Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Окружающий мир. 1-4 классы» предметной линии учебников «Школа России». Авторы: А.А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2018
Учебник: Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_4_klass.docx | 63.57 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Мусорка
имени Героя Советского Союза Петра Владимировича Лапшова
муниципального района Ставропольский Самарской области
ПРИНЯТО: Руководитель МО учителей начальных классов ________________/С.А. Верина/ Протокол №__ от «___»___________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: И.о. директора ГБОУ СОШ с. Мусорка ________________/Г.И. Новичкова/ Приказ_____________ «___»___________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
Наименование учебного предмета Окружающий мир
Класс 4
Уровень общего образования начальная школа
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 68 часа в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Окружающий мир. 1-4 классы» предметной линии учебников «Школа России». Авторы: А.А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2018
Учебник: Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2019
Адаптированную рабочую программу составила учитель начальных классов Верина Светлана Алексеевна
2019-2020 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру разработана для 4-го класса, в котором в условиях инклюзии обучается 1 ребёнок с задержкой психического развития, которому ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.1).
Ученица испытывает затруднения в обучении, с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса. Девочка знает сведения о себе, понимает родственные связи. Однако, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно. Словарный запас беден, пассивный словарь преобладает над активным. В речи мало наречий, сложных предлогов, определений, дополнений. Ученица по прослушанному тексту отвечает на вопросы односложно, не может составить распространённое предложение, осуществить последовательный точный пересказ. Наблюдаются низкая речевая активность и бедная эмоциональная окраска самостоятельных высказываний.
В учебной деятельности проявляет пассивное участие. Работоспособность низкая. На уроках работает слабо, к предмету относится без особого энтузиазма. Домашние задания выполняет не всегда и не полностью, хотя всегда под руководством родителей. Даёт неполные, односложные ответы на поставленный вопрос. Требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опоры. Самостоятельно применить изученный материал на уроке почти не может. Память не развита, не может выразить ясно и чётко свои мысли. Читает плохо, по слогам. При прочтении какого-либо текста про себя она может рассказать в общих чертах о чём прочитала.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях
Цель предмета «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного осознания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи предмета «Окружающий мир»:
- формировать уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- формировать модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формировать компетенции для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Цель коррекционно-развивающего характера: формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношении к среде обитания и правила поведения в обществе и природе.
Задачи коррекционно-развивающего характера:
- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий.
Метапредметные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве.
Учащийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- формулировать понятия и термины по результатам освоения информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.
Учащийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них -Конституция Российской Федерации - защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России - основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 12 |
3 | Родной край – часть большой страны | 10 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 11 |
ИТОГО | 68 |
Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце - ближайшая к Земле звезда.
Планеты Солнечной системы. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности
движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.
Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.
Мир глазами историка. Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.
Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.
Международная Красная книга.
Раздел 2. Природа России (12 ч)
Равнины и горы России. Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки - объект Всемирного наследия.
Моря, озёра и реки России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Природные зоны России. Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.
Зона арктических пустынь. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь.
Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.
Леса России. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.
Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон.
Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных.
Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения.
У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу России.
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (10 ч)
Поверхность нашего края. Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.
Наши подземные богатства. Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств.
Земля-кормилица. Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.
Жизнь леса. Лес - сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса.
Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.
Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана.
Раздел 4. Страницы всемирной истории (6 ч)
Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.
Средние века: время рыцарей и замков. Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.
Новое время: встреча Европы и Америки. Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники.
Новейшее время: история продолжается сегодня. Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса.
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)
Государство Русь. Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.
Страна городов. Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги.
Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский.
Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII-начале XIV века. Московский князь Иван Калита. Сергий Радонежский.
Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.
Иван Третий. Падение ордынского ига. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль - символ Москвы. Герб государства - двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный - первый российский царь. Земские соборы. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири.
Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного.
Патриоты России. Смута. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.
Пётр Великий. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I - первый российский император.
Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.
Екатерина Великая. Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра I. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям.
Отечественная война 1812 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном.
Страницы истории ХIХ века. Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года. Технические достижения России в XIX веке.
Россия вступает в ХХ век. Николай II - последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война.
Страницы истории 1920-1930-х годов. Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов.
Великая Отечественная война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград.
Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской
славы. Цена Победы.
Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин - первый космонавт Земли. Развитие СССР до 1980 -х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР.
Раздел 6. Современная Россия (11 ч)
Основной закон России и права человека. Понятие о федеративном устройстве
России. Многонациональный характер населения России. Конституция - основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
Мы - граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Славные символы России. Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества.
Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны.
Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности учащихся с ОВЗ | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
РАЗДЕЛ 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч) | ||||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Рассказывать о мире с точки зрения астронома | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома | Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет. Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве. Называть причины смены дня и ночи и времён года | Р. Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока П. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома | На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров. Различать планеты и их спутники. Иметь представление о смене дня и ночи, о смене времен года |
3 | Мир глазами географа | 1 | Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса. Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Объяснять значения слов: «география», «географ» | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Составлять рассказ на заданную тему | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения географа | Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. |
4 | Мир глазами историка | 1 | Понимать, что история - это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения историка | Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Называть источники исторических сведений |
5 | Когда и где? | 1 | Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения историка | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события |
6 | Мир глазами эколога | 1 | Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения эколога | Иметь представление о современных экологических проблемах. Предлагать пути их решения |
7 | Международная Красная книга | 1 | Рассказывать о Международной Красной книге. Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения | Р. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам П. Использовать карту учебника для поиска новой информации, фиксировать полученные сведения в форме таблицы в тетради К. Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий | Самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России | Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги |
8 | Обобщение по разделу «Земля и человечество» | 1 | Иметь общие представления о строении Солнечной системы. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Рассказывать о мире с точки зрения астронома, историка, географа. Различать год, век, арабские и римские цифры. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Предлагать меры по решению экологических проблем | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Понимать характер взаимоотношений человека с природой. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
9 | Проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | 1 | Иметь общие представления о строении Солнечной системы. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Рассказывать о мире с точки зрения астронома, историка, географа. Различать год, век, арабские и римские цифры. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Предлагать меры по решению экологических проблем | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. Понимать характер взаимоотношений человека с природой. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени» |
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИ (12 ч) | ||||||
10 | Равнины и горы России | 1 | Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки - объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Использовать карту учебника для поиска новой информации К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям |
11 | Моря, озера и реки России | 1 | Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское. Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике | Р. Планировать свои действия, контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве П. Использовать карту учебника для поиска новой информации К. Составлять рассказ на заданную тему | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов |
12 | Природные зоны России | 1 | Называть природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности | Р. Осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке П. Использовать знаково-символические средства для объяснения смены природных зон в нашей стране К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России: определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь. Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Готовить собственное сообщение по теме урока, используя различные источники информации | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Иметь представление о зоне арктических пустынь. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни |
14 | Тундра | 1 | Показывать на карте природных зон зону тундры. Называть природные особенности зоны тундры. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Рассказывать о занятиях местного населения. Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры | Р. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы П. Самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы К. Формулировать ответы на вопросы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии: находить и показывать на карте природных зон зону тундры |
15 | Леса России | 1 | Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов. Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Называть экологические связи в лесах | Р. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы П. Умение извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов |
16 | Лес и человек | 1 | Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Называть экологические проблемы зоны лесов. Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о правилах поведения в лесу. Называть заповедники и национальные парки лесных зон | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России | С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране |
17 | Зона степей | 1 | Показывать на карте природных зон зону степей. Рассказывать о природных особенностях зоны степей. Называть экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Называть заповедники степной зоны. Рассказывать о питомниках для редких животных | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Готовить сообщение по теме, используя дополнительную литературу | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей |
18 | Пустыни | 1 | Показывать на карте природных зон зону пустынь. Рассказывать о природных особенностях зоны пустынь. Рассказывать об освоении полупустынь и пустынь человеком. Называть экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения | Р. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы П. Сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами К. Составлять рассказ на заданную тему | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни |
19 | У Черного моря | 1 | Показывать на карте природных зон зону субтропиков. Называть экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России. Рассказывать о курортах Черноморского побережья Кавказа. Объяснять значения слов: «Черноморское побережье Кавказа», «субтропики» | Р. Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы П. Использовать карту учебника для поиска новой информации К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Находить и показывать на карте природных зону субтропиков. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа |
20 | Обобщение по разделу «Природа России» | 1 | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, природные зоны России, различать формы земной поверхности, сравнивать природные зоны, описывать их характерные особенности | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Различать (узнавать) изученные объекты. Проводить простейшую классификацию. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой |
21 | Проверочная работа по разделу «Природа России» | 1 | Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, природные зоны России, различать формы земной поверхности, сравнивать природные зоны, описывать их характерные особенности | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Различать (узнавать) изученные объекты. Проводить простейшую классификацию. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой |
РАЗДЕЛ 3. РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (10 ч) | ||||||
22 | Поверхность нашего края | 1 | Называть формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Рассказывать об охране поверхности края. Объяснять значения слов: «овраг», «балка» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края |
23 | Водные богатства нашего края | 1 | Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края. Называть источники загрязнения вод в регионе | Р. Контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве. П. Выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов; осуществлять анализ, сравнение и классификацию по заданным критериям К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов |
24 | Наши подземные богатства | 1 | Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Рассказывать об охране подземных богатств | Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату П. Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Называть важнейшие полезные ископаемые родного края |
25 | Земля-кормилица | 1 | Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв. Различать типы почв родного края. Рассказывать об охране почв | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. К. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Иметь представление об охране почв |
26 | Жизнь леса | 1 | Объяснять значение выражения «природное сообщество». Рассказывать о природном сообществе смешанного леса. Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Моделировать цепи питания | Р. Контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве. П. Умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой К. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в паре или группе | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса |
27 | Жизнь луга | 1 | Рассказывать о природном сообществе луга. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга. Рассказывать об охране лугов | Р. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь П. Устанавливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды К. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в паре или группе | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Описывать луг по фотографии. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. |
28 | Жизнь в пресных водах | 1 | Рассказывать о природном сообществе пресных вод. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Моделировать цепи питания. Называть правила поведения у водоёма. Рассказывать об охране пресноводных растений и животных. Рассказывать о болотах и об их охране | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края | Описывать водоём по фотографии. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края |
29 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | Находить и показывать на карте России свой регион, описывать формы земной поверхности, иметь представление о водных объектах своего региона, о полезных ископаемых своего края, почвы, выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой | |
30 | Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | Находить и показывать на карте России свой регион, описывать формы земной поверхности, иметь представление о водных объектах своего региона, о полезных ископаемых своего края, почвы, выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. Сравнивать объекты и проводить простейшую классификацию. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой |
31 | Наши проекты | 1 | Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свои достижения по выполнению проекта П. Проявлять творческие способности при оформлении итогов проектных работ К. Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов | Участвовать в проектной деятельности |
РАЗДЕЛ 4. СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (6 ч) | ||||||
32 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции. Древнем Риме, об их культуре и религии. Использовать «ленту времени». Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» | Р. Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; П. Формулировать понятия и термины по результатам освоения информации К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств |
33 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов. Сопоставлять мировые религии. Рассказывать о рыцарях и замках. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Составлять рассказ на заданную тему | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. |
34 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Рассказывать о Новом времени в истории Европы. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Называть выдающихся людей Нового времени. Работать с географической картой | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. К. Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени. Иметь представление о научных открытиях и технических изобретениях Нового времени |
35 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Называть научные открытия и технические изобретения XX - XXI веков. Называть выдающихся людей Новейшего времени | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. К. Готовить сообщения по теме урока, используя дополнительные источники информации | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Иметь представление об исследованиях Арктики и Антарктики |
36 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Определять по ленте времени длительность исторических периодов. Иметь общее представление о мировых религиях. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI вв. Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические эпохи | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Определять по ленте времени длительность исторических периодов. Иметь общее представление о мировых религиях, о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI вв., об особенностях быта людей в разные исторические эпохи |
37 | Проверочная работа по разделу «Страницы всемирной истории» | 1 | Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Определять по ленте времени длительность исторических периодов. Иметь общее представление о мировых религиях. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI вв. Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические эпохи | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Определять по ленте времени длительность исторических периодов. Иметь общее представление о мировых религиях, о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI вв., об особенностях быта людей в разные исторические эпохи |
РАЗДЕЛ 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 ч) | ||||||
38 | Государство Русь | 1 | Называть столицу Древней Руси. Понимать значение принятия Русью христианства. Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Построение логической цепочки рассуждений, развивать умения и навыки работы с картографическим материалом К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IX - XI веках. Понимать значение принятия Русью христианства |
39 | Страна городов | 1 | Объяснять важность находок археологами берестяных грамот. Объяснять значение летописи об основании Москвы. Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Развивать умения и навыки работы с картографическим материалом К. Составлять рассказ на заданную тему | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде |
40 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Называть имена создателей славянской азбуки. Объяснять значение слова «летопись». Объяснять роль летописей для изучения истории России. Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать ответы на вопросы | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Называть имена создателей славянской азбуки |
41 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Рассказывать о монгольском нашествии. Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда». Рассказывать об Александре Невском. Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Развивать навыки и умения работы с картографическим материалом К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов |
42 | Русь расправляет крылья | 1 | Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси. Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита. Объяснять значение слова «монастырь» | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления |
43 | Куликовская битва | 1 | Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану. Моделировать ход Куликовской битвы. Осознавать роль Куликовской битвы в истории России | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Развивать навыки и умения работы с картографическим материалом, делать обобщения, выводы, извлекать информацию К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Иметь представление о битве на Куликовом поле. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану |
44 | Иван Третий | 1 | Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики. Понимать значение освобождения от монгольского ига | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Развивать навыки и умения работы с картографическим материалом К. Формулировать ответы на вопросы | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига |
45 | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного | 1 | Знать, когда Россия стала царством, как началось освоение Сибири. Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Осознавать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание | Р. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам П. Выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов К. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в паре или группе | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Иметь представление о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников. Осознавать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание |
46 | Патриоты России | 1 | Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России. Объяснять значение выражения «народное ополчение» | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Овладевать аналитическими умениями сравнения и обобщения К. Составлять рассказ на заданную тему | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции |
47 | Петр Великий | 1 | Рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника. Понимать, почему Пётра I называют Великим. Рассказывать об основании града Петра | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Развивать картографические умения и навыки К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников | Иметь представление о реформах Петра 1 на основе материала учебника, об основании града Петрова |
48 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Рассказывать о М.В. Ломоносове. Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры | Р. Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников | Иметь представление о М.В. Ломоносове, его заслугах в развитии науки и культуры |
49 | Екатерина Великая | 1 | Рассказывать о Екатерине Второй. Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой. Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Поиск и выделение необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи К. Готовить сообщения по теме, используя дополнительные источники информации | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников | Иметь представление о Екатерине Великой, знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове |
50 | Отечественная война 1812 года | 1 | Рассказывать о Бородинском сражении. Рассказывать о М.И. Кутузове. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной. Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Объяснять значение выражения «Отечественная война» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Формулировать понятия и термины по результатам освоения информации К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества | Иметь представление о Бородинском сражении, М.И. Кутузове, Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной |
51 | Страницы истории XIX века | 1 | Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости. Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года | Р. Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока П. Формировать умения работы с адаптированными письменными источниками другой исторической эпохи К. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в паре или группе | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего | Иметь представление о технических новшествах, которые изменили жизнь людей. Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости |
52 | Россия вступает в XX век | 1 | Объяснять значение выражения «Гражданская война». Рассказывать о Первой мировой войне. Февральской и Октябрьской революциях | Р. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам П. Устанавливать причинно-следственные связи делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций К. Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего | Иметь представление о о Первой мировой войне. Февральской и Октябрьской революциях |
53 | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | Рассказывать об образовании СССР. Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Развивать навыки и умения работы с картографическим материалом К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России | Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации |
54 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война» | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Поиск и выделение необходимой информации, проявлять творческие способности при выполнении рисунков К. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества | Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны. Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира |
55 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина. Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР. Называть экологические проблемы того времени. Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Готовить сообщения по теме урока, используя дополнительные источники информации | Чувства сопричастности к отечественной истории посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие | Иметь представление о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина |
56 | Обобщение по разделу «Страницы истории России» | 1 | Рассказывать о жизни древних славян. Иметь представление об устройстве древнерусского города. Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена. Осознавать роль важных событий в истории России | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Иметь представление о жизни древних славян, об устройстве древнерусского города, об особенностях быта людей в разные исторические времена. Осознавать роль важных событий в истории России |
57 | Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» | 1 | Рассказывать о жизни древних славян. Иметь представление об устройстве древнерусского города. Рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена. Осознавать роль важных событий в истории России | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Иметь представление о жизни древних славян, об устройстве древнерусского города, об особенностях быта людей в разные исторические времена. Осознавать роль важных событий в истории России |
РАЗДЕЛ 6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (11 ч) | ||||||
58 | Основной закон России и права человека | 1 | Рассказывать о федеральном устройстве России. Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека. Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция» | Р. Ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. П. Использовать знаково-символические средства, в том числе понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр. К. Формулировать ответы на вопросы | Умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка | Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Иметь представление о федеральном устройстве России |
59 | Мы – граждане России | 1 | Называть права и обязанности гражданина. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь | Р. понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами К. Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы | Умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка | Иметь представление о правах и обязанностях гражданина |
60 | Славные символы России | 1 | Понимать, что такое «символ» и называть символы России. Объяснять значение символов России в жизни государства и общества | Р. Контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве П. Читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное К. Взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебных заданий | Умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о государственном устройстве Российской Федерации | Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы |
61 | Такие разные праздники | 1 | Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников | Р. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме П. Осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина |
62 | Путешествие по России | 2 | Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу П. Читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий К. Составлять рассказ на заданную тему | Уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества | Иметь представление о народах России, об обычаях и традициях народов России, о городах России |
63 | ||||||
64 | Обобщение по разделу «Современная Россия» | 1 | Показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России. Различать символы современной России. Рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны. Объяснять, что такое права человека | Р. Понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока П. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях К. Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России. Иметь представление о символах современной России, о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны. Объяснять, что такое права человека |
65 | Проверочная работа по разделу «Современная Россия» | 1 | Показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России. Различать символы современной России. Рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны. Объяснять, что такое права человека | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Показывать на карте границу, территорию, столицу, города современной России. Иметь представление о символах современной России, о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны. Объяснять, что такое права человека |
66 | Наши проекты | 1 | Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свои достижения по выполнению проекта П. Проявлять творческие способности при оформлении итогов проектных работ К. Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов | Участвовать в проектной деятельности |
67 | Итоговая поверочная работа | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации П. Ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач К. Формулировать ответы на вопросы | Мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты |
68 | Презентация проектов | 1 | Представлять результаты проектной деятельности. | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свои достижения по выполнению проекта П. Проявлять творческие способности при оформлении итогов проектных работ К. Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов | Представлять результаты проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России"), 4 класс
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (учебно-методический комплекс "Школа России"), 4 класс...