Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.: Просвещение, 2018.)
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2017.
Количество часов в год – 70.
Количество часов в неделю – 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.pdf | 598.53 КБ |
okruzhayushchiy_mir_.doc | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.: Просвещение, 2018.)
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2017.
Количество часов в год – 70.
Количество часов в неделю – 2.
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | ИТОГО |
18 часов | 15 часов | 20 часов | 17 часов | 70 часов |
Планируемые образовательные результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот вещей).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России, Республики Крым;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России, Республики Крым; что такое Конституция; основные права ребенка;
- правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России, Республики Крым и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России, Республики Крым;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна –естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта, пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (14ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).
Породы домашних животных.
Экскурсия: Формы земной поверхность нашего края. Водоёмы нашей местности. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. Растения и животные луга. Растения и животные пресного водоёма.
Практические работы: Знакомство с картой родного края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Страницы истории России (20ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.
Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России. Регионы России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Формы контроля | Практическая часть д/з | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 четверть(18 ч.) | ||||||||||
Земля и человечество (9 ч.) | ||||||||||
1 | Мир глазами астронома | Текущий | стр.. 4–8, | |||||||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | фронтальный опрос | стр. 9–15, вопросы | |||||||
3 | Звездное небо – великая книга Природы. | фронтальный опрос | С. 16–21, «Проверь себя», написать памятку | |||||||
4 | Мир глазами географа. | фронтальный опрос | С. 22–28, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 | |||||||
5 | Мир глазами историка | фронтальный опрос | С. 2 9–35, вопросы, задания | |||||||
6 | Когда и где? | Тест (10 мин) | С. 36–40, вопросы, задания | |||||||
7 | Ми р глазами эколога. | фронтальный опрос | С. 41–47, вопросы, задания | |||||||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Тест | С. 48–53, вопросы, с. 52 «По- | |||||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | фронтальный опрос | С. 54–56, вопросы, задания | |||||||
Природа России (11 ч.) | Природа России (11 ч) | |||||||||
10 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. Равнины и горы России. | фронтальный опрос | С. 60-65, задание 3,4. | |||||||
11 | Моря, озера и реки России | Тест (10 мин) | С. 66-70, | |||||||
12 | Природные зоны России | фронтальный опрос | С. 71-75, задание 3-5 | |||||||
13 | Зона арктических пустынь | фронтальный опрос | С. 76-83,задания 1, 3 | |||||||
14 | Тундра. Природа тундры | графический диктант | С.84-93, задание 3 | |||||||
15 | Леса России | фронтальный опрос | С. 95-102, | |||||||
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин) | Проверочная работа | С. 103– 109, задания 1, 2 | |||||||
17 | Зона степей | фронтальный опрос | С.110-117,задание 3,4,5. | |||||||
18 | Пустыни | фронтальный опрос | С. 118-125, задание 4,5 | |||||||
2 четверть (15 ч.) | ||||||||||
19 | У Черного моря | фронтальный опрос | С. 126–134,задания 1, 4 | |||||||
20 | Проверь себя и оцени свои достижения по разделу « Природа России» | Тест Тематический | ||||||||
Родной край – часть большой страны (14 ч.) | Родной край – часть большой страны (12ч) | |||||||||
21 | Наш край | текущий | С. 138,задание 4-6. | |||||||
22 | Поверхность нашего края | текущий | С. 139– 144, задания 1–3, вопросы «Проверь себя» | |||||||
23 | Поверхность нашего края ( Экскурсия) | Графический диктант | ||||||||
24 | Водоемы нашего края | текущий | С. 145– 148, вопросы, задание 3 | |||||||
25 | Наши подземные богатства | текущий | С. 149– 159, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле | |||||||
26 | Земля-кормилица | работа с Красной книгой | С. 160– 163, вопросы, задание 3 | |||||||
27 | Экскурсия в лес и на луг. | графический диктант | С. 182– 190, вопросы, задание 5 | |||||||
28 | Жизнь леса. | текущий. фронтальный опрос | С. 164– 169, вопросы, задание 3 | |||||||
29 | Жизнь луга. | Тест (10 мин) | С. 170– 177, задания 2,3,7 | |||||||
30 | Жизнь пресного водоема | фронтальный опрос | С. 178– 186, вопросы, задание 2 | |||||||
31 | Экскурсия к водоёму. | С.187-194. Задание 4 | ||||||||
32 | Растениеводство в нашем крае | Тест | ||||||||
33 | Животноводство нашего края | фронтальный опрос | С. 195-203,задание 3 | |||||||
3 четверть (20 ч.) | ||||||||||
34 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой | фронтальный опрос | ||||||||
Страницы Всемиргой истории (5 часов) | ||||||||||
35 | Начало истории человечества | фронтальный опрос | С. 4–7, задания1–3 | |||||||
36 | Мир древности: далекий и близкий | фронтальный опрос | С. 8–14, вопросы,задание 2 | |||||||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | фронтальный опрос | С. 15–21, вопросы,задания | |||||||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | Тест | С. 22–27, вопросы, задания | |||||||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | фронтальный опрос | С. 28–32, вопросы, задания | |||||||
40 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. | тематический |
| |||||||
Страницы истории России (20 ч.) | ||||||||||
41 | Жизнь древних славян | фронтальный опрос | С. 34–39,вопросы, задания | |||||||
42 | Во времена Древней Руси | фронтальный опрос | С. 40–45, вопросы, задание 2 | |||||||
43 | Страна городов | фронтальный опрос | С. 46–54, вопросы, задание 2 | |||||||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | фронтальный опрос | С. 55–58, вопросы, задания | |||||||
45 | Трудные времена на Русской земле | фронтальный опрос | С. 59–64, вопросы, задание 2 | |||||||
46 | Русь расправляет крылья | фронтальный опрос | С. 65–69, вопросы, задание 2 | |||||||
47 | Куликовская | фронтальный опрос | С. 70–74, вопросы, задания | |||||||
48 | Иван Третий | фронтальный опрос | С. 75–81, вопросы, задания | |||||||
49 | Мастера печатных дел | тест (10 мин) | С. 82–86, вопросы, задание 2 | |||||||
50 | Патриоты России | фронтальный опрос | С. 87–93, вопросы | |||||||
51 | Петр Великий | фронтальный опрос | С. 94–100, вопросы | |||||||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | фронтальный опрос | С. 101– 104, вопросы | |||||||
53 | Екатерина Великая | фронтальный опрос | С. 105–111, вопросы, задания 1, 2 | |||||||
4 четверть (17 ч.) | ||||||||||
54 | Отечественная война 1812 года | тематический | С. 112– 121, | |||||||
55 | Страницы истории XIX века | фронтальный опрос | С. 122– 126, | |||||||
56 | Россия вступает в XX век | фронтальный опрос | С. 127– 135, вопросы,задание 2 | |||||||
57 | Страницы истории 20–30-х годов | фронтальный опрос | С. 136– 139, | |||||||
58 | Великая война и Великая Победа | Фронтальный опрос | С. 140– 146, | |||||||
59 | Великая война и Великая Победа | фронтальный опрос | Подготовить сообщение | |||||||
60 | Страна, открывшая путь в космос | фронтальный опрос | С. 147– 152, вопросы, задание 3 | |||||||
61 | История вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа. | тест тематический | ||||||||
Современная Россия (9 ч.) | ||||||||||
62 | Основной закон России и права человека | фронтальный опрос | С. 153– 159, вопросы, задание 2 | |||||||
63 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | фронтальный опрос | С. 160–163,вопр,задание 2 | |||||||
64 | Мы – граждане России | текущий | С. 164– 167,вопросы, задания1, 2 | |||||||
65 | Славные символы России | текущий | С. 168– 174, вопросы, задание12 | |||||||
66 | Такие разные праздники | текущий Графический диктант | С. 175– 179, вопросы, задание 2 | |||||||
67 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | Тест | С. 180–186, пересказ | |||||||
68 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | фронтальный опрос | С. 187–194, пересказ | |||||||
69 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | фронтальный опрос | С. 194–205, вопросы | |||||||
70 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | Тест тематический | Написать реферат на тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...
Рабочая программа 1 класс "Школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...