Урок для 4 класса "Сокровища Земли под охраной человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Майорова Антонина Ильинична

Цели урока:

- Познакомить с объектами Всемирного наследия (Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие, познакомить с Международной Красной книгой;

- Развивать интерес к новым знаниям, умение анализировать проблемы всего человечества;

- Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_sokrovishcha_zemli_pod_ohranoy_chelovechestva.doc796 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Учебник

А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова  «Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2013        

Тема

Сокровища Земли под охраной человека

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Цель

1. Познакомить с объектами Всемирного наследия (Всемирное природное наследие, Всемирное культурное наследие, познакомить с Международной Красной книгой;

2. Развивать интерес к новым знаниям, умение анализировать проблемы всего человечества;

3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды

Задачи

Образовательная:

  • познакомить с объектами всемирного наследия, сформировать представление  об отличии  объектов природного и культурного наследия и их сходстве;

Развивающая:

  • развивать умения работать с таблицами, схемами, к/картами,
  • самостоятельно работать с дополнительной литературой,
  • выступать с сообщениями.
  • отработать умение обобщать и систематизировать знания

Воспитательная:

  • воспитывать толерантность, миролюбие.
  • воспитание экологической культуры, уважительного отношения к природе, которая нас окружает

Ход урока

Время

Этапы

Действия учителя. Организационные

формы работы

Действия ученика.

Формы организации работы детей

3 мин.

Организационно-мотивационный

Здравствуйте участники экологического совета, садитесь на свои места.

-Внимание!!! Начинаем заседание экологического совета нашего класса. Вы уже поняли, что сегодня работать мы будем в группах. Поэтому, для начала, повторим правила работы в группах.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

-У вас на столах есть помощники флажки, вы их будете поднимать, когда задание будет выполнено, а за правильный ответ вы будете награждены зелёными листочками.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку, повторяют правила работы в группе.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: развитие речи

4 мин

Актуализация и (целеполагание)

- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких экологов знания на "5".

Проверим, как вы усвоили предыдущий материал и науки, помогающие изучать окружающий мир. Перед вами КРОССВОРД из 9 вопросов. В вашем распоряжении ровно 3 минуты. Через 3 минуты кладем ручки на стол и переходим к проверке.

И

С

Т

О

Р

И

Я

Г

Е

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Э

К

О

Л

О

Г

М

А

Т

Е

Р

И

К

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

Я

Г

Р

И

Н

П

И

С

З

А

Щ

И

Т

А

П

А

Н

Д

А

СЛАЙД 3

1 Наука о прошлом.

2 Наука, название которой в переводе с греческого означает «землеописание»

3 Человек, который изучает экологию ….

4 Огромный участок суши, омываемый водой, континент.

5 Наука, которая изучает связи, взаимодействие между неживой и живой природой, природой и человеком.

6 Международное соглашение. Документ по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

7 Международная экологическая организация, название которой в переводе с английского означает «зелёный мир»

8 То, в чём нуждаются дети, а также редкие и исчезающие растения и животные.

9 Животное, изображённое на эмблеме Всемирного фонда дикой природы.

- Время вышло, возьмите в руки зеленую ручку и ставим рядом с правильным ответом +. Сколько плюсов, столько и зеленых листочков.

Молодцы, вижу наши экологи хорошо подготовились.

Применяют полученные ранее знания в практической деятельности (отгадывание кроссворда).

Оценивают свои результаты.

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.,

оценивание своих результатов.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную цель и задачи, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке,

уметь работать в группе.

3 мин

Постановка проблемы

- Какое ключевое слово получилось?

- Что по вашему мнению можно считать сокровищами?

- Предлагаю обратиться К СЛОВАРЮ Сергея ИвановичаОЖЕГОВА и узнать значение этого слова.

Перед вами толковые словари, кто первым нашел слово сокровище, поднимает флажок.

Сокровище - 1. Драгоценность или дорогая вещь; 2. Ценности духовной и материальной культуры.

- Драгоценности , ценные вещи что надо делать? (охранять)

- Кто их охраняет? (человек)

-Какие 3 главных слова у нас получилось? (сокровища охраняет человек)

- Так о чем мы будем говорить на уроке?

Откройте учебник на стр. 48 и проверим правильно ли мы узнали тему урока..

ТЕМА НАШЕГО СЕГОДНЯШНЕГО ЗАСЕДАНИЯ: «СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ ПОД ОХРАНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Ставят учебную проблему, работают с толковым словарем, узнают значение нового термина.

Познавательные УУД: находить информацию из различных источников, учиться пользоваться со словарем.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

15

мин.

Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме.

- Уважаемые учёные экологи, какие же проблемы привели к тому, чтобы человечество задумалось об охране окружающей среды? (ответы детей)

- В Египте  есть храм Абу СИМБЕЛ. Это храм сделанный из скалы. В 60-е годы 20 века над храмом нависла новая опасность. На реке Нил началось строительство плотины. Образовалось искусственное озеро. В озере воды становилось всё больше и больше, вода подбиралась всё ближе к храму.

Весь мир забил тревогу. Был разработан проект спасения. Было принято уникальное решение - разобрать здание на блоки и перенести его на более высокое место.

Для человечества это был самый настоящий урок. Люди осознали, что из-за необдуманных решений людей мир может лишиться бесценных сокровищ.

Возникла идея: самые главные сокровища, ценности объявить Всемирным наследием.

- А что же значит слово наследие? Давайте подберем однокоренные слова.

Наследие - явления культуры и быта людей, оставшиеся от прежних времен

Найдите на стр. 56 определение слова Всемирное наследие. Записываем в словарик.

Так и появился список Всемирного наследия. Его ведет международная организация ЮНЕСКО.

На вашем столе находится конверт, а в нем пазл. Думаю, все любят собирать ПАЗЛЫ. СОБЕРИТЕ ЭМБЛЕМУ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ и поднимите флажок.

http://cdn01.ru/files/users/images/d4/fe/d4fe21c423d352157b9d9ef6dadecd91.jpeg

Эмблема Всемирного наследия состоит из круга, который символизирует природу и квадрата в центре – творение человека.

Всемирное наследие делит объекты на 2 большие группы:

  • Природное наследие
  • Культурное наследие

- Как вы думаете? Чем отличаются эти объекты?

На доске объекты, давайте все вместе разберемся, куда они относятся. Выходим к доске, говорим в какую группу и почему отнесем.

1. Озеро Байкал

2. Храм Абу- Симбел

3. Московский Кремль

4. Водопад Виктория

5. Великая Китайская стена

6. Вулканы Камчатки

РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

- На стр. 50 учебника перед вами физическая карта мира. На ней изображены местоположения объектов всемирного наследия.

На каких материках находятся объекты всемирного наследия? (практически на всех)

А теперь проверим, кто же самый внимательный. Я буду называть объект, а вы будете находить и говорить, на каком материке он находится.

 (Дети работают с картой.)

1. Озеро Байкал - Евразия

2. Храм Абу- Симбел - Африка

3. Московский Кремль – Евразия

4. Водопад Виктория – Южная Америка

5. Великая Китайская стена - Евразия

6. Остров Врангеля. - Евразия

- Замечательно. Ребята, на каком материке вы заметили больше объектов Всемирного наследия (Евразия).

- А на каком материке находимся мы с вами? В какой старне мы живем?

- Предлагаю посмотреть объекты всемирного  наследия нашей страны.

   ВИДЕОРОЛИК (2 минуты)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работа с картой

Регулятивные УУД: 

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух и визуально, учиться пользоваться картой.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

3 мин.

Физминутка

«Ручеек»

Дети ходят по кругу и задают заранее подготовленные вопросы по карточкам, связанные с изучаемым предметом. Кто наберет больше карточек, тот и победит.

12 мин.

Стадия осмысления

- Сегодня мы с вами говорим о сокровищах Земли. Как вы думаете, кроме объектов Всемирного наследия, что еще можно отнести к сокровищам? (животные и растения)

- А от кого надо охранять растения и животные?

- К сожалению очень много растений и животных становятся редкими , а потом и вовсе исчезают. И мы уже знаем, куда же заносятся эти виды растений и животных? (Красная книга)

- Эту книгу подготовила и выпустила международная организация – международный союз охраны природы.

- Сначала была создана красная книга всего мира – международная, потом отдельных стран – российская. А дальше какая?

- Конечно нашей Республики.

- Наша республика также заботиться о животных и растениях. И с целью сохранения редких видов создало заповедник.

ВИДЕРОЛИК (ПРИСУРСКИ ЗАПОВЕДНИК – 3 мин)

- Итак, все наверное заметили, что говоря о сокровищах земли мы затрагиваем 4 большие темы:

Всемирное природное наследие

Всемирное культурное наследие

Красная книга животных

Красная книга растений

И как раз по этим темам вы подготовили проекты – выступление.

Ваша цель более подробно объяснить о каждом из сокровищ.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП (8 минут)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Объясняют, анализируют, формулируют свои мысли.

Регулятивные УУД:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Познавательные УУД:

Добывать знания из дополнительных источников, давать определения понятиям:

Коммуникативные УУД:

Выступать с докладом, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, построение речевых высказываний.

Личностные УУД:

развивать  практические навыки  исследовательской деятельности, анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

3 мин.

Закрепление

- Давайте еще раз вспомним главные слова нашего урока.

- Что узнали на нашем заседании? Чему удивились? Что поняли?  Понравилось заседание нашего совета?

Отвечают на вопросы .        

Коммуникативные УУД: строить понятные для собеседника высказывания.

Личностные УУД:

формулировать выводы.

Регулятивные УУД: 

осознание качества и уровня усвоения.

1 мин.

Подведение итога урока. Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы стр.  56 (устно)
  2. Подготовить рассказ про 1 из объектов Всемирного наследия (природного или культурного)

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию.   Записывают домашнее задание.

1 мин.

Рефлексия

- У вас на столе находятся листочки. Давайте украсим наше дерево. - А ожили ли наши деревья после этого экологического заседания?

- Думаю, нам природа непременно скажет свое СПАСИБО.

- Спасибо за замечательный урок.

Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности;  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сокровища Земли под охраной человечества", 4 класс.

Урок по учебнику "мир вокруг нас" Плешакова с использованием технологий критического мышления....

Урок "Сокровища Земли под охраной человечества", предмет- Окружающий мир.

Открытый урок для 4 класса по программе А.А. Плешакова, с использованием мультимедийных средств....

Урок окружающего мира в 4 классе, тема"Сокровища Земли под охраной человечества" с презентацией и технологической картой.

Материал содержит описание "Семи чудес света", объекты Всемирного наследия нашего времени. Урок содержит презентацию с фотографиями объектов Всемирного наследия и "Семи чудес света". К материалу соста...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Урок окружающего мира в 4 классе по программе УМК «Школа России» по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества»

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их ве...