Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Представлен материал урока окружающего мира "Ориентирование на местности"
Сссылка на видео к уроку https://cloud.mail.ru/public/4r5t/4tr3cRtiK
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_avtosohranennyy.docx | 29.17 КБ |
orientirovanie_na_mestnosti.pptx | 2.04 МБ |
samoanaliz.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
окружающего мира
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: Ориентирование на местности.
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по компасу и местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».
Планируемые результаты:
- предметные: уч-ся научатся пользоваться компасом, ориентироваться по нему; ориентироваться по местным признакам; познакомятся с понятием ориентирование; научатся различать стороны горизонта;
- личностные: развитие логического мышления; воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его; учебно-позновательный интерес к новому материалу.
Тип урока: изучение нового
№ | Этап урока. Методы и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент Словес.: приветствие | 1 мин. | -Здравствуйте,садитесь. | Приветствуют учителя. | |
2 | Мотивационный этап | 2мин | Начинается урок, Ребята, я очень рада вас видеть. А вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули? Что дальше мы должны сделать? - Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашего соседу по парте и подарите шарик и с хорошим настроением продолжим наш урок. (учащиеся показывают смайлики ) | Слушают учителя | Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
3 | Актуализация знаний. Словес.: ответы на вопросы. Практич.:уст.упр, тест | 5 мин. | Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? Какую тему? О чём мы начали говорить? С чем познакомились? Проверим как же вы усвоили материал прошлого урока. Проведем следующую работу. Я читаю предложения, если вы со мной соглашаетесь, то рисуете цветными мелками зеленый кружок и пишете слово «верно», если я не права красный треугольник — «неверно». Тест 1.Горизонт — это местность, которую мы видим вокруг себя. (Да) 2. Границу, отделяющую видимую часть поверхности Земли от невидимой, называют линией горизонта. (Да.) 3. Если идти долго-долго, то можно достичь линии горизонта. (Нет.) 4. Дойти или доехать до линии горизонта нельзя. (Да.) 5. На море или озере линия горизонта видна хуже, чем в лесу. (Нет.) 6. Различают четыре основные стороны горизонта. (Да.) 7. Север, юг, запад, восток — промежуточные стороны горизонта. (Нет). Проверка: сверяемся с записями на доске. Оцените себя при помощи таблицы. | Отвечают на вопросы.. | |
4 | Постановка учебной задачи и ее решение. (Ориентировоч-ный этап) Словес.: ответы на вопросы. Практич.: уст. упр. . | 10 мин. | «Ассоциативный ряд» (рисунок леса) - Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... -Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? -Есть ли выход из данного положения? -А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Давайте посмотрим отрывок из всеми любимого мультфильма про Лунтика и его друзей и постараемся ответить на вопрос: -Почему заблудились герои мультфильма? (Ответы детей: не запомнили дорогу, не знали стороны горизонта, не умели ориентироваться, у них не было компаса.) - Сформулируйте тему урока. (Ориентирование на местности) -Прочитайте план урока. (На экране) 1. Что такое компас? 2. Как пользоваться компасом? 3. Ориентирование по солнцу. 4. Ориентирование по местным природным признакам. - Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе). - Сформулируйте цели урока по представленному плану. Для чего нам нужна эта тема? (Ответы детей) - А чтобы быть более точными, откроем учебники на стр. 74 и прочитаем цели урока. Цели урока.
| Высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации. Строят логическую цепочку рассуждений. Участвуют в коллективном обсуждении, выражают свои мысли. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его. |
5 | Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Практич.: устное писм.упр практ.работа | 20 мин | -Как понимаете значение слова «ориентирование»? (Ответы детей) Прочитаем текст в учебнике на с.74. Ориентирование – это определение своего местоположения и направления пути. -Что такое ориентиры? Ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы. Зад. 1. стр. 74 - Рассмотрите рисунок. По каким предметам вы посоветуете ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей. -Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы? -Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта. Какими способами это можно сделать, вы узнаете самостоятельно и расскажете об этом. - Для этого, вы получаете индивидуальное задание на карточке, выполняете его и представляете информацию всему классу. - Начинаем работать. - Время сбора информации вышло и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока. 1 группа 1 задание: Загадать классу загадку Загадка Качается стрелка туда и сюда. Укажет нам север и юг без труда. (компас) Раздать каждому компас.
По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае. Практическая работа Работа в группе 1.Давайте определим стороны горизонта в классе и отметим их при помощи табличек. 2.Работа в тетради. Уточним знания. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: выполнять учебный действия в материализован., громкоречевой и умственной форме. Л: учебно-позновательный интерес к новому материалу |
6 | Физминутка. | 1 мин. | Представим, что вы компас. На восток лицом я встану, 5 наклонов сделаю Повернусь на запад я, 3 приседания выполню А на юг, когда смотрю, то наклоны делаю. Север это холода. Там замёрзну я. | Выполняют упражнения | Л:сохранение здоровья |
Решение частных задач Практич.:.устное упр работа с учебником. Работа с учебником | 2группа Ориентирование по солнцу. Задание: на стр. 76 прочитать и рассказать «Как ориентироваться по солнцу?» 3 группа Ориентирование по местным природным признакам. Задание: на стр. 76 прочитать и рассказать «Как ориентироваться по местным природным признакам?» 5.Работа в группах. Задания по карточкам:
-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна. Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д.. | Читают учебник.Моделируют | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: осуществлять итоговый контроль по результату. | ||
7 | Итог урока. Рефлексия. | 5 мин. | -Вспомните, какие цели мы ставили вначале урока? 1. Узнаем, что такое ориентирование. 2. Будем учиться ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам. - Достигли ли мы их? - Где вам может пригодиться изученный материал? - С кем вы можете поделиться полученной на уроке информацией? - У вас на парте лежат листочки, на которых нарисована лесенка. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте смайл на верхней ступеньке, если могли работать лучше, то на средней, а если плохо, то на нижней. Выставление результатов на доску. | Отвечают на вопросы учителя. | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |
8 | Домашнее задание | 1 мин | Читать тексты в учебнике стр. 74-77, работа в тетради с. 45. Кто хочет глубже изучить тему, предлагаю узнать и приготовить сообщение к следующему уроку по теме «Живые компасы» | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Что такое ориентирование ? Что такое компас? Как им пользоваться. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам. План урока:
1.Узнаем, что такое ориентирование. 2. Будем учиться ориентироваться по компасу, солнцу и природным признакам. Цели урока:
Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ На оглавление
Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу по Солнцу по звёздам по местным природным признакам На оглавление
Ориентирование по компасу На оглавление
Компас - прибор для определения сторон горизонта. Компасом постоянно пользуются моряки, лётчики, геологи, путешественники. Магнитная стрелка Корпус Предохранитель На оглавление
Правила пользования компасом Положите компас на ровную горизонтальную поверхность. Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С , а красный – с буквой Ю . Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ЗВЁЗДАМ Ночью направление на север можно определить по созвездиям Малой и Большой Медведицы. Семь звёзд Большой Медведицы напоминают ковш с длинной изогнутой ручкой. Если мысленно соединить две звезды , расположенные на краю ковша прямой линией, а затем продолжить её на величину пяти расстояний между этими звёздами, полученное расстояние закончится в созвездии Малая Медведица, там, где находится Полярная звезда, указывающая направление на север. Показанное положение созвездий на небе можно видеть только в осенне-зимний сезон: около 18часов в феврале, около полуночи в ноябре и около 4 часов в конце сентября. На оглавление
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ На оглавление
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. На оглавление
У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. На оглавление
Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. На оглавление
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. На оглавление
Муравьи всегда строят муравейники с южной стороны, потому что она теплее. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. На оглавление
У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. На оглавление
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. На оглавление
На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы На оглавление
Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны. На оглавление
Первый компас был изобретён более двух тысяч лет назад в Китае. « Сынань » — «Ведающий югом» — так называли китайцы компас. Никто не знает о том, кто был тот первый человек, который обратил внимание на свойства железа. Об этом нам уже никогда не узнать. Одно ясно: именно на этом свойстве основывались неизвестные китайские мастера, придумывая прибор, названный « Сынань ». Состоял он из «ложки» с тонким концом, материалом для которой служил магнитный железняк. Посередине она крепилась к бронзовой пластине с нанесенными на ней 24 делениями. «Ложку» вращали, как волчок. После остановки ее тонкий черенок всегда указывал на юг. Со временем прибор совершенствовался. В Европе компас появился значительно позже - примерно 600 лет назад . ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ На оглавление
Античный китайский компас « Сынань » На оглавление
1.Узнаем, что такое ориентирование. 2. Будем учиться ориентироваться по компасу, солнцу и природным признакам. Цели урока:
1.Где и когда вам может пригодиться изученный материал? 2. С кем вы можете поделиться информацией, полученной на уроке? Рефлексия
1.Читать тексты на странице 74-75 в учебнике, работа в тетради с. 45. 2. По желанию приготовить сообщение по теме «Живые компасы» . Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Ориентирование на местности». Это первый урок по теме.
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель: познакомить со способами ориентирования на местности.
Дидактическая задача урока: создать условия для формирования УУД в условиях решения практических задач.
Педагогические задачи:
- познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса;
-научить определять стороны горизонта по компасу и местным признакам.
-развивать умение работать с учебным материалом, решать предметные задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету.
- воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».
Предметные результаты: обучающие научатся: ориентироваться на местности при помощи компаса и местных природных признаков.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: используют свой жизненный опыт, положительное отношение к процессу познания; проявляют доброжелательность в диалоге сотрудничества.
Регулятивные УУД: организовывают своё рабочее место; овладевают способностью понимать и ставить учебную задачу урока и стремятся её выполнять; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности,
Познавательные УУД: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации в тексте; логические – устанавливают причинно-следственные связи; развивают пространственные представления, логическое мышление.
Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета.
Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи реализовывались посредством включения всех учащихся в учебно- познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя. На этапе актуализации ранее изученных знаний использовала прием «Верно-неверно» . Постановка учебной задачи была построена с помощью приёма «Ассоциативный ряд» и просмотра мультфильма «Лунтик заблудился», осуществлялось совместное формулирование темы и целей урока. Изучение нового было первоначально построено на проблемном вопросе «Что такое ориентирование?»
Получение нового знвния строилось от простого к сложному: выполнение индивидуального задания «Ориентирование с помощью местных природных признаков» и представление полученной информации классу.
На этапе первичного закрепления проводилась практическая работа по определению сторон горизонта в классе. Закрепляли полученные знания с помощью иллюстративного материала.
В конце урока был подведён итог, проведена рефлексия с использованием приёма «Лестница успеха». Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету было предложено творческое задание: сообщение на тему «Живые компасы».
Урок построен на основе деятельностного метода. Время на каждом этапе распределено рационально. Форма обучения – индивидуальная и групповая. На уроке проводилась практическая работа по нахождению сторон горизонта, дети были обепечены оборудованием (компасами), были представлены разные виды компасов. Используются приёмы ИКТ-компетентности. Физминутка проведена и соответствовала теме урока.
Класс работал дружно и организованно. Уроки окружающего мира всегда вызывают у ребят интерес.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...