Сценарий урока по окружающему миру 4 класс: Озера — краса Земли.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок - исследование озер России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 34.15 КБ |
Исследовательский дневник | 640.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс по теме: Озера - краса Земли.
Тема: Озера — краса Земли.
Цель деятельности учащихся: сформировать представление об озёрах России, об их красоте и особенностях.
Задачи:
Научить:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- представлять результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомить с озерами России;
- раскрывать значение озер в жизни людей;
- уметь находить по физической карте озера России.
личностные:
- развитие интереса к освоению новых знаний, развитие доброжелательности и общительности при совместной работе.
Оборудование: УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир,2018 г.,
1 часть; рабочая тетрадь, презентация, карточки, исследовательские дневники.
-1-
Сценарий урока
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности. | - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь, пожалуйста. Звучит музыка шум воды. -Прошу немного тишины. Позвольте, я начну. Сейчас мы слышим шум воды: Задумайтесь, к чему?.. - Присаживайтесь, пожалуйста. - Урок - окружающий мир. Настраиваемся на работу. | Дети здороваются. Дети садятся за парты. | Л: определение общих для всех участников правил поведения. Р: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; установить тематические рамки урока. |
II. Актуализация и проверка знаний. | - Ребята, сегодня на уроке вы будете не простыми учениками, а исследователями. - А кто такие исследователи? - Верно. Исследователь записывает результаты исследований в исследовательский дневник. У вас на партах тоже есть исследовательский дневник. В него вы тоже будете записывать результаты исследований. Подпишите, пожалуйста, его на 1 – ой странице. - Рассмотрите его, скажите, что идет первым пунктом нашего исследования? - Возьмите, пожалуйста, тест. Подпишите. К доске пойдет … - Работы сдадут на проверку … - Остальные ребята берут в руки простой карандаш и проверяют свою работу с помощью экрана. - Но прежде, вспомните, как оценивается работа из пяти вопросов. Слайд на интерактивной доске. - Поднимите руки, кто выполнил на «5». «4». - Спасибо. Опустите руки. | - Исследователи - это ученые в различных областях науки, которые занимаются изучением чего – либо. Дети рассматривают дневники. Подписывают. - Проверить знания. Выполнить тест. Один ученик будет решать на доске, остальные на листочках. Несколько учеников сдают тесты на проверку. Остальные проверяют с помощью экрана, куда выводится работа ученика, выполнявшего работу у доски. - «5» - все верно «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний; Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
III. Самоопределение к деятельности. | - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение. - Спасибо. - Что описывает поэт Федор Сологуб в своем стихотворении? - Какие слова подобрал поэт для описания озера? - Как вы думаете, почему …начал (а) наш урок со стихотворения об озере? - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. На доске: Тема урока: Озёра – краса Земли. - Определите цель урока. - Запишем цель в исследовательский дневник коротко (исследовать озёра России). | Ученик: Спокойно озеро, широко, Как чаша полная водой, Зарёй подёрнуто с востока. Хранит пленительный покой. - Поэт описывает озеро. - Чаша, полная водой. - Разговор на уроке пойдет об озерах. Дети формулируют тему. - Познакомиться с озёрами Росии, находить их на карте. - Исследовать озёра России. | Р: формулировка учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласование темы урока; выбор учащимися средств для построения нового знания. К: овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи и письменной речи. |
IV. Решение частных задач на основе анализа текста. | - Ребята, за особую красоту озера называют голубыми глазами Земли. В России свыше 2 млн. озер. Все они разные: большие и маленькие, глубокие и мелкие… Слайд - Настоящим озерным краем можно назвать республику Карелию (показать на карте территорию Карелии) Мы, конечно, сегодня познакомимся только с некоторыми озерами. - Посмотрите, пожалуйста, на карту с. 51 учебник и на большой карте. - Найдите в условных обозначениях, как обозначаются озера на карте? - Выберите нужный знак. - Откройте учебник на с. 66 – 67. - Прочитайте на с. 67, какие озёра мы сегодня с вами исследуем. - А теперь прочитаем на с. 66 2 – ой абзац. - Какую роль играли озера в жизни людей, а также для нашего Отечества в целом? - А теперь, обратите внимание на слайд (диск). Послушайте о самом большом озере нашей страны. - Вернемся к карте на с. 51 и нашей большой карте. - Покажите, пожалуйста, на карте Каспийское озеро и приклейте стикер. Я очень долго его искала, но так и не нашла. - Так ты же показал (а) Каспийское море! А я просила озеро. - А еще, ребята, море является частью мирового океана и имеет к нему выход. Выход не всегда заметен, т.к. может быть через…, не удивляйтесь такому необычному повторению, подводные воды и даже через другие моря. И, поскольку Каспийское море бессточное, значит, это озеро. - О какой еще одной особенности этого озера вы узнали? - Верно, это тоже является редкостью, но есть еще соленые озера, например озеро Баскунчак (Астраханская область – к северу от Каспийского моря) (карта). - А теперь занесем информацию в исследовательский дневник на с. 2. - Самое глубокое озеро России (да и всего мира) вам уже известно. Это - ? - Покажите его на карте (стикер) - А теперь давайте послушаем информацию об озере Байкал, а затем занесем в дневник. Сообщение ученика(цы) Слайды об озере. - А теперь занесем наши исследования в дневник. | Ребята смотрят на карту. Дети выбирают условное обозначение на табличках, расположенных на доске. Открывают учебники на с. 66-67. - Каспийскре море, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озра, озеро Селигер, Телецкое озеро. Один ребенок читает вслух. 1) На берегах озер издавна селились люди. 2) В уединенных местах на берегах возникали храмы и монастыри. 3) По озерам прокладывались пути – дороги. 4) Добывали рыбу. 5) Озера – красота Земли. Дети слушают и рассматривают слайд на диске. Ученик показывает Каспийское море. - Каспийское море из-за его огромных размеров называют морем. - Оно соленое. Смотрят на карте Дети вносят информацию в исследовательский дневник, пользуясь текстом на слайде. - Озеро Байкал. Показывают на карте. Сообщение ученика (см. приложение). Дети вносят информацию в исследовательский дневник. | П: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме, работают в группе; Р: осмысляют учебный материал. П: поиск, фиксация, извлечение информации. Р: уметь организовать свою деятельность. К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. |
V. Физкультминутка. | - А теперь мы с вами вспомним, чем наполнено озеро? Вспомните стихотворение, прочитанное вначале урока: …как чаша, полная водой… - Вот и мы сейчас, чтобы озера не пересыхали, наполним их капельками воды. | - Озеро состоит из воды. | Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье. |
VI. Решение частных задач на основе анализа текста (продолжение) | - Продолжаем наше исследование. Откройте учебник на с. 68. - О каких озерах мы сейчас будем читать? - Прочитайте 1 и 2 предложения и найдите полные географические названия озёр. - Покажите данные озера на карте. - Далее мы будем читать по цепочке. - А теперь в нашем исследовательском дневнике заполним таблицу. - с. 67 прочитайте самостоятельно 4 – ый абзац и заполните исследовательский дневник. - Проверим ваши записи. - Верно. Озеро Селигер. Другое название озера - Осташковское, по названию стоящего на берегу озера города Осташково. - Покажу его на большой карте. Мы можем определить только приблизительное местонахождение озера, т.к. оно не подписано. Приклею стикер. - Прочитайте на карточке информацию об озере и заполните дневник. - Покажем озеро на карте и приклеим стикер. - Ребята, не всем хорошо видно, где на карте располагаются озера, поэтому мы приклеили стикер для того, чтобы вы смогли рассмотреть карту в перемену. - Ребята, а вы слышали, что наш Южский край называют Южская Карелия? (демонстрация книги «Южская Карелия») - А почему? - Верно, в Ивановской области около 220 озер, из них в Южском районе – 88. - Посмотрите на фото, отгадайте, что это за озеро? Слайд. - Верно, это озеро Западное – одно из красивейших и любимых мест отдыха в нашем районе. Посмотрите на карте местонахождение озера. Слайд В озере обитают бобры, ондатры, выхухоли, щуки, плотва, окуни. А также произрастает реликтовое (древнее) растение – озерный полушник. - Заполните дневник. - Давайте предадимся воспоминаниям о том, как мы совершили поездку на озеро Западное. - Чем мы занимались на озере? - Какое очень значимое дело для природы вы сделали? - Что должен делать человек, чтобы сохранить красоту наших озер? - В исследовательском дневнике заполните последнюю страничку: Что наносит ущерб озёрам России? - Прочитайте вывод в учебнике на с. 69. Заполните вывод в дневнике. | - Об озере Ладога и Онега. - Ладожское и Онежское озеро. Дети показывают озера на карте. Чтение по цепочке. Заполняем коллективно. Ребята читают текст и выбирают информацию, заполняя таблицу. Дети показывают озера на карте. - В южском районе очень много озер, как и в республике Карелия. Дети заполняют дневник. - Играли, отдыхали, наводили порядок. Убирали мусор на озере. Ответы детей. Дети заполняют дневник. | П: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме, работают в группе; Р: осмысляют учебный материал. П: поиск, фиксация, извлечение информации. Р: уметь организовать свою деятельность. К: выполнять согласованно совместную деятельность, правильно выражать свои мысли. |
VII. Рефлексия. | - Соотнесите карточки - названия озера с их характеристикой. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что было трудно? - Давайте наполним наше озеро водой. Для этого вам нужно выбрать капельку: - мне было интересно на уроке, я узнал (а) много нового; - мне было не очень интересно на уроке, было то, что я не понял (а); - мне было не интересно на уроке, я ничего не понял (а). - Наше исследование подходит к концу, но оно не закончилось. Озёр много, вы можете продолжить исследование любого озера самостоятельно. - Запишем домашнее задание. Уч. с. 66-59, 138-139 вопр., РТ с. 38-39 - Оценки за урок: … - Спасибо. | Дети выходят к доске и соотносят карточки. Дети, выбрав капельку, приклеивают ее к макету озера на доске. | П.: делать выводы в результате работы всего класса. Р.: Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Приложение
Тест по теме: Наши реки.
- Поставь знак V
1. Устье – это…
начало реки
приток реки
место, где река впадает в другую реку, озеро или море
2. Исток реки – это …
начало реки
приток реки
место, где река впадает в другую реку, озеро или море
3. Самая крупная река в Европейской части России?
Дон Волга Лена
4. Главная река Дальнего Востока – это …
Амур Обь Лена
5. Река, впадающая в реку Клязьму в Южском районе – это …
Амур Волга Теза
Сообщение
Байкал с давних пор уважают и почитают. Озеро изумляет его неповторимой красотой. Байкал – самое глубокое озеро мира. Его наибольшая глубина 1642 м. В нём содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты.
В Байкал впадает более трёхсот рек и речушек, а вытекает всего одна – Ангара. У самого начала Ангары расположился посёлок Листвянка, который получил название из – за растущих здесь лиственниц.
В Байкале водится рыба: байкальский осётр, хариус, байкальский омуль, голомянка и другие выды.
Своей чистотой озеро обязано во многом малюсенькому рачку , названного эпишурой. Он чистит воду и является пищей для омуля.
В Байкале обитает знаменитая байкальская нерпа.
Самый маленький олень на Земле – кабарга тоже встречается на Байкале.
Характеристика | Ладожское озро | Онежское озеро |
1. Размеры озера | Самое крупное в Европе | Второе по величине |
2. Как называется в народе? | Ладога - матушка | Онего - батюшка |
3. Реки, которые вытекают из озера. | р. Нева | р. Свирь |
4. Достопримечатель-ности озера. | 1) Валаамский монастырь 2) крепость Орешек 3) Староладожская крепость | Деревянный комплекс Кижи |
Карточка
Телецкое озеро.
Высоко в горах Алтая есть озеро Телецкое, которое относится к крупнейшим горным озёрам России. Местные жители называют его «золотым». Чистейшая вода, обрывистые берега, глубокие ущелья – всё это привлекает туристов.
- Озеро Телецкое - это огромные запасы пресной воды.
Предварительный просмотр:
План моего исследования.
1. Я провеяю знания. Мне необходимо выполнить тест.
2. Определяю цель моего исследования.
Цель: ___________________________________
__________________________________________
3. Исследую озёра России.
4. Обозначу, что наносит ущерб озёрам России.
Ход исследования.
I. Озеро ___________________________________.
1. Размеры озера.
Самое _________________________ озеро на
планете.
2. Пресное или солёное (нужное подчеркни).
3. Великая русская река, впадающая в Каспийское
озеро - это ________________________.
- 2 –
II. Озеро ___________________________________.
1. Размеры озера.
Самое ____________________________ озеро
планеты (глубина 1642 м).
2. Пресное или солёное (нужное подчеркни).
3. В Байкал впадает более _____ рек и речушек,
а вытекает всего одна – река ____________.
4. Своей чистотой озеро обязано во многом
маленькому рачку под названием _____________.
III. Озёра Ладога и Онего.
Характеристика | Ладожское озро | Онежское озеро |
1. Размеры озера | ||
2. Как называется в народе? | ||
3. Реки, которые вытекают из озера. | ||
4. Достопримечатель-ности озера. |
- 3-
IV. Озеро Селигер. с. 67 - 4 абзац.
Озеро Селигер находится на _________________
__________________________________________.
Оно считается одним из ______________________
озёр Восточно – Европейской равнины.
V. Озеро Телецкое.
Я выберу информацию с карточки.
1. Размеры озера.
Озеро Телецкое относится к одному из
_______________________ горных озёр России.
2. Пресное или солёное (нужное подчеркни).
3. Местные жители называют его _____________.
4. Располагается озеро в _____________________.
- 4 -
VI. Южская Карелия.
На фото озеро _____________________, которое
находится в Южском районе.
В озере обитают: _________________________
_________________________________________
________________________________________ .
А также произрастает реликтовое (древнее)
растение __________________________.
- 5 -
Что наносит ущерб озёрам России?
- Выбери ответ.
а) Загрязнение от промышленных стоков.
б) Уборка мусора на площадке озера.
в) Мойка транспортных средств.
г) Бережное отношение к природе.
д) Загрязнение туристами.
Вывод: Все озёра - _____________________
______________________________________.
- 6 -
Исследовательский дневник
«Озёра – краса Земли»
ученика (цы) 4 «А» класса МБОУСОШ №3
____________________________________
г. Южа
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Листвы прощальная краса" (1 класс УМК "Гармония")
Урок проводится с целью систематизировать значения учащихся об осенних месяцах; знать причину изменения окраски и опадения листьев осенью; уметь различать лиственные и хвойные деревья....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"
Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"
Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Экосистема озера» 3класс
Урок открытия новых знаний с использованием технологии РКМЧП. Составление маркировочной таблицы «ЗХУ», использование приёма «Чтение с пометками» , составление синкве...
Презентация к уроку окружающего мира, УМК "Перспектива" 4 класс "Озера - краса Земли"
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Перспектива" "Озера - краса Земли". Презентация разработана с учетом НРЭО. В материал включены озера Чебаркульского городского окр...
Сценарий урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года" 4 класс, с использованием интерактивных карточек и сервиса uchi.ru
Сценарий урока по окружающему миру, с использованием интерактивных карточек и сервиса uchi.ru...
Конспект урока по окружающему миру "Заглянем в кладовые земли" (2 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с горными породами и минералами.Планируемые результаты:Предметные: знать: что такое горные породы и минералы.уметь: различать составные части грани...