Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
1. Обучающая:
· Закреплять знания детей по темам «Природные зоны», «Карта мира», «Горы»;
· Познакомить учащихся с новыми изобретениями XIX века;
· Обобщить и систематизировать знания детей об исторических событиях в различные периоды развития общества.
2. Развивать:
· Мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
· Речь: умение правильно и точно излагать свои мысли;
· Сообразительность: умение находить выходы из проблемной ситуации, быстро отвечать на вопросы.
3. Воспитывать:
· Интерес к предмету;
· Любознательность;
· Любовь к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_cheloveka_v_novoe_vremya._razvitie_nauki_i_tehniki.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники.
Задачи урока:
- Обучающая:
- Закреплять знания детей по темам «Природные зоны», «Карта мира», «Горы»;
- Познакомить учащихся с новыми изобретениями XIX века;
- Обобщить и систематизировать знания детей об исторических событиях в различные периоды развития общества.
- Развивать:
- Мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Речь: умение правильно и точно излагать свои мысли;
- Сообразительность: умение находить выходы из проблемной ситуации, быстро отвечать на вопросы.
- Воспитывать:
- Интерес к предмету;
- Любознательность;
- Любовь к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: традиционная
Структура урока:
- Психологический настрой
- Повторительно-обучающая работа
- Работа по осмыслению и усвоению нового материала:
- Актуализация знаний
- Работа с текстом
- Вывод. Формулирование темы
- Выработка умений и навыков по новому материалу
- Итог урока
- Домашнее задание
Оборудование:
- Иллюстрации:
Изображения автомобиля, паровоза, парохода, ленты времени;
Таблица-схема «горы» (в учебнике с.18)
Карточки с именами изобретателей, названиями эпох, изобретений, названиями материков, природных зон.
- Мяч
- Эстафетная палочка
- Учебник Н.Я.Дмитриевой «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть.
Ход урока
I Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня замечательный день: солнечный, ясный. Как будто солнышко улыбается нам. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.
II Повторительно-обучающая работа.
- Итак, ребята, вспомним все, что мы знаем. Посмотрите на доску: какое слово лишнее и почему?
На доске:
- Лишнее слово «Австрия», т.к. это государство, а остальные слова – это названия материков.(убирают лишнее слово)
- А теперь разделите материки на 2 группы. И объясните почему вы разделили именно так.
- Можно разделить материки на 2 группы по Западному и Восточному полушариям:
- Еще можно разделить на Северное и Южное полушарии:
- Это задание вы сделали правильно, молодцы! А теперь посмотрите: Как одним словом можно назвать эти слова?
- Это названия природных зон.
- Правильно, расположите их в правильном порядке с севера на юг.
(дети располагают)
- Ребята, вы все сделали правильно. Посмотрите, какое разнообразие природных зон. Они тянутся с севера на юг по всей России. Скажите, а в какой местности можно за один день побывать во всех этих природных зонах? Докажите свое мнение.
- В горах, т.к. в горах с поднятием вверх природные зоны сменяются: степь переходит в лесостепь, лесостепь в лес и т.д. до арктической пустыни на самой вершине горы.
- Обратимся к учебнику на стр. 18. Посмотрите, правильно ли вы ответили мне на вопрос?
- Что влечет за собой изменение природной зоны?
- Меняется климат, а значит растительность, следовательно, и животный мир. Если у подножия горы проживают животные степей, то выше будут проживать животные лесов и т.д.
- Очень хорошо, а теперь немного поиграем. Игра называется «Отвечай быстро». Я буду начинать предложения и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен очень быстро продолжить высказывание. Начинаем.
- Кенгуру животное не Америки, а …
- Кактусы – это не животные, а …растения
- Они растут не в Европе, а …в Африке
- Пингвин – это не рыба, а …птица
- Они живут не на Северном полюсе, а …на Антарктиде
- Ковыль растение не тундры, а …степей
- Тигр охотится за кабаном не на Урале, а …в Уссурийском крае
- Мы живем не в зоне лесов, а…в зоне степей.
- Молодцы, вы старались очень быстро и правильно отвечать на вопросы, но если у вас не получилось, не расстраивайтесь – в следующий раз у вас обязательно получится.
III Работа по осмыслению и усвоению нового материала
1. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите на доску. Пред нами какая-то лента. А вот какая?
- Перед нами лента времени
- Подберите нужное название к различным эпохам. ( дети располагают названия по эпохам)
- Что особенного вы заметили в этой ленте времени?
- На ленте нет названия последнему периоду.
- Можем ли мы сразу назвать этот период?
- Нет, мы еще этого не знаем.
- Задачей нашего урока будет найти название этому периоду в истории человечества. А сейчас определим, чем ознаменовался каждый период в истории человечества. Начнем с Древнего мира.
- Появились первые государства, письменность (вывешиваю на доску под этой эпохой).
- А чем прославилось Средневековье?
- Строительство замков, первых городов, а так же эпидемиями и болезнями(вывешиваю на доску).
- Совершенно верно. Вспомним, чем же прославилась Эпоха Возрождения.
- Совершались кругосветные путешествия, открывался мир, создали карту, открыли Закон всемирного тяготения (вывешиваю на доску).
- Посмотрите внимательно, какую закономерность вы заметили? Что происходило с человеческим обществом с течением времени?
- Чем дальше двигалось время, тем больше изобретений делал человек, тем больше развивалось человеческое общество.
- Предположите, что будет дальше с человеческим обществом?
- предположения детей
2. Работа с учебником.
- Правильны ли ваши предположения, мы сейчас узнаем. Итак, открываем учебник на с.21. Читаем первый абзац.
(чтение текста)
- Какая главная мысль этой части?
- Главная мысль заключается в том, что все изобретения XIX века начались с изобретения парового двигателя.
- Правильно (вывешиваю «паровой двигатель»). Посмотрите на рисунок на с.22. Что интересного вы заметили?
- В центре изображен паровой двигатель, и все остальное с ним связано. Это значит, что все остальные изобретения работают на основе парового двигателя.
- Продолжаем чтение. Что во второй части?
- Так как человек начал открывать много заводов и фабрик сложилось противоречие: развитие человечества привело к гибели природы. С одной стороны развивается человечество, но все заводы и фабрики своим Смогом разрушают природу и отрицательно влияют на нее.(Вывешиваю «промышленность»)
- Какая главная мысль заключена в третьей части?
- В Россию развитие промышленности пришло только к концу XIX века, т.к. до этого люди были зависимы, а отмена крепостного права в 1861 г. Дала возможность людям пойти в город и начать работать на заводах.
- Итак, был изобретен паровой двигатель, но человеку хотелось передвигаться быстрее. Человек изобрел первый паровоз. (вывешиваю «паровоз») Интересный факт: Первый паровоз был изобретен в 1804 году Ричардом Тревиком, а первая железная дорога в 1830 году. И когда пустили его по железной дороге перед поездом шел …боксер. Как вы думаете, почему?
- Потому что, народ был настроен против нового изобретения. Его пугали звук, издаваемый при движении, вид изобретения, но самым главным было то, что железные дороги занимали много места, а народ мог построить на этом месте что-то, по их мнению, более важное.
- Хорошо, читаем дальше. Что важного можно выделить в этой части?
- В этот период произошел «ВЗЛЁТ» науки.
- Как вы понимаете слово «ВЗЛЁТ»?
- Это значит очень быстрый скачок в развитии.
- Значит, чем ознаменовалось это время?
- Эта эпоха ознаменовалась быстрым развитием науки и техники.
- Что изобрели в этот период?
- Автомобиль, пароход, паровоз, электрическую лампочку (Вывешиваю все названия).
- Первый автомобиль изобрел в 1885 году Карл Бенц, его скорость достигала всего 15 км/ч. Первый пароход назывался «Клермонт», он был построен в Америке в 1807 г.. В России первым в 1815 г. Был построен пароход «Елизавета». Он ходил между Москвой и Санкт-Петербургом. Также именно в России А.Поповым было изобретено первое радио. А первую электрическую лампочку придумал Эдиссон.
3. Вывод. Формулирование темы
- Ребята, посмотрите, сколько изобретений и открытий было сделано в это время. Как это можно назвать одним словом? Какими были изобретения для людей?
- Это новые изобретения, новинки.
- Как же мы назовем это время?
- Новое время (вывешиваю карточку).
IV Работа по выработке умений и навыков по новому материалу
- Ребята, в мире все вещи производят либо на промышленности, т. Е. на фабриках и заводах, либо в сельском хозяйстве. Так вот сейчас вам необходимо понять, что к чему относится. Разделите слова на две группы: изготовленные на промышленности или в сельском хозяйстве.
(выполняют задание, объясняя свое действие)
V Итог урока
- А теперь немного поиграем. Я предлагаю поиграть в «Эстафету». Я начну говорить, чем ознаменовалось Новое время, а вы, передавая эстафетную палочку, должны продолжить.
Самолет,…
- Ребята, так почему это время называют Новым?
- Это время называют Новым, потому что, было изобретено и придумано очень многое и все это было новым для человечества.
- Запишите домашнее задание: с. 21-24.
- Мне понравилось, как сегодня работали….
- Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль
Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...
Урок окружающего мира по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники" (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)...
Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....
Конспект урока по теме: Развитие науки и техники в XIX-XXвв.
Конспект урока по теме: Развитие науки и техники в XIX-XXвв....
Урок окружающего мира."Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники. "
Открытый урок по окружающему миру по программе Занкова ,4класс...
Конспект урока по окружающему миру "Развитие науки и техники" 4 класс УМК "Занков" Дмитриева Н.Я.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс"Развитие науки и техники" УМК "Занков" Дмитриева Н.Я....
Проверочная работа ПО ТЕМЕ «НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ»
Проверочная работа по теме "Начало Нового времени. Развитие науки"...