Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом!
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом! Программа Школа России 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bud_prirode_drugom.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Прокопова О.В. МКОУ Брединская СОШ №1, учитель начальных классов
Предмет: | Окружающий мир | ||
Класс | 2 | ||
Урок | №23 | ||
Тема урока | Будь природе другом! | ||
Тип урока | урок усвоения нового материала | ||
Цели | Определить влияние деятельности человека на природу. Сформулировать правила поведения в природе. Сформировать желание беречь и защищать природу. | ||
Основное содержание темы Термины и понятия | Природа, экология, экологические правила, Красная книга. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе; -понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -извлекать и перерабатывать информацию из текста, составлять рассказ при работе в группе; -моделировать правила с помощью условных знаков; - соотносить свои представления с новой информацией; -делать выводы, оценивать свои достижения на уроке. | -называть причины исчезновения животных и растений, рассказывать о мерах по их охране; -приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу; -называть факторы, угрожающие живой природе; -знать правила поведения в природе. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Технология Изо | Информационный материал: учебник «Окружающий мир» для 2 – го класса, ч.1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя. Демонстрационный материал: презентация, разноцветный мешочек, рюкзак, мультфильмы «Фиксики. Фиксики- советы. Береги природу», «Про Эколят- молодых защитников природы», Интерактивный материал: Фотографии растений и животных нашего района, карточки с текстом «Поездка в лес». | Фронтальная; индивидуальная - парная - групповая - |
Структура урока
Этапы урока | Задачи | Методы обучения | ФОПД | Формы контроля |
1.Организационный этап. | подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке. | Метод мотивации | фронтальная | |
2.Этап проверки домашнего задания. | выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся по теме | Интерактивные методы Эвристический метод Приём «Нестандартный вход в урок» Приём «Шаг за шагом» | групповая фронтальная | устный опрос |
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся. | создание ситуации противоречия и формулировка проблемы создание условий для формулирования детьми цели урока | Активные методы Индуктивный метод- проблемные задания Приём «Необъявленная тема» | фронтальная | самоконтроль устный опрос |
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. | создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. | Интерактивные методы Представление основного материала в словесной, знаково – символической форме. Приём по самопознанию «Минута тишины» | групповая | устный опрос взаимопроверка полилог- коллективное обсуждение |
5.Этап первичной проверки понимания изученного. | осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. | Эвристический метод Приём «Игровая цель» | фронтальная | устный опрос |
6.Этап закрепления изученного. | закрепление новых знаний и умений | Интерактивные методы Наглядные методы | парная | фронтальный опрос |
7.Этап применения изученного. | применение новых знаний и умений | Практические методы- самостоятельная работа | индивидуальная | самоконтроль письменный опрос |
8.Этап обобщения и систематизации. | обобщение и закрепление полученных знаний. | Интерактивные методы Приём «Зигзаг» | групповая | фронтальный опрос |
9.Этап контроля и самоконтроля. | выявление пробелов в знаниях. | Методы контроля и самоконтроля Приём «Лови ошибку» | парная | взаимопроверка полилог- коллективное обсуждение |
10.Этап коррекции. | коррекция пробелов в знаниях. | Приём «Хочу спросить» | фронтальная | фронтальный опрос |
11.Этап информации о домашнем задании. | обеспечение понимания и осмысления учащимися содержания и способа выполнения домашнего задания | Метод создания ситуации успеха | фронтальная | фронтальный опрос |
12.Этап подведения итогов занятия. | проверка достижений собственных целей, обобщение и выводы | Словесные методы- беседа Приём «Рюкзак» | фронтальная | фронтальный опрос |
13.Этап рефлексии. | оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | фронтальная | фронтальный опрос |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап. | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. -Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: Мы - дружные! Мы - умные! Мы - смелые! Мы отлично учимся Всё у нас получится! | Ученики здороваются и занимают свои места. Настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: -учатся слушать и понимать учителя. Регулятивные: способность к самоорганизации. |
2.Этап проверки домашнего задания. | До начала урока учитель на отдельный стол ставить разноцветный мешочек. -Вы, наверное, обратили внимание на необычный предмет. Подойдите к столу. Как вы думаете, что там находится. Вы можете поднять мешочек, потрогать руками. -Кто догадался? А как вы думаете, какая? -Давайте проверим. Приём «Шаг за шагом» Кто из вас назовёт термины, явления, понятия, высказывания про Красную книгу. -Молодцы. Займите свои места. | Подходят. Там находится книга. Красная книга. Ученики, шагая к своим партам, на каждый шаг называют слова. | Личностные УУД: формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности. Познавательные УУД: установление причинно- следственных связей. Анализ и классификация объектов. |
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся. | -Как мы можем назвать одним словом: солнце, воздух, вода, растения, животные, человек- всё это … Сейчас послушайте песню Клары Румяновой и скажите, о ком эта песня? Мы выделили два слова природа и друг. Давайте сформулируем тему нашего урока? -Кому из вас известно, какая наука изучает взаимодействие человека с природой? -Да, эта наука – экология. Её название образовалось из двух греческих слов: «эко»- дом и «логос» - наука. Поэтому модно сказать, что экология- это наука о нашем общем доме, имя которому – планета Земля. Давайте поставим цель урока. -Продолжите фразу - что мы должны узнать в ходе урока? - чему научимся? Проверим себя. Откройте учебник на с.92 и прочитайте. Чему ещё мы научимся? | Природа О друге Будь природе другом. Экология. Мы узнаем (какие поступки людей разрушают природу?) Мы научимся (защищать природу) Читать и рисовать экологические знаки. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные УУД: понимать свою роль в деле охраны окружающей среды. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. | -Ребята, вы любите путешествовать? Я приглашаю вас совершить самое необыкновенное путешествие. А для этого сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вокруг обворожительно зелёный лес, гуляют лесные звери. Они с удовольствием принимают нас у себя в гостях (пауза). Подышите свежим воздухом Матушки- Природы (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох (пауза). Зарядитесь доброй энергией (пауза). Медленно откроем глаза. Какие чувства пробудила в вас прогулка на природе? -Мы были в гостях у природы. А как нужно вести себя в гостях? -Да, есть правила поведения. Но иногда человек не всегда выполняет правила друзей природы. Послушайте одно выражение и назовите правило друзей. «Один человек оставляет за собой след, 100 человек – тропу, а 1000 человек – пустыню». -Молодцы. -Мы с вами назвали первое экологическое правило. У каждого правила есть свой знак. Внимательно рассмотрите схему. Какой формы эти знаки? Физкультминутка Вместе по лесу идём - Сейчас поработаем в группах. Давайте вспомним о правилах работы в парах или группе. Первая группа смотрит мультфильм про Эколят- молодых защитников природы. Вторая группа мультфильм Фиксики. Фикси- советы. Береги природу. После просмотра вам нужно назвать правила друзей природы и раскрасить соответствующие экологические знаки. После работы давайте заслушаем сообщения 1 и 2 группы. -Молодцы. | Да Чувства радости, красоты… Не рвать цветы, не ловить бабочек… Не будем топтать лесные полянки, передвигаться нужно по тропинкам. Круглая форма Называют правила 1.Говорим по очереди, не перебивая друг друга; 2.Внимательно слушаем; 3.Четко высказываем свое мнение; 4. Уважаем мнение собеседника. 1гр. – не будем срывать цветы -не будем мусорить - не будем разводить огонь.. 2гр. -не будем ломать ветки деревьев -не будем загрязнять воду.. | Личностные УУД: Проявляют интерес и понимают, что к природе нужно относится бережно. Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
5.Этап первичной проверки понимания изученного. | -Давайте поиграем в игру «Мы гуляем по лесу» Я вам называю действия, а вы на правильные поднимаете руки вверх, а на неправильные шагаете на месте. Если я приду в лесок, то сорву ромашку Если я конфетку съем, то заберу с собой бумажку Если я найду гнездо, то покормлю птенца Буду беречь каждое дерево, веточку, цветочек. | - + - + | Предметные УУД: знать правила поведения в природе. Личностные УУД:. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе. |
6.Этап закрепления изученного. | -Ребята, почему многие растения и животные встречаются всё реже? Приведите примеры растений и животных. А растения и животные нашего края? - Я предлагаю ваши ответы оформить в виде проекта, продуктом которого станет Красная книга Брединского района. Обложка книги есть, а все страницы в ней пустые. Нам нужно это исправить. Поработаем в парах. На столах лежат конверты. Там находятся кусочки фотографий животных и растений нашего района. Вам нужно привести их в порядок и внести в нашу Красную книгу. | Зубр, лотос, женьшень… Красная книга Брединского района (степная пищуха, водяная ночница, лён многолетний…) | Предметные УУД: приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу |
7.Этап применения изученного. | Физкультминутка Будем прыгать, как лягушка -Каковы основные причины сокращения численности растений и животных? Какие правила друзей природы мы должны соблюдать? -Давайте откроем рабочую тетрадь на с.62. Самостоятельно выполните 1 и 2 задание. Проведём взаимопроверку. Какие ещё правила вы можете предложить? | Выполняют задания. | Коммуникативные УУД: - умение работать самостоятельно. поискового характера. Регулятивные УУД: -формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности. |
8.Этап обобщения и систематизации. | -Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относится к природе, чтобы не навредить ей. -Откройте учебник на с.94-95. 1 группа изучает материал на с.94, а вторая группа на с. 95 Выслушаем лидеров каждой группы. -Кто из мальчиков вам больше понравился? -Почему у кузнечика были печальные глаза? -Только ли нужно беречь и охранять животных, которые входят в Красную книгу? | Открывают Читают Рассказывают о прочитанном Первый мальчик. Он испугался Нужно бережно относится ко всем животным и защищать их | Предметные УУД: называть факторы, угрожающие живой природе. Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию |
9.Этап контроля и самоконтроля. | - Правильно. У вас на партах лежат тексты. Вам нужно прочитать текст и найти ошибки, допущенные детьми на прогулке, и обоснуйте свои ответы. Поездка в лес Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу». | Читают текст. Находят ошибки. | Предметные УУД: называть причины исчезновения животных и растений, рассказывать о мерах по их охране. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
10.Этап коррекции. | -Кому было трудно выполнять задание? У кого остались вопросы по теме урока, вы можете сказать «Хочу спросить….» | Хочу спросить… | Коммуникативные УУД: задавать вопросы Предметные УУД: знать правила поведения в природе. |
11.Этап информации о домашнем задании. | -Я предлагаю вам на выбор домашнее задание 3 уровней. Можно работать в паре, в группе. 1 уровень – создать буклет на тему «Будь природе другом!» 2 уровень - продолжить работу над проектом «Красная книга Брединского района» подготовить сообщение, презентацию, фильм. 3 уровень – творческое представление темы: «Я- защитник природы». | Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения. |
12.Этап подведения итогов занятия. | Вспомните, какие цели мы ставили в начале уроке? - продолжите фразу. Мы узнали - какие поступки людей разрушают природу? Мы научились - защищать природу. читать и рисовать экологические знаки. -У меня в руках рюкзак. Мы будем передавать его друг другу рассказывать о своих успехах на уроке. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Оценивание | Мы узнаем… Мы научимся …. -я научился составлять экологические знаки -я разобрался в новой теме -я запомнил правила друзей | Регулятивные УУД: учатся взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, адекватно оценивать свою деятельность. Личностные УУД: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
13.Этап рефлексии. | -Представьте, что у вас в руках чашка. Мысленно наполните её своим любимым напитком. Постарайтесь представить рядом с вашей чашкой чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка и ещё, ещё. Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. Она снова полна до краёв. Что же случилось? Твоя чашка особенная. Она наполнена твоей добротой. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Ведь чем больше мы отдаём, тем больше получаем взамен. - Спасибо за работу. Урок окончен. | Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.
"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...
конспект урока по окружающему миру "Природа и мы"
конспект урока по окружающему миру "Природа и мы"...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!
УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....
Конспект урока по окружающему миру "Природа России"
Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...
Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"
Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы" Школа России 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."
Учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."...