Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС УМК "Планета знаний"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Шевель Лариса Валентиновна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:

  • Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 4;
  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы для 3 класса Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина - М.; Астрель, 2007 г. (УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой)
  • Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610
  • Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ № 4

Программа обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир: учебник для 3 класса в 2 ч. – М.; Астрель 2008 г.
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Рабочие тетради «Окружающий мир для 3 класса в 2 ч. – М.; Астрель 2013 г.
  • Сборник программ к комплекту учебников «Планета знаний» (под редакцией И. А. Петровой) – М.; Астрель 2012 г.
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М., Астрель, 2012 г.

Цель изучения курса — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют  друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

 В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

   В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 2 часа в неделю, за год 68 часов. 

 

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Природа вокруг нас.

8

2

Вода, воздух, горные породы и почва.

16

3

О царствах живой природы.

16

4

Человек.

10

5

Человек в обществе.

18

Итого:

68

Содержание программы (68 ч)

3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность,  способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Планируемые результаты изучения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство гордости  свою Родину;

могут быть сформированы:

  • осознание себя как гражданина России;
  • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • объяснять, что такое экология;
  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • характеризовать органы растений и животных и их значение;
  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • выполнять основные правила личной гигиены;
  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
  • рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • объяснять особенности питания и дыхания растений;
  • характеризовать условия прорастания семян;
  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической  карты;
  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • различать символы государства;
  • показывать на политической карте  РФ  столицу России — город Москву;
  • описывать  государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • характеризовать главный закон страны;
  • рассказывать об устройстве нашего государства;
  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.  

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках  культуры своего города, села, края;
  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся: 

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
  • сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5) использование критериальной системы оценивания;

6) оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

   Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.

   Тематический контроль осуществляется в  виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

   Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

         

     Критерии оценки проверочных работ учащихся по окружающему миру.

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы.

Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям.

Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям.

Верное решение менее 60 процентов заданий.

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:

1. Выразительный  связный рассказ.

2. Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.

3. Знание терминологии, понятий по теме.

4. Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.

5.  Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради)

Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):

1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.

2.  Разнообразие источников информации.

3. Выразительный устный рассказ.

4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.

Количество проверочных работ.

1 четверть

Проверочная работа

2

2 четверть

Проверочная работа

1

3 четверть

Проверочная работа

2

4 четверть

Проверочная работа

2

Итого:

7

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы «Природные сообщества»,  «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные», «Животные», «Растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;
  • глобус, карта России;
  • наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени;
  • портреты учёных России (М. Ломоносова, С. Королёв, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
  • портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий президент России;
  • плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
  • гербарии растений разных природных сообществ;
  • демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
  • демонстрационные образцы приборов и инструментов;
  • энциклопедии, справочники, словари.

Электронно-программное обеспечение:

  • энциклопедия животных Кирилла и Мефодия;
  • мультимедийные учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 3 класс»;
  • презентации по окружающему миру;
  • электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы»

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD плееры,  MP3 плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • принтер, ксерокс.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир (68 ч)

№ уро

ка

Тема раздела,

тема урока

Характеристика учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Формы контро-

ля

Дата

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Тема: Природа вокруг нас – 8 ч.

1

Что нас окружает.

Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих). Преставление о науке «экология» и важности охраны природы.

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Личностные

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Метапредметные

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.

Фронт. опрос

03.09

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация наблюдений. Индивидуальная и групповая работа.

Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя.

Личностные

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Фронт. опрос

05.09

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком.

Личностные

Способность к самооценке.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Фронт. опрос

10.09

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.

Различать типы линий горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений.

Индивид. опрос

12.09

5

Ориентирование по компасу и местным признакам

Освоение приёмов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам

Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Индивид. опрос.

17.09

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом (индивидуально и в группах)

Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивиду

альный и фронталь

ный опрос

19.09

7

Свойства тел и веществ. Практическая работа.

Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей.

Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Практ. работа

24.09

8

Явления природы. Проверочная работа.

Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам.

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы.

Личностные

Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями.

Метапредметные

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Провер. работа

26.09

Тема: Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч.

9

Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа.

Установление опытным путём некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствии запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике.

Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений.

Практич. работа

01.10

10

Вода – растворитель. Практическая работа.

Установление опытным путём свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Фронт. опрос

03.10

11

Свойства льда, снега и пара.

Ознакомление со свойствами воды в твёрдом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое.

Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путём свойства воды в различных состояниях.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. и фронт. опрос

08.10

12

Родники. Водоёмы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоёмов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей.

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком.

Личностные

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. опрос

10.10

13

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации.

Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства.

Личностные

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Самост. работа

15.10

14

Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды.

Знакомство с круговоротом воды. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды.

Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу.

Личностные

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Индивид. опрос

17.10

15

Проверочная работа по теме «Вода и её свойства»

Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала.

Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования.

Личностные

Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.

Метапредметные

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Провероч

ная работа

22.10

16

Значение воздуха для жизни.

Представление о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни.

Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы.

Личностные

Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.

Метапредметные

Наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Фронт. опрос

24.10

17

Свойства воздуха. Практическая работа.

Знакомство опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием запаха и цвета, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься.

Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха.

Личностные

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Метапредметные

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Фронт. опрос

05.11

18

Ветер. Охрана воздуха.

Научное представление об образовании ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха.

Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком.

Личностные

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Индивид. опрос

07.11

19

Почва. Охрана почвы.

Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.

Иметь представление о почве, её свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв.

Личностные

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Фронт. опрос

12.11

20

Горные породы.

Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе.

Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.

Метапредметные

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Индивид. опрос

14.11

21-22

Полезные ископаемы (песок, глина, гранит, известняк)

Установление связи деятельности человека с природой и свойствами её объектов. Выделение эстетического аспекта этого взаимодействия.

Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве.

Личностные

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Индивид. и фронт. опрос

19.11

21.11

23-24

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа.

Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые»

Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования.

Личностные

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Провероч

ная работа

26.11

28.11

Тема: О царствах живой природы – 16 ч.

25

Четыре царства живой природы.

Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания.

Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений.

Фронт. опрос

03.12

26

Строение растений. Практическая работа.

Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов  жизни человека. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений.

Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Личностные

Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.

Метапредметные

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Практич. работа

05.12

27

Разнообразие растений.

Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений.

Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. опрос

10.12

28

Дикорастущие и культурные растения.

Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений.

Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. и фронт опрос

12.12

29

Жизнь растений.

Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений.

Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Индивид. и фронт опрос

17.12

30

Размножение и развитие растений.

Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян.

Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка.

Личностные

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели для объяснения природных явлений.

Индивид. и фронт. опрос

19.12

31

Развитие растения из семени. Охрана растений.

Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путём условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений.

Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.

Метапредметные

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Самост. работа

24.12

32

Строение животных. Практическая работа.

Ознакомление с особенностями строения животных, значение органов животных для их жизни. Выявление сходства и различия между животными и растениями.

Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности.

Личностные

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Практич. работа

26.12

33

Разнообразие животных.

Расширение знаний об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных. Выявление существенных признаков.

Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни.

Личностные

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Фронт. и индивид. опрос

34

Домашние и дикие животные.

Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных.

Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид.

опрос.

35

Как животные воспринимают мир.

Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств.

Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов, связь органов чувств со средой обитания.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Фронт. и индив. опрос

36

Передвижение и дыхание животных.

Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп.

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных.

Личностные

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Индивид. опрос

37

Питание животных.

Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи.

Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания.

Личностные

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Фронт. опрос

38

Размножение и развитие животных.

Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп.

Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Фронт. опрос

39

Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные»

Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране.

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели для объяснения природных явлений.

Провероч работа

40

Грибы и бактерии.

Представление о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.

Метапредметные

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Индивид. опрос

Тема: Человек – 10 ч.

41

Человек – часть живой природы.

Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология»

Личностные

Способность к самооценке. Основы экологической культуры.

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Фронт. опрос

42

Кожа – первая «одежда». Практическая работа.

Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей.

Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Фронт. опрос

43

Скелет. Практическая работа.

Общее представление о скелете человека и его значением для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами её формирования.

Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья.

Личностные

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Индивид. и фронт. опрос

44

Мышцы. Практическая работа.

Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц.

Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы.

Личностные

Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. опрос

45

Кровеносная система. Практическая работа.

Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме.

Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, её роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечнососудистой системы.

Личностные

Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Фронт. опрос

46

Дыхание.

Ознакомление с органами дыхания  человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыхания.

Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания.

Личностные

Способность оценивать трудность предлагаемого задания.

Метапредметные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Индивид. и фронт. опрос

47

Питание и выделение.

Расширение знаний о пище и значении её разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ.

Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им.

Личностные

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Индивид. и фронт. опрос

48

Органы чувств. Практическая работа.

Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены.

Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать.

Личностные

Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Практ. работа

49

Нервная система.

Представление о нервной системе человека, её значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения.

Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы.

Личностные

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. опрос

50

Эмоции и темперамент. Проверочная работа.

Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием.

Личностные

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Провероч.

работа

Тема: Человек в обществе – 18ч.

51

Народы нашей страны.

Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России.

Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Фронт. опрос

52

Традиции народов нашей страны.

Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны.

Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Индивид. и фронт. опрос

53

Путешествие по ленте времени.

Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время».

Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Фронт. опрос

54

Города и сёла.

Ознакомление с понятиями «город», «село». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан.

Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. и фронт. опрос

55

Названия городов.

Представление о появлении названий у городов.

Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города.

Личностные

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Самост. работа

56

Кремль – центр города.

Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города.

Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Фронт. опрос

57

Улицы города.

Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов.

Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. и фронт. опрос

58

Герб – символ города.

Знакомство с одним из символов города – гербом.

Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Индивид. и фронт. опрос

59

Памятные места городов.

Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод)

Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте.

Личностные

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка.

Метапредметные

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносит коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Индивид. опрос

60

Современный город.

Знакомство с обликом современного города.

Наблюдать сравнивать и характеризовать особенности современного города.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Фронт. и индивид. опрос

61

Москва – столица России. Проверочная работа.

Знакомство со столицей нашей страны, её достопримечательностями.

Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

Провероч

ная работа

62

Что такое государство.

Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России.

Кратко описывать государственное устройство России.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны.

Метапредметные

Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Фронт. опрос

63

Конституция – основной закон нашей страны.

Ознакомление с основным законом государства – Конституцией.

Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции.

Личностные

Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка.

Метапредметные

Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Самост. работа

64

Права ребёнка.

Ознакомление с правами детей.

Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребёнка.

Личностные

Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Метапредметные

Осуществлять поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета.

Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Индивид. и фронт опрос

65

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России.

Ознакомление с главными символами страны.

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации.

Личностные

Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Метапредметные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказывания.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Индивид. и фронт. опрос

66

Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа.

Продолжение знакомства с главными символами страны.

Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации.

Личностные

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Метапредметные

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Итоговая провероч

ная работа.

67-68

Государственные награды. Итоговое повторение.

Ознакомление с наградной системой страны.

Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награждённых.

Личностные

Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. 

Метапредметные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Фронт. и индивид. опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...