Осенняя экскурсия
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Имамова Марина Викторовна

Осенняя экскурсия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в 4 классе

«Осень пришла»


Место проведения: 

Класс: 4

Время проведения: период золотой осени.

Цель экскурсии: понаблюдать за осенними изменениями в природе.

Задачи:

  • Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные умения: наличие представлений об изменениях в природе с приходом осени.

УУД:

Личностные:  умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде.

Регулятивные:

-осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе,

-понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Познавательные: описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)

Коммуникативные: осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Подготовительная работа к экскурсии. Беседа о правилах поведения, технике безопасности в природе.

Ход экскурсии

Учитель: Ребята, сегодня нас с вами ждёт экскурсия.
Сбор детей, отправление на школьный двор.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

-Не отходить далеко от группы;

 -Не сорить;

 -Внимательно слушать учителя;

 -При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.
Учитель: 
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года скажите, как зовётся?
(Осень).
Учитель: Сегодня, находясь на природе, давайте вспомним, какие ещё стихи об осени Вы знаете. Кто может нам их рассказать?
Дети читают стихи об осени.
Примерные стихи:
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Учитель: Молодцы, ребята! Красивые стихи Вы нам прочитали. Давайте поаплодируем! 
Аплодисменты чтецам.
Учитель: Ребята, если Вы внимательно слушали наших чтецов, то наверняка обратили внимание на основные признаки осени, встречающиеся почти в каждом стихотворении. Давайте их ещё раз вспомним и назовём их, при этом сделаем соответствующие наблюдения.
Дети перечисляют основные признаки осени, наблюдают их в природе.
Учитель: А теперь предлагаю работать группами по 5-7 человек. 
Делимся на три группы.
Учитель: Отгадайте загадки. Каждой группе даётся по одной загадке.
Для 1-ой группы:
Осень в город вновь пришла,
Листопад к нам принесла.
Лист похожий на корону
У раскидистого…
(Клёна).
Для 2-ой группы:
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза).
Для 3-ей группы:
Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят, 
На меня они глядят!
Что за чудная картина?- 
Это дерево - …
(Рябина).
Учитель: Послушайте названия своих команд: первая группа – кленовые листья, вторая группа – берёзовые, третья группа – рябиновые.
Учитель: Первое задание для команд - «Найди своё дерево». Каждой команде необходимо найти на школьном дворе своё дерево. 
(Желательно, чтобы все деревья находились рядом).
Ребята выполняют задание. 
Учитель: Молодцы! Все команды быстро и точно определили своё дерево. Обратите внимание, на каждом дереве прикреплён лист. На нём - информация о дереве. Вы должны прочитать этот небольшой рассказ и определить, верно ли прикреплена информация к Вашему дереву. Если нет, то прикрепить информацию к нужному дереву. 
(Желательно прикрепить листы так, чтобы дерево и информация о нём не совпадала.)
Информация 1:
Данное дерево - основной житель российских лесов, распространено по всей территории Российской Федерации. Испокон веков его использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок - все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что данное дерево благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ним.
(Берёза).
Информация 2:
Сок этого дерева вкусен, в старину из него выпаривали сахар. Из древесины этого дерева изготовляют многие музыкальные инструменты, например: кларнеты, флейты. У этого дерева тяжёлая и плотная древесина, крепкая и твёрдая. Умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается это дерево с большим трудом. В древнем Новгороде данное дерево было излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точёные сосуды. Из него же изготовляли вёсла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Такое широкое применение дерева не случайно, так как оно хорошо обрабатывается режущими инструментами. В лечебных целях используют листья и побеги. Настой и отвар листьев также оказывают лечебное действие. Старинное народное средство лечения кашля: в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока данного дерева и выпить. При порезе - прикладывают чистые измельченные листья к ране.
(Клён).
Информация 3: 
Это дерево относится к роду листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Название произошло от лакомящихся плодами этого дерева птиц. В мире насчитывается более 100 видов данного дерева.
(Рябина).
Учитель: Молодцы, все команды справились с заданием. Следующее задание - «Собери пословицу». Каждой команде выдаётся конверт. В нём слова из пословицы о дереве. Необходимо быстро и правильно расставить все слова, чтобы получилась пословица. Далее всей командой громко и чётко прочитать пословицу.
Примерные пословицы:
Без ветра и лист клёна не шелохнется.
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.
Учитель: Хорошо. Очень дружно справились все команды с заданием. Двигаемся дальше. Следующее задание: обнять двумя руками дерево - берёзу, постоять, закрыть глаза, подумать и продолжить фразу «Я чувствую….».
Учитель: Отлично, набрались энергии и положительного заряда. Теперь настало время набрать листьев для гербария. Желательно, чтобы у вас все листья были разные. 
Дети собирают листья.
Учитель: Попробуем определить какие листья оказались в наших руках.
Определяем, раскладываем, уточняем, совещаемся, работаем вместе.

Учитель: для того чтобы заработать дополнительные баллы я вам предлагаю загадки.


Загадки

1. Как на нашей грядке выросли загадки

Сочные, да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)

2. Лежит бычок — белый бочок,

Толстенький, гладкий,

Привязан к грядке. (Кабачок)

3. Под листочком, у оградки

Лягушонок спит на грядке:

Весь зелёный, прыщеватый,

А животик беловатый. (Огурец)

4. Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

5. И на вкус, и цвет приятна, и нежна, и ароматна. 

Я растил её на грядке и поил водой из кадки.

Вот и выросла она — настоящая луна! (Дыня)

6.
 Расселась барыня на грядке, одета, в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки и крупной соли пол мешка. (Капуста)

7. Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу, служу людям как могу. (Картофель)

8.
 За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая, на вкус - как сахар, сладкая. (Морковь)

9. Одну ягоду мы ели...

Вчетвером за столик сели — еле-еле одолели: 

Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;

Да ещё в отброс осталось — вот так ягодка досталась! (Арбуз)

10. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)


11.Я смотрю в своё окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
Платье потерялось, а пуговки остались?
(Рябина).



  Учитель: мы с вами с хорошим настроением приближаемся к финалу. А теперь нужно назвать самые оригинальные прилагательные на осеннюю тему, назвавшему – жетон.

Затем заходим в школу, берём с собой сухие листья для гербария.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенняя экскурсия в лиственный лес"

"Осенняя экскурсия в лиственный лес" 2 класс...

Открытый урок математики"Осенняя экскурсия" 2 класс

Урок был мною разработан с учетом индивидуальных и психофизических особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. При планировании урока я использовала такие технологии: эл...

Осенняя экскурсия

Материал для детей (на экскурсии дети заполняют эту форму)...

Задания для осенней экскурсии.

Задания для осенней экскурсии для 5 групп, на которые разделен класс....

Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям»

Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы...

урок по математике 2 класс"Осенняя экскурсия"

урок по математике 2 класс "Закрепление изученного материала в пределах 20" конспект + презентация...

Осенняя экскурсия в заповедник.

Экскурсия проходит в заповеднике осенью. Замечательная прогулка, во время которой мы повторяем изученное и вводим новые знания. Экскурсия поможет в написании сочинения, воссоздании картин осени,включа...