"Чтобы путь был счастливым"
проект по окружающему миру (3 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

"Чтобы путь был счастливым", работа над проектом в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Чтобы путь был счастливым

    Цель: формировать умение соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте, велосипедистов, пешеходов.

Задачи: - учить работать с книгой, слушать выступления товарищей и дополнять их;

               -формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах; о правилах пользования общественным транспортом;

               - развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;  умение следовать заданному алгоритму действий;

                         - воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

                        - развивать мышление, воображение, воспитывать культуру поведения.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, конверты с карточками для индивидуальной и коллективной работы учащихся, у каждого модель светофора с кружками красного, жёлтого, зелёного цветов; квадраты красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, клей, ножницы, карточки на столы "Пешеходы", Пассажиры", "Велосипедисты".

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.  -Мы рады видеть гостей у нас на уроке окружающего мира.

Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.
А общение  сегодня на уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

2. Индукция  (создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения)

-  Выполните математическое действие и попробуйте догадаться, чем мы будем заниматься на занятии: (слайд 1,2)

СОМ + У – ОМ + ЛИ – С + ЦА

  • Прочитайте слово: ОАГРДО (дорога)

(Если не догадаются)Учитель читает загадку:

 - Встало с краю улицы

   В длинном сапоге

   Чучело трёхглазое на одной ноге

   Где машины движутся,

   Где сошлись пути,

   Помогает улицу людям перейти  (Светофор)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте.

Тема нашего урока (слайд 3а) «Чтобы путь был счастливым».

Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!» Но для того чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности. Как вы думаете, какие?

       Какие цели, задачи мы должны решить на уроке, учитывая тему занятия?

Для решения этих целей я  предлагаю вам открыть творческую мастерскую (слайд 3б)  пешеходов, велосипедистов, пассажиров, создать проект "Чтобы путь был счастливым".

3. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения текста, проекта)

- У вас на партах лежат квадраты, у каждого определённый цвет. Вам нужно объединиться в группы, учитывая цвет квадратиков. (Дети рассаживаются по группам)

- Давайте вспомним правила работы в группах. Почему нужно выполнять задания дружно? Не ссориться?

- Поработав в группах, вам нужно ответить на главный вопрос «Как избежать опасности, если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир?»

Выберите , над чем будете работать. (Группы выбирают карточки " Пешеходы", "Велосипедисты", Пассажиры"(2 группы).

Я  предлагаю группам продолжить предложения: (слайд 4абв)  (карточки)

 - пешеходам: «Пешеход – это … .   Чтобы путь был счастливым пешеход должен …»

 -велосипедистам:«Велосипедист – это … . Чтобы путь был счастливым велосипедист должен …»

 -пассажирам: «Пассажир – это … .  Чтобы путь был счастливым пассажир должен …»

4. Разрыв (внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому)

-Спасибо за работу. Можете ли вы быть уверенными в том, что ничего не упустили и не забыли? Как это можно проверить? Где можно почерпнуть новые знания?» (В учебнике, в энциклопедиях, в интернете)

5.Физминутка.(Игра"Да-нет")

6. Социализация  (выступление ученика в группе: сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

Работа в группах по учебнику. (слайд 5)

- Откройте учебники. Группа «Пешеходы» работает с текстом «Если ты пешеход» на с. 8-9 , группа «Велосипедисты» работает с текстом «Если ты велосипедист» (с. 10), первая группа «Пассажиры» работает с текстом «Если ты пассажир» (с. 11) , а вторая группа «Пассажиры» с материалом в конверте.

Прочитайте, что вам  нужно сделать. (слайд 6)

З а д а н и я:

1) прочитайте текст в учебнике;

2) найдите в тексте правила поведения;

3) выберите из конвертов нужный материал, приклейте на лист,

распределите между членами группы данные правила, чтобы каждый мог рассказать их;

7. Афиширование (предъявление коллективных работ учеников)

 Отчет групп.

Группа готовится 10 мин, 2 минуты на защиту. Затем каждая группа раскрывает свою тему.

- Как избежать опасности на дороге, если ты пешеход? Об этом нам расскажет группа пешеходов.

- А знаете ли вы, какие правила нужно выполнять, когда у вас есть велосипед? Послушаем группу велосипедистов.

- Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. О них нам расскажет первая группа пассажиров.

         - У второй  группы "Пассажиры" тоже есть интересный материал для вас... (Помогай пожилым пассажирам. Уступай место старшим. Уступай место мамам с малышами. Уступай место больным и инвалидам. Не толкай других пассажиров. Не скандаль и не капризничай в транспорте. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Не приставай к пассажирам с разговорами.)

- Скажите, эти правила должны соблюдать только пассажиры? Как ещё можно назвать эти правила? (Правила вежливости, воспитанных людей) Ребята вставляли в текст слова, давайте проверим. Если вы согласны со словами, то хлопаете в ладоши.

(слайд 7)

  Однажды Вова поехал к своему другу. В автобусе сел он около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал женщине  (садитесь, пожалуйста). Женщина обрадовалась и сказала: (спасибо). Вдруг неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу сказал: (Извините, пожалуйста!) Скоро он доехал до своего друга, перед тем как войти к нему он (постучался) и сказал (можно войти). Войдя в комнату, произнёс: (Добрый день!) Уходя от друга, он вежливо простился и сказал: (До свидания.)

- Что вы можете сказать об этом мальчике? (Вежливый, воспитанный).

- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно быть вежливым в любой ситуации, вести себя с окружающими так, чтобы не причинить им вреда, не подвергать их опасности.)

7. Рефлексия. «От сердца к сердцу»

- У вас на столах лежат 3 кружка с тремя цветами светофора (красный, жёлтый и зелёный).

- Наш светофор предназначен не только для регулировки движения, он умеет показывать настроение людей! Если на светофоре зажигается красный свет – значит кому-то плохо, кто-то нуждается в помощи, а если зелёный – значит у человека отличное настроение, он доволен собой.

-Оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой, наклейте на модель светофора зелёный кружок, если нет – красный, а если затрудняетесь ответить на этот вопрос, то жёлтый кружок.

8. Итог урока.

-Дорогие ребята! Если мы будем внимательны на дорогах, если будем соблюдать правила безопасного движения, если будут уважать друг друга пешеход, пассажир, водитель, велосипедист, то нечастных случаев на дорогах станет значительно меньше. А это значит, радостных дней в году у нас будет гораздо больше.

Спасибо вам за работу.

        Приложение

ФИЗМИНУТКА. Игра на внимание: говорите только да  и при этом встаньте,  нет похлопайте в ладоши и помотайте головой. Слушайте внимательно!

-Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
-Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
-Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
-Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
-Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
-Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не ви                                                                                                                                                                                                                                              дим светофора? (Нет)

Физкультминутка: "Сигналы светофора" 

  • Зелёный свет говорит: пешеходам путь открыт (ходьба на месте).
  • Если красный свет зажёгся, значит двигаться опасно (стоят смирно).
  • Жёлтый свет - предупрежденье: жди сигнала для движения (руки вверх, ноги вместе).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЛИЦА СОМ + У – ОМ + ЛИ – С + ЦА

Слайд 2

ОАГРДО ДОРОГА

Слайд 3

Если ты пешеход Если ты велосипедист Чтобы путь был счастливым Если ты пассажир

Слайд 4

Пешеход –это……. . Чтобы путь был счастливым, пешеход должен………. . Велосипедист – это……. . Чтобы путь был счастливым, велосипедист должен.. . . Пассажир – это……. . Чтобы путь был счастливым, пассажир должен… .

Слайд 5

«Если ты пешеход» стр. 8 – 9. «Если ты велосипедист» стр. 10. «Если ты пассажир» стр. 11.

Слайд 6

Работа в группах 1 . Прочитайте текст в учебнике. 2. Найдите в тексте правила поведения. 3 . Выберите из конвертов нужный материал, приклейте на лист. 4. Распределите между членами группы правила, чтобы каждый мог рассказать их. 5. Защитите свою работу.

Слайд 7

Однажды Вова поехал к своему другу. В автобусе сел он около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал женщине: . Женщина обрадовалась и сказала: . Вдруг неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу сказал: Скоро он доехал до своего друга, перед тем как войти к нему, он и сказал: Войдя в комнату, произнёс: Уходя от друга, он вежливо простился и сказал : «Садитесь, пожалуйста» «Спасибо» «Извините, пожалуйста!» постучался «Можно войти?» «Добрый день!» «До свидания!»

Слайд 8

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира

по теме «Чтобы путь был счастливым»(3кл)

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Чтобы путь был счастливым» 2-ой  в системе уроков по теме «Наша безопасность», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе, учебник – А.А. Плешакова. Это комбинированный урок, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. На уроке решались следующие задачи:

Обучающая:  учить работать с книгой, слушать выступления товарищей и дополнять их; формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов и пешеходов  на дорогах; о правилах пользования общественным транспортом.

Развивающая: развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;  умение следовать заданному алгоритму действий.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, умение работать в группах и индивидуально.

Здоровьеформирующая:

создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников.

На  уроке  старалась формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия:

  1. Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают.

  1. Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.

  1. Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника.

  1. Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы.

На уроке были использованы методы обучения:

  • методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);
  • методы организации и осуществления учебных действий:    сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе  - как сопровождение) практический метод (на этапе самостоятельной деятельности),

интерактивный (в течение всего урока),

     проблемно-поисковый метод (на этапе актуализации знаний, на     этапе построения плана выхода из затруднения и открытия детьми новых знаний),

     репродуктивный

  ( иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).

           На занятии  использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования учащихся.

С целью формирования интереса к учению использована познавательная физминутка. Использовался метод контроля.

Формы познавательной деятельности: групповая (работа в группах), фронтальная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению поставленных задач.

Урок динамичен, использование различных форм и методов, занимательного материала позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего времени.

Учащиеся сами представили правила безопасного поведения на дорогах и ответили на главный вопрос урока «Что надо знать, чтобы путь был счастливым» в своих  выступлениях, во время исполнения работы ученики сами выбирали дизайн работы, а также ребята еще раз показали свое превосходство в работе в группе.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Урок имел форму фронтальной познавательной и групповой деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания изученной темы, развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения с одноклассниками, во время работы на доске учащиеся придерживаются санитарно-гигиенических норм.

Главным этапом урока была работа в группах, когда ученики в сформировавшихся командах распределяли роли и задачи, а также в момент выполнения и редактирования работ. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена в основном на работу в группе, то слабоуспевающие были активизированы участниками внутри группы. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности активировала знания учащихся, необходимые для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по данной  теме подготовило учащихся к основной работе – поиска ответа на поставленный вопрос. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий.

Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с учителем. Была создана атмосфера взаимной заинтересованности в работе друг друга. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.

 Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока  были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза в виде игры, смена видов деятельности.

С воспитательной точки зрения урок способствовал воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, осознанию того, что нужно быть вежливым в любой ситуации, вести себя с окружающими так, чтобы не причинить им вреда, не подвергать их опасности, уважать друг друга.

        Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично.    

Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной, соответствует требованиям ФГОС.

      Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Поставленные задачи урока были реализованы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Чтобы путь был счастливым »

Слайд 2

Цель: формировать умение соблюдать правила поведения пассажиров в общественном транспорте, велосипедистов, пешеходов.

Слайд 3

Задачи Обучающая: учить работать с книгой, слушать выступления товарищей и дополнять их; формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов и пешеходов на дорогах; о правилах пользования общественным транспортом. Развивающая: развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом развивая коммуникативные способности детей; умение следовать заданному алгоритму действий.

Слайд 4

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, умение работать в группах и индивидуально. Здоровьеформирующая : создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников.

Слайд 5

Универсальные учебные действия: Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают. Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.

Слайд 6

Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника. Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...

Фрагмент урока окружающего мира на тему "Чтобы путь был счастливым"

Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе «А» по теме «Чтобы путь был счастливым» Учитель: Кошляк Жанна ИвановнаЦель урока:Учащиеся должны знать/понимать: – основные правила поведения в окружа...

Чтобы путь был счастливым

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Чтобы путь был счастливым» 2-ой  в системе уроков по теме «Наша безопасность», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий програм...

"Чтобы путь был счастливым"

Тема  урока: «Чтобы путь был счастливым».  Ребята знакомятся с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, с  дорожными знаками....