Земля - кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1.docx | 70.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
Оборудование: образцы почв, полезные ископаемые ( нефть, торф, уголь)
Ход урока
Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.
Загадки.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны ( гранит)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже ( песок)
По трубе течёт
Пироги печёт ( газ)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? ( нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи… ( железная руда)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу ( глина)
Покрывают им дороги
Улицы в селениях ( известняк)
Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий ( уголь)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением ( торф)
- А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки ( на столе три коробочки в которых лежит нефть, торф, уголь)
- Что объединяет эти полезные ископаемые?
- Какое полезное ископаемое ещё обладает этим же свойством?
Физминутка
Сообщение темы урока.
В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.
«…………………..- кормилица»
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля)
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли ( почва)
- Давайте вспомним состав почвы? ( песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)
Знакомство с образцами почв.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число типов почв ( см. уч. стр.172)
В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые.
Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем. Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.
Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»
Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.
« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
_ Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)
- Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.
Охрана почвы
Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!
Поэтому почва нуждается в защите.
А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике
стр. 172-174
Проверка прочитанногопо условным знакам.
- Рассмотри условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Земля- кормилица" 4 класс
Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.На этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...
Конспект урока "Земля - кормилица"
Урок разработан на основе "Р/К"...
Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "
I ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...
Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс
Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...
Презентация "Земля - кормилица"
В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...
План-конспект урока "Земля-кормилица"
На уроке применяются разнообразные формы работы. Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...
Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"
Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....