Конспект занятия "Такие разные деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_-konspekt_zanyatiya_takie_raznye_derevya.doc | 73.5 КБ |
2takie_raznye_derevya.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект учебного занятия
по теме:
«Такие разные деревья»
(для детей младшего школьного возраста 8-9 лет)
Разработчик: Зиганшина Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
муниципального казенного учреждения дополнительного образования
«Районный детский экологический центр» (МКУ ДО РДЭЦ)
г. Светлограда Ставропольского края
2019г.
Занятие по теме: «Такие разные деревья» проводилось этой осенью в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЦветоЭкоГрад», реализуемой для обучающихся объединения "Экоград" МКУ ДО РДЭЦ второго года обучения, учащихся 2 класса МБОУ Л №3 г. Светлограда. Ребята в первый год обучения по данной программе уже познакомились с деревьями, расположенными на дендрологическом участке двора детского экологического центра, изучили их строение, научились определять их по внешнему виду, по листьям; узнали о некоторых эколого-биологических свойствах березы, вяза, тополя.
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края
Задачи:
личностные:
-развить и углубить эстетические чувства детей, связанные с восприятием природы и природных объектов- деревьев своей местности;
-развить память, внимание, мышление, творческие способности, выразительность речи, умение выразить свою индивидуальность;
-продолжить воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за полученные знания, за совершение своих действий по отношению к природе;
метапредметные:
- развить навыки эффективной коммуникации-взаимодействия с другими детьми и педагогом;
образовательные:
- расширить знания детей о различных видах деревьев: особенностях их строения и свойства меняться в зависимости от времени года, значении для человека;
-развить умение оценить красоту дерева;
-научить использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
- провести диагностику ЗУН по пройденным ранее темам.
Материалы и оборудование: ЦОРы: презентации «Такие разные деревья», «Сказка. «Дубы и желуди (добрая сказка), видеоролик о березе, натуральные листья, семена и плоды с деревьев, мнемотаблица «Строение дерева», картинки с изображением цветов, листьев и плодов, загадки о деревьях, семена каштана, текст или аудиозапись сказки «Дубы и желуди (добрая сказка)», памятные знаки.
1.Оргмомент. Организация и стимулирование деятельности детей на демонстрацию имеющихся знаний и умений и на получение новых.
Дорогие юные жители Экограда! Сегодня наше занятие посвящено деревьям - обязательным спутникам человека и в маленьких селах, и в больших и малых городах. Вы узнаете новые интересные факты о разных деревьях, растущих в нашем крае, на улицах и в окрестностях нашего города.
Слайд№1 с названием темы учебного занятия.
2.Основная часть занятия (комбинированное учебное занятие по изучению деревьев, сопровождается презентацией).
2.1. Беседа по вопросам:
- Скажите, какие деревья вы знаете. (Ответы детей: береза, вяз, тополь, каштан и т.д.).
-Давайте вначале вспомним их строение. Назовите части дерева. Слайд №2 (Ответы детей: крона из ветвей с листьями, ствол, корни).
- С чем можно сравнить кору дерева и почему? (Ответы детей: с кожей человека, потому - что она защищает от неблагоприятных внешних воздействий).
-Для чего дереву нужны цветы? (Ответы детей: на их месте образуются плоды с семенами. Семена нужны для размножения). А они красивые? (Да). А кто к ним не равнодушен еще, кроме человека? (Насекомые).
- Для чего дереву нужны корни? (Ответы детей: чтобы удерживать ствол и добывать из почвы воду с питательными веществами).
Слайд№3 Недаром говорит пословица: «Красота дерева в цветах, а мудрость – в корнях». Так можно сказать и о дереве, о котором есть загадка:
Цветёт — благоухает,
Цветами удивляет,
И яйцевидные листочки,
Нанизаны, как бусы точно! Ответ: Акация
2.1.Слайд№4 Рассказ педагога об акации с элементами беседы:
Белая акация - пришелец из далекой Северной Америки. Она очень полюбилась россиянам за свои красивые и ароматные цветки. Цветет акация не один раз в год, как большинство деревьев, а дважды: в начале лета и осенью. Поэтому ее любят пчеловоды. Кто такие пчеловоды? (Ответы детей: люди, занимающиеся разведением пчел). Пчелы – и летом, и осенью собирают нектар с акаций и превращают его в мед. Поэтому дерево акация считается медоносом, как и известная вам липа. Постарайтесь запомнить это слово. Акациевый мед вкусный, ароматный, целебный и очень прозрачный. А еще у акации удивительные корни: они очень длинные и добывают воду из земли, без неё дереву не выжить, не зацвести, не оставить потомства. Акация быстро разрастается и живет долго: доживает до 200 -350 лет. В среднем высота дерева достигает 25 метров, иногда встречаются и кустарникообразные представители.
Акация выживает в таких условиях, в которых все остальные деревья гибнут. Если ее посадить возле дымящего завода – все равно выживет, еще и воздух будет очищать. На Ставрополье акация полезна тем, что хорошо закрепляет песчаные склоны, различные насыпи, степные овраги. Ее у нас высаживают в полезащитных лесных полосах, придорожных насаждениях, на неудобных для сельскохозяйственного использования землях. За декоративные качества и душистый аромат цветов это дерево также высаживают в парках и на улицах.
2.4. Представление гледичии.
Слайд№5. Ближайшая родственница акации, тоже иностранка - гледичия обыкновенная. Её очень много в лесополосах вокруг нашего города. Очень нетребовательное и долговечное растение. Переносит жару до 40 градусов. В нашем крае вывели бесколючковый сорт «Гледичия Ставропольская». У нее красивая крона, душистые соцветия, яркая окраска коры ветвей и стволов. В период плодоношения с нее свисают многочисленные крупные бобы.
2.4. Рассказ педагога о каштане с элементами беседы:
Слайд№6 Одно из самых популярных деревьев в наших краях – каштан конский. Это высокие деревья с аккуратной округлой кроной, дающей летом густую прохладную тень. На Ставрополье каштан конский попал в начале XIX века. Во дворе нашего центра высажено много каштанов. Эти роскошные деревья выполняют не только декоративную, но и защитную функцию: очищают воздух от сернистых газов, задерживает на себе пыль.
- Что помогает им делать это? (ответы детей) Да, листья, совсем непохожие на листья акации и гледичии. Листья каштана крупные, разлапистые. Деревья с такими широкими листьями хорошо очищают воздух и обогащают его кислородом. Когда в конце весны или начале лета каштаны зацветают, кажется, что в городе наступил многодневный праздник. Белые и розовые «свечи», состоящие из множества цветков, придают деревьям вид величавый и торжественный. Недаром вместе с акацией несколько лет назад ставропольцы признали каштан деревьями-символами нашего Ставропольского края. Каштаны украшают и наш город Светлоград и делают его красивым и уютным. Каштановые деревья живут по 500 лет и дольше. Многие каштаны съедобны. Каштан - это единственный орех с витамином С. Из-за высокого содержание крахмала, семена каштана идеально подходят для перемалывания в питательную муку. Китайцы съедают 40% всех каштанов в мире. Плоды и семена каштана являются чудесным природным материалом, с которым можно придумать много полезных игр и упражнений, из которого можно изготовить много разных поделок.
2.5. Упражнения. Слайд№7Давайте выполним несколько упражнений. Упражнение на вращение. Катаем "Каштан" между ладонями продольно, поперечно, циркулярно (рис.1). Упражнение на сжатие: "Растереть" "Каштан" (рис.3) надо держать массажер в центре ладони левой руки, сверху положить центром ладони на него правую руку. Сдавливать "Каштан" с обеих сторон, пытаясь его раздавить.
2.6. Творческая мастерская. Размяли наши руки, а сейчас попробуйте составить из семян каштана узоры. Работа в парах или индивидуально. Презентация своих узоров.
2.7. Продолжим наше знакомство с деревьями. Пожалуй, одним из самых часто встречаемых деревьев у нас является вяз. Слайд№8
Вяз — высокое листопадное дерево, имеющее яйцевидные листья небольшого размера, искривленные у основания. Крона обычно очень широкая, может достигать 10 метров при высоте дерева 5 метров. Дерево имеет плакучую форму, соцветия - невзрачный вид, довольно мелкие, а вот плоды представлены крупными зеленоватыми крылатками. Хорошо растет не только на влажных плодородных почвах, но в условиях наших сухих степей, имеет хорошую морозостойкость. Наш вяз теневынослив и неприхотлив. В народе его часто называют карагач. Слышали такое слово? Запомните карагач и вяз - названия одного дерева. (15- ти минутный перерыв).
Продолжаем наше занятие и превращаемся на время в деревья.
2.8. Физминутка «Деревья» (проводится перед началом второй части занятия)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
2.9. Наш следующий разговор о долгожителе среди деревьев – дубе. Слайд№9
Как вы думаете, до какого возраста может прожить дуб (больше 1000 лет). Красивые дубовые листья издревле олицетворяли мужество и силу, само дерево наши предки считали священным. А позже его древесину использовали при постройке первых кораблей. В 1703 году Петр Первый объявил деревья, пригодные для кораблестроения, заповедными. Их разрешалось рубить только для строительства флота. Тех, кто осмеливался нарушить царский указ, ждало суровое наказание. Причем, дуб охранялся особенно строго. Если за самовольную вырубку сосны или лиственницы грозил крупный штраф или каторжные работы, то за дуб – смертная казнь. В старые времена кожевники использовали для обработки шкур особое вещество танин, получая его из листьев дуба и дубовой коры. Само слово дубление произошло от слова дуб. Дуб является героем многих литературных произведений, его часто изображают на картинах. 2.10.Прослушайте внимательно Слайд 1. сказку «Дубы и желуди» и ответьте на вопросы. (Чтение педагогом сказки или слушание её аудиозаписи сопровождается показом презентации к ней»:
В прекрасной дубовой роще жило семейство дубов: папа Дуб, мама Дубиха и их детишки: сотни маленьких желудят.
Слайд 2. Папа Дуб был могуч. Он рос слегка в стороне и почти всегда был занят важными раздумьями: Взойдет ли завтра солнце? Сколько звезд на небе? Сколько листьев он теряет за один осенний день? В общем, папа был очень занят. Поэтому, семейными делами и воспитанием детворы занималась мама Дубиха.
Детей было много и маме стоило большого труда сохранять дисциплину. Особенно это чувствовалось осенью, когда приходила пора детишкам отправляться в отдельную от мамы жизнь. Слайд 3. Маме Дубихе очень хотелось, чтобы все малыши желудята падали поближе к ней. Она хотела всех видеть и знать, где находится каждый из ее детенышей. Она готова была их всех прикрыть своей листвой от ветра, дождя и солнца. Слайд 4. Большинство малышей были послушными, они считали, что маму волновать незачем, да и вообще – она лучше знает, как надо жить. Они падали рядом с маминым стволом, при этом чувствовали, что мама рядом и ни о чем не беспокоились.
Были малыши позадиристей. Им нравилось быть непослушными, и они старались откатиться подальше от мамы. Но они не знали, что мама была опытным деревом и имела некоторые связи. Слайд 5. Несколько полевых мышей, которые жили в корнях мамы Дубихи, выполняли ее поручение. Аккуратно возвращали «бунтарей» маме под ствол. Детвора возмущалась, конечно, некоторые даже стали делать вид, что мама Дубиха и папа Дуб и не родители им вовсе, а так – седьмая вода на киселе. Желудята обижались, но что- либо изменить были не в силах.
Слайд 6. Была среди «бунтарей» одна девочка - Желуденка, которая не была похожа на остальных. Конечно, ее много раз возвращали к маме и папе полевые мыши. Много раз мама Дубиха объясняла дочке, что без родителей она пропадет, что мир вокруг – жестокий, что лучше держаться ближе к семье и лишний раз не высовываться. Папа слегка журил малышку, не отрываясь от решения вселенских задач. А Желуденка в это время придумывала новый план побега. И не потому, что ей хотелось расстроить родителей, а потому что очень хотелось увидеть мир. А ее внутренняя природа подсказывала, что не стоит бояться солнца, дождя и ветра. Желуденка не знала, откуда в ней проросло это понимание, но верила, что так оно и есть. И вот однажды неугомонной малышке удалось уговорить Полевого мышонка помочь ей. Слайд 7. Ночью, когда родители и дети спали, мышонок осторожно взял Желуденку в зубки и отнес нашу героиню подальше от мамы и папы, на полянку, где было мало деревьев.
Мама Дубиха очень огорчилась, не досчитавшись поутру одной из дочерей. Они с папой громко возмущались поведением неразумного ребенка. После чего папа вернулся к подсчету звезд и опавших листьев, а мама начала еще больше следить за детьми. Это занятие очень ее утомляло, но она считала, что только так и должна поступать настоящая мать.
Слайд 8. А вскоре наступила зима. Все желуди заснули крепким сном, укрытые серебристым снежным одеялом. Уснули до весны и мама Дубиха с папой Дубом, растерявшим все свои листья. Уснула и маленькая смелая Желуденка под большим сугробом на своей полянке.
Время быстро пролетает для тех, кто спит. И вот дни опять стали длиннее, солнышко стало пригревать, снег растаял и напитал еще сонную землю своей живительной влагой. Слайд 10. По стволу и веткам деревьев побежали весенние соки, папа Дуб и мама Дубиха проснулись и сразу погрузились в свои хлопоты.
Папа – в подсчет звезд и волнение за солнце. Мама – в заботу о маленьких ростках, которые проклюнулись из желудей рядом с ее стволом. Малыши росли, а мама старалась их укрыть своей тенью от солнца, спрятать от дождя и ветра. Но вот странное дело… Малыши были слабенькие, часто болели, плохо росли. И только одна Желуденка росла без всякой защиты и крыши над головой.
Корни ее быстро крепли, ствол наливался силой, листья были сочными и красивыми. Дождик поливал ее, солнце дарило свой солнечный свет и тепло, ветер закалял и делал устойчивой к трудностям. Слайд 10. Желуденка с легкой грустью наблюдала со своей полянки за родней. Ее братишки и сестренки выросли совсем чуть- чуть, лишенные солнечного света, дождя и ветра. Они не видели звезд и летающих птиц. Мама Дубиха и папа Дуб были их миром, их вселенной. Желуденке очень хотелось поговорить с родителями, рассказать про свою жизнь. Но как это сделать? Расстояние между ними было хотя и не очень большое, но вряд ли папа с мамой ее бы услышали
Прошло лето, опять наступила осень. Наша Желуденка превратилась в красивое крепкое, хоть и небольшое деревце. Слайд 11. На ней вырос первый и пока единственный желудь – ее первый сынок. Когда желудю пришло время упасть, мама Желуденка изо всех сил тряхнула веткой, чтобы малыш упал как можно дальше от нее. Ей было немного грустно расставаться, и она очень хорошо понимала в этот момент свою маму. Но Желуденка твердо знала, что поступает правильно, и что ее сын станет сильным и могучим деревом, А еще Желуденка всё-таки нашла способ разговаривать со своими родителями. При помощи своего друга ветра. Ветер качал ее ветки, шевелил листья, и дерево нашептывало ему послание. Ветерок перелетал к маме Дубихе и папе Дубу и рассказывал им об удивительной и счастливой жизни их доченьки. Мама Дубиха сначала горько плакала, так как ей очень сложно было понять, как ребенок мог стать счастлив без нее. Но, в конце концов, поняла, что жизнь устроена именно так. И что ее деткам вполне достаточно того внимания и заботы, которые они получают, пока растут на ее ветвях.
А еще она поняла, что из- за повышенного внимания детям, она почти перестала общаться с папой Дубом и ему ничего не оставалось, как все время глядеть на звезды, волноваться за уходящее солнце и пересчитывать свои опадающие листочки.которое будет жить своей жизнью.
Слайд 12. С тех пор каждую осень, когда приходит пора, мама Дубиха сильно взмахивает своими ветвями. И ее детки – желуди разлетаются далеко- далеко. И растут - тянутся навстречу солнцу и теплу, не скованные никакими условиями, свободно распрямляя свои ветви. Мама Дубиха и папа Дуб нежно касаются своими ветвями друг друга. И шумит листьями – переговаривается большая семья, где у каждого есть место под солнцем, каждый – волен, силен и красив. Слайд 13. И каждый понимает, что нельзя счастливо прожить чужую жизнь, а можно только свою собственную.
Беседа по вопросам:
1. Кто помог Желуденке уйти от папы и мамы? (Полевой мышонок)
2. Почему мама Дубиха мало общалась с папой Дубом? (из - за повышенного внимания к детям).
3. Кто помог Желуденке поговорить с папой и мамой? (Ветер)
4. Какой главный вывод можно сделать из этой сказки? (каждый человек имеет право счастливо прожить свою собственную жизнь).
2.11. А сейчас вы узнаете новые факты о стройной красавице в зелёной кофточке, в белом сарафане, которая «бела, а не снег, кудрява, а без волос». Что это за дерево? (Ответ детей). Конечно, это береза (Слайд 9 презентации «Такие разные растения»).Вспомните, какие у нее силуэт, нежные листья, плоды. Просмотр видеоролика «Береза» с последующей беседой по вопросам:
-какому веществу обязана береза своей окраской? (бетулину);
-почему кора березы и в жару остаётся прохладной? (её белый свет отражает солнечные лучи);
-какой опыт доказывает необычную выносливость березы? (помещение веточки в холодильник);
-существует ли черная береза? (да).
3. Оценка усвоения материала. Подведение итогов занятия.
3.1. Игровое упражнение "Чей листок, чей цветок?"
Ребята, у меня есть осеннее лукошко с плодами, семенами, листьями и цветами с разных деревьев. Давайте попробуем определить, кто из них с каким деревом дружит? Рассматривание объектов из лукошка, сравнение с иллюстрациями.
3.2. Викторина «Знатоки деревьев»:
1.Это дерево являлось священным для наших предков (дуб).
2. Эти деревья по праву называют медовыми (липа, акация).
3.Какие деревья считаются у нас самыми неприхотливыми к условиям проживания? (вяз, гледичия).
3. Это дерево называют деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, больных исцелять, чистоту соблюдать (береза).
4.Назови дерево, пользуясь опорными словами: мощное, раскидистое, толстое, высокое, листопадное, желуди (дуб).
5. Назови дерево, пользуясь опорными словами: стройное, листопадное, цветет дважды, ароматные цветы (акация).
6. Назови дерево, пользуясь опорными словами: крона обычно очень широкая, не очень высокое, соцветия – мелкие и невзрачные, плоды - крупные зеленоватые крылатки (вяз)
7. Дерево-праздник. Цветы напоминают свечи. Из семян можно получить муку (каштан).
8. Дерево-символ России (береза).
9. Из древесины этого дерева раньше изготавливали корабли (дуб).
10. Найди лишнее: дуб, тополь, шиповник, клен (шиповник,кустарник).
11. Какие деревья вырабатывают много кислорода, являются лучшими очистителями воздуха от пыли? (тополь, каштан, вяз, акация).
12. Эти деревья вырабатывают меньше кислорода, чем их лиственные собратья. Но выделяют в воздух полезные летучие вещества, которые способны убивать вредные микроорганизмы (хвойные растения: сосны, ели, …).
3.3. Какой вывод можно сделать из сегодняшнего занятия? (вокруг нас много разных деревьев, у каждого своя история, свои особенности строения, но все они важны для человека и требуют заботы и защиты).
3.4. Словесная оценка педагогом коллективной и индивидуальной работы обучающихся на учебном занятии. Вручение памятных жетонов «знаток деревьев».
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1. Лес и степь.Очерки о лесном хозяйстве Ставрополья. Ставрополь, 1998.
2. Юрий Крутогоров. Рассказы о деревьях: Научно-художественная лит-ра.- М: Дет. Лит.,, 1987.111с.
https://www.youtube.com/watch?v=Xf3V2Xcdrx4
https://klub-drug.ru/viktorina/o-derevjah-dlja-doshkolnikov.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Красота дерева в цветах, а мудрость – в корнях».
Белое соцветие, Сгусток аромата, Только вот колючая, Веточка, однако !
Гледичия
Каштан
Вяз
Дуб
Береза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Сказочное дерево"
Урок ИЗО для учащихся третьего класса, направленный на развитие эмоционального, ассоциативного мышления учащихся, развитие фантазии на основе архетипа мирового древа. Уро...
У р о к технологии в 3 классе на тему: « Работа с разным материалом. Аппликация из иголок хвойных деревьев»
Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев в жизни человека. ...
Конспект занятия : Бисерное дерево. Плетение на проволоке.
Занятие разработанно для учащихся 7-9 лет. Занятие способствует развитию мелкой моторики и начальному обучению работы с бисером на проволоке....
ИЗО 3 класс тема: Пейзаж. Деревья в разные времена года.
Урок изо составлен по технологии деятельностного метода. Конспект составлен в соответствии деятельности ученика и учителя по формированию УУД....
конспект открытого урока "Деревья - часть живой природы"
Конспект является методической разработкой урока по ФГОС для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (вспомогательная программа). Тип урока: построение системы знаний. Вид урока: закрепление полу...
Презентация к уроку ИЗО "Такие разные деревья"
Данная пезентация поможет детям правильно рисовать разные деревья....
Определение возраста деревьев разными способами
Определение взраста деревьев разными способами....