АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2007 год) и в соответствии с учебником Н.Б.Матвеевой, М.А.Поповой, Т.О.Куртовой «Живой мир. 4 класс» М., Просвещение, 2014.
Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_vid_okruzhmir_4_klass_gotovaya.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой (2007 год) и в соответствии с учебником Н.Б.Матвеевой, М.А.Поповой, Т.О.Куртовой «Живой мир. 4 класс» М., Просвещение, 2014.
Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир».
Главной целью работы 4 года по программе «Живой мир» является обучения предметам естествоведческого цикла.
Основные задачи:
- закрепление представлений о Солнце как источник света и тепла на Земле;
- уяснение роли Солнца, как причины, обуславливающей смену времён года, его значения в жизни живой природы;
Изучение доступных учащимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участие воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Ученики должны принимать участие в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, спорить, высказываться, строить короткие связные высказывания на доступные темы.
В 4 классе необходимо проводить ежедневно наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных, иметь представления о взаимосвязи живой и неживой природы, представление о роли и участие воды в жизни природы и человека. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школьному двору, в парк, лес для наблюдения за природными изменениями и явлениями.
Программа предусматривает проведение практических занятий по уходу за одеждой, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц, обработка почвы для посадки цветов в цветочную клумбу. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания.
На уроках используется учебник «Живой мир» (4 класс) для СКОУ VIII вида; авторы-составители: Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, Т.О Куртова. «Просвещение», 2014 год.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представления:
- о мире живой и неживой природы;
- о человеке, работе его органов чувств;
- о погоде и её явлениях;
- о смене времён года;
- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных;
- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни, растений, животных, человека;
- о растениях сада, леса;
- об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;
- о роли человека в жизни домашних животных;
- о сезонных изменениях в неживой и живой природе;
- о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний;
- о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о насекомых, их роли в жизни природы;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;
- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и жиров природе.
Учащиеся должны уметь:
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека;
- различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
- различать изученных диких и домашних животных, рыб;
- различать признаки времён года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи;
- сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы, рассказывать об их использовании человеком;
- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;
- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и к людям;
- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.
«Знать/понимать»
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (совместно с учителем);
- искать необходимую информацию в учебных пособиях (совместно с учителем);
- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о насекомых, их роли в жизни природы;
- о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
- правила ухода за растениями сада, как использует человек;
- о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
«Уметь»
участвовать в разных формах работы в классе;
использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов;
правильно называть изученные объекты и явления (совместно с учителем);
сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля (совместно с учителем);
различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека (совместно с учителем);
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года (совместно с учителем).
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменение в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе:замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.
Неживая природа. Почва
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни, значением для жизни растений, животных и человека.
Простейшие свойства почвы, их значения для растений .Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формирование первичных представлений о формах поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Проведение простейших опытов: показать, как сыплется песок, ощутить вязкость глины, проникновение воды через песок, глину.
Живая природа.
Растения
Закрепление представлений о жизни растений. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Расширить представления о растениях, выделяя группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Уход за цветами в саду, за полевыми растениями. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, корень, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.
Животные Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных пород домашних животных (лошадь, овца, корова, свинья). Показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода. Ферма.
Птицы. Разнообразие птиц. Познакомить с новой группой: водоплавающие птиц, с особенностями ихстроения, приспособление к среде обитания, забота о потомстве. Сравнение диких и домашних птиц. Взаимосвязь дикой природы с деятельностью человека. Разведение домашних птиц, забота, польза.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые –вредители.
Человек
Формирование элементарных представлений о знании мозга человека, о правильной организации своей жизни.
Профилактика травматизма мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений, исчезающих животных.
РАЗДЕЛ IV
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 «В» класс
№ | Тема | Количество часов | Экскурсии | Практические работы |
1. | Сезонные изменения в природе. | 24 ч. | Сезонные изменения. | Сбор листьев. Сбор семян. Опыт со снегом. Изготовление кормушек для птиц. Подкормка птиц зимой. |
2. | Неживая природа. | 5 ч. |
|
|
3. | Живая природа: а) растения б) животные в) человек | 39ч. |
| Уход за комнатными цветами, посадка цветов в цветник. |
Итого: | 68ч. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 «В» класс
№ | Тема и тип урока | Кол-во часов | Коррекционная работа | Дата | ||||
Сезонные изменения (24 часа) Осень (6 часов) | по плану | по факту | ||||||
1 | Сезонные изменения в неживой природе. Осень. | 1 | Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Закреплять представления о Солнце, как источнике света и тепла на Земле, роли солнца на смену времен года Выяснение направления солнечных лучей, количества тепла и света. Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища Коррекция и развитие устной речи. Наблюдения за погодой, описание дня. Правильно называть изученные объекты и явления. Коррекция и развитие устной речи. | 05.09 | ||||
2 | Растения осенью | 1 | 07.09 | |||||
3 | Сбор урожая. Овощи, фрукты. | 1 | 12.09 | |||||
4 | Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение). | 1 | 14.09 | |||||
5 | Дикие и домашние животные осенью | 1 | 19.09 | |||||
6 | Труд людей осенью. | 1 | 21.09 | |||||
Зима – 5 ч | ||||||||
7 | Сезонные изменения в неживой природе. Зима. | 1 | Знакомство с календарем. Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам. Коррекция и развитие устной речи. Коррекция и развитие устной речи. Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации Описывать предмет по картинке, по плану. | 26.09 | ||||
8 | Растения зимой | 1 | 28.09 | |||||
9 | Домашние и дикие животные зимой. | 1 | 03.10 | |||||
10 | Труд людей зимой. | 1 | 05.10 | |||||
11 | Погода и природа зимой (обобщающий урок). | 1 | 10.10 | |||||
Весна - 7 ч | ||||||||
12 | Сезонные изменения в неживой природе. Весна. | 1 | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью. Коррекция и развитие устной речи. Описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года Коррекция и развитие устной речи. Расширение и активизация пассивного и активного словаря. Развитие связной речи. Коррекция логического мышления. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. Значение воздуха Описывать строение термометра. | 12.10 | ||||
13 | Растения весной | 1 | 17.10 | |||||
14 | Домашние и дикие животные весной | 1 | 19.10 | |||||
15 | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | 24.10 | |||||
16 | Перелетные птицы. | 1 | 26.10 | |||||
17 | Труд людей весной. | 1 | 31.10 | |||||
18 | Май – конец весны (обобщающий урок) | 1 | 02.11 | |||||
Лето – 6 ч | ||||||||
19 | Сезонные изменения в неживой природе. Лето. | 1 | Измерять температуру тела, воздуха, воды используя разные виды градусников. Определять стороны горизонта. Определять направление и виды ветра. Классифицировать, сравнивать животных, давать полные ответы на вопросы. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. | 14.11 | ||||
20 | Растения летом | 1 | 16.11 | |||||
21 | Домашние и дикие животные летом. | 1 | 21.11 | |||||
22 | Труд людей летом | 1 | 23.11 | |||||
23 | Летние забавы детей. | 1 | 28.11 | |||||
24 | Обобщающий урок | 1 | 30.11 | |||||
Неживая природа – 5 ч Почва -5 ч. | ||||||||
25 | Почва. Состав почвы. (песок, глина, камни). | 1 | Расширение и активизация пассивного и активного словаря. Развитие связной речи.
Коррекция логического мышления. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. Определять стороны горизонта. | 05.12 | ||||
26 | Простейшие свойства почвы, их значение для растений. | 1 | 07.12 | |||||
27 | Способы обработки почвы. | 1 | 12.12 | |||||
28 | Формы поверхности земли: равнины, овраги. холмы, горы. | 1 | 14.12 | |||||
29 | Холмы, горы | 1 | 19.12 | |||||
Живая природа - 39 ч Растения – 11 ч | Определять направление и виды ветра. | |||||||
30 | Растения. Представления о жизни растений. | 1 | Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи. Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника. Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья. Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники. Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания. | 21.12 | ||||
31 | Огород | 1 | 26.12 | |||||
32 | Растения леса. | 1 | 28.12 | |||||
33 | Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. | 1 | 16.01 | |||||
34 | Сад. Растения сада. (фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветковые растения). | 1 | 18.01 | |||||
35 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | 23.01 | |||||
36 | Уход за цветами в саду | 1 | 25.01 | |||||
37 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 | 30.01 | |||||
38 | Семена цветковых растений | 1 | 01.02 | |||||
39 | Семена овощных растений. | 1 | 06.02 | |||||
40 | Лекарственные растения. (календула, зверобой). | 1 | 08.02 | |||||
Животные – 16 ч | ||||||||
41 | Охрана редких и исчезающих животных | 1 | Классифицировать, сравнивать животных, давать полные ответы на вопросы. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. Сравнивать и различать диких и домашних животных. Описание внешнего вида Описание внешнего вида . Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду Различие зимующих от перелетных птиц. Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Описание гнезда. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие познавательной деятельности. | 13.02 | ||||
42 | Охрана редких и исчезающих растений | 1 | 15.02 | |||||
43 | Парк (сквер). Создание человеком парков. | 1 | 20.02 | |||||
44 | Растения поля (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля. | 1 | 22.02 | |||||
45 | Растения поля и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека. | 1 | 27.02 | |||||
46 | Домашнее животное - корова. | 1 | 01.03 | |||||
47 | Домашнее животное - лошадь. | 1 | 06.03 | |||||
48 | Домашнее животное - овца. | 1 | 08.03 | Тема за 08.03 проведена 06.03 | ||||
49 | Домашнее животное - свинья. | 1 | 13.03 | |||||
50 | Домашние птицы: гусь. | 1 | 15.03 | |||||
51 | Домашние птицы: индюк. | 1 | 20.03 | |||||
52 | Домашние птицы: утка. | 1 | 22.03 | |||||
53 | Домашние птицы: куры. | 1 | 03.04 | |||||
54 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища. | 1 | 05.04 | |||||
55 | Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха. | 1 | 10.04 | |||||
56 | Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. | 1 | 12.04 | |||||
Человек – 12 ч | ||||||||
57 | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. | 1 | Дать элементарные представления о строении и работе легких. Описывать по плану строение градусника. Давать полные ответы на вопросы. Описывать по плану правила профилактика простудных заболеваний. Описывать по плану строение и работу сердца. Строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека. Строить монологическое высказывание по схеме об употреблении продуктов в пищу. Описывать по плану приготовление пищи. Описывать по плану профилактические правила пищевых отравлений. | 17.04 | ||||
58 | Здоровье человека. Профилактика заболеваний. | 1 | 19.04 | |||||
59 | Наше питание. | 1 | 24.04 | |||||
60 | Режим дня школьника. Отдых и труд. | 1 | 26.04 | |||||
61 | Человек – часть природы. | 1 | 01.05 | Тема за 01.05 проведена 26.04 | ||||
62 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк | 1 | 03.05 | Тема за 03.05 проведена 08.05 | ||||
63 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник. | 1 | 08.05 | |||||
64 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Лесничество | 1 | 10.05 | |||||
65 | Земноводные. | 1 | 15.05 | |||||
66 | Рыбы - как представители животных. | 1 | 17.05 | |||||
67 | Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме. | 1 | 22.05 | |||||
68 | Обобщающий урок | 1 | 24.05 |
РАЗДЕЛ V
Учебно-методический комплекс.
Матвеева Н.Б. Попова М.А. Куртова Т.О. Живой мир: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Индивидуальная рабочая программа по окружающему миру 1 класс 0,5 часа в неделю...
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 34 ч. адаптированная программа
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 34 ч. адаптированная программа...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...