Открытый урок окружающего мира во 2 классе по теме «Мы в ответе не только за тех, кого приручили»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мирошниченко Любовь Ивановна

Экологические знания природы родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_semenaru_po_ekologii_moy.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

окружающего мира во 2 классе

по теме «Мы в ответе не только за тех, кого приручили»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: формировать понятие о природоохранной деятельности человека и экологические знания сохранения природы своего родного края.
Задачи урока 

1.Актуализировать знания обучающихся о животных для постановки учебно-познавательной задачи.


2.Создать условия для выявления обучающимися причин сокращения численности редких животных и занесения их в Красную книгу.

3.Обеспечить деятельность обучающихся по расширению сведений об охране животных своего края.


4.Учить узнавать животных своего края, занесённых в Красную книгу.

5.Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке. 


Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» №2 (авт. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов),презентация

Ход урока

 1.Организационный момент                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

- Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости?

Вот и сегодня к нам  пришли гости. Улыбнитесь и кивком головы поприветствуйте их.

А сейчас попрошу вас:

- Любознательные люди, сделайте шаг вперед!

- Кто желает много знать - шаг вперед!

-Сильные и старательные - шаг вперед!

- Возьмитесь за руки, друзья, улыбнитесь друг другу и  пожелайте успехов в открытии новых знаний.

 (дети садятся на свои места)

     Вы хороший дружный класс

Всё получится  у вас

2.Актуализация знаний обучающихся


- Какой раздел мы изучаем? Слайд №2

- Человек и животные.

- Почему авторы учебника объединили эти объекты природы в одну тему?
- Вероятно, они связаны между собой.

( Разнообразие природы) Слайд №

Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Откройте учебники на стр. 39

                                             

                                                                                                                                                           Прочитайте тему сегодняшнего урок

«Человек в ответе не только за тех, кого приручил!» Слайд №4


Тема  сформулирована в виде предложения, выражающего основное переживание за судьбу животных.


- Авторы учебника перефразировали известное высказывание французского писателя Антуана-де-Сент Экзюпери «Человек в ответе за тех, кого приручил» из сказки «Маленький принц».

2.Целеполагание
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

О бережном отношении человека к животным,  природе.

- Чтобы поставить цель, нужно уточнить значение некоторых слов темы урока.
Значение слова «приручить»

- Куда нужно обратиться, чтобы дать точное значение этого слова?
- К толковому словарю: (привязать к себе, полюбить, заботиться)  Слайд №5.
А что значит «заботиться»?

- Только ли о домашних животных нужно заботиться?
Нужно заботиться не только о домашних, но и о диких животных.

Итак, цель нашего урока,
выяснить, почему и как надо заботиться о диких животных.

3. Открытие новых знаний
- Задачи определены. 

- Каким образом, мы будем их решать?
- Обращаться к разным источникам информации (учебник, хрестоматия, другие источники), извлекать, обсуждать информацию, работая в парах или группах.

Но для того, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо проверить свои знания по изученным темам.

-Давайте вспомним, какие группы животных мы знаем.

(Работа в парах)

- Животные, у которых  удлиненное тело покрыто чешуей?  ( Рыбы)

- Животные, которые ползают по земле, их тело покрыто чешуей или панцирем? (Пресмыкающиеся)

- Животные. У которых 6 ног, тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко, (Насекомые)

- Животные, которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят на суше, и в воде. ( Земноводные)

- Животные, имеющие перьевой покров тела, 2 ноги и пару крыльев.

 ( Птицы)

-Животные, тело которых покрыто волосяным покровом или шерстью.

( Звери)

( Дети  берут  игрушки  животных  и  становятся у  доски..  Игрушки :  обезьяна, пингвин, собака, кошка, попугай, поросенок

На какие две группы можно разделить всех животных?

- А чем же отличаются: дикие животные от домашних? (дикие живут в дикой природе, а домашних выращивает человек)

 - Ребята, а как вы думаете, зачем человеку вообще нужны животные?

  • Употреблять в пищу мясо, молоко, яйца, мед.

  • Из шкур, шерсти и кожи изготавливает одежду и обувь.

  • Использует в лечебных целях.

  • Для передвижения и перевозок грузов.

  • Заводит друзей.

  • В научных целях.

- Вы сказали, что человек заботится о домашних животных.

 А только ли о них он должен думать? –

А как человек научился заботиться о диких животных?

  • На рыбных заводах и в искусственных бассейнах выращивают рыб, а подросших мальков выпускают в реки, пруды, озера.
  • Создают заповедные места, где никто не мешает размножению животных.
  • Строго определяю сроки охоты: охота разрешается по особым удостоверениям-лицензиям, в которых указано, где, когда, кому  и сколько животных можно добыть.
  • Зимой во льду делают лунки, чтобы рыба не задохнулась от недостатка кислорода.
  • Весной, когда водоемы выходят из берегов, на затопленных лугах остается много мальков. Когда уровень воды спадает и реки входят в свои берега, люди набирают воду с мальками в ведра и выпускают мальков в водоемы.
  • Подкармливают зимой.

Физкультминутка

                         

      Чтение учителем рассказа Н. Сладкова « Жалейкин и лягушонок»

      Под кочкой,  в сыром болотце, заметил Жалейкин  маленького, слабенького лягушонка.

      -Бедный, несчастный малыш!- воскликнул Жалейкин.- Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

         Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости

         -Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

- Дети, как вы считаете, понравились лягушонку такие условия?

         А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

        Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел!

         Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку  так  же  хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

 - Какая главная мысль рассказа? (^ Жалеть тоже надо уметь)

 - Так можно ли брать домой беззащитных детёнышей диких животных?  

Как вы думаете почему?

 Правы ли мы ?

 Давайте более подробный ответ на этот вопрос найдём в учебнике (стр. 39)

( работа в группах)

Прочитайте первый вопрос. Ответ на этот вопрос найдёт 1 группа детей.

Какая может случиться беда, если человек не будет соблюдать правила поведения в природе? (^Животные начнут исчезать)

 Прочитайте 2 вопрос на с. 39 в учебнике Ответ на этот вопрос найдёт 2 группа детей.

Капитаны команд получат задания

Задание для 1 группы (напечатаны на листах)

Найти предложения из текста, которыми нужно ответить на вопрос: почему нельзя брать домой  беззащитных детенышей диких животных?

Задание для 2 группы (напечатаны на листах)

Найти предложения из текста, которыми нужно ответить на вопрос:

Почему многих животных становится всё меньше на земле?

Так, почему же нельзя брать домой  беззащитных детенышей диких животных?

  • Не знают своих врагов.
  • Не умеют самостоятельно добывать пищу.
  • Не умеют строить жилища.
  • Условия жизни в доме не такие, как в природе

Почему многих животных становится всё меньше на земле?

  • Охота на них
    Хозяйственная деятельность человека: распахал поля, чтобы построить города; вырубил леса, чтобы проложить железные дороги; осушил болота, чтобы провести дороги → 
    животным негде стало жить и нечем питаться

Вот так случилось с одним очень уникальным животным (рассказ ученика)

        Это было примерно 250 лет назад. Моряки обнаружили в море у самого берега, невиданных животных, которые паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их  убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто и никогда не увидит этих замечательных животных.

 Учитель. До сих пор многие учёные имеют надежду, что всё-таки морские коровы сохранились в уединённых бухтах малонаселённых островов Берингова архипелага.

- Ребята, правда сейчас, ходят разговоры, что совсем недавно этих уникальных животных видели. Но это ёщё не доказано ни кем.

 Морскую корову открыл врач русской экспедиции – Георг Вильгельм Стеллер и сам невольно способствовал ее истреблению. Вот уже свыше 250 лет морская корова числится в списках вымерших. От них остались только скелеты да кусочки кожи. Она занесена в Красную книгу.

- Что это Красная книга? Почему Красная?

 Вы сможете ответить на этот вопрос, если послушаете  стихотворение.

 ( Читает Склярова Катя)

               Охраняется « Красною книгой»

               Столько всяких животных и птиц,

               Чтобы выжил простор многоликий

               Ради света грядущих зарниц.

              «Красная книга» - Красная!

              Значит, природа в опасности!

              Значит, нельзя терять даже мига,

              Все живое хранить зовет.    

     Учитель  -Писатель Н. Сладков так рассказывал об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!»

Красная книга впервые была издана в нашей стране в 1963 году. Тираж был ничтожный. Она рассылалась только видным государственным деятелям и ученым.

В Красную книгу мира записано 295 видов зверей, 312 птиц. Но записать – не значит сохранить.

Это пока сигнал тревоги.

       -Красная книга состоит из цветных страниц.

На черных страницах списки тех, кого мы никогда не увидим.

      На красных – особо редкие животные.

      На желтых – те животные, количество которых быстро снижается.

      На зеленых – те животные, численность которых удалось восстановить.

-Для чего нужна Красная книга?

-Информирует (о том, какие виды животных в опасности) ;

-призывает изучать ;

-предупреждает (об исчезновении новых видов животных) ;

-советует ( как сохранить редкие и исчезающие виды животных)

Рассмотреть в учебнике с.40 животных, которые занесены в Красную книгу России

А как вы думаете существуют такие места, где исчезающие животные находятся под охраной?

(заповедники, заказники)

- А что же такое заповедник?( ответы детей)

- Так что же такое заповедник? (Стих. читает Матвеева Олеся)

                   «Заповедник»- это слово

                    Всем и каждому знакомо.

                    В нем животных охраняют,

                    Кормят и оберегают.

                    Запрещают здесь охоту,

                    Проявляют здесь заботу.

                    Вся природа здесь живет

                    Под охраной человека

                    Много лет, от века к веку.

Давайте проверим. Правы ли мы?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в словарике страница учебника 123.

Много есть заповедных мест у нас в России. НЕМАЛО ИХ И В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ. Есть такие места  и в нашем районе. Это  Государственный природный зоологический заповедник-заказник Бурукшунский  и Государственный природный заказник краевого значения «Лесная дача» Ипатовского района 

Мы работаем над проектом «Красная книга» родного края».

Вам на прошлом уроке было задание :составить свой мини -  проект об одном животном, которое занесено в Красную книгу Ставропольского края
( дети защищают свои проекты)

Послушаем некоторые сообщения.

– Какими источниками информации пользовались?

-Все мы живем на прекрасной и замечательной планете Земля. Представьте себе, что вы …

     -насекомые;

     -рыбы;

     -птицы;

    -звери.

-И мне хочется спросить вас, нравится ли вам жить на нашей планете? Что радует вас? Что огорчает?

-От чего или от кого зависит, чтобы всем животным на Земле жилось уютно?

- Считаете ли вы себя другом природы? 

-
 Что вы можете сделать для охраны природы своего края?

А какие важнейшие качества мы развиваем в себе, когда заботимся, охраняем животных? 


Доброту, милосердие, сострадание, ответственность …

У каждого из вас на столе лежат листочки.

Сейчас я буду задавать вам вопрос, если вы согласны с этим убеждением, то ставите +, если не согласны, то минус.

  1. Нуждаются ли животные в защите?
  2. Можно ли обижать детёнышей диких животных?
  3. Нужна ли Красная книга?
  4. Есть ли на Земле животные, которые исчезли?
  5. А вы, должны, бережно относится к животным?
  6. Согласны ли вы с утверждением, что человек в ответе не только за тех, кого приручил?

Дети меняются друг с другом листочками и проверяют. 


Итог урока.

Все ли задачи урока мы решили?
- Достигнута ли цель урока?
- Как работал каждый из вас?

Закончите следующие предложения:

У меня получилось…

Я узнал..

Я могу…

Было сложно…

Было интересно

5 Домашнее задание-

  1. Прочитайте в учебнике статью « Человек в ответе не только за тех, кого приручил» (с.39-40)
  2. Подготовить  сообщение о животных, занесенных в « Красную книгу».

 

Рассмотрите рисунок символа Всемирного фонда охраны природы. На нём изображён редкий зверь – большая панда.

- Придумайте свой экологический знак охраны животных, обитающих в Ставропольском крае и занесённых в Красную книгу.

Работу можно выполнять индивидуально или коллективно.

6. Рефлексия занятия.

 Посмотрите, на доске висит солнышко, которое улыбается и которому грустно.

Подарите лучик тому солнышку, которое показывает ваше настроение после прошедшего урока.

Ребята, давайте закончим урок небольшим четверостишием о природе.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" ( 1 класс)

Урок окружающего мира с презентацией на тему: "Кто такие насекомые" (1 класс) УМК: "Школа России"...

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...