Окружающий мир 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК Г.ВОЛГОДОНСКА)
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №1 30.08.2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г.Волгодонска Приказ от 30.08.2016 №137 ___________Т.А.Самсонюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование
Учитель: Балуева С.В.
г.Волгодонск
2016 год
Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Плешаковым, являющейся составной частью Образовательной системы "Школа России". Москва, Издательство - Просвещение, 2007г.
Учебник: Окружающий мир . 2 класс. В 2-х частях. А.А. Плешаков.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3−4-й классы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
В соответствии с Основной Образовательной программой начального общего образования и Учебным планом МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска на изучение курса «Окружающий мир» во 2-м классе отводится 68 час в год.
Фактически будет проведено 66 часов, так как 2 урока, согласно расписанию, приходятся на выходные и праздничные дни:
1 час – 24.02.2017г.
1 час – 08.03.2017г.
Эти часы будут компенсированы за счет уроков повторения и обобщения изученного материала.
Количество часов в I четверти – 17 часов;
Количество часов во II четверти – 14 часов;
Количество часов в III четверти – 19 часов;
Количество часов в IV четверти – 16 часов.
Виды контрольно-измерительных материалов
2 класс
№ урока | Вид работы | Тема |
4 | Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» | |
6 | Практическая работа № 1 | Знакомство с устройством термометра, измерение температуры. |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени. |
11 | Практическая работа № 2 | Знакомство с горными породами и минералами. |
17 | Практическая работа № 3 | Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. |
19 | Практическая работа № 4 | Уход за комнатными растениями. |
20 | Практическая работа № 5 | Уход за животными живого уголка. |
24 | Проверочная работа по разделу «Природа». | |
31 | Экскурсия № 2 | В гости к зиме. |
33 | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села». | |
38 | Практическая работа № 6 | Отработка правил перехода улиц. |
43 | Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность». | |
47 | Практическая работа № 7 | Правила этикета. |
50 | Проверочная работа по разделу «Общение». | |
52 | Практическая работа № 8 | Определение сторон горизонта по компасу. |
56 | Экскурсия № 3 | В гости к весне. |
58 | Практическая работа № 9 | Основные приёмы чтения карты. |
65 | Проверочная работа по разделу «Путешествия». |
Всего 5 проектов.
- Проект "Родной город (село).
- Проект «Красная книга».
- Проект «Профессии».
- Проект «Родословная».
- Проект «Города России».
№ | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Планируемые результаты | Информированное сопровождение | Вид контроля | Дата проведения |
Освоение предметных знаний | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть – 17 часов 1. Раздел «Где мы живём?» - 4 часа | |||||||
Родная страна. | 1 | Вводный урок. | Учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала. | Глобус, герб, флаг России, картинки с изображением родной природы и представителей разных народов России, герб родного города. | Беседа. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 02.09 | |
Город и село. Проект "Родной город (село). | 1 | Информацион но - исследова тельский | Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. | Фотографии и картинки с изображением города и села; презентации "родной город". | Игра "Ромашка". Беседа. Выполне ние заданий в рабочей тетради. Обсуждение проекта. | 07.09 | |
Природа и рукотворный мир. | 1 | Комбинированный | Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации "Виды природы", "Творения человека". | Беседа. Работа по учебнику. | 09.09 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | Обобщающий. | Проверить знания умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Проверочная работа. (Выполнение заданий учебника). | 14.09 | ||
2. Раздел «Природа» - 19 часов | |||||||
Неживая и живая | 1 | Комбинированный | Научатся различать объекты живой и неживой природы; получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Картинки к загадкам, тест. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 16.09 | |
Явления природы. | 1 | Комбинированный | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. | Кроссворд, термометры разных видов. Стаканы с тёплой и холодной водой. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 21.09 | |
Что такое погода? Практическая работа № 1 Знакомство с устройством термометра, измерение температуры | 1 | Комбинированный | Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | Картинки к загадкам, тест. | Беседа. Работа по учебнику. Работа в парах. Работа с научным дневником. Викторина. | 23.09 | |
В гости к осени. Экскурсия. | Урок - экскурсия. | Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе; получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. | Наблюдение за природой. Самостоятельная работа. | 28.09 | |||
В гости к осени. | 1 | Комбинированный | Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними; получат возможность научиться осознавать ценность природы. | Картинки. Слайды. Видеофрагменты об осени. Картинки с изображением для игры "Отгадай животное". | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 30.09 | |
Звёздное небо. | 1 | Комбинированный | Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий; получат возможность научиться моделировать созвездия. | Карта звёздного неба. | Игра "Угадай-ка". Беседа. Работа по учебнику. | 05.10 | |
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа № 2 Знакомство с горными породами и минералами | 1 | Комбинированный | Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. | Коллекция горных пород и минералов. | Беседа. Практическая работа. | 07.10 | |
Про воздух. И про воду. | 1 | Комбинированный | Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Фотографии или картины с изображением неба, воды. | Беседа. Работа по учебнику. Творческое задание. | 12.10 | |
Какие бывают растения. | 1 | Комбинированный | Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. | Картинки с изображением растений, презентации. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. Творческое задание. | 14.10 | |
Какие бывают животные. | 1 | Комбинированный | Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных; получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных | Картинки с изображением животных разных групп. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа. | 19.10 | |
Невидимые нити. | 1 | Комбинированный | Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей; получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | Листочки с вопросами для работы в группах. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в группах. | 21.10 | |
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 3 Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений | 1 | Комбинированный | Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте; получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. | Картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. | Беседа. Работа в тетрадях. Практическая работа | 26.10 | |
Дикие и домашние животные. | 1 | Комбинированный | Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека; получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. | Картинки с изображением диких и домашних животных. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 28.10 | |
II четверть – 14 часов | |||||||
Комнатные растения. Практическая работа № 4 Уход за комнатными растениями | 1 | Комбинированный | Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями; получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. | Картинки с изображением комнатных растений. Комнатные растения. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа | 09.11 | |
Животные живого уголка. Практическая работа № 5 Уход за животными живого уголка | 1 | Комбинированный | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них; получат возможность научиться готовить сообщение. | Слайды с изображением приспособлений для ухода за домашними животными. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа. | 11.11 | |
Про кошек и собак. | 1 | Комбинированный | Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них; получат возможность научиться готовить сообщение. | Фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. | 16.11 | |
Красная книга. | 1 | Комбинированный | Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы; получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | Картинки с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Выполнение заданий в рабочей тетради. | 18.11 | |
Будь природе другом. Проект «Красная книга» | 1 | Информацион но - исследова тельский | Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы; получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | Цветные карандаши у учащихся. | Творческое задание. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 23.11 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | Обобщающий. | Научатся оценивать свои достижения | Проверочная работа. | 25.11 | ||
3. Раздел «Жизнь города и села» - 10 часов | |||||||
Что такое экономика. | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Фотографии на которых представлены разные области экономики. | Выполнение заданий в рабочей тетради. | 30.11 | |
Из чего что сделано. | 1 | Комбинированный | Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей. | Мяч, конверт с вопросами, различные предметы из шерсти, металла, дерева. | Практическая работа. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 02.12 | |
Как построить дом. | 1 | Комбинированный | Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию. | Картинки с изображением сельского и городского домов. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 07.12 | |
Какой бывает транспорт. | 1 | Комбинированный | Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб; получат возможность научиться общий план рассказа. | Картинки с изображением разных видов транспорта | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 09.12 | |
Культура и образование. | 1 | Комбинированный | Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры; получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию | Карточки с описанием ситуаций, картинки и фотографии с изображением учреждений культуры и образования. | Работа по карточкам. Работа по учебнику. | 14.12 | |
Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | Информацион но - исследова тельский | Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи; получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | Картинки с изображением людей разных профессий. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. Творческое задание. | 16.12 | |
В гости к зиме. Экскурсия | 1 | Урок - экскурсия | Научатся наблюдать за зимними природными явлениями; получат возможность проводить исследования. | Карточки со следами зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка. | Экскурсия. | 21.12 | |
В гости к зиме. | 1 | Комбинированный | Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними; получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | Листы с тестами, картинки с изображением животных и зимующих птиц, зимние пейзажи. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Работа в парах. | 23.12 | |
III четверть – 19 часов | |||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | Обобщающий. | Научатся оценивать свои достижения. | Проверочная работа. | 11.01 | ||
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга», «Профессии». | 1 | Обобщающий. Информацион но - исследова тельский. | Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме. | Показ презентаций. Выступление учащихся. | 13.01 | ||
4. Раздел «Здоровье и безопасность» - 9 часов | |||||||
Строение тела человека. | 1 | Комбинированный | Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию. | Рисунок "Внутренние органы человека". | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 18.01 | |
Если хочешь быть здоров. | 1 | Комбинированный | Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | Карточки с вариантами ответов на вопросы теста, слайды с изображением силуэта человека, с изображением внутренних органов. | Тест. Игры "Угадай-ка", "Найди ошибку". Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 20.01 | |
Берегись автомобиля! | 1 | Комбинированный | Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | Дорожные знаки, цветные карандаши, альбомные листы. | Беседа. Работа по учебнику. Творческое задание. Игра "Угадай знак". | 25.01 | |
Школа пешехода. Практическая работа № 6 Отработка правил перехода улиц. | 1 | Комбинированный | Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | Дорожные знаки. | Работа по учебнику. Игра "Доскажи словечко". Практическая работа. | 27.01 | |
Домашние опасности. | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. | Карточки с вариантами ответов на вопросы теста. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 01.02 | |
Пожар! | 1 | Комбинированный | Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара; получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы. | Карточки с кроссвордом. | Кроссворд. Беседа. Работа по учебнику. Практическая работа. | 03.02 | |
На воде и в лесу. | 1 | Комбинированный | Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания; получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. | Листочки ля работы в группах, картинки с изображением животных, съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений. | Беседа. Работа по учебнику. Игра "Угадай животное". Кроссворд "Грибы". Творческое задание. | 08.02 | |
Опасные незнакомцы. | 1 | Комбинированный | Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | Шифр слова "незнакомец" на доске, игрушечный телефон. | Беседа. Работа по учебнику. Практическая работа. | 10.02 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | Обобщающий. | Научатся оценивать свои достижения. | Проверочная работа. | 15.02 | ||
Наша дружная семья. | 1 | Комбинированный | Научатся объяснять, что такое культура общения; получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. | Плакаты "будь внимателен к близким!", "Помогай по дому!" | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. | 17.02 | |
Проект «Родословная». | 1 | Информацион но - исследова тельский | Научатся составлять родословное древо своей семьи; получат возможность научиться собирать информацию. | Родословное древо семьи А.С. Пушкина. | Беседа. Работа по учебнику. | 22.02 | |
В школе. | 1 | Комбинированный | Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива; получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 01.03 | ||
Правила вежливости. | 1 | Комбинированный | Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; получат возможность применять правила вежливости на практике. | Листочки с пословицами. карточки с вопросами к экзамену. | Беседа. Работа по учебнику. Конкурс "Самый вежливый". | 03.03 | |
Ты и твои друзья. Практическая работа № 7 Правила этикета | 1 | Комбинированный | Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами; получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в .гостях, за столом. | Запись песни "Когда мои друзья со мной (муз. В Шаинского, сл. М. Танича). | Игры "Закончи фразу", "Кто последний", "Подбери слово". Беседа.. Практическая работа. | 10.03 | |
Мы – зрители и пассажиры. | 1 | Комбинированный | Научатся вести себя в общественных местах; получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | Карточки с кроссвордом. | Кроссворд. Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. | 15.03 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | Обобщающий. | Научатся оценивать свои достижения. | Проверочная работа. | 17.03 | ||
6. Раздел «Путешествия» - 17 часов | |||||||
Посмотри вокруг. | 1 | Комбинированный | Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; получат возможность научиться работать с текстом. | Пластилин. Принадлежности для лепки. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. | 29.03 | |
IV четверть – 13 часов | |||||||
Ориентирование на местности. | 1 | Комбинированный | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам; получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | Компас. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 31.03 | |
Ориентирование на местности. Практическая работа № 8 Определение сторон горизонта по компасу. | 1 | Комбинированный | Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам; получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | Компас. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Практическая работа | 05.04 | |
Формы земной поверхности. | 1 | Комбинированный | Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы; получат возможность научиться работать со схемой. | Картинки, фотографии с изображением гор т равнин, презентации "Горы", карандаши. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 07.04 | |
Водные богатства. | 1 | Комбинированный | Научатся называть части реки; анализировать схему; получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | Картинки, фотографии с изображением водных пейзажей, три стакана и три воронки с почвой, песком и глиной. | Игра "Угадай-ка". Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 12.04 | |
В гости к весне Экскурсия. | 1 | Урок - экскурсия. | Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека; получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. | . Таблички с названиями весенних месяцев, картинки с изображением перелётных птиц. | Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в рабочей тетради. Творческое задание. | 14.04 | |
Россия на карте. Практическая работа № 9 Основные приёмы чтения карты | 1 | Комбинированный | Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны; получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. | Текст песни "Красно солнышко", физическая карта России, глобус, цветные карандаши. | Игра "Угадай-ка". Викторина. Беседа. Работа по учебнику. Выполнение заданий в тетради. Практическая работа. | 19.04 | |
Проект «Города России». | 1 | Информацион но - исследова тельский | узнают новую информацию о городах России; получат возможность научиться собирать информацию. | Карта России, фотографии достопримечательностей городов России. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. | 21.04 | |
Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | Комбинированный | Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы; рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России; получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. | Карта России, фотографии достопримечательностей города Москвы, Кремля и Красной площади, герб Москвы. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 26.04 | |
Город на Неве. | 1 | Комбинированный | Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; - находить в тексте нужную информацию; получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. | Картинки, фотографии с изображением достопримечательностей | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Выполнение заданий в тетради. | 28.04 | |
Путешествие по планете. | 1 | Комбинированный | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; получат возможность научиться работать с картой и глобусом. | Шифр слова "планета" на доске, глобус, карта мира. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Выполнение заданий в тетради. Практическая работа. | 03.05 | |
Путешествие по материкам. | 1 | Комбинированный | Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты; получат возможность научиться готовить сообщения. | Карта мира, картинки и фотографии, иллюстрирующие рассказы о материках. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Выполнение заданий в тетради. | 05.05 | |
Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | Комбинированный | Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России; получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны | Физическая и политическая карты мира, таблички с названием стран. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 10.05 | |
Впереди лето. | 1 | Комбинированный | Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом; получат возможность научиться записывать свои наблюдения. | Картинки, фотографии с изображением летней природы, растений, насекомых, карандаши. | Беседа. Работа по учебнику, презентации учащихся. Творческое задание. | 12.05 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | Обобщающий. | Научатся оценивать свои достижения. | Проверочная работа. | 17.05 | ||
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | Информацион но - исследова тельский | Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме. | Презентации учащихся. | 19.05 | ||
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | Информацион но - исследова тельский | Презентации учащихся. | 24.05 | |||
Всего - 66 часов |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов Шевченко Н.М.___________
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Протокол от 26.08.2016г. №1
Руководитель МО __________ Кабанихина М.Г.
подпись Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...