Рабочая программа окружающий мир 3 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 77.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2018г. Протокол № 1
| Утверждаю Приказ №127/1/1 от 30.08.2018 Директор ГБОУ СОШ
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по окружающему миру
для 3 классов
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Председатель МО Заместитель директора по УВР
________________ ___________________
Санкт-Петербург
2018/2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 №373;
4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования от 05.03.2004 №1089;
5. Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования;
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
7. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов».
8."Положение о рабочей программе учителя по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №218, Фрунзенского района Санкт-Петербурга".
9. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
УМК.
1.Плешаков А.А., Окружающий мир. 3 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2018г.
2.Рабочая тетрадь Плешаков А. А. , Окружающий мир. 3 класс. В 2-х частях. М. : Просвещение , 2018 г.
3.Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
1. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
2. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
3. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2018.
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Описание учебно-методического комплекта
Учебник доработан в соответствии с требованиями ФГОС. В начале каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты». В учебник введены «Странички для самопроверки», помогающие осуществить самоконтроль. К учебнику прилагается диск.
Изучение курса «Окружающий мир» в третьем классе направлен на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт обучающемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных я явлений как компонентов единого мира.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в третьем классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир | 7 ч |
2 | Эта удивительная природа | 19 ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 8 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 ч |
Итого | 68 часов |
Планируемые результаты изучения курса
Личностные
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России» осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляд» на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать
- учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже и ситуации неуспеха;
Познавательные
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессом, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности
- поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
Как устроен мир (7ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Календарно-тематическое планирование 3 класс (68 часов).
№ п/п | Дата по плану | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | ||||||
Как устроен мир (7 ч) | |||||||
1 | 3.09 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | Урок введения в новую тему. | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение работать в паре. | ФО |
2 | 7.09 | Человек. | 1 | Урок-игра. | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». | Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | ТК |
3 | 10.09 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | Урок-проект | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | РП |
4 | 14.09 | Общество | 1 | Урок изучения нового материала. . | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество». | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. | ФК |
5 | 17.09 | Что такое экология. | 1 | Комбинированный урок | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология». | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. | ГК |
6 | 21.09 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | Урок-исследование. | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк». | Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности. | РП |
7 | 24.09 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». | 1 | Контрольно – обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР |
Эта удивительная природа (19 ч) | |||||||
8 | 28.09 | Тела, вещества, частицы. | 1 | Урок-исследование. | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Высказывание предположений, объясняющих результат опыта; доказательство на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах. | ПР№1 |
9 | 1.10 | Разнообразие веществ. | 1 | Урок-исследование. | Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ПР№2 |
10 | 5.10 | Воздух и его охрана. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | ПР№3 |
11 | 8.10 | Вода. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проведение мини-исследования об использовании питьевой воды в семье. | ПР№4 |
12 | 12.10 | Превращения и круговорот воды. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки. | ПР№5 |
13 | 15.10 | Берегите воду! | 1 | Урок-исследование. | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Т |
14 | 19.10 | Что такое почва. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. | ПР№6 |
15 | 22.10 | Разнообразие растений | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ФО |
16 | 26.10 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об одном из видов растений любой группы. | РП |
17 | 5.11 | Размножение и развитие растений. | 1 | Урок изучения нового материала. | . Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира; придумывать фантастический рассказ. | ПР№7 |
18 | 9.11 | Охрана растений. | 1 | Комбинированный урок. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ТК | |
19 | 12.11 | Разнообразие животных. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. | ФО |
20 | 16.11 | Кто что ест. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | ТК | ||
21 | 19.11 | Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | РГ |
22 | 23.11 | Размножение и развитие животных. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ФК |
23 | 26.11 | Охрана животных. | 1 | Урок-конференция. | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. | РП |
24 | 30.11 | В царстве грибов. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ФО |
25 | 3.12 | Великий круговорот жизни. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | ТК |
26 | 7.12 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». | 1 | Контрольно-обоб-щающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР |
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||||||
27 | 10.12 | Организм человека. | 1 | Урок введения в новую тему. | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ФО |
28 | 14.12 | Органы чувств. | 1 | Урок-исследование. | Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. | РП |
29 | 17.12 | Надёжная защита организма. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ПР№8 |
30 | 21.12 | Опора тела и движение. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. | ТК |
31 | 24.12 | Наше питание. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила. Анализировать. Делать выводы. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. | ТК |
32 | 28,12 | Проект «Школа кулинаров». | 1 | Урок-проект. | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | РГ |
33 | 14.01 | Дыхание и кровообращение.
| 1 | Урок-практика. | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ПР№9 |
34 | 18.01 | Умей предупреждать болезни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ТК |
35 | 21.01 | Здоровый образ жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ТК |
36 | 25.01 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». | 1 | Контрольно-обоб-щающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР |
Наша безопасность (8 ч) | |||||||
37 | 28.01 | Огонь, вода и газ. | 1 | Урок введения в новую тему. | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ФО |
38 | 1.02 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Контрольно-обоб-щающий урок. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | Т |
39 | 4.02 | Дорожные знаки. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | РП |
40 | 8.02 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | РП |
41 | 11.02 | Опасные места. | 1 | Урок систематизации знаний. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | ФО |
42 | 15.02 | Природа и наша безопасность. | 1 | Контрольно-обоб-щающий урок. | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | ФО |
43 | 18.02 | Экологическая безопасность.
| 1 | Урок-практика. | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ПР№10 |
44 | 22.02 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР |
Чему учит экономика (12 ч) | |||||||
45 | 25.02 | Для чего нужна экономика. | 1 | Урок введения в новую тему. | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ФО |
46 | 1.03 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | Урок изучения нового материала. | Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ТК |
47 | 4.03 | Полезные ископаемые. | 1 | Комбинированный урок. | Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | ПР№11 |
48 | 8.03 | Растениеводство | 1 | Урок-практика. | Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. | ПР№12 |
49 | 11.03 | Животноводство. | 1 | Урок-исследование. | Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | РП |
50 | 15.03 | Какая бывает промышленность. | 1 | Урок-исследование. | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | РП |
51 | 18.03 | Проект «Экономика родного края». | 1 | Урок-проект. | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | РГ |
52 | 22.03 | Что такое деньги. | 1 | Урок-практика. | Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. | ПР№13 |
53 | 1.04 | Государственный бюджет. | 1 | Урок изучения нового материала. | Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ТК |
54 | 5.04 | Семейный бюджет. | 1 | Урок изучения нового материала. | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ТК |
55 | 8.04 | Экономика и экология. | 1 | Урок-исследование | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ФК |
56 | 12.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР |
Путешествия по городам и странам (12 ч) | |||||||
57 58 59 | 15.04 19.04 22.04 | Золотое кольцо России. | 1 | Урок-путешествие. | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ТК |
60 | 26.04 | Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий». | 1 | Урок-викторина. Урок-проект. | Называть города, которые входят в Золотое кольцо. Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | В |
61 | 29.04 | Наши ближайшие соседи. | 1 | Урок-путешествие. | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ТК |
62 | 3.05 | На севере Европы. | 1 | Урок-путешествие. | Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ФК |
63 | 6.05 | Что такое Бенилюкс. | 1 | Урок-путешествие. | Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ТК |
64 | 10.05 | В центре Европы. | 1 | Урок-путешествие. | Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ТК |
65 | 13.05 | По Франции и Великобритании | 1 | Урок-путешествие. | Показывать местоположение Франции и Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ТК |
66 | 17.05 | На юге Европы. | 1 | Урок-путешествие. | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ФО |
67 | 20.05 | По знаменитым местам мира. | 1 | Комбинированный урок. | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ФО |
68 | 24.05 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | 3 | Контрольно-обобщающий урок. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ПрР, ФО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»
1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" ФГОС
УМК "Школа России" 1-4класс ФГОС...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....