Конспект урока по окружающему миру «Птицы и звери Южного Урала» 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Вилкова Кристина Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о разнообразии птиц и зверей; формирование представления птиц и зверей Южного Урала.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать виды животных Южного Урала;
  • иметь представление о признаках птиц и зверей;
  • знать примеры птиц и животных Южного Урала.

Личностные: 

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;
  • иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе в группах и парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 30.84 КБ
Файл Презентация2.88 МБ
Файл Раздаточный материал28 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.01.2019г.

Школа:  №148

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 221

Время: 8:55 (2 урок)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Птицы и звери Южного Урала»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о разнообразии птиц и зверей; формирование представления птиц и зверей Южного Урала.

Планируемые результаты

Предметные:

-згнать виды животных Южного Урала;

- иметь представление о признаках птиц и зверей;

- знать примеры птиц и животных Южного Урала.

Личностные: 

- аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

- иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе в группах и парах.

Тип урока: «открытие»  нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 1 класс, Е.В. Чудинова (УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»); рабочая тетрадь 1 класс, Е.В.Чудинова; учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1мин

Приветствие

- Здравствуйте, меня зовут Кристина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Подготовьте свои рабочие места, подравняйтесь, присаживайтесь.

-На уроке вам нужно внимательно слушать и старательно работать.

Приветствуют учителя.

Планируют план работы.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

2 мин

Повторение

-Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы можно разделить животных? Правильно.

-Посмотрите на экран, перед вами две картинки. Кто на них изображен?

-А сейчас давайте вспомним признаки птиц и зверей. Итак, признаки зверей. Правильно.

-Теперь давайте назовем признаки птиц.

-Молодцы, вы все правильно назвали.

-А кто-нибудь может назвать птиц или зверей, которые живут на ЮУ?

Отвечают

Насекомые, птицы, звери, рыбы.

Птицы и звери.

Тело покрыто шерстью, 4 лапы.

Есть перья, крылья, клюв.

Предположения детей: медведь, лось, лиса, заяц, волк.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

Подведение к теме и цели урока

- Ребята, кто догадался какая тема нашего урока?

- Да правильно.

-Давайте сформулируем цели нашего урока.

-Вы все правы, сегодня мы с вами рассмотрим птиц и зверей ЮУ и посмотрим некоторых птиц и зверей, которые занесены в Красную книгу.

Размышляют над темой и целью урока.

Птицы и звери ЮУ

Узнать какие птицы и звери живут на ЮУ

Р.: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа

3 мин

Объяснение

Особенным регионом, служащим границей между Европой и Азией является Урал. Он разделяет западную с восточной частью. Такой внушительной границы больше не существует в природе. Ее протяженность превышает 2000 км. На такой огромной территории соответственно должно присутствовать огромное природное разнообразие. Это действительно так и есть. Удивительные и загадочные места Урала богаты разнообразной флорой. Поражает разнообразие животных Урала. 

К животным Южного Урала относятся северные олени, копытные лемминги, песцы, зайцы, и тд.
Северный олень

Это животное относится к парнокопытным млекопитающим. Только у этого вида самки носят рога так же, как и самцы. Они без проблем передвигаются по снежной поверхности, благодаря широким копытам. Олени обладают превосходным слухом. Но их зрение оставляет желать лучшего В зимнее время года животные достают еду из-под снега. В другие времена года северные олени питаются грибами, водорослями, птичьими яйцами и морской водой. 

Проявляют интерес к уроку.

Рассказ учителя.

К.: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Практический: работа в группах с раздаточным материалом

5 мин

Работа в группах

- А сейчас ребята я раздам вам карточки, которые вы должны будите заполнить. Вы должны внимательно прочитать текст, ответить на вопросы и приклеить изображение животного. Один человек от группы выйдет и расскажет нам об этом животном. Но для начала мы с вами разделимся на 6 групп. У каждой группы будет свое животное.

-Итак, 1 группа расскажет нам о копытном лемминге. Давайте посмотрим, как он выглядит.

2 группа расскажет о песце. Смотрим на экран.

3 группа расскажет о буром медведе. Смотрим на экран.

4 группа о зайце-беляке. Смотрим на экран.

5 группа расскажет о снегире. Смотрим на экран.

6 группа расскажет о лосе. Смотрим на экран.

-Молодцы ребята, вы все правильно сделали. Садитесь на свои места.

Выполняют задание учителя в группах.

Озвучивают ответы.

П.: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

П.: анализ объектов с целью выделения признаков.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Словесный: слово учителя

3 мин

- Теперь давайте посмотрим, какие же птицы и звери занесены в Красную книгу Урала.

Выхухоль  ( семейство  выхухоли ). Исчезающий  вид, единичные  экземпляры  отмечены  в  Пермской  области.

Европейская  норка ( семейство куньих ). В первой  половине   ХХ-века единичные  особи  отмечались   в  районе  городов  Кушва и  Первоуральск.

Ёж  обыкновенный  до  не  давнего  времени  считался  обычным видом , но  на  сегодняшний   день   численность   этого   вида  быстро   сокращается.

Краснозобая  казарка.  Основной  вид  этого  семейства  расположен  на  севере  Западной  и  Центральной  Сибири.  На  Среднем  Урале  встречается  на  пролёте , преимущественно  осенью.

Черный  аист .  Редкий  гнездящийся  вид , распространенный  к  северу .

Беркут  ( семейство  ястребиных ).  Одна из наиболее  известных  хищных  птиц , обитает  преимущественно  в  горах .
Так  же  в  Красную  книгу  Урала  занесены  такие  птицы  как :  лебедь – кликун , пискулька , филин .

Слушают рассказ учителя

П.: поиск и выделение необходимой информации в том числе решение рабочих задач

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в парах с раздаточным материалом

3 мин

- Сейчас я вам раздам еще одни карточки. Вам нужно будет соединить животных с их следами. Вы будите работать в парах. (выполняют)

-Итак, давайте посмотрим, правильно ли вы определили следы животных. Посмотрите на экран и проверьте так ли у вас.

Анализируют информацию.

К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Динамическая пауза

Практический: упражнение

1 мин

 Гриша шел-шел-шел (шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши)

Раз-грибок, (наклоны вперед)

Два-грибок, (наклоны вперед)

Три-грибок, (наклоны вперед)

Положил их в кузовок.

Выполняют движения

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Самостоятельная работа

-Ребята я вам раздала листочки с небольшим тестом, так как я хочу проверить, как внимательно вы слушали ребят и меня. Прочитайте внимательно вопросы и обведите правильный ответ в кружок. Делаем самостоятельно, с соседом не советуемся.

1. Как называют животных, тело которых покрыто перьями?

           а) птицы;        б) рыбы;          в) звери.

2. Определи птиц?

           а) петух;         б) бабочка;      в) летучая мышь;        г) белка – летяга.

3. Назови одним словом:

           Цапля, сова, снегирь – это ______________

  1. Звери
  2. Птицы

4. О ком говорится в предложении.

           Животные тело, которых покрыто шерстью - это _______

  1. Птицы
  2. Рыбы
  3. звери

5. Выпиши цифры, где написаны звери ___________________

  1. медведь
  2. кошка
  3. кабан
  4. корова
  5. лось
  6. собака

-Теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте, кто сидит один проверяет сам у себя. Возьмите простой карандаш и проверьте его работу. Рядом с правильными ответами, которые вы видите на экране, поставьте +, затем посчитайте сколько всего + у соседа, на экране вы видите критерии оценки, если у вашего соседа 4-5 + то нарисуйте веселый смайлик, если 2-3 + удовлетворительный смайлик, если 1 или нет правильных совсем, нарисуйте грустный смайлик.

-Поднимите руку, у кого веселый см. молодцы вы были сегодня очень внимательными, у кого средний см., вам нужно быть более внимательными, а у кого грустный? Не расстраивайтесь, в след раз слушайте внимательно и у вас все получится.

-Сдаем листочки.

Анализируют слово учителя

Выполняют задания

Осуществляют взаимопроверку.

Р.: осуществление итогового контроля;

П.: структурирование знаний;

К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

3 мин

Обобщение

-Ребята, кто напомнит всем тему нашего урока?

-Да ребята, сегодня мы с вами говорили о птицах и зверях ЮУ. Удалось ли нам достигнуть цели урока?

-О каких животных мы с вами говорили, которые живут на ЮУ?

-Кто запомнил, какие звери и птицы занесены в Красную книгу?

Обобщают изученный материал.

Птицы и звери ЮУ.

Да.

Северный олень, песец, заяц беляк, и тд.

Выхухоль и тд.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

2 мин

- А сейчас ребята, давайте, с вами оценим вашу работу на уроке. У кого все получалось, и было легко работать – поднимите 2 руки вверх. У кого получалось, но возникали трудности – поднимите 1 руку вверх. Кому было тяжело на уроке, встаньте. Вы все большие молодцы.

- Спасибо за работу.

Анализируют сою работу на уроке.

Р: анализ собственной работы;

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познакомить  с  новым  видом  сказок  –  бытовой  сказкой,  на  основе

русской народной сказки «Мужик и медведь»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные З вери Насекомые Птицы Рыбы

Слайд 3

Признаки зверей Тело покрыто шерстью Имеют 4 лапы

Слайд 4

Признаки птиц Есть: Перья Крылья Клюв

Слайд 6

Птицы и звери Южного Урала Тема урока:

Слайд 7

у знать какие птицы и звери живут на Южном Урале. Цель:

Слайд 9

Северный олень

Слайд 10

Копытный лемминг

Слайд 11

Песец

Слайд 12

Бурый медведь

Слайд 13

Заяц-беляк

Слайд 14

Снегирь

Слайд 15

Лось

Слайд 24

Ответы А) птицы А) петух 2.птицы 3. звери 1)медведь 3)кабан 5)лось

Слайд 25

4-5 3-2 0-1 «+» «+» «+»



Предварительный просмотр:

Горбатая морда и тяжелые рога самцов все считают ________________ тайги.

Любимыми местами этого животного считаются ____________________________ леса.

Любимой едой являются ________ деревьев.

Часто они селятся на берегах ______ и в районе _______.

На кого похож снегирь _____________ .

Чем отличаются грудки самца и самки?

_______________________________________________________________________________________________________________

Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать ____________ и семена ______.

Что с удовольствием ест медведь?

____________________________________________________________

Опасен ли человек для медведя?

___________________________________________________________

На какое животное во время голода нападает медведь?

______________________


Каким цветом заяц-беляк летом?

__________________________________

Каким цветом заяц-беляк зимой?

_______________________________

Беляки, как правило –

_________________________________.

К какому семейству относится это млекопитающее?

________________________

Что входит в их рацион?

__________________________

В летнее время года они становятся ___________ или ___________________.

К какому роду относится это животное?

____________________

В длину песцы вырастают от ____ до ____ см.  

Песцы обладают пушистой _____________ шерстью, которая надежно защищает их от сильных ____________.


Копытный лемминг

Это млекопитающее относится к семейству хомяков. У лемминга средние размеры. На лапах животного есть ворс. Вдоль спины у них хорошо заметна черная полоска. Шея у них увенчана еле заметным светлым ожерельем. В их рацион входят листья и кора деревьев. Активность грызунов проявляется постоянно. Они бодрствуют всегда. Для каждого времени года у животных свои оригинальные окрасы. Зимой они чисто-белого и светло-палевого цвета. В летнее время года они становятся рыжими или коричневыми.


Песец

Это чудесное животное относиться к лисьему роду, Они мелкие и пушистые. В длину песцы вырастают от 45 до 70 см. Их вес не превышает 8 кг. Песцы обладают пушистой белой шерстью, которая надежно защищает их от сильных морозов. В рацион песцов входит пища, которую они находят сами.

Заяц-беляк

Относится к виду длинноухих трусишек, являются животными Среднего Урала. Летом имеет буро-серый цвет, а зимой заяц-беляк резко меняет свою серую шубку на белоснежную. Беляки, как правило, — лесные жители. Беляки с легкостью перемещаются по глубокому снегу. Когда заяц совершает прыжок, он, как и белка, заносит задние лапы далеко вперед.

Бурый медведь

Об этих животных люди узнают еще с раннего возраста. Любимое лакомство медведя сочные корни трав, молодые стебли растений, ягоды, орехи кедра. С удовольствием медведь ест рыбу. Иногда, во время голода случаются нападения медведей на лосей. Но не стоит расслабляться при виде медведя. Его нельзя обижать или беспокоить его в берлоге. Из спокойного, полусонного животного он быстро может превратиться в агрессивного зверя. Непредсказуемо его поведение к человеку, когда медведь голодный.

Лось

Этот лесной житель своим грозным видом внушает уважение и страх. Лоси крупные, сильные. У них высокие конечности и относительно короткое тело. Горбатая морда и тяжелые рога самцов все считают символом тайги. Любимыми местами этого животного считаются сосновые леса, старые гари и вырубки. Любимой едой являются ветки деревьев, причем сосновые породы они любят больше всего. Часто они селятся на берегах рек и в районе болот.

        Снегирь        

Снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. У самцов грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Самки имеют похожую окраску, но у них нет красной грудки, она окрашена в серовато-бурый цвет. Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать зернышки и семена ягод.

1. Как называют животных, тело которых покрыто перьями?

           а) птицы;        б) рыбы;          в) звери.

2. Определи птиц?

           а) петух;         б) бабочка;      в) летучая мышь;        г) белка – летяга.

3. Назови одним словом:

           Цапля, сова, снегирь – это ______________

  1. Звери
  2. Птицы

4. О ком говорится в предложении.

           Животные тело, которых покрыто шерстью - это ____________

  1. Птицы
  2. Рыбы
  3. звери

5. Выпиши цифры, где написаны звери ___________________

  1. медведь
  2. кошка
  3. кабан
  4. корова
  5. лось
  6. собака

48.png48.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Птицы", 2 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Птицы" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа" .  На уроке используется деятельностный подход. Основная цель:  формирование умения выявлять...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие" 1 класс

В данной разработке представлен конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Звери-млекопитающие", который я проводила, участвуя в муниципальном фестивале "Молодые молодым"...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие звери"

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие звери"...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие звери?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Тема урока: "Кто такие звери?". УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру "Птицы - лесные жители", 2 класс

Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.Оседлыми называют птиц, обитающих вблизи человека и зависящих от него: сизый г...

конспект урока по окружающему миру "Кто такие звери"

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов....