Я познаю мир 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в познание окружающего мира, что возможно на основе деятельностного метода.
Программа «Я познаю мир» введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.
Курс направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir_2_b.docx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 218
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1_____ от_29.08.2019________ | Утверждаю директор ГБОУ СОШ №218 Е. А. Белова Приказ №____ от ___________ |
Программа
внеурочной деятельности
кружка «Я познаю мир»
Направление программы: духовно –нравственное
Возраст детей 8 -9 лет
Срок реализации – 2019-2020- учебный год
Автор:
Батрак Е. Н.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Актуальность курса
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в познание окружающего мира, что возможно на основе деятельностного метода.
Программа «Я познаю мир» введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.
Курс направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Общая характеристика учебного курса
Программа «Я познаю мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этой программы являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Значение программы «Я познаю мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цель:
формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; воспитание правильного отношения к себе, к своему организму и потребности сохранять и укреплять здоровье; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существующих природных связей между природой, обществом и человеком; сформировать представление о том, что человек является неотъемлемой частью природы;
- формировать научные понятия в области анатомии и физиологии человека; представления о взаимосогласованности всех органов и систем человека, а также потребность знать свой организм, сохранять и укреплять здоровье;
- формировать умение пользоваться естественнонаучным методом познания мира (воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить нужные опыты, наблюдения, практические работы, добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы);
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции состоит в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод обучения. Внедрение методики организации исследовательской деятельности обосновано тем, что исследовательский метод является одним из наиболее эффективных способов познания окружающего мира ребёнком и средством формирования общеучебных и учебных нывыков.
В основе программы «Я познаю мир» лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. Возраст детей- 8-9 лет.
Режим занятий
На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю. С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Формы организации занятий
При проведении занятий применяются такие формы, как:
- Встречи с интересными людьми
- Устный журнал
- Беседа, лекция, рассказ
- интерактивные занятия
- экскурсии
- соревнования
- заочные путешествия
- исследования
- мини-проекты
- презентации
- выставки творческих работ
- конкурсы
- викторины
- сюжетно-ролевая игра, инсценирование
- интеллектуальная игра
- праздники
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- - интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценочных характеристик учителя;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка взрослых на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков людей и собственных поступков;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств других людей, учителей;
- представления о красоте природы России и мира на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем;
- в сотрудничестве с учителем, находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей.
Результативность изучения программы
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, викторинах, тестовых работах, конференциях, соревнованиях, создание проектов в рамках тематического планирования программы.
Содержание предмета
(34 часа)
Планета Земля (6 часов)
Земля – планета солнечной системы. Времена года и время суток. Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле. Ветер. Как рождается ветер. Как возникает ураган. Грозы. Как возникают грозы. Почему гремит гром. Атмосферные осадки. Облака. Почему идёт дождь. Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью.
Голубая планета (6 часов)
Моря и океаны. Почему вода в океанах солёная. Моря и океаны. Как возникают волны. Почему море иногда меняет цвет. Приливы и отливы. Как возникают приливы и отливы. Морские течения. На что влияют морские течения. Морские побережья. Как образуются пляжи. Острова. Почему фауна некоторых островов уникальна.
Зелёная планета (8 часов)
Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений. Водоросли. Почему водоросли разного цвета. Грибы. Зачем грибы нужны растениям. Древние растения. Как размножаются папоротники. Цветы. Почему цветы имеют яркую окраску и приятный аромат. Семена. Как сохраняются семена. Путешествия растений. Как летают плоды и семена. Плоды. Зачем персику твёрдая косточка.
Живая планета (9 часов)
Самые простые животные. Зачем медузе щупальца. Моллюски. Почему улитки скользкие. Ракообразные. Зачем раку разные клешни. Пауки и скорпионы. Как охотится паук-рыболов. Насекомые. Как видят насекомые. Чем слышит кузнечик. Насекомые. Почему термиты живут в замках. Насекомые. Пчёлы. Как пчёлы узнают друг друга. Насекомые. Муравьи. Как муравей находит свой дом. Насекомые. Бабочки. Почему многие бабочки так красиво окрашены.
Планета здоровья (4 часа)
Скелет. Строение скелета. Как растут кости. Мышцы и их работа. Как мы двигаемся. Сердце. Почему сердце стучит. Зачем мы проверяем пульс. Кровь. Почему кровь красная. Дыхание. Почему мы не можем дышать под водой. Дыхание. Проект «Разноцветная планета
Итоговое занятие (1ч)
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Земля – планета солнечной системы. Времена года и время суток. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выдвигать предположения и доказывать их. Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; моделировать форму Земли. Рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | 05.09 | |
2 | Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 12.09 | |
3 | Ветер. Как рождается ветер. Как возникает ураган. | Составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда. | 19.09 | |
4 | Грозы. Как возникают грозы. Почему гремит гром. | Использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. | 26.09 | |
5 | Атмосферные осадки. Облака. Почему идёт дождь. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за дождями, объяснять причины возникновения дождя; осуществлять самопроверку. Рассказывать по рисунку о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек). Сочинять и рассказывать сказку по рисунку. | 03.10 | |
6 | Атмосферные осадки. Почему роса образуется ночью. | Наблюдать за атмосферными осадками самостоятельно. Составлять рассказы об атмосферных осадках по иллюстрациям и наблюдениям. | 10.10 | |
7 | Моря и океаны. Почему вода в океанах солёная. | Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия. | 17.10 | |
8 | Моря и океаны. Как возникают волны. Почему море иногда меняет цвет. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте моря и океаны. Находить и определять географические объекты на физической карте с помощью условных знаков. | 24.10 | |
9 | Приливы и отливы. Как возникают приливы и отливы. | Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. | 07.11 | |
10 | Морские течения. На что влияют морские течения. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (энциклопедий, интернета) и обсуждать полученные сведения. | 14.11 | |
11 | Морские побережья. Как образуются пляжи. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. | 21.11 | |
12 | Острова. Почему фауна некоторых островов уникальна. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте острова. Находить и определять географические объекты на физической карте с помощью условных знаков. | 28.11 | |
13 | Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений. | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | 05.12 | |
14 | Водоросли. Почему водоросли разного цвета. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | 12.12 | |
15 | Грибы. Зачем грибы нужны растениям.. | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | 19.12 | |
16 | Древние растения. Как размножаются папоротники. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе. | 26.12 | |
17 | Цветы. Почему цветы имеют яркую окраску и приятный аромат. | Приводить примеры цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. | 16.01 | |
18 | Семена. Как сохраняются семена. | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | 23.01 | |
19 | Путешествия растений. Как летают плоды и семена. | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | 30.01 | |
20 | Плоды. Зачем персику твёрдая косточка. | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | 06.02 | |
21 | Самые простые животные. Зачем медузе щупальца. | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе чтения, работы с иллюстрациями, просмотров видеофильмов. | 13.02 | |
22 | Моллюски. Почему улитки скользкие. | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе чтения, работы с иллюстрациями, просмотров видеофильмов. | 20.02 | |
23 | Ракообразные. Зачем раку разные клешни. | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли ракообразных в природе. | 27.02 | |
24 | Пауки и скорпионы. Как охотится паук-рыболов. | Составлять рассказы о пауках и скорпионах по иллюстрациям, после чтения текстов, просмотра видеофильмов. | 05.03 | |
25 | Насекомые. Как видят насекомые. Чем слышит кузнечик. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых. | 12.03 | |
26 | Насекомые. Почему термиты живут в замках. | Узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых. | 19.03 | |
27 | Насекомые. Пчёлы. Как пчёлы узнают друг друга. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Рассказывать о роли пчёл в природе и жизни людей. | 02.04 | |
28 | Насекомые. Муравьи. Как муравей находит свой дом. | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых (на примере своей местности). Рассказывать о роли муравьёв в природе и жизни людей. | 09.04 | |
29 | Насекомые. Бабочки. Почему многие бабочки так красиво окрашены. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять бабочек с помощью атласа-определителя. Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации. | 16.04 | |
30 | Скелет. Строение скелета. Как растут кости. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | 23.04 | |
31 | Мышцы и их работа. Как мы двигаемся. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | 30.04 | |
32 | Сердце. Почему сердце стучит. Зачем мы проверяем пульс. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | 07.05 | |
33 | Кровь. Почему кровь красная. | Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. | 14.05 | |
34 | Викторина «Что? Где? Когда? | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Отвечать на вопросы по пройденным темам. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения, использовать полученные знания . | 21.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Информационно – коммуникативные средства:
Адреса сайтов в Интернете:
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
- http://www.metodsovet.ru - учебно – методическая помощь;
- http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я познаю себя, я познаю друзей»
Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Сказки - приключения "В игре да в попутье друзей познают" - 1 класс
Знакомство с произведениями В.Сутеева...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
Презентация Викторина "Я познаю мир природы" для 1-4 классов
Викторина проходит в рамках предметной недели по окружающему миру для 1-4 классов...
Проект урока "Как человек познает мир", 1 класс, окружающий мир
Урок для 1 класса по предмету оклужающий мир в рамках ФГОС, школа 2100....
Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....