Деревья, кустарники и цветы моего края. Собираем гербарий.
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Сбор и составление гербария – очень полезная практика для детей разного возраста. Одно дело смотреть на картинку листьев и плодов в учебнике, другое дело знать, как выглядит дерево, какого размера у него листья и какие у него плоды.
Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике. Такой способ запоминания позволяет применять полученные знания в жизни и узнавать растения не только в своей местности, но и в любом другом месте со схожей флорой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerbariy.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревья, кустарники и цветы моего края. Собираем гербарий.
Сбор и составление гербария – очень полезная практика для детей разного возраста. Одно дело смотреть на картинку листьев и плодов в учебнике, другое дело знать, как выглядит дерево, какого размера у него листья и какие у него плоды.
Исходя из того, что у детей начальной школы мышление наглядно-образное, а любой материал полноценно усваивается в действии, можно смело сказать, что составление гербария – один из лучших способов знакомства детей с природой своего края. Параллельно повторяются названия растений, сравнивается форма листьев и цветов у разных экземпляров, находятся сходства и различия, можно порассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике. Такой способ запоминания позволяет применять полученные знания в жизни и узнавать растения не только в своей местности, но и в любом другом месте со схожей флорой.
Гербарии в разные времена собирали и изготавливали по-разному, но общим остается то, что растения хранятся в засушенном виде, прикрепленные на альбомные листы.
Современный мир изобилует разными материалами, с помощью которых составление гербария превратиться в увлекательное занятие для всей семьи.
Нам потребуются:
- альбомные листы формата А4;
- прозрачные файлы формата А4;
- папка на кольцах;
- ножницы;
- скотч;
- небольшие грипперы для семян;
- ножницы;
- карандаши или ручки,
- очень много газет;
- тяжелые ровные предметы, которые будем использовать для пресса.
Давайте подробно разберем каждый пункт сбора и составления гербария.
Есть несколько обязательных правил сбора растений для гербария:
1. Нельзя рвать растения, занесенные в Красную книгу!;
2. Рви столько, сколько нужно. Сорванные части растений погибают. Помни об этом!
3. Нельзя вырывать растение с корнем! Сорви несколько листьев или небольшую ветку;
4. Собирай растения днем или вечером. Не собирай утром, уторм на растениях еще лежит роса.
В чем довезти растения от места сбора до дома?
Часто можно услышать совет, что растения лучше всего класть в книгу. Это не самый лучший совет. Во-первых, книги нужно беречь, а испачканная соком растений, книга становится испорченной. Во-вторых, книги не очень большого формата, и травянистые растения просто в них не поместятся. Тля транспортировки лучше всего использовать толстые журналы формата А4.
Собирайте растения для гербария весной, летом и осенью.
Весной лучше всего собирать цветки, соцветия, пух.
После высушивания они кладутся в гриппер и закрепляются на листе рядом с другими частями растений.
Лето – время сбора зеленых листьев и стеблей. В это время года у них насыщенный цвет и хорошо обозначенная форма.
Осенью идеально собирать плоды и изменившие окраску листья.
Как сушить растения для гербария?
Нельзя сушить растения в книгах!!!
Это портит книги и не даёт растению высохнуть равномерно.
Сушим растения в газетах. Множество газет раздают бесплатно, поэтому их можно достать в любом количестве. Почему газеты? Газеты очень хорошо впитывают, отводят и отдают влагу. Растения в газетах высыхают равномерно и постепенно, что позволяет сохранить их цвет и форму.
- Возьмите газету. Разверните ее ровно посередине. Выложите на одну сторону листья, веточки и стебли на достаточно большом расстоянии друг от друга. Закройте газету.
- Для того, чтобы высушить все листья, используйте столько газет, сколько нужно, чтобы все листья помещались в середине газеты.
- Теперь собираем газеты с листьями стопкой, перекладывая 3-4 газетами без листьев.
- Сверху идеально будет положить лист фанеры или плотного картона для равномерного распределения давления гнета.
- Сверху кладем тяжелый гнет. Вот здесь можно использовать книги, толстые энциклопедии (при желании, кирпичи).
- Раз в 4-5 дней нужно менять те газеты, которые лежат между газетами с листьями.
Газеты с листьями раскрывать не нужно. Просто аккуратно переложить их свежими сухими газетами. - Весь процесс сушки занимает примерно 6 недель! За это время листья успеют отдать всю влагу газетам и засушится в наиболее привлекательном виде.
Внимание! Цветы и соцветия сушат отдельно от листьев, потому что у них разная плотность.
Закрепляем высушенный материал на листе.
Не так давно весь материал пришивали к листам, а сейчас для закрепления можно использовать скотч.
- Разложите высушенный материал на листе, эстетично скомпоновав;
- Небольшими кусочками скотча закрепите сначала черешки листьев, а затем закрепите кончик листа. Если лист сборный(например, лист рябины), то закреплять черешок следует в нескольких местах.
- После того, как мы закрепили листья, в грипперах так же скотчем или степлером с краю прикрепляются отдельно цветы и семена.
Приклеиваем этикетку с название растения и годом сбора материала.
Аккуратно вставляем листы с закрепленными растениями в файлы и собираем в папку.
Также высушенные растения можно использовать для поделок, панно, аппликаций или просто хранить в альбомах с подписями и пометками на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа природоведческого кружка "Деревья моего края"
Программа природоведческого кружка предполагает исследование живой природы и изучение взаимосвязей растений с окружающей средой.Обобщает знания детей о деревьях родного края и расширяет понятия в обла...
Интегрированный урок окружающего мира и изо "Деревья, кустарники, травы" в 1 классе
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе , построенный на основе системно-деятельностного подхода. На уроке уточняется представление учащихся о структуре растений,...
Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"
Конспект урока "Окружающий мир" УМК "Перспектива" в 1 "Б" классе по теме: "Разнообразие растений: деревья, кустарники, травы"...
"Что общего у деревьев, кустарников и трав"
Конспект урока по окружающему миру - 1 класс УМК "Перспективная начальная школа". Урок построен в соответствии с ФГОС. указаны УУД....
Технологическая карта урока "Деревья, кустарники, травы" 1 класс
Технологическая карта урока по учебнику "Окружающий мир" Планета Знаний...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».
Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Деревья, кустарники, травы родного края" (2 класс)
Технологическая карта урока по теме: "Деревья, кстарники. травы". Это урок открытия нового знания. Учащиеся учатся узнавать растения по описанию, создают краткий проект о ядовитых раст...