Земля - кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

Оборудование: образцы почв, полезные ископаемые ( нефть, торф, уголь)

Ход урока

 Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

Загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны ( гранит)

                          Он очень нужен детворе

                          Он на дорожках во дворе,

                          Он и на стройке, и на пляже,

                          И он в стекле расплавлен даже ( песок)

По трубе течёт

Пироги печёт ( газ)

                          Без неё не побежит

                          Ни автобус, ни такси,

                          Не поднимется ракета

                          Отгадайте же, что это? ( нефть)

Не зря она варилась  

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… ( железная руда)

                          Если встретишь на дороге,

                          То увязнут сильно ноги

                          А сделать миску или вазу,

                         Она понадобиться сразу ( глина)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях ( известняк)

                       Он несёт в дома тепло,

                       Помогают плавить стали,

                      Делать краски и эмали

                      Он чёрный, блестящий,

                     Помощник настоящий ( уголь)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением ( торф)

- А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки ( на столе три коробочки в которых лежит нефть, торф, уголь)

- Что объединяет эти полезные ископаемые?

- Какое  полезное ископаемое ещё обладает этим же свойством?

Физминутка

 Сообщение темы  урока.

В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.

«…………………..- кормилица»

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу (земля)

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли ( почва)

- Давайте вспомним состав почвы?  ( песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)

Знакомство с образцами почв.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число  типов почв ( см. уч. стр.172)

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные  почвы, для лугов – луговые.

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем.  Болотные почвы содержат слой торфа.  А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»

Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.

« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь  много. Она  у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

_ Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)

- Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

Охрана почвы

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!

Поэтому почва нуждается в защите.

А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике

стр. 172-174

Проверка прочитанногопо условным знакам.

- Рассмотри  условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

D:\Н.Н\Земля\Безимени-2.jpgD:\Н.Н\Земля\Безимени-1.jpgD:\Н.Н\Земля\Безимени-5.jpg

D:\Н.Н\Земля\Безимени-3.jpgD:\Н.Н\Земля\Безимени-6.jpgD:\Н.Н\Земля\Безимени-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля- кормилица" 4 класс

Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв  и  их составом, природоохранной деятельностью человека.На  этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

Презентация "Земля - кормилица"

В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....