Программа внеурочного курса «Калейдоскоп моих проектов»
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» (общекультурное направление)
Цель курса: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навыками исследовательской и проектной деятельности и приобретение позитивного социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2._programma_kaleydoskop_moih_proektov_final.docx | 113.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа
внеурочного курса
«Калейдоскоп моих проектов»
Авторы: Репина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 46 г.Кирова;
Просвирякова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 46 г.Кирова
Киров, 2019
Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» (общекультурное направление)
Цель курса: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навыками исследовательской и проектной деятельности и приобретение позитивного социального опыта.
Задачи курса:
Задачи первого уровня:
- формировать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания, формировать умения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи второго уровня:
- научить использовать приобретённые знания для решения познавательных и практических задач в ходе коллективной проектно-исследовательской деятельности;
- формировать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Задачи третьего уровня:
- организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
- приобретать опыт сотрудничества с различными организациями в ходе проведения исследований и создания проектов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Регулятивные УУД | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Коммуникативные УУД | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться:
|
Познавательные УУД | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации курса: клуб юных исследователей.
1 класс Модуль. Знакомимся с основами проектной и исследовательской деятельности.
Название раздела | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации занятия |
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятиями «проект» и «исследование», их сходством и различие на примерах исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы. Знакомство с понятием «тема». Выбор темы для проекта или исследования. | Познавательная деятельность. | Просмотр и обсуждение выступлений. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте «Мир наших увлечений». Выступления обучающихся с рассказами о том, чем они занимаются в свободное время, чем интересуются. Идея проекта: определение направления и темы индивидуальной проектной и исследовательской деятельности. | Проектная деятельность. | Устный журнал «Презентация мини проектов». Оформление выставки. |
«Чтение – лучшее учение» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятиями «информация», «источники информации». Печатные источники информации; книги, журналы, газеты. Виртуальные источники информации: ресурсы сети Интернет, цифровые энциклопедии, кино. Посещение библиотеки. | Познавательная деятельность. | Экскурсия. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте на выбор «Давайте поиграем!» или «Как лесные звери к зиме готовятся?». Идея проектов: поиск информации из литературы и периодической печати. По результатам проведённых проектов оформляется сборник с играми из детских журналов и оформляется информационный стенд «Как звери к зиме готовятся?» | Проектная деятельность. | Создание сборника с играми. Оформление стенда. |
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятиями «замысел проекта», «цель проекта» и «результат проекта» на примерах из художественных произведений, например, рассказа Е.Пермяка «Пичугин мост». | Познавательная деятельность. | Тренинг. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте «Подарок для мамы». Идея проекта: отработка навыков формулировки цели проекта, сравнение замысла и результата. Результатом проведённого проекта может быть выставка работ «Подарок для мамы». | Проектная деятельность. | Мастерская подарков. Оформление выставки. |
«Жизнь дана на добрые дела» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятиями «алгоритм», «инструкция». Инструкция-помощник в достижении результата. Знакомство с понятием «план». Составление плана выполнения проекта. Корректировка последовательности выполнения действий на текстовом материале или сюжетных картинках. | Игровая деятельность. | Игра «В поисках клада». |
Познавательная деятельность.
| Тренинг по составлению плана проекта. | ||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте «Птичья гостиная». Идея проекта: изготовление кормушки по инструкции. По результатам проекта оформляется стенд с фотоотчётом о выполненной работе. | Проектная деятельность. | Семейная мастерская. Выставка фотографий. |
«Двигайся больше, проживёшь дольше» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Сравнение замысла и результата проекта. Выявление ошибок в представленных проектных работах. Оценивание результата проектирования по критериям, предложенным учителем на материале мультфильма «Три поросёнка». | Проблемно-ценностное общение. | Просмотр и обсуждение мультфильма .
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте «Придумываем подвижные игры». Идея проекта: учимся оценивать результат проекта. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Домашние мини проекты. Индивидуальные консультации. |
Игровая деятельность. | Конкурс подвижных игр. | ||
«Родина – мать, умей её защищать» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «проблема». Постановка вопросов для решения проблемы на материале обсуждения проблем затронутых в художественных произведениях, например, в рассказе Л.Пантелеева «Честное слово». Знакомство с понятиями «гипотеза» и «предположение». Проверка предположения (гипотезы). Проведение мини исследования «Тайнопись молоком». | Проблемно-ценностное общение. | Чтение и обсуждение художественного произведения. |
Игровая деятельность.
| Игра «Верю, не верю – проверю».
| ||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в сетевом проекте на «Началка. ком» «Шире круг». Идея проекта: Почему мы такие разные? В ходе проекта у детей появится возможность освоить разные в роли художника, краеведа, IT - специалиста, актёра; узнать, какие народы проживают рядом; составить "Азбуку народов России"; коллекцию пословиц и народных сказок "Мудрость народов России". Задания проекта помогут обучающимся сделать вывод, почему мы такие разные, что объединяет народы России, в чём мудрость народа, а также сподвигнуть к размышлению, в чём секрет согласия. Отработка умения ставить цель, выдвигать гипотезы, решать проблему, планировать свою работу. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. Индивидуальные консультации |
«Наша родная – 46!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Теория. Знакомство с понятиями «цель исследования» и «задачи исследования» в ходе коллективной игры-исследования «Кто работает в школе?». Обучение правильному формулированию цели исследования и задач исследования на основе представленных исследовательских работ. | Игровая деятельность. | Коллективная игра-исследование.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в сетевом проекте на «Началка. ком» «Шире круг». Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. Индивидуальные консультации |
«Земля – наш общий дом» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Социальные источники информации: беседа, опрос, анкетирование. Правильная формулировка вопросов для получения информативных ответов. Правдивость социальных источников информации. Проверка полученной информации. | Познавательная деятельность.
| Тренинг. . |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в проекте «Добро пожаловать, друзья!». Идея проекта: изготовление домиков для птиц по предложенной инструкции. Подготовка информации к выступлениям по темам: о насекомоядных птицах или о насекомых – вредителей садов и огородов. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Конкурс выступлений. Домашняя мастерская. Индивидуальные консультации. |
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Составление вопросов для проведения анкетирования и опроса в соответствии с целью получения информации. Корректировка задаваемых вопросов по результатам собранной информации в ходе опроса, анкетирования. Создание памятки по составлению анкеты. | Познавательная деятельность. | Тренинг. . |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Мини исследование «Кто из моей семьи жил в годы Великой Отечественной войны?» Домашнее исследовательское задание – сбор информации для мини исследования. Оформление стенда ко Дню Победы со списками участников ВОВ, тружеников тыла и детей войны из семей обучающихся. Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов. | Проектная деятельность. | Мини исследование. Оформление стенда. Индивидуальные консультации |
«Пусть всегда будет солнце!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Наблюдение – как источник получения информации. Правила организации наблюдения. Фиксирование результатов наблюдения. | Познавательная деятельность. | Инструктаж.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Обсуждение и оценивание презентации собственных мини исследований и проектов. Инструктирование по выбору темы и проведению летних наблюдений. | Проектная деятельность. | Конференция |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | 13 | |
2. | Практика проектной и исследовательской деятельности | 20 | |
ИТОГО: | 33 часа |
Тематическое планирование
Н/п | Название темы | Название раздела | |
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Практика проектной и исследовательской деятельности | ||
1. | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | 2 | 2 |
2. | «Чтение – лучшее учение» | 1 | 2 |
3. | «Нет роднее дружка, чем родная матушка» | 1 | 2 |
4. | «Жизнь дана на добрые дела» | 2 | 2 |
5. | «Двигайся больше, проживёшь дольше» | 1 | 2 |
6. | «Родина – мать, умей её защищать» | 2 | 2 |
7. | «Наша родная – 46!» | 1 | 2 |
8. | «Земля – наш общий дом» | 1 | 3 |
9. | «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | 1 | 2 |
10. | «Пусть всегда будет солнце!» | 1 | 1 |
ИТОГО: | 33 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (4 ч) | |||
1. | Что такое «проект» и «исследование»? | ||
2. | «Тема» проекта или исследования. | ||
3. | Проект «Мир наших увлечений». | ||
4. | Проект «Мир наших увлечений». | ||
«Чтение – лучшее учение»(3 ч) | |||
1. | Источники информации. Экскурсия в библиотеку. | ||
2. | Проект: «Как звери к зиме готовятся» | ||
3. | Проект: «Как звери к зиме готовятся» | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч) | |||
1. | Замысел, цель, результат. | ||
2. | Проект: «Подарок для мамы». | ||
3. | Проект: «Подарок для мамы». | ||
«Жизнь дана на добрые дела»(4 ч) | |||
1. | Что такое инструкция? | ||
2. | Что такое план проекта? | ||
3. | Проект «Птичья гостиная» | ||
4. | Проект «Птичья гостиная» | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше»(3 ч) | |||
1. | Замысел и результат. | ||
2. | Проект: «Придумываем подвижные игры». | ||
3. | Индивидуальное консультирование. | ||
«Родина – мать, умей её защищать» (4 ч) | |||
1. | Что такое план «проблема»? | ||
2. | Что такое план «гипотеза»? | ||
3. | Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг» | ||
4. | Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг» | ||
«Наша родная – 46!»(3 ч) | |||
1. | Цель и задачи исследования. | ||
2. | Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг» | ||
3. | Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг» | ||
«Земля – наш общий дом»(4 ч) | |||
1. | Учимся задавать вопросы. | ||
2. | Проект: «Добро пожаловать, друзья». | ||
3. | Проект: «Добро пожаловать, друзья». | ||
4. | Индивидуальное консультирование. | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч) | |||
1. | Как правильно составить анкету. | ||
2. | Мини исследование: «Кто из моей семьи жил в годы ВОВ». | ||
3. | Мини исследование: «Кто из моей семьи жил в годы ВОВ». | ||
«Пусть всегда будет солнце!» (2 ч) | |||
1. | Исследовательская конференция. | ||
2. | Планирование летних наблюдений. | ||
Итого: 33 часа |
2 класс Модуль. Учимся проектировать и исследовать вместе.
Название раздела | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации занятия |
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Повторение правил общения. Освоение правил коллективной работы. Распределение обязанностей в группе на примере ролевой игры «Школа». Знакомство с понятием «лидер». | Познавательная деятельность. | Создание памятки работы в группе. |
Игровая деятельность. | Ролевая игра.
| ||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в сетевом проекте на сайте «Началка. ком» «Есть контакт». Идея: только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником. Участники проекта найдут правила, которые помогут каждому стать успешным в общении, познакомятся с правилами общения в сети Интернет. Проект направлен на развитие коммуникативных умений младших школьников, отработку навыков командной работы, формирование уважительного отношения к другим людям, их мнению, взглядам, убеждениям. Выбор тем для индивидуальных проектов и исследовательских работ. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. |
«Чтение – лучшее учение» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с правилами поиска информации в сети Интернет. Главное и второстепенное в собранной информации в соответствии с целью информационного поиска. Применение полученных знаний в ходе игры «Положи в корзинку». Заполнение карты познания. Знакомство с программой «Документ Microsoft Office Word». | Познавательная деятельность. | Просмотр видеоматериала. |
Игровая деятельность. | Игра-тренинг. | ||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Выполнение заданий сетевого проекта на сайте «Началка. ком» «Есть контакт». | Проектная деятельность. | Сетевой проект. |
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с правилами безопасности с сети Интернет. Способы фиксирования информации. Составление и заполнение таблиц. | Познавательная деятельность.
| Составление памятки. Тренинг.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективное мини исследование «Профессии наших мам» (цель и задачи для проведения мини исследования определяет учитель). Представление результатов мини исследования в виде ролевой игры «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». | Проектная деятельность. | Мини исследование. Фотовыставка. |
Игровая деятельность. | Ролевая игра. | ||
«Жизнь дана на добрые дела» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Основные этапы создания проекта. Критерии оценивания результата проекта (продукта). | Познавательная деятельность. | Тренинг. .
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный творческий проект «Праздник своими руками». Постановка целей и задач, создание плана и распределение ролей в коллективном проекте. Работа в творческих группах. Общий результат – Новогодний праздник. Оценивание результата по составленным критериям. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Мастерская идей. Творческие мастерские. Индивидуальные консультации |
Досугово-развлекательная деятельность. | Новогодний праздник. | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Заполнение таблицы личного участия в коллективной проектной работе. | Познавательная деятельность. | Составление памятки. Тренинг. Экскурсия. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Сетевой проект на сайте «Началка. ком» «Хранители жизни». Идея: кто полюбит лес, тот будет его беречь! Сетевой учебный проект «Хранители жизни» посвящен изучению лесов родного края и России в целом. Проект направлен на формирование бережного отношения к природе, личной ответственности за сохранность природы. Научатся анализировать информацию, представлять её в виде таблиц, схем, рисунков, делать простые выводы. Актуализация темы проекта – экскурсия в лес (лыжная прогулка). Инструктаж о правилах поведения в лесу. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. Индивидуальные консультации . |
«Родина – мать, умей её защищать» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Заполнение таблицы работы «Знаю, интересуюсь, узнал». Методы фиксации результатов исследования: таблицы, графики рисунки, фото. | Познавательная деятельность. | Тренинг. Групповые консультации.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Выполнение заданий сетевого проекта на сайте «Началка. ком» «Хранители жизни». Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. Индивидуальные консультации |
«Наша родная – 46!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство со структурой исследовательской работы и правилами её оформления. Знакомство с понятиями «предмет» и «объект» исследования на материале экспозиций, представленных в музее гимназии. | Познавательная деятельность. | Составление памятки. Экскурсия. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный творческий проект «С днём рождения, любимая гимназия!». Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Творческая мастерская. Индивидуальные консультации. |
«Земля – наш общий дом» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Подведение итогов исследовательской работы, выводы, практическая значимость исследования на примерах ранее проведённых исследовательских работ обучающихся. | Познавательная деятельность.
| Тренинг.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективные исследовательские работы на выбор: «Зачем собирать макулатуру?», «Как из старой бумаги сделать новую?». Инструкции по проведению исследований предлагает учитель. Подготовка к проведению и участие в акции «Дадим бумаге вторую жизнь!» по сбору макулатуры. Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов. | Проектная деятельность. | Мини исследования. Индивидуальные консультации |
Социальное творчество. | Мастерская агитации. Социальная акция. | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | «Маленькие секреты успешной презентации». Знакомство с правилами презентации проектной и исследовательской работы. Знакомство с программой Microsoft Power Point . | Познавательная деятельность. | Мастер-класс. . |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный исследовательский проект «Книга памяти». Идея: Знакомство с историей своей семьи, жизнью своих родственников в годы Великой Отечественной войны. Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов. | Проектная деятельность. | Инструктаж. Мини исследование. Создание сборника. Индивидуальные консультации. |
«Пусть всегда будет солнце!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «рефлексия в проектной и исследовательской работе» через практическое занятие по выработке памятки с правилами коллективных подвижных игр. | Игровая деятельность. | Коллективные подвижные игры с исследовательским заданием. |
Познавательная деятельность.
| Создание памятки.
| ||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных исследовательских работ и проектов. | Проектная деятельность. | Конференция. |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | 12 | |
2. | Практика проектной и исследовательской деятельности | 22 | |
ИТОГО: | 34 часа |
Тематическое планирование
Н/п | Название темы | Название разделов | |
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Практика проектной и исследовательской деятельности | ||
1. | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | 2 | 2 |
2. | «Чтение – лучшее учение» | 1 | 2 |
3. | «Нет роднее дружка, чем родная матушка» | 1 | 2 |
4. | «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | 3 |
5. | «Двигайся больше, проживёшь дольше» | 1 | 2 |
6. | «Родина – мать, умей её защищать» | 1 | 2 |
7. | «Наша родная – 46!» | 2 | 2 |
8. | «Земля – наш общий дом» | 1 | 2 |
9. | «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | 1 | 2 |
10. | «Пусть всегда будет солнце!» | 1 | 3 |
ИТОГО: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (4 ч) | |||
1. | Правила коллективной работы. | ||
2. | Распределяем обязанности в группе. | ||
3. | Проект «Есть контакт». | ||
4. | Проект «Есть контакт». | ||
«Чтение – лучшее учение»(3 ч) | |||
1. | Поиск информации в сети «Интернет». | ||
2. | Проект «Есть контакт». | ||
3. | Проект «Есть контакт». | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч) | |||
1. | Безопасность в сети «Интернет». | ||
2. | Мини исследование: «Профессии наших мам». | ||
3. | Мини исследование: «Профессии наших мам». | ||
«Жизнь дана на добрые дела»(4 ч) | |||
1. | Этапы создания проекта. | ||
2. | Творческий проект: «Праздник своими руками». | ||
3. | Творческий проект: «Праздник своими руками». | ||
4. | Творческий проект: «Праздник своими руками». | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч) | |||
1. | Личное участие в коллективном проекте. | ||
2. | Сетевой проект: «Хранители жизни». | ||
3. | Сетевой проект: «Хранители жизни». | ||
«Родина – мать, умей её защищать» (3 ч) | |||
1. | Записываем результаты исследования. | ||
2. | Сетевой проект: «Хранители жизни». | ||
3. | Сетевой проект: «Хранители жизни». | ||
«Наша родная – 46!» (4 ч) | |||
1. | Правила оформления исследовательской работы. | ||
2. | Предмет и объект исследования. | ||
3. | Творческий проект: «С днём рождения, любимая гимназия». | ||
4. | Творческий проект: «С днём рождения, любимая гимназия». | ||
«Земля – наш общий дом»(3 ч) | |||
1. | Практическая значимость проекта или исследования. | ||
2. | Коллективные исследовательские работы на выбор. | ||
3. | Участие в акции :Дадим бумаге вторую жизнь». | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч) | |||
1. | Маленькие секреты успешной презентации. | ||
2. | Коллективный исследовательский проект: «Книга памяти». | ||
3. | Коллективный исследовательский проект: «Книга памяти». | ||
«Пусть всегда будет солнце!» (4 ч) | |||
1. | Рефлексия. Планирование летних наблюдений. | ||
2. | Коллективный проект: «Правила дружной игры». | ||
3. | Исследовательская конференция. | ||
4. | Исследовательская конференция. | ||
Итого: 34 часа |
3 класс Модуль. Как увидеть то, что интересно?.
Название раздела | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации занятия |
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Сравнение понятий «наблюдение» и «наблюдательность». Наблюдательность как качество личности. Объяснение понятий на примере рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома». | Проблемно-ценностное общение.. | Беседа по прочитанному произведению. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный проект «Нет внимания – нет понимания». Идея: помогаем себе и другим развиваться. Поиск упражнений для формирования внимания. Составление комплекса упражнений на развитие внимания, его апробация. Диагностика результатов развития внимательности обучающихся до и после тренировки с использованием составленного комплекса упражнений. Презентация комплекса упражнений в других классах. Выбор тем для индивидуальных исследовательских работ и проектов. | Проектная деятельность. | Презентация продукта проекта – комплекса упражнений для развития внимания. Индивидуальные консультации. |
«Чтение – лучшее учение» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Ознакомление с типами исследовательских работ и их результатами на примере экспозиций, представленных в Краеведческом музее. Результат экспериментальной исследовательской работы - выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента. Результат информационного исследования - выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных) при изучении определенной проблемы, явления, действия, факта. Знакомство с методом исследования – краеведческий поиск. | Познавательная деятельность
| Экскурсия в музей. |
| |||
Практика проектной и исследовательской деятельности | Выполнение исследований на выбор. Теоретические исследования: «Вятские диалекты» или «Сборник вятского фольклора». Экспериментальное исследование «Свойства глины для изготовления дымковской игрушки». Обсуждение результатов исследований и экспериментов. | Проектная деятельность. | Инструктаж по выполнению исследований. Домашние эксперименты. |
Проблемно-ценностное общение | Круглый стол. | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с методами исследования: анализ и синтез. Знакомство с понятием «актуальность». | Познавательная деятельность. | Тренинг. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный проект «Мамины помощники». Идея: создание поваренной книги «Легко и вкусно». В ходе проекта обучающиеся апробируют рецепты, записывают инструкции-рекомендации по приготовлению блюд, выступают с презентацией результатов своей экспериментальной работы. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Мастер-классы. Публичная защита результатов экспериментальной работы. Представление книги рецептов перед другими классами. Индивидуальные консультации. |
«Жизнь дана на добрые дела» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с методами исследования: классификация и обобщение. | Игровая деятельность. | Игры на обобщение и классификацию объектов. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Исследовательский проект «Мусор и вторсырьё». Идея: способ решения экологических проблем – раздельный сбор мусора. В ходе исследовательского социально значимого проекта обучающиеся познакомятся с понятиями «мусор» и «вторсырьё». Проведут наблюдения за сбором мусора в нашем городе. Узнают о том, как долго разлагаются современные упаковочные материалы и предметы быта. Экспериментальным путём выяснят, зачем необходим раздельный сбор мусора и получат навыки его разделения. Участники проекта смогут принести пользу обществу в форме пропагандирования темы исследовательского проекта и организации социальной акции. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проблемно-ценностное общение. | Круглый стол. |
Проектная деятельность. | Эксперимент. Социальная агитация Социальная акция. Индивидуальные консультации.. | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Методы исследования: эксперимент и опыт. Сходство и различия этих понятий обучающиеся выясняют через просмотр видеороликов с проведением опытов и экспериментов. | Познавательная деятельность. | Просмотр видеоматериала. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Исследовательский проект «Молодое поколение выбирает спорт». Идея: здоровые люди – сильная страна. В ходе выполнения проекта обучающиеся экспериментальным путём выяснят, как физические нагрузки стимулируют мозговую деятельность, а компьютерные игры повышают утомляемость организма. Результаты и выводы проведённых экспериментов могут быть оформлены в виде информационного стенда. Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов. | Проектная деятельность. | Эксперимент. Оформление стенда. Индивидуальные консультации. |
«Родина – мать, умей её защищать» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Методы исследования: краеведческий поиск, реконструкция. Встреча с вятской писательницей Н.Демидовой с презентацией авторской книги «Старый город» с целью актуализации исследовательского проекта | Проблемно-ценностное общение. | Беседа. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Исследовательский проект «Старые названия современных улиц нашего города». Идея: знание истории города достойно уважения. В ходе проведения проекта обучающиеся узнают об истории нашего города, соберут информацию о старых названиях улиц города. Результатом проектной работы станет создание карты города со старинными названиями улиц. | Проектная деятельность. | Инструктирование по проведению индивидуальных поисковых заданий. Создание карты старой Вятки. Презентация перед учащимися других классов. |
«Наша родная – 46!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Методы исследования: моделирование. | Игровая деятельность. | Ролевая игра «Автозавод». |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Коллективный творческий проект «Академия школьной моды». Идея: школьная форма может быть модной. В ходе проекта обучающиеся познакомятся с историей моды, попробуют себя в роли стилистов и создадут действительно модели оригинальных модных и удобных школьных костюмов. Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и проектов. | Проектная деятельность | Индивидуальные консультации. |
«Земля – наш общий дом» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Правильный выбор. Определение рациональности (нерациональности) метода исследования. Описание последовательности исследовательских действий на примере практической работы «Свойства воды». | Познавательная деятельность.
| Исследовательская практика.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Сетевой проект на сайте «Началка. ком» «Истоки жизни». Идея: без воды прожить нельзя, она дороже золота! В ходе проекта обучающиеся познакомятся с классификацией водоёмов, раскроют для себя значение водоёмов в природе и в жизни человека, познакомятся с водоемами своего края, выяснят необходимость и способы охраны водоемов. В ходе сетевого сотрудничества и совместной работы, узнавая удивительные факты, фантазируя и творя, дети придут к ответственной миссии — внести личный вклад в сбережение водных ресурсов и помогать природе изо дня в день! Ребята приобретут навыки сотрудничества в командной работе, взаимодействия в сети Интернет. | Проектная деятельность. | Сетевой проект. |
Туристско-краеведческая деятельность | Поисково-краеведческая экспедиция. | ||
Социальное творчество | Экологический десант «Вятка – чистые берега». | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Методы исследования: социальный опрос, интервью, анкетирование. Сбор информации об общественном гражданско-патриотическом движении «Бессмертный полк». | Проблемно-ценностное общение. | Беседа. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Подготовка и участие в параде «Бессмертный полк». Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и проектов. | Социальное творчество. | Социальная акция. |
Проектная деятельность. | Индивидуальные консультации. | ||
«Пусть всегда будет солнце!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Разработка критериев оценивания исследовательских работ и проектов. | Проблемно-ценностное общение. | Дискуссия. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных исследовательских работ и проектов. | Проектная деятельность. | Конференция. |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | 10 | |
2. | Практика проектной и исследовательской деятельности | 24 | |
ИТОГО: | 34 часа |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | 1 | 3 |
2. | «Чтение – лучшее учение» | 1 | 3 |
3. | «Нет роднее дружка, чем родная матушка» | 1 | 2 |
4. | «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | 3 |
5. | «Двигайся больше, проживёшь дольше» | 1 | 2 |
6. | «Родина – мать, умей её защищать» | 1 | 2 |
7. | «Наша родная – 46!» | 1 | 3 |
8. | «Земля – наш общий дом» | 1 | 3 |
9. | «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | 1 | 1 |
10. | «Пусть всегда будет солнце!» | 1 | 2 |
ИТОГО: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (4 ч) | |||
1. | Наблюдение и наблюдательность. | ||
2. | Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания». | ||
3. | Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания». | ||
4. | Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания». | ||
«Чтение – лучшее учение» (4 ч) | |||
1. | Какими бывают исследования. | ||
2. | Исследование «Вятские диалекты» или «Сборник Вятского фольклора». | ||
3. | Эксперимент исследование: «Свойства глины для изготовления дымковской игрушки». | ||
4. | Обсуждение результатов проведённых исследований. | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч) | |||
1. | Методы исследования: анализ и синтез. Актуальность проекта. | ||
2. | Коллективный проект: «Мамины помощники». | ||
3. | Коллективный проект: «Мамины помощники». | ||
«Жизнь дана на добрые дела» (4 ч) | |||
1. | Методы исследования: классификация и обобщение. | ||
2. | Исследовательский проект: «Мусор и вторсырьё». | ||
3. | Исследовательский проект: «Мусор и вторсырьё». | ||
4. | Индивидуальные консультации. | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч) | |||
1. | Методы исследования: эксперимент и опыт. | ||
2. | Исследовательский проект: «Молодое поколение выбирает спорт». | ||
3. | Исследовательский проект: «Молодое поколение выбирает спорт». | ||
«Родина – мать, умей её защищать» (3 ч) | |||
1. | Методы исследования: краеведческий поиск, реконструкция. | ||
2. | Исследовательский проект: «Старые названия современных улиц нашего города». | ||
3. | Исследовательский проект: «Старые названия современных улиц нашего города». | ||
«Наша родная – 46!» (4 ч) | |||
1. | Методы исследования: моделирование. | ||
2. | Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды». | ||
3. | Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды». | ||
4. | Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды». | ||
«Земля – наш общий дом» (4 ч) | |||
1. | Выбор методов исследования. | ||
2. | Сетевой проект: «Истоки жизни». | ||
3. | Сетевой проект: «Истоки жизни». | ||
4. | Сетевой проект: «Истоки жизни». | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (2 ч) | |||
1. | Методы исследования: соц.опрос, интервью, анкетирование. | ||
2. | Участие в параде «Бессмертный полк». | ||
«Пусть всегда будет солнце!» (3 ч) | |||
1. | Критерии оценивания исследовательских работ и проектов. | ||
2. | Исследовательская конференция. | ||
3. | Исследовательская конференция. | ||
Итого: 34 часа |
4 класс Модуль. Мы приносим пользу людям.
Название раздела | Содержание раздела | Виды деятельности | Формы организации занятия |
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Проектная деятельность как вид социального творчества. Знакомство с понятием «социальное творчество». Результат проекта – социально значимое дело. Тема раскрывается на примере сюжета из мультфильма «Крокодил Гена» как герои строили домик друзей. | Проблемно-ценностное общение. | Просмотр и обсуждение видеоматериала. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Социальный проект «Украшаем школьный двор». Идея: школа – наш любимый дом, где мы весело живём. В ходе актуализации проекта обучающиеся обсуждают, как сделать школьный двор лучше. Исходя из обозначенных проблем, обдумывают способы их решения, создают план проведения работ, прописывают планируемый результат. Ведётся работа по привлечению к проекту помощников в лице других учащихся и родителей. | Социальное творчество. | Социальная акция. |
«Чтение – лучшее учение» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Детские общественные организации. Знакомство с пионерским движением через просмотр и обсуждение сюжета из мультфильма «Чебурашка». Принципы работы социально-образовательного проекта «Эколята». | Проблемно-ценностное общение.
| Просмотр и обсуждение видеоматериала. Беседа |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Организация работы мастерской добрых дел «Книжкина больница». Участие в сборе макулатуры. Выбор тем для индивидуальных социально значимых исследований и проектов. | Трудовая деятельность. | Мастерская. |
Проектная деятельность. | Индивидуальные консультации. | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «коллективное творческое дело (КТД)» и этапами его организации. | Познавательная деятельность | Беседа.
|
Практика проектной и исследовательской деятельности | Социальный проект «День матери». Идея: праздник своими руками. Социальный проект проходит в форме КТД и проходит следующие этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение КТД, подведение итогов. | Проектная деятельность. | КТД |
Досугово-развлекательная деятельность. | Праздник. | ||
«Жизнь дана на добрые дела» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с волонтёрским движением. Встреча с координатором волонтёрского движения в городе Кирове. | Проблемно-ценностное общение. | Беседа |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в акции «Подари радость». Сбор новогодних подарков для нуждающихся детей, детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Консультирование по самостоятельно проводимым исследованиям и проектным работам. | Социальное творчество | Социальная акция. |
Проектная деятельность | Индивидуальные консультации | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «агитбригада». Презентация проекта в форме выступления агитбригады. Просмотр видеороликов с выступлением агитбригад. | Проблемно-ценностное общение. | Обсуждение. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Создание сценария для выступления агитбригады «Здоровое поколение» на тему ЗОЖ, репетиции и выступление перед учащимися гимназии и в городской библиотеке. | Социальное творчество | Репетиции Выступление |
«Родина – мать, умей её защищать» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «бережное природопользование». Проблемы энергосбережения страны. | Проблемно-ценностное общение. | Беседа. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Сетевой проект на сайте «Началка. ком» «Загадки всемогущей энергии». Идея проекта: научимся экономить электроэнергию - сохраним богатства страны. Сетевой проект посвящён проблеме энергосбережения. Данный проект – это попытка проникнуть в тайны энергии, возможность научиться вести домашнюю экономику, принять посильное участие в решении проблем окружающей среды. Всё это поможет сформировать у ребят умения, необходимые для жизни в современном обществе. В ходе проекта обучающиеся узнают о том, как электроэнергия приходит в наш дом, научатся экономить электроэнергию, разработают социально-экологическую рекламную акцию, примут участие во флешмобе «Час Земли». | Проектная деятельность. | Сетевой проект. |
Социальное творчество. | Создание рекламного видеоролика. | ||
«Наша родная – 46!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «социальное партнёрство». Организация и проведение совместных мероприятий с общественной организацией (библиотекой, музеем…) | Проблемно-ценностное общение. | Круглый стол. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Подготовка и проведение акции «Подарок библиотеке от гимназии». Консультирование по самостоятельно проводимым исследованиям и проектным работам. | Социальное творчество | Социальная акция Индивидуальные консультации. |
Проектная деятельность | Индивидуальный консультации | ||
«Земля – наш общий дом» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «экологические проблемы» через просмотр мультфильма «Приключение Капельки». | Проблемно-ценностное общение.
| Просмотр и обсуждение мультфильма. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Сетевой проект на сайте «Началка. ком» «Начало начал». Идея проекта: воды много, но её нужно экономить. Проект “Начало начал” поможет обучающимся получить опыт совместной исследовательской деятельности. Участники проета систематизируют свои знания о состояниях и источниках воды в природе. В ходе опытов ребята исследуют свойства воды и узнают, как они помогают сохранять жизнь на Земле. В результате совместной экспериментальной работы ребята узнают, сколько в среднем человек использует воды и сколько воды можно сэкономить. Сделав выводы, участники проекта разработают и проведут акцию “Береги воду!”, подготовят фото отчета о проведенной акции с помощью сервиса Lino. | Проектная деятельность. | Сетевой проект |
Социальное творчество | Социальная акция | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Знакомство с понятием «шефство» на примере фильма «Тимур и его команда». | Проблемно-ценностное общение. | Просмотр и обсуждение фильма. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Участие в акции «Открытка ветерану». Консультирование по подготовке к презентации самостоятельно выполненных проектов и исследований | Художественное творчество. | Мастерская. |
Проектная деятельность. | Индивидуальное консультирование | ||
«Пусть всегда будет солнце!» | |||
Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | Влияние проектной деятельности на саморазвитие личности. Творческое задание «Письмо себе в будущее». | Проблемно-ценностное общение. | Беседа с элементами сочинения-рассуждения. |
Практика проектной и исследовательской деятельности | Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных исследовательских работ и проектов. | Проектная деятельность | Конференция |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности | 10 | |
2. | Практика проектной и исследовательской деятельности | 24 | |
ИТОГО: | 34 часа |
Тематическое планирование
Н/п | Название раздела | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | 1 | 2 |
2. | «Чтение – лучшее учение» | 1 | 2 |
3. | «Нет роднее дружка, чем родная матушка» | 1 | 2 |
4. | «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | 2 |
5. | «Двигайся больше, проживёшь дольше» | 1 | 2 |
6. | «Родина – мать, умей её защищать» | 1 | 4 |
7. | «Наша родная – 46!» | 1 | 2 |
8. | «Земля – наш общий дом» | 1 | 4 |
9. | «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» | 1 | 2 |
10. | «Пусть всегда будет солнце!» | 1 | 2 |
ИТОГО: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (3 ч) | |||
1. | Социальное творчество | ||
2. | Соц. проект «Украшаем школьный двор». | ||
3. | Соц. проект «Украшаем школьный двор». | ||
«Чтение – лучшее учение» (3 ч) | |||
1. | Детские организации. | ||
2. | Мастерская добрых дел «Книжкина больница» | ||
3. | Участие в сборе макулатуры. | ||
«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч) | |||
1. | Коллективное творческое дело (КТД). | ||
2. | Социальный проект: «День матери». | ||
3. | Социальный проект: «День матери». | ||
«Жизнь дана на добрые дела» (3 ч) | |||
1. | Кто такие «волонтёры»? | ||
2. | Участие в акции «Подари радость». | ||
3. | Участие в акции «Подари радость». | ||
«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч) | |||
1. | Что такое агитбригада. | ||
2. | Репетиция выступления агитбригады «Здоровое поколение». | ||
3. | Выступление агитбригады «Здоровое поколение». | ||
«Родина – мать, умей её защищать» (5 ч) | |||
1. | Бережное природопользование. | ||
2. | Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии». | ||
3. | Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии». | ||
4. | Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии». | ||
5. | Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии». | ||
«Наша родная – 46!» (3 ч) | |||
1. | Кто такие «социальные партнёры». | ||
2. | Подготовка и проведение акции «Подарок библиотеке от гимназии». | ||
3. | Индивидуальные консультации. | ||
«Земля – наш общий дом» (5 ч) | |||
1. | Экологические проблемы. | ||
2. | Сетевой проект: «Начало начал». | ||
3. | Сетевой проект: «Начало начал». | ||
4. | Сетевой проект: «Истоки жизни». | ||
5. | Сетевой проект: «Начало начал». | ||
«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч) | |||
1. | Кто такие «тимуровцы». | ||
2. | Мастерская «Открытка ветерану». | ||
3. | Соц. акция «Открытка ветерану». | ||
«Пусть всегда будет солнце!» (3 ч) | |||
1. | Творческая работа «Письмо себе в будущее». | ||
2. | Исследовательская конференция. | ||
3. | Исследовательская конференция. | ||
Итого: 34 часа |
Список литературы для учителя
- Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
- Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
- Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
- Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
- Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
- Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
- Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.
- Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
- Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
- Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 70-71
- Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Колмычек, Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.
- Мурашко, В. П. Экологическое воспитание в школе средствами сетевого проекта // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 21-24.
- Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч. Ред. Т.И. Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
- Пономаренко, Ю. В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 54-64.
- Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков : ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.
- Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 60 – 67
- Трофимова, Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 83-92
- http://obuchonok.ru/node/2543
- https://clck.ru/Gcqip
- https://clck.ru/GcqkC
- https://clck.ru/GcqmR
- https://clck.ru/GcqnD
- https://clck.ru/GcqqX
Список литературы для учащихся
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей школы).
- Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами/ Художник М.В. Душин – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
- Боголюбов, А. С., Глушенков О. В., Федорова Д. А. Полевые экологические практикумы и исследовательская (проектная) деятельность школьников в природе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 15-20
- Губанов И.А., Киселева К.В. – Иллюстрированный определитель растений Средней России. 3 тома. / Москва. КМК, Институт технологических исследований, 2003.
- Евгений Пермяк. Пичугин мост. ЭНАС-Книга, 2016
- Колобовский Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колобовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
- Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
- Ласуков Р.Ю. Обитатели водоёмов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 – 11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.
- Онегов А. С. Календарь природы. – Терра-Книжный клуб, 2003. – 480 с. – ("Терра" - школе).
- Онегов А. С. Школа юннатов. Живой уголок/ Москва, «Детская литература», 1980
- Онегов А. С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи/ Москва, «Детская литература», 1980
- Онегов А. С. Школа юннатов. Твой огород/ Москва, «Детская литература», 1980
- Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, 1975 г.
- Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
- http://www.nachalka.com/network_projects
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты моих учеников и их презентации
В архиве содержаться проектные работы по теме лесные лекари Костиной Анны и Малыши и взрослые Мошковой Людмилы,которые заняли призовые места в районном конкурсе проектов.Также представлены детские пре...
Учебный проект"Птицы на моей кормушке"
Проект "Птицы на моей кормушке" о птицах, зимующих в нашей местности. Интересен для детей младшего школьного возраста. Именно в это возрасте у детей возникает масса вопросов. Они даже сами не до...
Скриншот статьи о моей ученице и её проекте. Руководитель проекта Кошляк Ж. И.
“Парадоксом нашего конкурса, — подчеркнул Александр Федоров, — стал факт того, что при высоком общем уровне работ, мы не получили ни одной заявки из Москвы. Зато в провинции сохранены традиции русског...
классный час презентация проектов "История моей семьи в истории моей страны!
классный час - презентация проектов....
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс
Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...
Курс "Калейдоскоп знаний"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп знаний» разработана для обучающихся 10-11лет, для развития способностей учащихся...
Отчёты методического объединения учителей начальных классов МБОУ Гимназии № 46 г. Кирова по освоению авторского курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов»
В рамках реализации стандартов нового поколения проектная и исследовательская деятельность рассматривается как средство достижения личностных результатов образования: формирование целостного взгляда н...