Рабочие программы по предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)
Рабочая программа "Окружающий мир, азбука Смоленского края", 3 класс
Рабочая программа "Окружающий мир", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Окружающий мир, азбука Смоленского края", 3 класс | 340.5 КБ |
Рабочая программа "Окружающий мир", 4 класс | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей программой автора Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: 1 – 4 классы» УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2012. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебных недели), в неделю - 2 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированности его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметным результатам естественнонаучного и обществоведческого образования уделяется особое внимание. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Содержание курса «Окружающий мир. 1-4 классы» - 3 класс (68 часов)
Земля – наш общий дом (7 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в понятии «историческое время».
- Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
- Характеризовать солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.
- Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет).
- Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.
- Описывать свойства воды (воздуха).
- Приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха).
- Называть источники воды.
- Характеризовать различные водоемы.
- Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4 ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
- Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
- Различать географическую и историческую карты.
- Анализировать масштаб, условные обозначения на карте.
- Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
- Определять направление расположения объекта по компасу.
- Находить стороны горизонта.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
- Объяснять отличия грибов от растений.
- Различать грибы съедобные и ядовитые.
- Характеризовать роль животных в природе.
- Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных.
- Характеризовать животное как организм.
- Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного.
- Приводить примеры (конструировать) цепи питания.
- Составлять описательный рассказ о животных разных классов.
- Составлять рассказ – рассуждение на тему «Охрана животных в России».
- Перечислять причины исчезновения животных.
- Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
- Характеризовать значение растений для жизни.
- Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их.
- Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.
- Проводить несложные опыты по размножению растений.
- Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (6 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи.
- Узнавать символы царской власти.
- Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя.
- Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12 ч)
Портрет славянина в Древней, московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
- Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?».
- Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян.
- Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
- Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь).
- Рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (10 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). знаменитые матера литейного дела. Андрей чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из – под земли.
Уроки – обобщения (3 ч)
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии
В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их.
- Рассказывать о возникновении ремесел на Руси.
- Различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
- Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.
- Называть древние города, описывать их достопримечательности.
- Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
Учебно – тематический план - 3 класс (68 часов)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Практ. р./экс. | Пр.р./к.р. | ||
1 | Земля – наш общий дом. | 7 | пр.р. - 3 | - |
2 | Человек изучает Землю. | 4 | пр.р. - 2 | 1 |
3 | Царства природы. | 26 | пр.р. - 1 | 2 |
4 | Наша Родина: от Руси до России. | 6 | - | - |
5 | Как люди жили в старину. | 12 | экс – 1 | 1 |
6 | Как трудились в старину. | 10 | - | 1 |
7 | Уроки - обобщения. | 3 | - | к.р. - 1 |
Итого: | 68 | 6/1 | 5/1 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растений;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); различать географическую и историческую карты; анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
· ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
· использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
· проводить сравнение, сериацию, классификации;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
· ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
· ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
В области личностных УУД:
· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
· определять характер взаимоотношений человека с природой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Азбука Смоленского края».
Личностными результатами освоения курса являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру культуры различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание патриотического отношения к родному краю, осознания необходимости сохранения нашей истории;
—формирование мотивации дальнейшего изучения мира культуры.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- Знать:
- Географическое положение, границы и территорию Смоленской области.
- Особенности рельефа, климата, почв Смоленщины.
- Названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование.
- Названия некоторых рек и озер Смоленской области.
- Названия некоторых растений, грибов, животных смоленского края.
- Меры по охране природы в Смоленской области.
- Правила поведения в природе.
- Предков смолян, их занятия.
- Торговые связи смолян в древности.
- Названия древних городов Смоленщины.
- Современную символику Смоленщины (герб, флаг).
- Причины возведения в Смоленске крепостной стены.
- Названия некоторых башен Смоленской крепости.
- Героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17в.,Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945гг.
- Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины.
- Награды Смоленска и области.
- Имена некоторых земляков, прославивших родной край.
- Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования.
- Историю возникновения письменности у наших предков.
- Элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории.
- Уметь:
- Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты.
- Различать важнейшие полезные ископаемые родного края.
- Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных.
- Различать охраняемые растения и животных Смоленского края.
- Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
- Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природокраеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников.
- Проводить самостоятельные наблюдения в природе.
- Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.
- Определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты.
- Подготовить рассказ, доклад, реферат культурно – исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала.
- Проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму.
- Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.
- Сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно – исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского.
- Знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
Содержание курса «Азбука Смоленского края» - 3 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство детей с компонентом учебника «Азбука Смоленского края», с задачами данного курса краеведения.
Блок 1. Мир природы (11 ч)
Природные особенности
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.
Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно – болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново – подзолистые. Их состав. Охрана почв.
Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.
Полезные ископаемые
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля – приток Западной Двины. Река Вазуза – приток Волги.
Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др.
Растительность
Разнообразие растительного мира нашего края.
Растения хвойных и лиственных лесов.
Растения заливных, низинных суходольных лугов.
Растительность верховых и низинных болот.
Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы
Грибы нашего края. Особенности внешнего вида, строения, использования.
Съедобные и ядовитые грибы. Меры осторожности при сборе грибов.
Смоленский лен
Лен – культурное растение. Его виды: лен – долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.
Продукция смоленского льнокомбината.
Музей «Смоленский лен».
Животные
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни.
Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы
Представление об экологических проблемах планеты.
Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области. Категория охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды. Меры по охране природы. Правила поведения в природе.
Проверьте себя.
Контрольное занятие.
Обобщение изученного материала.
Универсальные учебные действия:
- знать, определять, находить и показывать географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- описывать особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
- воспроизводить названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
- воспроизводить названия некоторых рек и озер Смоленской области;
- воспроизводить названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
- определять меры по охране природы в Смоленской области;
- применять правила поведения в природе;
- определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
- подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природокраеведческого содержания на основе материала учебника, о также дополнительных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.
Ориентировка в понятиях и терминах: краеведение, природоведение, география, климатология, почвоведение, геология, ботаника, биология, зоология, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери), экология.
Практическая работа: нахождение объектов на географических картах; наблюдение за погодой в своей местности, рассматривание образцов полезных ископаемых; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание (или сбор) съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Примерные объекты экскурсий (по возможности): на местный водоем, многообразие растительного мира родного края, в музеи «Смоленский лен», «Природа Смоленщины», в национальный парк «Смоленское Поозерье».
Дополнительная часть программы:
- «Интересно знать»: Правила поведения в природе. Как образовалась поверхность земли в нашем крае. «Каменная книга» Смоленской области. Страницы «Каменной книги» о мамонтах и шерстистых носорогах, о «чертовом пальце». История фосфоритов. Молчаливые свидетели прошлого (валуны). Паводок. Старинные озера. Тайна Семлевского озера. Лекарственные растения. Ядовитые адреса. Земляника. Кувшинка белоснежная. Грибы. Орехи. Березонька – красавица. Берегите лес от пожара! О насекомых. Почему насекомые такие разные. О насекомых, живущих в воде. Колорадский картофельный жук. Гадюка. Птицы весной. Как делают гнезда птицы. Звери весной. Млекопитающие. Санаторий имени Н.М. Пржевальского.
- Копилка знатока: Памятники природы Смоленской области. Растения, птицы, млекопитающие Смоленской области.
Блок 2. Мир истории (12 ч)
Наши предки.
Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск – древний город кривичей.
«Из варяг в греки».
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины.
Понятие о городе. Древние города Смоленщины: Смоленск, (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) (V в.).
Географическое положение и история древних городов нашего края.
Герб и флаг области.
Понятие о гербе и флаге. Символы современного герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена.
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости. Ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое.
Сущность понятий «город - воин», «город - ключ».
Причины, по которым Смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611 годов. Главное значение Смоленского сражения.
Военные события 1812 года. Сражение за Смоленск. Его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.
Война с фашизмом 1941 – 1945 гг. Смоленское сражение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков. Улица 25 сентября.
Награды Смоленщины.
Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги Смолян. Восстановление Смоленщины. Награды Смоленск – город – герой. (1985г.).
Места боевой славы.
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки.
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки, композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов; первооткрыватель Центральной Азии – Михаил Пржевальский и другие.
Проверьте себя.
Контрольное занятие.
Обобщение изученного материала.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить названия древних городов Смоленщины;
- знать и называть современную символику Смоленщины (герб, флаг);
- знать причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- знать и воспроизводить названия некоторых башен Смоленской крепости;
- воспроизводить героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17в.,Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945гг.;
- воспроизводить памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- знать и называть награды Смоленска и области;
- знать и называть имена некоторых земляков, прославивших родной край;
- самостоятельно формулировать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры;
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;
- подготовить рассказ, доклад исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны исторических памятников.
Ориентировка в понятиях и терминах: предки (кривичи), история, археология, геральдика, герб, флаг, фалеристика.
Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен и стен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны 1 степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.
Примерные объекты экскурсий: в музеи истории Смоленского края, по родному городу (селу), по Смоленской крепостной стене, в музей «Смоленск – щит России»; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», по местам боевой славы, в места рождения наших земляков, прославивших Смоленску область.
Дополнительная часть программы:
- «Интересно знать»: происхождение названия города Смоленска. Торговый путь «из варяг в греки». Вержавск. Древние города Смоленщины. О гербе Смоленска. Башни Смоленской крепости. Обращение Кутузова к Смолянам.
Блок 3. Мир культуры (10 ч)
Жилище и предметы быта.
Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня.
Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.
Проверьте себя.
Контрольное занятие.
Обобщение изученного за год.
Универсальные учебные действия:
- описывать предков смолян, их занятия;
- описывать торговые связи смолян в древности;
- воспроизводить этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
- воспроизводить историю возникновения письменности у наших предков;
- самостоятельно формулировать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры;
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;
- подготовить рассказ, доклад исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны исторических памятников.
Ориентировка в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат.
Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии (по возможности).
Примерные объекты экскурсий: в краеведческий музей, в местный храм, в городской музей, городскую библиотеку.
Дополнительная часть программы:
- «Интересно знать»: зачем и как украшали одежду. Головные уборы. Пояс. Откуда пришли овощи. Правила поведения за обеденным столом. Русская игра. Языческие боги. Христианство. Правила поведения в храме. Рождество Христово. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии. Обычай дарить крашенные яйца. Пасхальные игры.
- Копилка знатока: памятники культуры Смоленской области. Календарь с народными приметами и поговорками.
Учебно – тематический план - 3 класс (28 часов)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | |
Всего | Из них: «Проверь себя» | ||
1 | Мир природы. | 11 | 1 |
2 | Мир истории. | 10 | 1 |
3 | Мир культуры. | 7 | 1 |
Итого: | 28 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
- Знать:
- Географическое положение, границы и территорию Смоленской области.
- Особенности рельефа, климата, почв Смоленщины.
- Названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование.
- Названия некоторых рек и озер Смоленской области.
- Названия некоторых растений, грибов, животных смоленского края.
- Меры по охране природы в Смоленской области.
- Правила поведения в природе.
- Предков смолян, их занятия.
- Торговые связи смолян в древности.
- Названия древних городов Смоленщины.
- Современную символику Смоленщины (герб, флаг).
- Причины возведения в Смоленске крепостной стены.
- Названия некоторых башен Смоленской крепости.
- Героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17в.,Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945гг.
- Памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины.
- Награды Смоленска и области.
- Имена некоторых земляков, прославивших родной край.
- Этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования.
- Историю возникновения письменности у наших предков.
- Элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории.
- Уметь:
- Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты.
- Различать важнейшие полезные ископаемые родного края.
- Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных.
- Различать охраняемые растения и животных Смоленского края.
- Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
- Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природокраеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников.
- Проводить самостоятельные наблюдения в природе.
- Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.
- Определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты.
- Подготовить рассказ, доклад, реферат культурно – исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала.
- Проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму.
- Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели.
- Сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно – исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского.
- Знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу изучения курса:
В области познавательных УУД:
· ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
· использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
· проводить сравнение, сериацию, классификации;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· использовать готовые модели (условные знаки, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
В области коммуникативных УУД:
· ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
· ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
В области личностных УУД:
· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
· определять характер взаимоотношений человека с природой, историей, культурой.
В соответствии с региональным учебным планом на 2014 – 2015 учебный год изучение предмета «Азбука Смоленского края» в третьем классе четырехлетней начальной школы согласно методическим рекомендациям от 16.01.2007 №91 может вестись как дополнение (интегрировано) к курсу «Окружающий мир».
При планировании уроков окружающего мира и АСК проведена следующая интеграция: программа «Окружающий мир» для 3 класса – 68 часов («Азбука Смоленского края» - 28 часов)
1.«Земля – наш общий дом»- 7ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир природы) - 2ч.
2. «Человек изучает Землю» - 4ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир природы) - 1ч.
3. «Царства природы» - 26ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир природы) - 7ч.
4. «Наша Родина: от Руси до России» - 6ч
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир истории) - 6ч.
5. «Как люди жили в старину» - 12ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 3. Мир культуры) - 5ч.
6. «Как трудились в старину» - 10ч
«Азбука Смоленского края» (Блок 3. Мир культуры) -1ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир истории) - 3ч.
7. Уроки обобщения и повторения - 3ч.
«Азбука Смоленского края» (Блок 1. Мир природы. Блок 2. Мир истории. Блок 3. Мир культуры) - 3ч.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: 1 – 4 классы» к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012.
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс в 2 - х частях:
Ч.1. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2012.
Ч.2. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс в 2 - х частях. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Тетради для проверочных работ «Окружающий мир» 3 класс № 1, 2. Автор Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для начальной школы. Смоленск: СОИУУ, 2001. Автор С.А. Болотова.
- Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для начальной школы. – Ч.1. «Мир природы». – Смоленск: Русич, 2004. Автор Болотова С.А.
- Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для начальной школы. – Ч.2. «Мир истории». – Смоленск: Русич, 2004. Автор Болотова С.А., Сибиченков О.В.
- Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для начальной школы. – Ч.3. «Мир культуры». – Смоленск: Русич, 2004. Автор Болотова С.А., Довгий Т.П., Сибиченков О.В.
Учитель: Е.Д. Басова
Количество часов на год – 68 часов
В неделю – 2 часа
Плановых проверочных работ – 5
Контрольных работ - 1
Экскурсии – 1
Практические работы – 6
АСК «Мир природы» - 11ч
АСК «Мир истории» - 10ч
АСК «Мир культуры» - 6ч
«Проверь себя» - 3
Окружающий мир, азбука Смоленского края – 68 часов
№ урока | Кол-во часов | Дата | Раздел. Тема | Примечание |
Земля – наш общий дом ( 7 ч.) | ||||
1 | 1 | Где и когда ты живешь. АСК: природные особенности. | ||
2 | 2 | Солнечная система. | ||
3 | Земля – планета Солнечной системы. | |||
4 | 4 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла. Практическая работа (проведение опыта). | ||
5 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник света. Практическая работа (проведение опыта). | |||
6 | Вода – условие жизни на Земле. АСК: водоемы. | |||
7 | Воздух – условие жизни на Земле. Практическая работа (проведение опыта). | |||
Человек изучает Землю ( 4 ч.) | ||||
8 | 4 | Человек познает мир. АСК: полезные ископаемые. | ||
9 | Изображение Земли: глобус и географическая карта. Практическая работа (работа с глобусом, картой). | |||
10 | Изображение Земли: географическая карта и план местности. Практическая работа (работа с картой, составление плана местности). | |||
11 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме: «Земля – наш общий дом». | |||
Царства природы ( 26 ч.) | ||||
12 | 1 | Бактерии. | ||
13 | 1 | Грибы. АСК: грибы. | ||
14 | 1 | Разнообразие растений. | ||
15 | 2 | Если бы на Земле не было растений. АСК: растительность. | ||
16 | Разнообразие мира растений (флоры). АСК: растительность. | |||
17 | 1 | Растения прекрасные, но опасные. | ||
18 | 4 | Растения – живые тела (организмы). Зачем растению корень. | ||
19 | Растения – живые тела (организмы). Побег – сложный надземный орган. | |||
20 | Растения – живые тела (организмы). Стебель – часть побега. | |||
21 | Растения – живые тела (организмы). Цветок и плод. | |||
22 | 1 | Размножение растений. Практическая работа (проведение опыта). | ||
23 | 1 | Продолжительность жизни растений. | ||
24 | 1 | Растения культурные и дикорастущие. АСК: смоленский лен. | ||
25 | 2 | Охрана растений. Красная книга России. | ||
26 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме: «Растительный мир Земли». | |||
27 | 1 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. | ||
28 | 1 | Разнообразие мира животных (фауны). АСК: животные. | ||
29 | 1 | Животные – живые тела (организмы). АСК: животные. | ||
30 | 1 | Жизнедеятельность животных. | ||
31 | 1 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | ||
32 | 1 | Беспозвоночные животные: насекомые, пауки, черви. | ||
33 | 2 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | ||
34 | Позвоночные животные: птицы и млекопитающие. | |||
35 | 1 | Что такое природное сообщество. | ||
36 | 1 | Охрана животных. АСК: охрана природы. | ||
37 | 1 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме: «Животный мир Земли». АСК: проверь себя. | ||
Наша Родина: от Руси до России ( 6 ч.) | ||||
38 | 1 | Древняя Русь. АСК: наши предки. | ||
39 | 1 | Первые русские князья. АСК: города Смоленщины. | ||
40 | 1 | Московская Русь. АСК: военное прошлое: 13 – 14 в. | ||
41 | 2 | Российская империя. АСК: военное прошлое: 1609 -1611гг. | ||
42 | Российская империя. АСК: военное прошлое: 1812г. | |||
43 | 1 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. АСК: военное прошлое: 1941 – 1945гг. | ||
Как люди жили в старину ( 12 ч.) | ||||
44 | 1 | Из истории имен. | ||
45 | 2 | Какими людьми были наши предки? | ||
46 | Какими людьми были наши предки? | |||
47 | 2 | Какие предметы окружали русских людей? АСК: жилище и предметы быта. | ||
48 | О первых каменных постройках. | |||
49 | 1 | Экскурсия в музей. О чем рассказывают вещи. | ||
50 | 2 | «Журнал мод». АСК: как одевались в старину. | ||
51 | «Журнал мод». | |||
52 | 1 | Русская трапеза. АСК: что ели наши предки. | ||
53 | 1 | Во что верили славяне. АСК: праздники. | ||
54 | 2 | Принятие христианства на Руси. АСК: храмы и монастыри. | ||
55 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме: «Человек в разные исторические времена». АСК: проверь себя. | |||
Как трудились в старину ( 10 ч.) | ||||
56 | 1 | Что создавалось трудом крестьянина? | ||
57 | 5 | Что создавалось трудом ремесленника? | ||
58 | Какие ремесла были в России. АСК: письменность. | |||
59 | О гончарном круге, керамике и фарфоре. | |||
60 | О веретене, прялке и ткацком станке. | |||
61 | Русские оружейники. АСК: Смоленская крепостная стена. | |||
62 | 1 | Что создавалось трудом рабочего? | ||
63 | 2 | Открытия, которые совершил человек в 19 – 20 вв. АСК: наши знаменитые земляки. | ||
64 | Время космических полетов. АСК: наш земляк Ю.А. Гагарин. | |||
65 | 1 | Повторение изученного. Проверочная работа по теме: «Человек и труд в разные исторические времена». АСК: проверь себя. | ||
Уроки - обобщения ( 3 ч.) | ||||
66 | 2 | Промежуточная итоговая аттестация (проверочная работа). | ||
67 | Анализ п\р. Повторение изученного. | |||
68 | 1 | Обобщение. Летнее задание. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, рабочей программой автора Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: 1 – 4 классы» УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2012. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (34 учебных недели), в неделю - 2 часа.
Цели и задачи обучения предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)»
Основная цель обучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Изучение предмета «Окружающий мир» важно не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно – нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения , где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Задачи курса:
· воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;
· формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
· развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
· осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированности его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметным результатам естественнонаучного и обществоведческого образования уделяется особое внимание. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятия о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младших школьников терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; представление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы ,проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром и раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природе, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п.
Содержание курса «Окружающий мир. 1-4 классы» - 4 класс (68 часов)
Человек – живое существо (организм) (16 ч)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно – двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы. (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы. (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы. (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
- Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
- Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Твое здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня. Школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия:
- Раскрывать принципы здорового образа жизни.
- Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
- Различать ядовитые грибы и растения.
- Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек – часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия:
- Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
- Устанавливать последовательность этапов развития человека.
- Характеризовать условия роста и развития ребенка.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия:
- Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
- Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна от края до края (10 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно – Европейская равнина. Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия:
- Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
- Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
- Находить на карте равнины и горы России (своего края).
- Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
- Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников.
- Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
Человек – творец культурных ценностей (12 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси, Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. И. Глинка, П.Ии. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К.С. Малевич и др.). детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
- Составлять рассказы - повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
- Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
- Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
- Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек – защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия:
- Составлять рассказ – повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
- Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Уроки – обобщения (3 ч)
Учебно – тематический план - 4 класс (68 часов)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Практ. р./экс. | Пр.р./к.р. | ||
1 | Человек – живое существо (организм). | 20 | пр.р. - 5 | 5 |
2 | Твое здоровье. | 8 | пр.р. - 2 | - |
3 | Человек – часть природы. | 2 | - | - |
4 | Человек среди людей. | 5 | - | к.р. - 1 |
5 | Родная страна: от края до края. | 10 | - | 1 |
6 | Человек – творец культурных ценностей. | 12 | - | 1 |
7 | Человек – защитник своего Отечества. | 5 | - | - |
8 | Гражданин и государство. | 3 | - | к.р. - 1 |
9 | Уроки - обобщения. | 3 | - | - |
Итого: | 68 | 7/- | 7/2 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
- характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека;
- приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- находить в соответствии с учебной задачей на географической и исторической картах объекты;
- оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ – описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры;
- пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного);
- рассказывать о вкладе исторических эпох в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России;
- называть имя президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи);
- называть даты (в рамках изученного0;
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе ученик может научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни;
- соблюдать правила гигиены и физической культуры;
- различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 года обучения:
В области познавательных УУД:
· ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
· использовать определители, дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
· проводить сравнение, сериацию, классификации;
· строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
· использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
· ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
· ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
В области личностных УУД:
· ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
· определять характер взаимоотношений человека с природой.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир: 1 – 4 классы» к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012.
- Учебник «Окружающий мир» 4 класс в 2 - х частях:
Ч.1. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2014.
Ч.2. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс в 2 - х частях. Автор Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова – М.: Вентана-Граф, 2015.
Учитель: Е.Д. Басова
Количество часов на год – 68 часов
В неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ – 2
Плановых проверочных работ (тесты) – 7
Практических работ – 7
Окружающий мир – 68 часов
№ урока | Кол-во часов | Дата | Тема | Блоки содержания и их последовательность |
1 | 1 | Общее строение организма человека. | Человек – живое существо (организм) – 20 часов | |
2 | 1 | Нервная система. | ||
3 | 2 | Опорно – двигательная система. Пр.р. | ||
4 | Кости и мышцы надо укреплять. Тест №1 «Нервная система и скелет человека». | |||
5 | 2 | Пищеварительная система. Пр.р. | ||
6 | Береги зубы с детства. | |||
7 | 2 | Дыхательная система. | ||
8 | Гигиена органов дыхания. Тест №2 «Пищеварительная и дыхательная системы». | |||
9 | 2 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. | ||
10 | Сердце – главный орган кровеносной системы. Пр.р. | |||
11 | 2 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | ||
12 | Кожа, ее строение и значение. Пр.р. Тест №3 «Кровеносная и выделительная системы». | |||
13 | 5 | Как человек воспринимает окружающий мир. Проверочная работа «Организм человека». | ||
14 | Зрение. Гигиена зрения. Пр.р. | |||
15 | Слух. Гигиена слуха. | |||
16 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. | |||
17 | Урок обобщения. Тест №4 «Органы чувств». | |||
18 | 3 | Эмоции и чувства человека. | ||
19 | Умение управлять своими эмоциями и чувствами. | |||
20 | Внимание, его роль в жизни человека. | |||
21 | 4 | Здоровье человека. Режим дня. Пр.р. | Твое здоровье – 8 часов | |
22 | Здоровый сон. Правильное питание. | |||
23 | Правила закаливания. Пр.р. | |||
24 | Можно ли снять усталость? | |||
25 | 1 | Поговорим о вредных привычках. | ||
26 | 1 | Когда дом становится опасным. | ||
27 | 1 | Улица полна неожиданностей. | ||
28 | 1 | Если случилась беда. | ||
29 | 2 | Чем человек отличается от животных. | Человек – часть природы – 2 часа | |
30 | От рождения до старости . | |||
31 | 4 | Поговорим о доброте. | Человек среди людей – 5 часов | |
32 | Что такое справедливость. | |||
33 | О смелости. | |||
34 | Умеешь ли ты общаться? Пр.р. | |||
35 | 1 | Урок обобщения. К\ р. по теме «Человек – живое существо (организм)». | ||
36 | 3 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | Родная страна от края до края – 10 часов | |
37 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | |||
38 | Природные зоны России. Степи, пустыни и влажные субтропики. | |||
39 | 1 | Почвы России. | ||
40 | 2 | Рельеф России. Восточно – Европейская и Западно – сибирская равнины. | ||
41 | Рельеф России. Урал и Кавказские горы. | |||
42 | 2 | Как возникали и строились города. | ||
43 | «Кремлевские» города. | |||
44 | 2 | Россия и ее соседи. Япония. Китай. | ||
45 | Россия и ее соседи. Финляндия. Дания. | |||
46 | 1 | Закрепление изученного. Проверочная работа «Родная страна». | Обобщение - 1 час | |
47 | 1 | Что такое культура. | Человек - творец культурных ценностей – 12 часов | |
48 | 2 | Из истории письменности. | ||
49 | О первых школах и книгах. | |||
50 | 1 | Чему и как учились при Петре I. | ||
51 | 2 | Русское искусство до 18 века. Художественное ремесло в Древней Руси. | ||
52 | Русское искусство до 18 века. Литература, музыка, скоморохи в Древней Руси. | |||
53 | 2 | Искусство России 18 века. Архитектура, живопись. | ||
54 | О театре 18 века. | |||
55 | 2 | «Золотой век» русской культуры. | ||
56 | Композиторы и художники 19 века. | |||
57 | 1 | Искусство России 20 века. | ||
58 | 1 | Закрепление изученного. Проверочная работа «Культура нашей страны». | ||
59 | 1 | Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. | Человек - защитник своего Отечества – 5 часов | |
60 | 1 | Куликовская битва. | ||
61 | 1 | Отечественная война 1812 года. | ||
62 | 2 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | ||
63 | Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | |||
64 | 1 | Мы живем в Российском государстве. Символика России. | Гражданин и государство – 3 часа | |
65 | 1 | Права и обязанности граждан РФ. | ||
66 | 1 | Контрольная работа по теме «Человек и общество, в котором он живет» (промежуточная аттестация). | ||
67 | 1 | Обобщение: «Древняя Русь», «Россия». | Обобщение - 2 часа | |
68 | 1 | Повторение изучение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...