Кейс - урок по окружающему миру 3 класс А.А. Плешаков
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Кейс - урок по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 63.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
Класс: 3.
Программа: Школа России.
Авторы: А. А. Плешаков.
Тема: В царстве грибов.
Цели: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.
Задачи:
расширить и закрепить у учащихся знания о строении грибов и их классификации;
совершенствовать умение работать в группе, выполнять задания с использованием ИКТ; развивать логическое мышление;
способствовать самоорганизации обучающихся;
формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, а также работать с дополнительной литературой;
продолжить экологическое воспитание учащихся.
Технологии: кейс-технология.
Планируемые результаты:
Личностные: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Предметные: получить представление о царстве грибов, со строением шляпочных грибов; узнать новое о съедобных и несъедобных грибах; о грибах, отнесенных в Красную книгу.
Метапредметные:
1. Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.
2. Познавательные: добывать новые знания, находить необходимую информацию в различных источниках, анализировать и обобщать информацию, различать съедобные и несъедобные грибы.
3. Коммуникативные: работа в группе, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками, определять общую цель и пути её достижения.
Ход урока:
- Организационный момент.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
-Ребята, вы любите делать открытия? Тогда сегодня на уроке я предлагаю вам провести небольшое исследование. Работать будем в группах. Пусть каждая группа выберет себе руководителя. Вы согласны со мной? Тогда начнем!
2. Актуализация знаний.
-Для начала ответьте на мои вопросы:
1) Вспомните, на какие две части делят природу? (На живую и неживую.)
2)Что относится к неживой природе? (Камни, вода, почва, воздух и т. д.)
3. Сообщение ситуации.
Учитель. С какими царствами живой природы мы уже знакомы?
(Мы знаем о царствах растений и животных. )
Учитель. Чтобы узнать с каким царством сегодня мы будем знакомиться, вы должны отгадать загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся.
(Это гриб)
Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с царством грибов, узнаем о них много интересного. Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники. Многие грибы могут достигать огромных размеров, а некоторые можно увидеть только под микроскопом.
О грибах можно узнать очень много интересного и полезного. Но сегодня мы поговорим о грибах, которые вам более знакомы, т. е. о шляпочных грибах, выясним виды грибов, и ответим на следующие вопросы:
План на доске.
- Строение шляпочных грибов.
- Грибы из Красной книги России.
- Грибы съедобные и несъедобные.
- Как собирать грибы.
4. Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1. Участники первой группы расскажут нам о строении шляпочных грибов.
2.Вторая группа нам поведает о грибах, которые занесены в Красную книгу.
3. Ребята из третьей группы расскажут нам о съедобных и ядовитых грибах.
4.Четвертая группа научит нас правильно собирать грибы.
А теперь каждая группа, изучив источники (на изучение дается 15 минут), обсудив вопрос в группе, должна подготовить ответ на него. Отвечать будут 1 - 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно).
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
4.Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1.
Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2014. Стр. 112-113.
Источник №2.
Почти каждый из нас знает съедобные шляпочные грибы.
Тело шляпочного гриба состоит из двух частей: грибницы и плодового тела. Грибница – это большая часть гриба, которая состоит из тонких бесцветных нитей и прячется под землей. Плодовое тело – это то, что грибники называют грибом. Оно тоже состоит из нитей, только здесь они очень плотно переплетены.
Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой, или пеньком. Если рассмотреть шляпку с нижней стороны, то у одних грибов видны отверстия трубочек, а у других – пластинки. Поэтому по строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые и пластинчатые грибы.
Грибница по своему строению у всех шляпочных грибов похожа. А вот плодовые тела очень разнообразны и часто ярко окрашены в лиловый, красный, зеленоватый, ярко-желтый и другие цвета.
Строение шляпочного гриба.
chool-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF
Источник №3.
У шляпочного гриба шляпка - главная часть плодового тела. На ней расположены органы, производящие споры, посредством которых грибы размножаются. Форма шляпки очень разнообразная. С возрастом она меняется. У молодого гриба шляпка чаще бывает округлой, яйцевидной, колокольчатой. С возрастом шляпка распрямляется и становится ширококонической, плосковыпуклой или вогнутой.
http://beaplanet.ru/griby/shlyapochnye_griby.html
Источник №4.
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, имеют название “плодовое тело”.
Шляпочные грибы делят на пластинчатые и трубчатые. К пластинчатым грибам относят сыроежку, рыжик, шампиньон. Их шляпка снизу имеет множество тонких пластинок, которые расходятся от пенька, как лучи. Шляпка трубчатых грибов снизу пронизана маленькими отверстиями, которые продолжаются в узкие трубочки. К трубчатым грибам относятся подосиновики, белые гриб.
Источник №5.
Загадки:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Кейс №2.
Источник №1.
Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2014. Стр. 113.
Источник №2.
Красная Книга России 000 "Издательство Астрель", оформление, 2000 http://biodat.ru/db/rbp/rb.php?src=1&vid=517
Источник №3.
Детская энциклопедия «Тайны природы», М.: «Махаон», 2004г. Стр. 113 – 119.
Источник №4.
По охране природы в России принимаются различные меры. Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
Эти грибы занесены в Красную книгу России.
Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. Среди грибов, как и среди растений и животных немало редких видов, находящихся под угрозой уничтожения и занесённых в Красную книгу.
Некоторые грибы лучше вообще не собирать (гриб баран, паутинник фиолетовый), и уж тем более – не пинать ногой. Здесь приведены некоторые редкие грибы, которые всё таки ещё находятся грибниками редко, и ещё не стали просто музейной редкостью. То есть, такой гриб может встретить каждый из вас, если очень повезёт. Дайте им спокойно вырастить споры и размножиться.( http://www.s3dk.ru/gribi_iz_krasnoi_knigi.htm)
Источник №5 Пословицы и поговорки о грибах
Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
Бояться волков, быть без грибов. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.html
Кейс №3.
Источник №1.
Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс.Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 114-115.
Источник №2.
Большинство из нас с удовольствием употребляют в пищу различные виды грибов.
Это могут быть соленые, сушеные, жареные, маринованные и даже сырые грибы.
Однако не все грибы можно употреблять в пищу.
Некоторые виды грибов могут быть несъедобными, а некоторые даже ядовитыми.
http://www.udec.ru/gribi/yadovitye.php
Источник №3.
- Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
- Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
- Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
- Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик) (www.http://green-planeta.ucoz.net/publ/zagadki_o_lese_i_ego_obitateljakh/1-1- -4)
Источник №4.
Хотя грибы называют "лесным мясом" и они являются ценным источником белков, но пищевая ценность их не велика. Грибы содержат в себе очень много витаминов, намного больше, чем во многих фруктах и овощах. Вот правда использовать лечебные свойства грибов после варки, жарки не получится, так как они теряют при этом свои свойства. А значит, самые полезные – грибы, маринованные в сыром виде, или сушеные. Есть еще много других грибов, которые не менее полезны и обладают целебными свойствами. Единственное, что нужно запомнить,- это то, что грибы тем не менее тяжеловаты для организма. Поэтому их не стоит переедать.
Источник №5 Стихи про грибы
Боровик
По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев
Кейс №4.
Источник №1.
Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 112-114.
Источник №2.
В своих плодовых телах грибы могут накапливать много тяжёлых металлов и других веществ, опасных для здоровья человека, поэтому их нельзя собирать в следующих местах: в радиусе 250 км от магистрали федерального значения; в радиусе 50 м от автомобильных дорог местного значения; в радиусе 1 км от аэродромов; в радиусе 1 км от заводов; в радиусе 1 км от промышленных захоронений.
Разные грибы и разные части плодового тела гриба по-разному способны накапливать в себе вредные элементы. Например, в шляпках вредных веществ будет больше, чем в ножках.
Источник №3.
Ядовитыми могут быть и съедобные старые грибы. В старых грибах накапливаются вещества, которые могут вызвать отравление. Вот почему переросшие, вялые, червивые, заплесневевшие грибы употреблять в пищу нельзя. Свежесобранные грибы больше суток хранить не следует. Нежелательно оставлять грибные блюда на второй день. Сушка, консервирование, маринование не способствует уничтожению ядовитых веществ в грибах, поэтому можно отравиться и сушеными, и маринованными грибами
Источник №4.
Если вы срезаете грибы, то ваш нож должен быть острым которым необходимо срезать гриб под самый корень так, чтобы ножка гриба не оставалась в земле иначе она начнет гнить, что приведет к гниению грибницы и исчезновению грибов на данном участке. (www.http://www.listopedia.ru/dosug/kak_srezat_gribi.html)
Источник №5: Приметы о грибах
Если январи холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени
Если вечером идёт дождь, то утром появятся грибочки.
Нашёл один гриб, ищи рядом другой.
Если лесная тропинка покрылась плесенью, то наступила пора сбора грибов.
5.Работа в группах.
Учитель консультирует учащихся во время работы.
6.Сообщение представителей каждой группы.
7.Физминутка. (после выступления представителей 2-й группы)
Игра «Съедобное - несъедобное»
8. Рефлексия. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу.
9. Итог урока.
На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Из чего состоит гриб?
-Что такое грибница?
Какие правила сбора грибов вы выполняете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс
4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...
Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)
Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для развития исследовательской, аналитической деяте...
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.
Инновационные технологии....
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"
Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....
Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"
Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...
Кейс урок по окружающему миру в 3 классе по "Планете знаний"
Кейс - урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Почва" по УМК "Планете знаний"....