Конспект урока окружающего мира по теме: «Домашние опасности» 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Катаргина Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

Конспект урока окружающего мира

по теме:

«Домашние опасности»

2 класс

УМК «Школа России»

Автор: Катаргина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

 МБОУ «СОШ №2» г. Волгореченск

Костромской области

2016 год

Тема: Домашние опасности.

Цели: 1. узнать, что такое «домашние опасности»

2. формирование правильного поведения при обращении с приборами и предметами в быту.

Задачи:

  • Проконтролировать степень усвоения знаний ПДД, и первичные знания правил безопасности жизнедеятельности в быту.
  • Обеспечить усвоение правил пользования бытовыми предметами.
  • Формировать умение классифицировать и находить основание для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.
  • Развивать самостоятельность мышления.
  • Развивать интеллектуальные способности посредством мини – исследовательской деятельности.
  • Содействовать формированию причинно – следственных связей, познанию быта и его специфики.

Оборудование и раздаточный материал: УМК А. А. Плешакова «Зеленый дом» учебник «Мир вокруг нас»  2 часть, проектор, интерактивная доска, компьютер, колонки, 2 мультимедийных презентации, кроссворд по теме «Безопасность пешехода», карточки «Домашние опасности», видеоролик «Домашние опасности».

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Школьный прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.        

  1. Проверка домашнего задания.

Предлагаю послушать стихотворение и ответить на мой вопрос:

Город, в котором

С тобой мы живём

Можно по праву

Сравнить с букварём.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Азбуку города

Город даёт нам.

Всё время урок

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

- Что автор стихотворения имел под словом «азбука»?  (ПДД)

- Чтобы проверить, как вы усвоили правила поведения на дороге, я предлагаю вам разгадать кроссворд в парах.

« Безопасное движение и правила поведения на дороге»

13a

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Самый главный постовой в стихотворении Михалкова.
  2. Машины двигаются по шоссе, а пешеходы по …
  3. Человек, сидящий за рулём автомобиля.
  4. Происшествие на дороге.
  5. Человек, переходящий дорогу.
  6. Самый распространённый вид городского транспорта.
  7. Ступая на дорогу, сначала посмотри на … (допиши слово)
  8. Разноцветный трёхглаз на перекрёстке.
  9. Место ожидания автобуса.
  10. Разрешающий знак светофора.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Соблюдай … дорожного движения.
  2. Полосатая лошадь разлеглась на дороге.
  3. Бывает надземный и подземный.
  4. Ступая на дорогу, сначала посмотри налево, а затем на …(допиши слово)
  5. Место, где нужно ждать троллейбус.
  6. Запрещающий знак светофора.

Отгадки: Степа, тротуар, шофер, авария, пешеход, автобус, налево, светофор, остановка, зеленый, правила, зебра, переход, направо, остановка, красный.

-Поднимите руку те ребята, которые отгадали все слова.

III. Постановка цели урока

- А что самое главное для человека? (его здоровье, жизнь и  т.д.)

- Мы сегодня продолжим с вами говорить о безопасности нашей жизни, о том, как сохранить свое здоровье. Только вначале послушайте небольшую историю.

Возвратившись с улицы домой, ребята сказали папе:

– Ох, сколько разных правил нужно знать, чтобы дойти всего-то от школы до дома или от дома до магазина. Зато теперь мы в полной безопасности. Как хорошо, что дома не требуются никакие правила…

– Вы ошибаетесь, друзья, – ответил папа.

- Куда пришли ребята?

- Почему вдруг папа решил, что дома необходимо знать какие-то правила?

- Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока? (Домашние опасности).

IV. Усвоение нового материала

-Посмотрите на слайд.

-Составьте пословицу из слов: крепость, дом, мой, моя. (Мой дом -  моя крепость).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Никто посторонний не может пребывать  в месте жилья без согласия того, кому оно принадлежит. Каждый хозяин в своем доме, устанавливает свои порядки).

- Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали, делали его жизнь более удобной. Но такая комфортная  жизнь привела к тому, что дома нас подстерегают домашние опасности, а вот какие мы определим сейчас.

Работа в паре – разложить карточки на 2 группы: там, где дома детей подстерегает  опасность и там, где ее нет. Фронтальная проверка.

- Вы верно разложили карточки. Теперь поговорим более подробно.

Работа в группах.

У вас на партах наборы домашних предметов.  Давайте поработаем в группах и разделим эти предметы на 2 группы: опасные и безопасные.

- Давайте с вами разделим домашние опасные предметы по группам.

Физкультминутка.

Как живёшь?                 Вот так! (Показывают жестом руки)

А идешь?                 Вот так! (Ходьба на месте)

Как бежишь?                 Вот так! (Бег на месте)

Ночью спишь?         Вот  так! ( Руки под щёчку)

Как даешь?                 Вот так! (Руки вперёд)

А берешь?                 Вот так! (Руки к себе)

А шалишь                   Вот так! ( Щёки надули и пальчиками сдули).

-Чем нельзя шалить дома?

-Итак, насколько вы правы, мы сейчас вместе и проверим.

V.  1. Острые, колющие и режущие предметы

 Слайд 9. Отгадай загадки:

Смотрите: мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)    

Маленького роста я,

Тонкая да острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка)      

Бьют Ермилку по затылку,

Ну,  а он не плачет,

Только носик прячет. (Гвоздь)     

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку,

свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож

Вывод: Дом в порядке содержи:

              Вилки, ножницы, ножи,

              И иголки, и булавки

             Ты на место положи.

Слайд 10. Правила пользования.

1. Передавать ручкой вперёд.

2. Мыть или обтирать голыми руками. (Нельзя)

3. Ножом пользоваться под присмотром взрослых.

4. Во время пользования предметом, размахивать руками. (Нельзя)

2. Электроприборы

Слайд 11. Назовите  предметы одним словом. (Электроприборы) Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.

    Слайд 12 – 13.  Работа в парах / группах. 

Составьте правила к этим знакам. Придумайте ещё 2-3 свои правила обращения с электроприборами.

Слайд 14. Правила пользования электроприборами.

1.Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. (кроме холодильника)

2. Не пользоваться прибором с оголенным проводом.

3. Горячий утюг ставить на «подошву». (Нельзя)

4. Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. (Нельзя)

5. Влажными руками не прикасаться к электроприборам.

3. Газ

Слайд 15. Отгадай загадку.

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Слайд 16. 

Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, газ может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он тоже может стать причиной пожара.

 Слайд 17. Если ты почувствовал  запах газа.

-  Сразу скажи об этом взрослым.

- Если взрослых нет дома, выключи  конфорки и перекрой газовый кран.

-  Не включай свет и электроприборы. Не зажигай спички и свечи.

-  Открой окно на кухне, окно в комнате и балконную дверь.

Вывод: Выключай в квартире газ –

             За газом нужен глаз да глаз.

              Запах чувствуя в квартире,

              Звоните срочно 04.

Слайд 18. Правила пользования.

1.Использовать включенный газ, как способ согреться. (Нельзя)

2. Не оставлять без присмотра посуду на включенной плите.

3.Не пытаться самостоятельно отремонтировать неполадки в плите.

4. Лекарства и бытовая химия 

Слайд 19.

Если не больны вы,

В таблетках – только вред!

Глотать их без причины

Нужды, поверьте, нет!

Ведь отравиться можно

И даже умереть!

Так будьте осторожней –

Зачем же  вам болеть?

Химикаты – это яд,

И не только для ребят

Аккуратней надо быть

Чтоб себя не отравить!

Слайд 20. Правила пользования.

1.Лекарства принимать по назначению врача.

2. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины.

3. Пробовать на вкус любую красивую жидкость. (Нельзя)

5. Окна и балконы.

Слайд 21. Отгадайте загадку.

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной

Нет пути передо мной.

Я и дома - и не дома,

Между небом и землей,

Отгадайте-ка, друзья,

Где же я?  (На балконе)

Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. При этом ничего не стоит свалиться.

VII. Закрепление изученного.

Слайд 22 – 23. Рассмотрите иллюстрацию на следующем слайде и обсудите, почему в комнату Серёжи страшно войти.

Слайд 24. Какие же опасности нас подстерегают дома?

- Какую ещё опасность можно здесь увидеть? (Вода) 

- А как вы запомнили правила пользования ими, вы сейчас проверите, выполнив тест.

VI. Итог. Слайд 25. Каждый предмет полезен, но в то же время…(опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред

Как теперь мы можем дополнить пословицу «Мой дом – моя крепость»?

- Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.

Рефлексия.

Слайд 26.  Домашнее задание: с.27 – 33 чтение и пересказ. ТСО с. 12 №1, 2; с. 13 № 1, 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по теме «Домашние опасности»

Слайд 2

Инструкция: Прочитай внимательно вопрос. Прочитай внимательно все ответы. Выбери один. Выбери геометрическую фигуру , ,соответствующую твоему ответу. Нарисуй её на своём контрольном листе.

Слайд 3

1.Что нельзя делать на балконе? - вешать бельё - выходить на балкон - свешиваться с балкона

Слайд 4

2. Что можно делать с окном? - открывать и закрывать окно - высовываться из окна - сидеть на подоконнике

Слайд 5

3. Чем опасны иголки, гвозди и спицы? - их можно проглотить - ими можно уколоться - ими можно порезаться

Слайд 6

4. Чем опасны сковорода, кастрюля и чайник? - о них можно ушибиться - ими можно обжечься - они могут ударить током

Слайд 7

5. Какую опасность могут принести соковыжималка, мясорубка и кофемолка? - порезать пальцы - обжечь руки - уколоть руки

Слайд 8

6. Найди опасное вещество. - ванилин - крахмал - уксус

Слайд 9

7. Как надо ставить ложки, вилки и ножи в подставку? - ручками вверх - ручками вниз - без разницы

Слайд 10

8. Что вы самостоятельно можете взять из аптечки? - таблетки - бинт - микстуру

Слайд 11

9. Что вы самостоятельно можете делать с телевизором? - вставлять электрическую вилку в розетку - нажимать кнопки переключения каналов - заменять детали в телевизоре

Слайд 12

10. С чем не должны играть дети? - с игрушками - с конструктором - со спичками

Слайд 13

Ключ к ответам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;        совершенствование умений работы с текстом. Пл...

Конспект урока окружающего мира по теме "На севере Европы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления с государствами, граничащими с Россией на севере; умения определять эти государства, их столицы и находить их на карте; определят...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать понятия «экономика» и «экология».Планируемые результаты»Предметные:Знать какой вред люди наносят планете; к...

Конспект урока окружающего мира по теме "У Черного моря", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя:- создание условия для ознакомления с географическим положением субтропической зоны России, растительными животным миром, деятельностью людей;- формирование у учащихся предст...