произошедшими в России в 1917 году.
- Определить причины революций.
- Проследить ход революций.
- Выяснить итоги революций.
- Что мы уже выяснили? (Какие революции произошли в России в 1917 году? – Февральская и Октябрьская).
- Что ещё нужно выяснить?
- (Причины революций.
- Как они происходили? (ход революций)
- К чему привели революции? (итоги революций)
Работа в группах
- Я предлагаю вам побывать в роли корреспондентов газет эпохи революций и поработать в группах.
- Что входит в обязанности корреспондента газеты? (сбор сведений и сообщение о событиях)
- Корреспонденты газеты «Известия» соберут сведения о причинах и итогах Февральской революции.
- Корреспонденты газеты «Правда» соберут сведения о причинах и итогах Октябрьской революции.
- Каждая газета представлена двумя редколлегиями.
- Каждой группе необходимо будет подготовить выступление по плану и заполнить графы таблицы.
- Вы можете пользоваться материалом учебника, а также дополнительным материалом, который лежит у вас на столе.
- Распределите обязанности в группе, работайте слажено.
- На работу отводится 5 минут.
- По окончании работы, вы должны представить итог своей работы и поделиться с нами полученными знаниями. На выступление отводится 2 минуты.
- Сигналом окончания работы группы станет поднятый красный флаг – символ революции. Приступайте.
- Готовы?
- Начинаем представление групповой работы.
- Задача остальных участников по мере выступления наших корреспондентов заполнять графы таблицы.
- Выслушаем корреспондентов газеты «Известия» (причины Февральской революции)
Февральская революция 1917 года | Октябрьская революция 1917 года | |
Дата начала революции | ||
Причины | ||
Итоги |
- Каковы основные причины Февральской революции 1917 года?
- Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины)
Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.
Ход февральской революции 1917 года:
Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.
В феврале 1917 года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.
Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.
В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание. Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.
28 февраля - правительство было низложено. Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.
К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.
2 марта Николай II отрёкся от престола.
- Что последовало вслед за отречением Николая II?
- Выслушаем вторую редколлегию газеты «Известия» (итоги Февральской революции)
- Не забывайте заполнять таблицу.
- К чему привела ФР? Чего удалось добиться? Итоги???? Что вы записали? (показать на слайде итоги ФР)
- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)
- Что нового вы узнали из видеоурока?
- 25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция
- О её причинах расскажут корреспонденты газеты «Правда».
- Каковы основные причины Октябрьской революции 1917 года?
- Что вы записали в таблицу? (обобщить, показать на слайде причины ОР)
Рассказ учителя на фоне видеохроники 1917 года.
Ход октябрьской революции:
Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.
25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»
Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).
Временное правительство находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции. Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.
- Выслушаем корреспондентов газеты «Правда» (итоги Октябрьской революции)
- Не забывайте заполнять таблицу.
- К чему привела ОР? Чего удалось добиться? Что вы записали? (обобщить итоги ОР, показать на слайде)
- Ознакомьтесь с фрагментом видеоурока и дополните таблицу. (просмотр видео)
- Что нового вы узнали из видеоурока?
- В начале урока мы с вами сказали о том, что судьба последнего русского императора сложилась трагически.
- Кто из вас знает как? (дети отвечают)
Участь императора и его семьи (презентация – учитель)
В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года бывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слуги были тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.
- Так, кто же был последним русским императором, на долю которого выпало немало испытаний? (Николай II)
- Как сложилась его судьба и судьба его семьи?
- Проверка первичного усвоения
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТ
- Итак, вами уже собрано достаточно материала для написания статьи в газету.
- Это я вам сейчас и предлагаю сделать.
- Перед вами лежат конверты, ваша задача достать содержимое и выбрать то, что подходит для написания вашей статьи. Затем создать статью, наклеив то, что вы отобрали на заготовку.
- Кто справится, поднимет красный флаг. Приступайте. (на работу 3 минуты)
Дети выходят к доске, читают данную статью, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. После проверки крепят помещают статью в газету на доске.
- Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Зачем современным людям знать события прошедших веков?
- Выберите цитату или стихотворные строки, которые отражают Ваше отношение к событиям революций 1917 года. Объясните свой выбор.
Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. (Михаил Меньшиков)
Революции - локомотивы истории. (Карл Маркс)
Революция - варварский способ прогресса. (Жан Жорес)
Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. (Фридрих Энгельс)
"Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой. (А. Блок)
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова. (Вл. Маяковский)
Вывод. События начала XX века – это новый урок живущим поколениям о том, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. Без прошлого невозможно настоящее и будущее.
Приложение 1
Страна | организация общества в какой-либо стране. Должны быть правительство, законы, служба порядка, армия. |
Государство | территория, имеющая границы, свою историю и культуру. |
Помещики | Жители деревень и сёл, которые пашут землю, собирают урожай, выращивают скот и кормят всё население государства |
Капиталисты | Знатные богатые люди, на землях которых жили крестьяне |
Крестьяне | Бедные люди, которые переселялись из деревень в города и нанимались на заводы и фабрики |
Рабочие | Хозяева фабрик, заводов, электростанций, железных дорог |
Большевик | человек, который состоит в партии. |
Партия | группа людей, единомышленников. |
Держава | большая и мощная страна. |
Приложение 2
Февральская революция 1917 года
Причины февральской революции
К 1917 году ситуация в России стала критической. В 1904 году началась Русско-японская война. В ней русская армия потерпела поражение. В 1914 году началась Первая мировая война. Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Война затянулась до 1918 года. Она резко ухудшила положение внутри страны, делала жизнь людей невыносимой. Тысячи человек были убиты на фронтах. В стране начались разруха и голод.
Тяжело жилось рабочим и крестьянам. Жители деревень были недовольны уходом в армию работников, изъятием лошадей, сокращением продовольственных товаров, помещики отобрали у крестьян почти всю землю; горожане – закрытием заводов, ростом цен, маленькой зарплатой и перебоями с продуктами.
Государству становилось всё труднее содержать армию и обеспечивать продовольствием города. Армия ощущала нехватку снаряжения, вооружения, продовольствия. Среди населения и в войсках росло недовольство военными тяготами.
Все слои населения были недовольны властью, попытки которой навести порядок оказались безуспешными. Нужно было что – то менять.
Причинами февральской революции 1917 года явились антивоенные настроения, тяжелое положение рабочих и крестьян, политическое бесправие, спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы.
Ход февральской революции 1917 года:
Революция началась с мощного подъёма стачечного движения в Петрограде.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.
В феврале 1917 года произошёл ряд так называемых "хлебных" бунтов. Поставка хлеба в столицу происходила с перебоями, что вызвало недовольство народа. Толпы громили хлебные магазины.
Начались митинги и шествия против войны с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Митинги разгонялись полицией и войсками. Но большая часть воинских частей начала переходить на сторону народа. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. В итоге войска отказались разгонять митингующий народ.
В результате в Петрограде началось охватившее весь город вооруженное восстание. Его участники освобождали из тюрем заключённых, захватывали правительственные учреждения.
28 февраля - правительство было низложено. Временный комитет объявил о том, что берёт власть в свои руки.
К 1 марта вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.
2 марта Николай II отрёкся от престола.
Итоги февральской революции 1917 года
Царское правительство перестало править страной.
В России возникло двоевластие, что стало своеобразным итогом февральской революции 1917 года. С одной стороны, Совет рабочих и солдатских депутатов как орган народной власти, с другой стороны Временное правительство – орган диктатуры буржуазии во главе с князем Г.Е. Львовым.
двоевластие |
Временное правительство | Советы рабочих и солдатских депутатов |
Николай II вместе с семьёй был арестован по решению Временного правительства. 31 июля царская семья отправилась в Тобольск.
Февральская революция провозгласила отмену смертной казни. Гражданам были дарованы политические свободы (возможность вступать в любые объединения и свободно собираться на любые собрания). В стране началось профсоюзное движение. Было обеспечено всеобщее и равное избирательное право. Была объявлена амнистия за политические преступления. Отменены сословные, национальные и религиозные ограничения.
Восставшие потребовали прекратить войну, но война продолжалась. Экономический кризис не был остановлен.
Армия не хотела воевать, бегство солдат с фронта достигло огромных масштабов. Нерешённым остался земельный вопрос. В сёлах крестьяне принялись делить имущество помещиков.
Начался распад Российской империи по национальному признаку. На окраинах - в Армении, на Кубани и Украине, в Сибири, в Польше и Финляндии - началось движение за отделение от России. Россия стала Республикой.
Октябрьская революция 1917 года
Причины Октябрьской революции 1917 года
После февральской революции все ждали перемен: окончания войны, сокращения рабочего дня до 8 часов, решения земельного вопроса в деревнях.
Но временное правительство проводило антинародную, империалистическую политику: земельный вопрос не решался. Крестьяне не имели должных площадей земельных наделов. Заводы оставались в руках буржуазии, сельское хозяйство и промышленность испытывали крайнюю нужду, не хватало топлива для железнодорожного транспорта. Экономический кризис не был остановлен. В крупных городах наблюдался дефицит товаров, что вызывало волнения. Население оставалось безграмотным, велась несправедливая национальная политика.
Участие России в Первой мировой войне продолжалось. Обострился вопрос о больших потерях на линии фронта и постоянное отступление русской армии.
Новая власть не решила два главных вопроса – о прекращении войны и о земле.
Причины октябрьской революции 1917 года: усталость от войны; промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала; финансовый кризис; нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян; оттягивание социально-экономических реформ; противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти.
Ход октябрьской революции:
Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям.
25 октября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция под лозунгами «Вся власть советам!», «Мир — народам!», «Земля — крестьянам!», «Фабрики — рабочим!»
Революция проходила под руководством партии большевиков и лично товарищем В. И. Лениным (Ульяновым).
Временное правительство находилось в Зимнем дворце – раньше в нём жили цари. Оно вызвало в Петроград войска, сделало попытку развести мосты на Неве, чтобы отрезать центр города от окраин. Но было уже поздно. Восстание началось. Залп крейсера «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца. В нём приняли участие матросы, солдаты, рабочие, поддерживающие Ленина и большевиков. Сначала восставшие захватили Центральный телеграф, затем – Государственный банк, вокзалы, мосты, телефонную и электрическую станции. Временное правительство оказалось окружённым в Зимнем дворце, вскоре Зимний дворец был занят восставшими. Министров Временного правительства арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Так в Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству страной пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным.
Итоги Октябрьской революции
Октябрьская революция – это вооруженное восстание, которое привело к свержению Временного правительства, власть пришла к большевикам, в России наступил социализм, а вождём стал Владимир Ильич Ленин.
В России было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим. Будут начаты переговоры о мире, война закончится. Создав свое правительство, большевики решили построить новую справедливую жизнь.
Первыми законами новой власти стали декрет о мире, земле, бесплатном образовании и медицинском обслуживании, равных правах мужчин и женщин, о 8 часовом рабочем дне и многие другие, о которых люди только мечтами.
26 октября был принят Декрет о мире.
Основные положения:
- Правительство предлагало всем установить демократический мир, т.е. перестать захватывать чужие территории и не требовать с уже захваченных материальных возмещений. Война – это «преступление против человечества»;
- Отмена тайной дипломатии;
- Установление мира между всеми странами.
Также был принят Декрет о земле.
В результате была конфискована земля у помещиков, все территории перешли во владение государства, затем их разделили между крестьянами. Была отменена частная собственность.
Говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно – она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.
Участь императора и его семьи
В апреле 1918 года большевики перевезли семью бывшего царя в Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года бывший император Николай II, его жена Александра Фёдоровна, их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и слуги были тайно расстреляны в полуподвальном помещении дома Ипатьева, где их держали под арестом. Так закончил свой земной путь последний российский император из династии Романовых. В 2000 году все члены царской семьи были причислены Русской православной церковью к лику святых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по программе «Планета знаний»
Тема: «Числовой луч – наш помощник. Решение задач»...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета знаний"...
Презентация к уроку математики в 1 классе по программе "Планета знаний" по теме: "Числа 1,2,3"
Знакомство с числами 1,2,3. Письмо цифры 1....
Урок ИЗО во 2 классе по программе "Планета знаний". Тема "Каргопольская игрушка.Полкан"
Урок ИЗО во 2 классе.Лепка каргопольской игрушки Полкан....
методическая разработка урока окружающего мира "В сосновом лесу" УМК "Планета знаний"
методическая разработка...
Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний" Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"
Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний"Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"Цели урока:·...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе "Планета знаний"
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе "Планета знаний"...