Деревья, кустарники и цветы моего края. Собираем гербарий.
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Ольга Николаевна

Сбор и составление гербария – очень полезная практика для детей разного возраста. Одно дело смотреть на картинку листьев и плодов в учебнике, другое дело знать, как выглядит дерево, какого размера у него листья и какие у него плоды.

Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике. Такой способ запоминания позволяет применять полученные знания в жизни и узнавать растения не только в своей местности, но и в любом другом месте со схожей флорой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerbariy.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Деревья, кустарники и цветы моего края. Собираем гербарий.

Сбор и составление гербария – очень полезная практика для детей разного возраста. Одно дело смотреть на картинку листьев и плодов в учебнике, другое дело знать, как выглядит дерево, какого размера у него листья и какие у него плоды.

Исходя из того, что у детей начальной школы мышление наглядно-образное, а любой материал полноценно усваивается в действии, можно смело сказать, что составление гербария – один из лучших способов знакомства детей с природой своего края. Параллельно повторяются  названия растений, сравнивается  форма листьев и цветов у разных экземпляров, находятся сходства и различия, можно порассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике. Такой способ запоминания позволяет применять полученные знания в жизни и узнавать растения не только в своей местности, но и в любом другом месте со схожей флорой.

Гербарии в разные времена собирали и изготавливали по-разному, но общим остается то, что растения хранятся в засушенном виде, прикрепленные на альбомные листы.

Современный мир изобилует разными материалами, с помощью которых составление гербария превратиться в увлекательное занятие для всей семьи.

Нам потребуются:
- альбомные листы формата А4;
- прозрачные файлы формата А4;
- папка на кольцах;
- ножницы;
- скотч;
- небольшие грипперы для семян;
- ножницы;
- карандаши или ручки,
- очень много газет;
- тяжелые ровные предметы, которые будем использовать для пресса.

Давайте подробно разберем каждый пункт сбора и составления гербария.

Есть несколько обязательных правил сбора растений для гербария:
1. Нельзя рвать растения, занесенные в Красную книгу!;

2. Рви столько, сколько нужно. Сорванные части растений погибают. Помни об этом!

3. Нельзя вырывать растение с корнем! Сорви несколько листьев или небольшую ветку;

4. Собирай растения днем или вечером. Не собирай утром, уторм на растениях еще лежит роса.

В чем довезти растения от места сбора до дома?

Часто можно услышать совет, что растения лучше всего класть в книгу.  Это не самый лучший совет. Во-первых, книги нужно беречь, а испачканная соком растений, книга становится испорченной. Во-вторых, книги не очень большого формата, и травянистые растения просто в них не поместятся. Тля транспортировки лучше всего использовать толстые журналы формата А4.

Собирайте растения для гербария весной, летом и осенью.

Весной лучше всего собирать цветки, соцветия, пух.
После высушивания они кладутся в гриппер и закрепляются на листе рядом с другими частями растений.
Лето – время сбора зеленых листьев и стеблей. В это время года у них насыщенный цвет и хорошо обозначенная форма.

Осенью идеально собирать плоды и изменившие окраску листья.

Как сушить растения для гербария?

Нельзя сушить растения в книгах!!!
Это портит книги и не даёт растению высохнуть равномерно.

Сушим растения в газетах.  Множество газет раздают бесплатно, поэтому их можно достать в любом количестве. Почему газеты? Газеты очень хорошо впитывают, отводят и отдают влагу. Растения в газетах высыхают равномерно и постепенно, что позволяет сохранить их цвет и форму.

  1. Возьмите газету. Разверните ее ровно посередине. Выложите на одну сторону листья, веточки и стебли на достаточно большом расстоянии друг от друга. Закройте газету.
  2.  Для того, чтобы высушить все листья, используйте столько газет, сколько нужно, чтобы все листья помещались в середине газеты.
  3. Теперь собираем газеты с листьями стопкой, перекладывая 3-4 газетами без листьев.
  4. Сверху идеально будет положить лист фанеры или плотного картона для равномерного распределения давления гнета.
  5. Сверху кладем тяжелый гнет. Вот здесь можно использовать книги, толстые энциклопедии (при желании,  кирпичи).
  6. Раз в 4-5 дней нужно менять те газеты, которые лежат между газетами с листьями.
    Газеты с листьями раскрывать не нужно. Просто аккуратно переложить их свежими сухими газетами.
  7. Весь процесс сушки занимает примерно 6 недель! За это время листья успеют отдать всю влагу газетам и засушится в наиболее привлекательном виде.

Внимание! Цветы и соцветия сушат отдельно от листьев, потому что у них разная плотность.

Закрепляем высушенный материал на листе.

Не так давно весь материал пришивали к листам, а сейчас для закрепления можно использовать скотч.

  1. Разложите высушенный материал на листе, эстетично скомпоновав;
  2. Небольшими кусочками скотча закрепите сначала черешки листьев, а затем закрепите кончик листа. Если лист сборный(например, лист рябины), то закреплять черешок следует в нескольких местах.
  3. После того, как мы закрепили листья, в грипперах так же скотчем или степлером  с краю прикрепляются отдельно цветы и семена.

 Приклеиваем этикетку с название растения и годом сбора материала.

Аккуратно вставляем листы с закрепленными растениями в файлы и собираем в папку.

Также высушенные растения можно использовать для поделок, панно, аппликаций или просто хранить в альбомах с подписями и пометками на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа природоведческого кружка "Деревья моего края"

Программа природоведческого кружка предполагает исследование живой природы и изучение взаимосвязей растений с окружающей средой.Обобщает знания детей о деревьях родного края и расширяет понятия в обла...

Интегрированный урок окружающего мира и изо "Деревья, кустарники, травы" в 1 классе

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе , построенный на основе системно-деятельностного подхода. На уроке уточняется представление учащихся о структуре растений,...

Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"

Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"...

"Что общего у деревьев, кустарников и трав"

Конспект урока по окружающему миру - 1 класс   УМК "Перспективная начальная школа". Урок построен в соответствии с ФГОС. указаны УУД....

Технологическая карта урока "Деревья, кустарники, травы" 1 класс

Технологическая карта урока по учебнику "Окружающий мир" Планета Знаний...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Научить различать и классифицировать по внешним признакам в  природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Деревья, кустарники, травы родного края" (2 класс)

Технологическая карта урока по  теме: "Деревья, кстарники. травы". Это урок открытия нового знания. Учащиеся учатся узнавать растения по описанию, создают краткий проект о ядовитых раст...