Открытый урок окружающего мира во 2 классе по теме «Мы в ответе не только за тех, кого приручили»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Экологические знания природы родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_semenaru_po_ekologii_moy.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
окружающего мира во 2 классе
по теме «Мы в ответе не только за тех, кого приручили»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: формировать понятие о природоохранной деятельности человека и экологические знания сохранения природы своего родного края.
Задачи урока
1.Актуализировать знания обучающихся о животных для постановки учебно-познавательной задачи.
2.Создать условия для выявления обучающимися причин сокращения численности редких животных и занесения их в Красную книгу.
3.Обеспечить деятельность обучающихся по расширению сведений об охране животных своего края.
4.Учить узнавать животных своего края, занесённых в Красную книгу.
5.Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» №2 (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов),презентация
Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости?
Вот и сегодня к нам пришли гости. Улыбнитесь и кивком головы поприветствуйте их.
А сейчас попрошу вас:
- Любознательные люди, сделайте шаг вперед!
- Кто желает много знать - шаг вперед!
-Сильные и старательные - шаг вперед!
- Возьмитесь за руки, друзья, улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в открытии новых знаний.
(дети садятся на свои места)
Вы хороший дружный класс
Всё получится у вас
2.Актуализация знаний обучающихся
- Какой раздел мы изучаем? Слайд №2
- Человек и животные.
- Почему авторы учебника объединили эти объекты природы в одну тему?
- Вероятно, они связаны между собой.
( Разнообразие природы) Слайд №
Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
Откройте учебники на стр. 39
Прочитайте тему сегодняшнего урок
«Человек в ответе не только за тех, кого приручил!» Слайд №4
Тема сформулирована в виде предложения, выражающего основное переживание за судьбу животных.
- Авторы учебника перефразировали известное высказывание французского писателя Антуана-де-Сент Экзюпери «Человек в ответе за тех, кого приручил» из сказки «Маленький принц».
2.Целеполагание
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
О бережном отношении человека к животным, природе.
- Чтобы поставить цель, нужно уточнить значение некоторых слов темы урока.
Значение слова «приручить»
- Куда нужно обратиться, чтобы дать точное значение этого слова?
- К толковому словарю: (привязать к себе, полюбить, заботиться) Слайд №5.
А что значит «заботиться»?
- Только ли о домашних животных нужно заботиться?
Нужно заботиться не только о домашних, но и о диких животных.
Итак, цель нашего урока, выяснить, почему и как надо заботиться о диких животных.
3. Открытие новых знаний
- Задачи определены.
- Каким образом, мы будем их решать?
- Обращаться к разным источникам информации (учебник, хрестоматия, другие источники), извлекать, обсуждать информацию, работая в парах или группах.
Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.
-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.
(Работа в парах)
- Животные, у которых удлиненное тело покрыто чешуей? ( Рыбы)
- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся)
- Животные. У которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко, (Насекомые)
- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде. ( Земноводные)
- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев.
( Птицы)
-Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью.
( Звери)
( Дети берут игрушки животных и становятся у доски.. Игрушки : обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок
На какие две группы можно разделить всех животных?
- А чем же отличаются: дикие животные от домашних? (дикие живут в дикой природе, а домашних выращивает человек)
- Ребята, а как вы думаете, зачем человеку вообще нужны животные?
- Употреблять в пищу мясо, молоко, яйца, мед.
Из шкур, шерсти и кожи изготавливает одежду и обувь.
Использует в лечебных целях.
Для передвижения и перевозок грузов.
Заводит друзей.
В научных целях.
- Вы сказали, что человек заботится о домашних животных.
А только ли о них он должен думать? –
А как человек научился заботиться о диких животных?
- На рыбных заводах и в искусственных бассейнах выращивают рыб, а подросших мальков выпускают в реки, пруды, озера.
- Создают заповедные места, где никто не мешает размножению животных.
- Строго определяю сроки охоты: охота разрешается по особым удостоверениям-лицензиям, в которых указано, где, когда, кому и сколько животных можно добыть.
- Зимой во льду делают лунки, чтобы рыба не задохнулась от недостатка кислорода.
- Весной, когда водоемы выходят из берегов, на затопленных лугах остается много мальков. Когда уровень воды спадает и реки входят в свои берега, люди набирают воду с мальками в ведра и выпускают мальков в водоемы.
- Подкармливают зимой.
Физкультминутка
Чтение учителем рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок»
Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.
-Бедный, несчастный малыш!- воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости
-Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!
- Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел!
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
- Какая главная мысль рассказа? (^ Жалеть тоже надо уметь)
- Так можно ли брать домой беззащитных детёнышей диких животных?
Как вы думаете почему?
Правы ли мы ?
Давайте более подробный ответ на этот вопрос найдём в учебнике (стр. 39)
( работа в группах)
Прочитайте первый вопрос. Ответ на этот вопрос найдёт 1 группа детей.
Какая может случиться беда, если человек не будет соблюдать правила поведения в природе? (^Животные начнут исчезать)
Прочитайте 2 вопрос на с. 39 в учебнике Ответ на этот вопрос найдёт 2 группа детей.
Капитаны команд получат задания
Задание для 1 группы (напечатаны на листах)
Найти предложения из текста, которыми нужно ответить на вопрос: почему нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?
Задание для 2 группы (напечатаны на листах)
Найти предложения из текста, которыми нужно ответить на вопрос:
Почему многих животных становится всё меньше на земле?
Так, почему же нельзя брать домой беззащитных детенышей диких животных?
- Не знают своих врагов.
- Не умеют самостоятельно добывать пищу.
- Не умеют строить жилища.
- Условия жизни в доме не такие, как в природе
Почему многих животных становится всё меньше на земле?
- Охота на них
Хозяйственная деятельность человека: распахал поля, чтобы построить города; вырубил леса, чтобы проложить железные дороги; осушил болота, чтобы провести дороги → животным негде стало жить и нечем питаться
Вот так случилось с одним очень уникальным животным (рассказ ученика)
Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.
Учитель. До сих пор многие учёные имеют надежду, что всё-таки морские коровы сохранились в уединённых бухтах малонаселённых островов Берингова архипелага.
- Ребята, правда сейчас, ходят разговоры, что совсем недавно этих уникальных животных видели. Но это ёщё не доказано ни кем.
Морскую корову открыл врач русской экспедиции – Георг Вильгельм Стеллер и сам невольно способствовал ее истреблению. Вот уже свыше 250 лет морская корова числится в списках вымерших. От них остались только скелеты да кусочки кожи. Она занесена в Красную книгу.
- Что это Красная книга? Почему Красная?
Вы сможете ответить на этот вопрос, если послушаете стихотворение.
( Читает Склярова Катя)
Охраняется « Красною книгой»
Столько всяких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
«Красная книга» - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Учитель -Писатель Н. Сладков так рассказывал об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!»
Красная книга впервые была издана в нашей стране в 1963 году. Тираж был ничтожный. Она рассылалась только видным государственным деятелям и ученым.
В Красную книгу мира записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать – не значит сохранить.
Это пока сигнал тревоги.
-Красная книга состоит из цветных страниц.
На черных страницах списки тех, кого мы никогда не увидим.
На красных – особо редкие животные.
На желтых – те животные, количество которых быстро снижается.
На зеленых – те животные, численность которых удалось восстановить.
-Для чего нужна Красная книга?
-Информирует (о том, какие виды животных в опасности) ;
-призывает изучать ;
-предупреждает (об исчезновении новых видов животных) ;
-советует ( как сохранить редкие и исчезающие виды животных)
Рассмотреть в учебнике с.40 животных, которые занесены в Красную книгу России
А как вы думаете существуют такие места, где исчезающие животные находятся под охраной?
(заповедники, заказники)
- А что же такое заповедник?( ответы детей)
- Так что же такое заповедник? (Стих. читает Матвеева Олеся)
«Заповедник»- это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
Давайте проверим. Правы ли мы?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в словарике страница учебника 123.
Много есть заповедных мест у нас в России. НЕМАЛО ИХ И В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ. Есть такие места и в нашем районе. Это Государственный природный зоологический заповедник-заказник Бурукшунский и Государственный природный заказник краевого значения «Лесная дача» Ипатовского района
Мы работаем над проектом «Красная книга» родного края».
Вам на прошлом уроке было задание :составить свой мини - проект об одном животном, которое занесено в Красную книгу Ставропольского края
( дети защищают свои проекты)
Послушаем некоторые сообщения.
– Какими источниками информации пользовались?
-Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля. Представьте себе, что вы …
-насекомые;
-рыбы;
-птицы;
-звери.
-И мне хочется спросить вас, нравится ли вам жить на нашей планете? Что радует вас? Что огорчает?
-От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно?
- Считаете ли вы себя другом природы?
- Что вы можете сделать для охраны природы своего края?
А какие важнейшие качества мы развиваем в себе, когда заботимся, охраняем животных?
Доброту, милосердие, сострадание, ответственность …
У каждого из вас на столе лежат листочки.
Сейчас я буду задавать вам вопрос, если вы согласны с этим убеждением, то ставите +, если не согласны, то минус.
- Нуждаются ли животные в защите?
- Можно ли обижать детёнышей диких животных?
- Нужна ли Красная книга?
- Есть ли на Земле животные, которые исчезли?
- А вы, должны, бережно относится к животным?
- Согласны ли вы с утверждением, что человек в ответе не только за тех, кого приручил?
Дети меняются друг с другом листочками и проверяют.
Итог урока.
Все ли задачи урока мы решили?
- Достигнута ли цель урока?
- Как работал каждый из вас?
Закончите следующие предложения:
У меня получилось…
Я узнал..
Я могу…
Было сложно…
Было интересно
5 Домашнее задание-
- Прочитайте в учебнике статью « Человек в ответе не только за тех, кого приручил» (с.39-40)
- Подготовить сообщение о животных, занесенных в « Красную книгу».
Рассмотрите рисунок символа Всемирного фонда охраны природы. На нём изображён редкий зверь – большая панда.
- Придумайте свой экологический знак охраны животных, обитающих в Ставропольском крае и занесённых в Красную книгу.
Работу можно выполнять индивидуально или коллективно.
6. Рефлексия занятия.
Посмотрите, на доске висит солнышко, которое улыбается и которому грустно.
Подарите лучик тому солнышку, которое показывает ваше настроение после прошедшего урока.
Ребята, давайте закончим урок небольшим четверостишием о природе.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)
Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"
Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...