Почва.Состав почвы.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Цель урока :создание условий для формирования представлений о почве, её образовании, составе, свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, проведенный в 4 классе
в рамках « Недели начальных классов»
Учитель : Турецкова Н.И
Тема урока: «Почва. Состав почвы»
Цели урока: создать условия для формирования представлений о почве, её образовании, составе, свойствах.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о почве, ее образовании, составе и её свойствах; продолжить формирование умений работы со схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы, делать выводы на основе проведенных опытов. Развивать познавательные процессы.
Воспитательные: прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом природы, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Формируемые УУД:
- Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно - следственных связей, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
- Личностные – смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Регулятивные –целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу), планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Почва».
Методы: частично - поисковые, проблемные, объяснительно – иллюстративные.
Технологии: интерактивные, исследовательские, ИКТ, проблемно - диалогового обучения.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы контроля учебной деятельности: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Необходимое оборудование:
- Компьютер, мультимедийная доска
- Индивидуальные сигналы веера для голосования
- штатив, горелка, пробирки, земля, вода, спички, предметные стекла, колбы;
- Материалы для групповой работы (по количеству групп): пробирки, земля, вода, салфетки, листы со схемой для групповой работы;
- Заготовки для покетмода (покетмод - это маленькая складная книжечка, изготовленная на основе бумаги формата А4) (Приложение1);
- Видеоролики
Ход урока
Этапы урока, задачи этапа, слайды (скриншоты) | Действия учителя. Формы организации работы учителя | Действия учеников. Формы организации работы детей. | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
1.Организационный момент (создание благоприятного психологического настроя на работу) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Разминка | Включаются в деловой ритм урока.
| |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (Обеспечение мотивации учения детьми) | -Посмотрите на доску подумайте и разгадайте анаграммы. Найдите лишнее слово. ранистее океньр стьлия убредоние - Проверьте свою работу. Остались сомнения? -Обсудите в группах (по необходимости) | - Листья, корень, удобрения, растение. - Лишнее – удобрение, потому что все остальные – растение и его части. (Возможно, дети заметят, что здесь нет лишних предметов) Проверяют работу по слайду Листья Корень Удобрение Растение | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Цель:формулирование темы урока (принятие детьми целей урока, актуализация опорных знаний и способов действий.) | - Отправимся с вами в осенний лес, как он красив! Вспомните, как замечательно шуршит под ногами опавшие листья. Ученые, упавшие на землю части растений, называют ОПАДом. -Как вы думаете, нужно убирать осенью листья, которые опали с деревьев? - Предлагаю заняться поиском ответа на этот вопрос, работая в группах. - Напомните мне, пожалуйста, правила поведения в группе. - Вы сказали, что убирать листья нужно, и действительно, в городе мы их убираем. Тогда куда же они деваются в лесу? Обратите внимание на слайд. -Молодцы, Тогда попробуйте определить цель нашего урока. | - В группе должен быть ответственный; - Если не понял, переспроси; - Один говорит, другие слушают; - Свое несогласие высказывай вежливо - Работать должен каждый на общий результат …..
-Мнения групп … -Ответы детей (скорее всего кто-нибудь обязательно скажет, что листья станут частью почвы) -Что такое почва. -Состав почвы, и т. д. | Регулятивные: целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу) Познавательные: постановка и формулирование проблемы; установление причинно -следственных связей Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
4.1 Первичное усвоение новых знаний (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы) | - Давайте посмотрим, что или кто находится под опавшей листвой. -Куда же сами листья со временем исчезают? Как это можно проверить? - Совершенно верно, необходимо изучить почву, а для этого проведем несколько несложных опытов. Вы будете работать в группах, выполнять практические задание, делать выводы. И быть готовыми их защитить. | -Предположения детей (спросить у взрослых, понаблюдать, рассмотреть почву, разобраться из чего она состоит и т. д.) | Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество. Познавательные: логические- формулирование проблемы, решение проблемы Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
4.2.Практическая работа Цель: изучить состав почвы | 1 опыт:
2 опыт (выполняет учитель):
- Что образовалось на стекле? -Что почувствовали во время опыта? 3 опыт (выполняет учитель):
- Рассмотрите стекло, что замечаете? -Вы заполнили схемы, пожалуйста, представитель каждой группы расскажите о результатах ваших исследований. | (1 опыт ребята выполняют, работая в группах, и заполняют постепенно пакетмоды, Приложение № 1.) В почве есть воздух. Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных В почве есть вода. В почве есть перегной. Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей В почве есть минеральные вещества. Выступление представителей групп | |
4.3 Обитатели почвы | -Состав почвы мы изучили. Сможем мы уже сказать, что такое почва? Тогда подробнее остановимся на обитателях почвы. Для кого же почва является средой обитания? -Рассмотрите внимательно слайд. (Учитель рассказывает об обитателях почвы, используя материалы слайда: иллюстрации животных, видеоролики) | Ответы детей - Кроты, дождевые черви, медведки и т. д. | . |
5. Первичная проверка понимания (закрепление и систематизирование знаний, полученных на уроке) | - Попробуйте дать определение «почве». -Я вновь обращаюсь к вам с вопросом: нужно ли убирать осенью листья, которые опали с деревьев? Уверена, что теперь вам гораздо легче будет на него ответить. | Работают в группе, формулируют понятие «почва». Записывают определение в покетмоды.
| Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6. Первичное закрепление (подведение итогов учебной деятельности, обобщение полученного ребенком опыта.) | -Ребята, мы весь урок записывали с вами результаты наших наблюдений на отдельный лист. А сейчас мы из этого листа изготовим маленькую книжку. | Дети изготавливают покетмод | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания). | Предлагаю вам самостоятельно выбрать домашнее задание:
| Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | |
8. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса (инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.) | - Ответьте на вопросы и выберите, пожалуйста, любой пункт, на ваших устройствах для голосования. -Этот урок был для меня:
На уроке я учился (училась):
| -Голосуют с помощью индивидуальных вееров-сигналов, комментируют по возможности свои ответы. | Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Жирмунская Н. «Огородные приключения гнома Петрушона». – Санкт – Петербург: Деметра, 2012. – 96 с.
- Пальман В. И. «Когда шагаешь по траве...» - М.: Детская литература, 1991. - 143 с
- Почва. Рассказ детям. http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pochva_rasskaz_detyam/
- http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&us=6&usln=4#s=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%40Mail.Ru&sig=e30a46b379&d=2479141262 - Фильм «В почве»
- http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&us=6&usln=4#s=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%40Mail.Ru&sig=b259dbf0d2&d=3245340698 - Фильм «Потаённый мир почвы»
- http://poiskm.com/artist/18936-Space – МУЗЫКА ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (группа Space)
- ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
- "Энциклопедия для детей" Аванта+. Биология Серия: Энциклопедия для детей Детское издательство "Аванта+", том 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва. Состав почвы.
В презентации представлены опыты по определению состава почвы....
урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".
Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...
Презентация к уроку окружаюдщего мира в 3 классе по теме "Почва. Состав почвы".
План работы:1.Что такое почва и как она образовалась? 2. Из чего состоит почва?3. Какие свойства имеет почва?4. Кому нужна почва?...
Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».
Цели:· воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,· учить наблюдать, анализировать, груп...
Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"
Занимательный и содержательный урок с мини-исследованием....