Разнообразие растений. Мхи, лишайники, папоротники.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: "Разнообразие растений. Мхи, лишайники, папоротники."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Тема: Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.
Цель: узнать о строении растений каждой группы; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; классифицировать растения из предложенного списка.
- Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)
-Что означает это слово в переводе? С какого языка?
- На какие царства делят учёные живую природу?
- Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.
- Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений.
- Что бы вы хотели узнать о растениях?
- Что дают растения животным и человеку?
- Какие части можно выделить в строении растений?
- Мир растений велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений. Все они объединены в группы.
- Как вы думаете, по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)
- На сколько групп разделили ученые все растения?
- Какие это группы?
- Какое группа является особой? Почему?
- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?
- Значит, не все растения имеют одинаковое строение.
- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)
2. Постановка цели.
- Какую же цель мы поставим для себя на урок?
3. Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.
4. Получение новых знаний.
)Первая группа - это лишайники.
- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?
1 абзац - Почему же лишайники считают особой группой?
2 абзац - Что узнали о строении лишайников?
3 абзац - Где растут лишайники?
- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.
4 абзац - Что интересного узнали?
- В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается, лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.
1) Вторая группа – это водоросли.
Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.
-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.
- Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.
Слайд (о водорослях)
Сообщение о ламинарии.
Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.
Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.
Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.
Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.
-Какие части растений есть у водорослей?
-Какой возникает вопрос?
- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения
3)Третья группа – мхи.
- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.
- Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.
-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды)
- Что у них есть? Дополнение о размножении спорами.
Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.
Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.
Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.
Посмотрите, как разнообразен мир мхов.
Слайд Сообщение о сфагнуме.
Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.
4)Ещё одна группа – папоротники.
Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.
В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.
У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции. У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
Слайд Дополнения по названиям:
Папоротник орляк (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.
Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.
Страусник – сходство листьев с перьями страуса.
Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.
Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.
5. Самостоятельная работа В группах, рассмотрев гербарий заполнить таблицу.
- Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?
6. Итог урока: (по таблице)
-С какими группами растений познакомились на уроке?
-Какую общую особенность заметили у растений этих групп? (у растений каждой группы отсутствуют какие – либо части)
-Действительно, все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после простых начали появляться более сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.
7. Рефлекия (по шкале)
-Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Материал на уроке был трудный.
- Кому на уроке было интересно и он запомнил много нового?
- Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?
- Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?
8. Д/з На выбор:
1) прочитать материал в учебнике, подготовить пересказ.
2)подготовить сообщение об одном из растений изученных групп.
- Кто бы хотел подготовить сообщение, чтобы найденными фактами удивить нас? Где вы можете найти нужный материал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Конспект урока по теме "Растения,мхи, лишайники,водоросли".
конспект урока...
Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.
Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова....
Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, папоротники.
Урок составлен учителем начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 16: Хузиной Г.Х.Предмет: Окружающий мирКласс: 2классТип урока: Открытие новых знаний...
"Разнообразие растений на Земле (водоросли, мхи, папоротники)"
Окружающий мир...
Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники
Система Занкова. 2 класс...