Окружающий мир. Тема: Лес – наш друг.
проект по окружающему миру (3, 4 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Формирование навыков проектной деятельности на уроке. Окружающий мир. Тема: Лес – наш друг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_-nash_drug.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков проектной деятельности на уроке

Окружающий мир

Тема: Лес – наш друг

Цели:

       учить  частично выполнять поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

       Дать сведения

об основных обитателях леса, представителях растительного мира леса; видах лесов; о значении леса в жизни человека;

об опасности, подстерегающей человека в лесу;

о влиянии деятельности человека на состояние лесных богатств;

о правилах поведения в лесу.

       Воспитывать вежливое отношение к товарищам, взаимопомощь.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  1. Распределение детей по группам. ( Организация нескольких инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта)

В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель. Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

  1. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

  1. Формулирование темы и целей занятия.

        Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес – наш друг».

          - Вспомните  особенности проектной деятельности.

        Основные этапы: (На доске)

▪  Обдумывание проекта и составление плана.

▪  Разработка составных частей проекта.

▪  Иллюстрирование.

▪  Испытание.

   

 - Сегодня наша проектная работа будет отличаться  от предыдущих.    

  На уроке роли будут распределяться не по группам, а внутри каждой группы.

(На доске) план:                                   Действия в группе

  1. Обсуждение задания (коллективно).
  2. Выполнение практического задания («экспериментаторы»).
  3. Оформление задания («иллюстраторы»).
  4. Формулирование выводов («аналитики»).
  5. Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.  

- Давайте обсудим цели урока.

( В результате обсуждения называют следующие цели: 

 узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу;

 узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле). 

         

  1. Подготовительный этап.  

1.Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма». («Аналитики»  из каждой группы  отбирают лучшие разделы проекта).

В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта:

▪  «Виды леса».

▪  «Обитатели леса».

▪  «Значение леса в жизни людей».

▪  «Правила поведения в лесу».

     ▪  «Что полезно, а что вредно?».

▪  «Красная книга».

  1. Распределение заданий.

IΥ. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Работа проводится в группах.

Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.

  1. Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

  1. Раздел «Обитатели леса».

Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растёт, кто где живёт?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

  1. Раздел «Значение  леса в жизни людей».

Дети получают стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии

 « Что нам даёт лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

  1. Раздел «Правила поведения в лесу».

       Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:

  1. условные знаки, запрещающие какие – либо действия в лесу;
  2. словесные формулировки правил поведения в лесу.

     Отдельно получают набор карточек парами, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.

        «Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

       «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

       «Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

       «Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

  1. Раздел «Что полезно, а что вредно?».

  Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

     «Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».

      «Иллюстраторы» Оформляют страницу альбома.

      «Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

      «Испытатели» готовят сообщение.

  1. Раздел «Красная книга».

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

      «Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

      «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

       «Аналитики» и  «испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала (о животных из Красной книги).

Υ. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес – наш друг».

      «Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

 

ΥI. Самоанализ проектной деятельности.

 Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

ΥII. Итоги занятия.

Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. Тема "Огонь-друг или враг"

Урок разработан с использованием элементов современных образовательных технологий: ТРКМ, проблемного обучения....

Урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Будь природе другом»

Цели:1. Обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе2. Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.3. Воспитывать желание помогать...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру. Тема: "Будь природе другом!"

Урок-конференция «Будь природе другом!»Цель: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила...

Конспект занятия по окружающему миру на тему: Ты мой друг, и я твой друг" (беседа-игра).

Данный конспект предназначен для проведения занятия внеурочной деятельности по курсу «Познание окружающего мира, личностное развитие, приобщение к общественным ценностям и искусству неслышащих ш...