Урок по окружающему миру. Будь природе другом. 2 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Билалова Гульчачак Илдаровна

Будь природе другом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_prirode_drugom.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Будь природе другом!

Цель: Продолжить знакомство с Красной книгой. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

1.        Познакомить с правилами друзей природы.

2.        Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении  правил друзей природы.

3.        Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.

4.        Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.

Форма проведения урока: урок- конференция.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)

– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)

III. Сообщение темы и задач урока.

– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.

– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.

– К каждому ряду прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)

– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)

169, 4585397 956230!

Ключ к разгадке

        0        1        2        3        4        5        6        7        8        9        ,

         М          Б          Г          О          П          Р          У          Е          И          Д          Ь

– Тема нашего урока: Будь природе другом!

IV. Работа по теме урока. Изучение материала.

1. Беседа.

  - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

 - В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

-  Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

-  Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

2. Работа в паре по учебнику. С. 92.

– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

3. Повторение классификации дорожных знаков. (Слайд)

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).

– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.)

– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти   правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение изучения материала.

1. Работа в группах.

– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

1. Отгадайте загадки:

– Я – зверек, лесной,

Встал, как столбик, под сосной.

И стою среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится.

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка)

2. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней.

Кто же это? (Соловей)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек (Утка)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (Дятел)

2. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадайте загадки:

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду –

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)

Не птичка,

А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

Летит – пищит,

Сядет – молчит;

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар)

2. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоит красавица на полянке:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

2. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

- Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.

2. Выступление ребят со своими сообщениями.

– А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)

– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).

– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд)

– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.

– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

VII. Подведение итогов урока.

– Давайте подведем итоги нашей конференции

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Урок - конференция по окружающему миру "Будь природе другом". УМК "Школа России".

Конспект урока окружающего мира: "Будь природе другом". 2 класс.Презентация к уроку.Раздаточный материал....

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом!

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом! Программа Школа России 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом"

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе к учебнику А.А.Плешакома УМК Школа России...

Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"

Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....

Технологическая карта урока окружающего мира “Будь природе другом!” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правилах поведения на природе, направленных на ее сбережение (правила друзей природы).Дидактические:Научить анализировать текст и оценивать посту...