Техника и человек
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по окружающему миру.
Тема урока: «Техника и человек»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники; рассмотреть экологические проблемы современного мира.
Задачи :
- Обучающая:
- Закреплять знания детей по темам «Природные зоны», «Карта мира», «Горы»;
- Познакомить учащихся с новыми изобретениями XIX века;
- Обобщить и систематизировать знания детей об исторических событиях в различные периоды развития общества.
- Развивающая:
- Мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Речь: умение правильно и точно излагать свои мысли;
- Сообразительность: умение находить выходы из проблемной ситуации, быстро отвечать на вопросы.
- Воспитательная:
- Интерес к предмету;
- Любознательность;
- Любовь к окружающему миру.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– интерес к познанию окружающего мира;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- этические чувства стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.
Предметные результаты:
-описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.
-устанавливать аналогию между современными и устаревшими предметами быта и техники.
-знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н. э.
-определять влияние деятельности человека на окружающую природу.
-понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
Метапредметные:
Познавательные:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделение существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогию.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками;
- вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Оборудование:учебник, тетрадь, карточки с заданием для микрогрупп; листочки для записей; выставка книг об историях изобретений.
Ход урока
Этапы урока | Время на каждый этап | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность обучащихся | УУД |
1. Самоопределе ние к деятельности. | 9.00-9.02 | Проверка усвоения предыдущей темы. И г р а «Найди лишнее». На доске записаны слова: ручей, камень, песок, дерево, глина, воздух. – Прочитайте слова, которые записаны на доске. Какое слово лишнее. (Дерево.) – Почему? | (Ответы учащихся.) | Личностные результаты: – интерес к познанию окружающего мира; - учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | На доске записаны слова: здание, шкаф, цветок, автомобиль, телевизор, книга. – Подумайте, какое слово «лишнее». (Цветок.) – Почему? – Каким общим понятием можно объединить эти два слова? (Живая природа.) – Итак, какие группы можно выделить? (Живая природа, неживая природа, «вторая природа».) – Как менялись взаимосвязи между человеком и природой по мере развития человеческого общества? – Какие черты цивилизации вам известны? | Во время обсуждения дети зачитывают сравнительную таблицу из рабочей тетради. (Ускоренное познание тайн природы, применение научных открытий в повседневной жизни.). | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами. | |
3. Постановка учебной задачи. | – Прочитайте тему урока: «Техника и человек». – О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? – Мы должны будем установить взаимосвязи человека с достижениями науки и техники. – Всю историю человечества можно разделить на два неравных отрезка времени. Первый из них охватывает огромное количество лет, почти всё то время, что человечество вообще существует. Но у нас очень мало свидетельств о жизни человека в то время. Только находки археологов – ученых, раскапывающих места поселений древнего человека, – дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов. – Приведите пример тех изобретений человечества, которые помогают человеку, выполняют трудную работу, экономят время человека. – Мы перечислили очень много открытий и достижений человечества. Как вы думаете, а есть ли обратная, отрицательная сторона у этих достижений? | (Предположения детей.) (Дети приводят примеры.) (Дети высказывают своё мнение.) | Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками; - вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Класс делится на 6 групп. Группы получают карточки с заданием: 1, 3, 5-я группы: выявить, какую пользу человеку принесли технические достижения; 2, 4, 6-я группы: выявить отрицательную сторону технических достижений. | Дети читают учебник на с. 15–17, делают записи согласно полученному заданию. | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами. - строить сообщения в устной и письменной форме; Познавательные: – -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве. | |
5. Первичное закрепление. | Проверку лучше всего организовать в виде дискуссии: одни доказывают, что достижения науки и техники – это хорошо, а оппоненты (группы, которые доказывали обратное) возражают и приводят свои доводы, пользуясь записями, сделанными во время работы в группах. – В ходе чтения вам встретилось слово ЭКОЛОГИЯ. Как вы понимаете значение этого слова? Оказывается, это слово пришло к нам из греческого языка и обозначало оно: oikos – дом, жилище, местопребывание и ...логия – наука. Следовательно, экология – это наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866 г. Э. Геккелем. – Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.) | (Рассуждения учащихся.) | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами. - строить сообщения в устной и письменной форме; Познавательные: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве. | |
6. Смена вида деятельности | – Итак, к какому выводу мы пришли: достижения человечества – это хорошо или плохо, можно ли остановить технический прогресс? (Подвести детей к выводу о том, что прогресс остановить нельзя, будут сделаны новые открытия, а с ними и проблемы, нужно разумно подходить к каждому открытию и достижению.) | Ответы детей. | Познавательные: -ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям. | |
7. Самостоя тельная работа с самопроверкой по эталону. | – Посмотрите на выставку книг, в которых собраны сведения о различных изобретениях. Эти книги находятся в нашей школьной библиотеке. (Учитель кратко даёт аннотацию книгам.) Они помогут вам подготовиться к следующему уроку. | Слушают учителя. | Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу. | |
8. Рефлексия деятельности (итог) | – Что было главным на уроке? – Выполнили мы поставленные учебные задачи? – Что нового узнали? – Какой вид работы вам больше всего понравился? Почему? | Личностные результаты: – интерес к познанию окружающего мира; - учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности. | ||
9.Организация и планирование внеурочной деятельность | Домашнее задание. Задания по рабочей тетради; подготовить дополнительный материал об открытиях и изобретениях. Работу можно выполнить индивидуально, в парах или объединившись в микрогруппы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...
Урок окружающего мира по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники" (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)...
Урок окружающего мира."Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники. "
Открытый урок по окружающему миру по программе Занкова ,4класс...
Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники
1. Обучающая:...
Конспект урока по технологии «Полёты человека» в технике оригами + презентация (1 класс)
Конспект урока по технологии «Полёты человека» в технике оригами 1 класс...
Конспект урока технологии "Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины»Изделие: аппликация «Грузовик»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории развития автомобилестрое...
Х городская научная конференция учащихся «Природа. Человек. Техника»
ОднаОднажды за обедом я задумался над вопросом, для чего человеку необходима соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для моих наблюдений и опытов мне понадобился один пакет поваренной со...