Техника и человек
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Имамова Марина Викторовна

Техника и человек 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_i_chelovekno2.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: «Техника и человек»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники; рассмотреть экологические проблемы современного мира.

Задачи :

  1. Обучающая:                                                                                                    
  • Закреплять знания детей по темам «Природные зоны», «Карта мира», «Горы»;
  • Познакомить учащихся с новыми изобретениями XIX века;
  • Обобщить и систематизировать знания детей об исторических событиях в различные периоды развития общества.
  1. Развивающая:
  • Мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Речь: умение правильно и точно излагать свои мысли;
  • Сообразительность: умение находить выходы из проблемной ситуации, быстро отвечать на вопросы.
  1. Воспитательная:
  • Интерес к предмету;
  • Любознательность;
  • Любовь к окружающему миру.

Планируемые результаты 

Личностные результаты:

–  интерес к познанию окружающего мира;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности;

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- этические чувства стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Предметные результаты:

-описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.

-устанавливать аналогию между современными и устаревшими предметами быта и техники.

-знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н. э.

-определять влияние деятельности человека на окружающую природу.

-понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Метапредметные:

Познавательные:

–  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты;

-анализировать изучаемые объекты с выделение существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать аналогию.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами.

Регулятивные:

–  принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками;

- вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Оборудование:учебник, тетрадь,  карточки с заданием для микрогрупп; листочки для записей; выставка книг об историях изобретений.

Ход урока

Этапы урока

Время на каждый этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность обучащихся

УУД

1. Самоопределе

ние к деятельности.

9.00-9.02

Проверка усвоения предыдущей темы.

И г р а  «Найди лишнее».

 На доске записаны слова: ручей, камень, песок, дерево, глина, воздух.

– Прочитайте  слова,  которые  записаны  на  доске. Какое слово лишнее. (Дерево.)

– Почему?

(Ответы учащихся.)

Личностные результаты:

–  интерес к познанию окружающего мира;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

На доске записаны слова: здание, шкаф, цветок, автомобиль, телевизор, книга.

– Подумайте, какое слово «лишнее». (Цветок.)

– Почему?

– Каким общим понятием можно объединить эти два слова? (Живая природа.)

– Итак, какие группы можно выделить? (Живая природа, неживая природа, «вторая природа».)

– Как менялись взаимосвязи между человеком и природой по мере развития человеческого общества?

– Какие черты цивилизации вам известны?

Во время обсуждения дети зачитывают сравнительную таблицу из рабочей тетради.

(Ускоренное познание тайн природы, применение научных открытий в повседневной жизни.).

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами.

3. Постановка учебной задачи.

– Прочитайте тему урока: «Техника и человек».

– О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

– Мы должны будем установить взаимосвязи человека с достижениями науки и техники.

– Всю историю человечества можно разделить на два неравных отрезка времени. Первый из них охватывает огромное количество лет, почти всё то время, что человечество вообще существует. Но у нас очень мало свидетельств о жизни человека в то время. Только находки археологов – ученых, раскапывающих места поселений древнего человека, – дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов.

– Приведите пример тех изобретений человечества, которые помогают человеку, выполняют трудную работу, экономят время человека.

– Мы перечислили очень много открытий и достижений человечества. Как вы думаете, а есть ли обратная, отрицательная сторона у этих  достижений?

(Предположения детей.) (Дети приводят примеры.) (Дети высказывают своё мнение.)

Регулятивные:

–  принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками;

- вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Класс делится на 6 групп.

Группы получают карточки с заданием:

1, 3, 5-я группы: выявить, какую пользу человеку принесли технические достижения;

2, 4, 6-я группы: выявить отрицательную сторону технических достижений.

Дети читают учебник на с. 15–17, делают записи согласно полученному заданию.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами.

- строить сообщения в устной и письменной форме;

Познавательные:

–  -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве.

5. Первичное закрепление.

Проверку лучше всего организовать в виде дискуссии: одни доказывают, что достижения науки и техники – это хорошо, а оппоненты (группы, которые доказывали обратное) возражают и приводят свои доводы, пользуясь записями, сделанными во время работы в группах.

– В ходе чтения вам встретилось слово ЭКОЛОГИЯ. Как вы понимаете значение этого слова?

Оказывается, это слово пришло к нам из греческого языка и обозначало оно: oikos – дом, жилище, местопребывание и ...логия – наука. Следовательно, экология – это наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Термин «экология» был предложен в 1866 г. Э. Геккелем.

– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)

(Рассуждения учащихся.)

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами.

- строить сообщения в устной и письменной форме;

Познавательные:

–  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве.

6. Смена вида деятельности

– Итак, к какому выводу мы пришли: достижения человечества –  это хорошо или плохо, можно ли остановить технический прогресс? (Подвести детей к выводу о том, что прогресс остановить нельзя, будут сделаны новые открытия, а с ними и проблемы, нужно разумно подходить к каждому открытию и достижению.)

Ответы детей.

Познавательные:

-ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

7. Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону.

– Посмотрите на выставку книг, в которых собраны сведения о различных  изобретениях.  Эти  книги  находятся  в  нашей  школьной  библиотеке. (Учитель кратко даёт аннотацию книгам.) Они помогут вам подготовиться к следующему уроку.

Слушают учителя.

Регулятивные:

–  принимать и сохранять учебную задачу.

8. Рефлексия деятельности

(итог)

– Что было главным на уроке?

– Выполнили мы поставленные учебные задачи?

– Что нового узнали?

– Какой вид работы вам больше всего понравился? Почему?

Личностные результаты:

–  интерес к познанию окружающего мира;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности.

9.Организация и планирование внеурочной деятельность

Домашнее задание.

Задания по рабочей тетради; подготовить дополнительный материал об открытиях и изобретениях. Работу можно выполнить индивидуально, в парах или объединившись в микрогруппы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника"  (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...

Урок окружающего мира по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники" (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)...

Урок окружающего мира."Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники. "

Открытый урок по окружающему миру по программе Занкова ,4класс...

Конспект урока по технологии «Полёты человека» в технике оригами + презентация (1 класс)

Конспект урока по технологии «Полёты человека» в технике оригами 1 класс...

Конспект урока технологии "Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины»Изделие: аппликация «Грузовик»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории развития автомобилестрое...

Х городская научная конференция учащихся «Природа. Человек. Техника»

ОднаОднажды за обедом я задумался над вопросом, для чего человеку необходима соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для моих наблюдений  и опытов мне понадобился один пакет поваренной со...