Урок по окружающему миру. Будь природе другом. 2 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Будь природе другом!
Цель: Продолжить знакомство с Красной книгой. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
1. Познакомить с правилами друзей природы.
2. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении правил друзей природы.
3. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.
Форма проведения урока: урок- конференция.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.
– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)
– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
III. Сообщение темы и задач урока.
– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– К каждому ряду прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)
169, 4585397 956230!
Ключ к разгадке
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ,
М Б Г О П Р У Е И Д Ь
– Тема нашего урока: Будь природе другом!
IV. Работа по теме урока. Изучение материала.
1. Беседа.
- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
- Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
2. Работа в паре по учебнику. С. 92.
– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
3. Повторение классификации дорожных знаков. (Слайд)
- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).
– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.)
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
Дети читают вслух «Правила друзей природы».
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение изучения материала.
1. Работа в группах.
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки:
– Я – зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стою среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)
2. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней.
Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
2. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадки:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)
2. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)
2. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
- Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
2. Выступление ребят со своими сообщениями.
– А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах
Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
VII. Подведение итогов урока.
– Давайте подведем итоги нашей конференции
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
VIII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Будь природе другом"
На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы, активному содействию животным. Прививала культ...
Урок - конференция по окружающему миру "Будь природе другом". УМК "Школа России".
Конспект урока окружающего мира: "Будь природе другом". 2 класс.Презентация к уроку.Раздаточный материал....
Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России
Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...
Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом!
Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом! Программа Школа России 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом"
Разработка урока по окружающему миру во 2 классе к учебнику А.А.Плешакома УМК Школа России...
Открытый урок по окружающему миру "Будь природе другом!"
Данный открытый урок по окружающему миру составлен по программе Школа России для 2 класса. Дидактический материал: раздаточный материал, презентация к уроку, наглядный материал....
Технологическая карта урока окружающего мира “Будь природе другом!” (УМК “Школа России”, 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правилах поведения на природе, направленных на ее сбережение (правила друзей природы).Дидактические:Научить анализировать текст и оценивать посту...