Технологическая карта урока и видеоурок окружающего мира в технологии РКМЧП. Тема "Берегите лес!". 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Всероссийский конкурс "Мой новый урок в начальной школе".
Конкурсный урок окружающего мира по теме "Берегите лес!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_2_klass_beregite_les.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Мой новый урок в начальной школе» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал, 2019 год
https://yadi.sk/i/DP19T5OsfAVnlA - Урок окружающего мира "Берегите лес!" (фрагмент 1)
https://yadi.sk/i/Kb0G7Ow0jISYPQ - Урок окружающего мира "Берегите лес!" (фрагмент 2)
Технологическая карта
Окружающий мир, УМК «Планета знаний», 2 класс
Тип урока: Урок развивающего контроля - работа с информационным текстом в технологи РКМЧП.
Тема: «Берегите лес!»
Цель: Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека; формировать экологическую культуру учащихся.
Развивать умение ставить перед собой цель, принимать решение.
Учебные задачи:
Личностные:
- формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формировать коммуникативную компетенцию;
- формировать умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- учить, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
- формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
Познавательные УУД:
- формировать мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
- формировать навык смыслового чтения;
- учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
- формирование умения добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус, игра, пословица;
- учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать, делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- развивать умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).
Предметные:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- доказывать необходимость бережного отношения и защиты природы.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2, авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; презентация (фотографии природы, животных, правил поведения взяты из интернет-источников); гербарий с образцами деревьев; раздаточный материал: конверт № 1: карточки для игры «Как вы думаете?»; карточки для кластера: «Лес - лиственный, хвойный, смешанный», «Лесные жители», «Лесные дары»; ребусы «Лесные жители»; конверт № 2: «Русские пословицы о лесе»; сказочные герои: ученая Сова; Вирява – хозяйка леса в мордовской мифологии.
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Стадия вызова. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Приветствует учащихся. - Ребята, работать вы сегодня будете в группах. Помните о взаимоподдержке, доброжелательности, о такте. Активизация учащихся. -Друзья мои, отгадайте загадку: Здесь всегда полно чудес, Здесь деревья до небес, Птички весело поют. Звери разные живут. (Слайд 2,3) -Чему будет посвящен наш урок? Учитель записывает задачи урока на доску. - Ребята, какие лесные сообщества вы знаете? Куда мы совершали заочные путешествия? Уточните, какие виды леса вы знаете? (Лиственный, хвойный, смешанный). | Рассаживаются по группам. Настраиваются на урок. Отгадывают загадку. Учащиеся ставят задачи на урок, которые будут решать:
Ответы детей. | Регулятивные УУД: - развитие мотивов учебной деятельности; Познавательные УУД: -выбор индивидуальной образовательной траектории; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах; |
2 | Групповая работа с использованием приемов РКМЧП Графическая систематизация изученного материала | Побуждение к активному поиску. Составление кластера - Рассмотрите гербарий, подумайте, из какого леса эти образцы? Для этого составим на доске кластер «Лес». 1группа: ель, осина, липа, сосна, береза, дуб, клен; 2 группа: дуб, липа, осина, сосна, дуб, клен; 3 группа: лиственница, береза, клен, липа, дуб, клен; 4 группа: сосна, клен, дуб, пихта, дуб. Контроль за ходом групповой работы. - Объясните, что такое лес? (Семья различных растений - деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды, мхи). Игра «Как вы думаете». Каждая группа может воспользоваться конвертом №1. Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. Карточки с суждениями: 1. Лиственные деревья осенью скидывают свои листья. (Всегда) 2. Хвойные деревья оставляют на зиму хвою. (Всегда) 3. Лиственные леса стоят, одетые в золото. (Иногда) 4. Засушливой осенью в лесах появляются грибы. (Никогда) 5.Растения дышат, питаются, размножаются. (Всегда) 6.Зеленая лягушка выходит на сушу, чтобы добыть себе пищу. (Всегда) 7. Дятлы питаются насекомыми, которых всегда ловят в воздухе. (Никогда) 8. Жуки-плавунцы поднимаются на поверхность воды, чтобы набрать запас воздуха для дыхания. (Иногда) 9. Лиственница выше сосны и ели. (Всегда) 10. Ворона разоряет гнезда других птиц. (Иногда). Выслушивание мнений учащихся. Высказывание своей точки зрения. | Дети рассматривают гербарий, и каждая из групп выстраивает на доске линии кластера с названиями деревьев лиственного, хвойного и смешанного леса. Консультации друг с другом и с учителем. Учащиеся дают определение леса. Работа в группах, направленная на решение поставленных задач. Дети раскладывают карточки на игровом поле. Проверка с комментированием. Отчет о работе. | Коммуникативные УУД: -умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Познавательные УУД: -формирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные УУД: -умение высказывать свое предположение; -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; Познавательные УУД: - формирование умения добывать новые знания; |
3 | Стадия осмысления | Выдвижение экологической проблемы. - А что, если мы с вами, ребята, на несколько минут окажемся в лесу и услышим, что лес подает сигнал бедствия. Давайте поможем животным и растениям, попытаемся составить программу спасения леса от гибели. - Для чего нужна эта программа? Ваше мнение. - Сначала вспомним, какие лесные жители и растения могут оказаться в опасности. Распределение заданий. Предлагаю первоначально составить кластер. По теме «Лесные жители» 1 группа; по теме «Лесные дары» 2 группа; ребусы разгадывают 3 и 4 группы. -Ребята, среди лесных жителей вы назвали хищников. Хищные животные только вредны и опасны? (В природе, благодаря хищникам остаются живыми сильные, умные, хитрые и здоровые животные). (слайд № 4,5,6,7,8) Вывод: Лес – это богатство. У леса своя жизнь. Нельзя вторгаться в законы леса. |
Поиск путей решения проблемной задачи. Коллективное обсуждение и доказательств в необходимости составления программы спасения леса. Составление нового кластера: «Лесные жители», «Лесные дары». Дети вспоминают и записывают на доске известных животных, живущих в лесу и лесные дары. Обсуждение, проверка полученной информации. Учащиеся поясняют, что хищники являются санитарами леса. Выслушивание мнения учащихся. | Коммуникативные УУД: - умение доносить свое мнение до других, оформлять свою речь; -умение выполнять различные роли в группе; Познавательные УУД: -умение добывать новые знания в разных формах: иллюстрация, ребус; Регулятивные УУД: -умение находить учебную задачу; |
4 | Физкультминутка | «Сова» В руках у учителя сова-тыковка Совушка-сова, Большая голова, Летела, летела, На пенечек села. Глазками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ. Головой повертела-повертела И дальше полетела. | Учащиеся участвуют в физкультминутке. | |
5 | Стадия осмысления. Работа с информационным текстом | Контроль выполнения задания. Побуждение к активному поиску. Прием «Инсерт». Памятка находится в учебнике у каждого ученика. Проведение инструктажа. - Друзья мои, читая текст, будьте внимательны, делайте, пожалуйста, пометки на полях после каждого абзаца: «v»-известная информация; «+»-новая информация; «?»-непонятная информация; « »- информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. - Ребята, почему нельзя вторгаться в законы леса? - Посмотрите, что может случиться, если человек забудет о правилах поведения в лесу (слайд 9,10) Как вы поступите? Кто согласен с мнением одноклассников? У кого имеется своя точка зрения? - Ребята, мы с вами рассмотрели еще одну из задач урока. -Много ли леса на нашей планете? - Лес занимает 30% суши. - Лес-это легкие планеты. | Ученики читают самостоятельно текст в учебнике с.50. Делают карандашом пометки на полях. Переработка информации. После работы с текстом ребята обсуждают и цитируют абзацы. Отвечают на вопросы: Почему лес нужно беречь? Что может вызвать пожар в лесу? Предполагают, сколько на Земле леса и осознают, что его нужно беречь. Иначе, останется выжженная пустыня. | Познавательные УУД: -умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы; -формирование навыка смыслового чтения; Коммуникативные УУД: -оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста; Регулятивные УУД: -обнаружение учебной задачи; |
6 | Этап проверки понимания нового материала. | (Слайды №11-21) - Друзья мои, для составления программы спасения леса необходимо познакомиться с правилами поведения в лесу! - Отправляемся в лес. Рассматриваем слайды №11-21. | Ребята просматривают слайды №11-21 и комментируют каждое из правил. Обсуждение. | Познавательные УУД: -ориентирование в своей системе знаний; -умение переосмысливать полученную информацию; Коммуникативные УУД: -умение формулировать и доносить свою позицию до слушателя; |
7 | Соотнесение «новой» информации со «старой». Выполнение практических заданий. | Рассмотрение и принятие всех мнений. Работа с пословицами. - Ребята, воспользуйтесь конвертом №2. Пословицы призваны поучать и советовать. Их нужно уметь понимать. Это краткое изречение, поучительное по духу. Справимся с ними? 1 группа: Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса – посади. 2 группа: Лес не школа, а всех учит. 3 группа: Срубили деревья - прощай птенцы. 4 группа: На лес не поднимай руку – он будет служить сыну и внуку. -Молодцы, ребята, вы справились отлично! Выслушивание мнений учащихся. | Самостоятельная работа учащихся по объяснению значения пословиц. Обсуждение вариантов. Высказывание попеременно каждой из групп. | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности; Познавательные УУД: - понимание того, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и обобщении информации; -умение слушать и понимать других; |
8 | Стадия рефлексии. Применение нового знания. | Построение дальнейшего маршрута обучения. - Друзья мои, вопрос: Как помочь лесу, пока остается открытым. У каждой группы есть возможность выступить и найти заключительные слова в программе спасения леса. Каждая группа будет наделена своей ролью. Выбирайте роли, от чьего имени вы будете выступать: 1группа – ученые (защита плаката); 2 группа - туристы; 3 группа – лесные звери; 4 группа – хозяйка леса в мордовской мифологии Вирява. - Благодарю вас, друзья мои, за работу на уроке. Программа по спасению леса вами хорошо проработана, вы получили новые знания. Оценки за урок выставляю только положительные. Отмечает отдельно самых активных учащихся. - Дома проработайте, пожалуйста, правила поведения в лесу на странице учебника 51 и дополните эти правила своими пунктами (слайд 23). Возвращение учащихся к первоначальным предположениям. -Какие задачи вы ставили в начале урока? 1) Научиться правилам поведения в лесу. 2) Изучить жизнь животных и растений. 3)Доказать, что человек иногда мешает природе. 4) Уметь пользоваться новой информацией - Что помогло вам в работе? -Какие открытия вы для себя сделали? Вы решили все задачи? -Прошу вас, оцените сегодняшний урок. (Слайд 22) На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана. Пожалуйста, высказывайтесь по кругу, выбирая начало фразы: *сегодня я узнал… *было интересно… * я понял, что… * я приобрел… * меня удивило… * мне захотелось… -Благодарю вас, ребята, за работу на уроке! | Принятие общего решения. Представитель каждой группы вытягивает листок с написанной на нем ролью: 1группа – ученые (защита плаката); 2 группа - туристы; 3 группа – лесные звери; 4 группа – хозяйка леса в мордовской мифологии Вирява. Высказывания учащихся по группам в защиту леса по ролям. Анализируют собственные мысли чувства. Ребята называют задачи урока и выясняют их решение. Соотнесение новой информации с известной, полученной на стадии осмысления. Отчет о проделанной работе. Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения. Самооценка и самоопределение. | Коммуникативные УУД: -умение распределять роли в группе (лидера, исполнителя, оратора, консультанта); Познавательные УУД: - формирование мотивации к обучению через игру; Регулятивные УУД: -самооценка деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
Прогнозируемый результат:
- учащиеся должны уметь на основе имеющихся знаний, жизненного опыта участвовать в учебном диалоге при обсуждении темы урока;
- научиться осознавать ценность природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение, соблюдение правил экологического поведения в природной среде;
- научиться устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сформировать интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи:
- сформировать навык работы с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 1кл по окружающему миру по теме: "Наша страна - Россия" УМК Начальная школа XXI века.
Урок построен в рамках ФГОС и спланирован таким образом, чтобы через определенный этапы урока развивался не только познавательный интерес, расширялся кругозор детей, но и создавались условия для...
Технологическая карта урока ознакомления с окружающим миром во 2 классе на тему: "Реки"
На уроке идет знакомство с частями реки. Работа с тестами в парах и индивидуально при проверке изученного материала, работа в группах на этапе закрепления нового, проведение опытов вызывает у учащихся...
Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...
Технологическая карта урока/занятия по Окружающему миру «Животные разных материков. Кто где живет?».»
Данное занятие можно использовать для подготовки к ВПР по Окружающему миру....
Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс
Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...
Технологическая карта урока №41 по окружающему миру (УМК «Школа России», 4 класс)
На уроке формируются первоначальные представления об истории Древней Руси: её территории, городах, столице и т. д....
Технологическая карта урока №40 по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
На уроке формируются первоначальные представления о жизни древних славян....