Урок окружающего мира "Наши подземные богатства. Нефть."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
На данном уроке учащиеся уточняют представления о полезных ископаемых нашего края, знакомятся со свойствами нефти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема. Наши подземные богатства. Нефть.
Цель. Познакомить учащихся со свойствами нефти, её применением.
Задачи. 1.Уточнить представления учащихся о полезных ископаемых нашего края,
познакомить со свойствами нефти, дать представление о её применении.
2.Формировать умение работать с картой.
3.Развивать познавательную активность учащихся, внимание, умение рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Дидактические моменты.
- Организационный
Урок окружающего мира
Слайд
Родной наш край
Суровый и безбрежный,
Чарующий и нежный,
Тебя, наш край любимый,
Придумал фантазер.
Сегодня мы совершим путешествие по нашей Югорской земле, и поговорить о богатствах, которые хранит эта земля.
II. Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос.
-Давайте вспомним, что такое полезное ископаемое?
(То, что люди добывают из глубины земли или ее поверхности.)
- В каком состоянии находятся полезные ископаемые?
( Твердые, газообразные, жидкими.)
Какие п. ископаемые относятся к твердым? Расскажите о торфе, покажите на карте залежи торфа.
Какие полезные ископаемые относятся к газообразным? Расскажите о газе и покажите на карте месторождения?
2. А сейчас вы проверите свои знания по этой теме, выполнив тест и разгадав кроссворд.
1 группа возьмите тест и приступите к его выполнению,2группа возьмите кроссворд и начните с ним работать.
( Учащиеся работают с тестом и кроссвордом.)
Проверим тест с ответами теста на доске. У кого выполнен тест правильно получает 5, одна ошибка -4.
Кто выполнил работу на 5?
Кто на 4?
Слайд Кроссворд
Проверим кроссворд? Почитайте 1 загадку. Какое это п.и.?
Вывод. Какие полезные ископаемые повторили?
Какое слово получилось по диагонали? ( нефть)
Слайд с природой
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Сегодня мы познакомимся со свойствами нефти и узнаем, как эти свойства используются человеком.
Наша с вами Родина – древняя Югорская земля. Находится в центре Сибири. Земли Ханты-Мансийского округа лежат в самом центре страны.
IV. Усвоение новых знаний.
(учащиеся читают стихотворения)
1.Здесь песок и тайга, здесь метель и пурга
Здесь морозы за сорок бывают.
Здесь и в дождь и мороз черно-бурую нефть
Из сибирских глубин добывают.
Хранит природа с нефтью кладовые,
От глаз людских укрыв со всех сторон,
Но зашагали вышки буровые
В Нефтеюганск, Сургут и Мегион.
2.Югра – древняя, суровая и щедрая земля за Уралом. Сегодня она известна, прежде всего, запасами нефти и газа. В середине XX века их открыли мужественные и преданные своему делу люди. Благодаря им нефть стала основным источником богатств для округа и России.
Слайд
Ученые полагают, что нефть образуется из крохотных морских организмов, которые падают на морское дно, и их погребает слой ила. Постепенно ил затвердевает и превращается в горную породу, а остатки замурованных в ней организмов становятся маленькими капельками нефти. Этот процесс занимает миллионы лет.
3. А сейчас мы пройдем в лабораторию, где познакомимся со свойствами нефти и узнаем, как человек использует ее в своей жизни.
- Что такое лаборатория? (Заранее готовит ученик)
Лаборант?
- Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с техникой безопасности.
Слайд
1.Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус.
2.При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движения от отверстия сосуда к носу.
3.Без указаний лаборанта не смешивать вещества.
И так какие 3 правила нужно соблюдать?
- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования, мы выявим свойства нефти по плану.
Слайд
Состояние.
- Цвет.
- Запах.
- Маслянистость.
- Плотность.
- Растворимость.
- Горючесть.
- -Определим первое свойство нефти.
Возьмите стакан с нефтью. В каком состоянии находится нефть.
( жидкое)
- Какого цвета?
Цвет нефти варьирует от светло – коричневого до темно – коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета?
( тёмное)
- Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности. Посмотрите, как это сделаю я.
- теперь аккуратно понюхайте нефть сами. Что можно сказать о запахе нефти?
( резкий запах)
– Определим следующее свойство нефти, проделаем опыт. Поставьте перед собой нефть. Возьмите палочку и аккуратно, не спеша опустите в стаканчик с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги. Посмотрите, какой след остался на бумаге. Блестит бумага. И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.
(маслянистое)
- Какое следующее свойство нефти мы должны определить? Проделаем опыт.
- У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно капните нефть.
- Что произошло с нефтью? (растеклась по поверхности)
- Нефть легче или тяжелее воды? Какой вывод можно сделать?
(легче воды)
- Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)
- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.
- Что вы можете сказать о нефти? Растворилась ли нефть?
(нерастворимое)
- Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью
Учитель поджигает нефть
Нефть горит
(горит)
Вывод: Какие свойства нефти вы узнали? (повторить все)
Откройте дневники юного исследователя и запишите свойства.
Физкультминутка
На карте залежи нефти обозначаются вот таким условным обозначением.
Слайд
Месторождения нефти сосредоточены в основном между Уралом и Обско-Енисейским водоразделом.
А какие районы самые богатые нефтью?
Самые крупные из них находятся в Нижневартовском, Нефтеюганском, Сургутском районах. (показать на карте)
С этими районами связано 278 месторождений.
Слайд
По последним данным в пределах Сургутского района наиболее крупными месторождениями является Федоровское, Лянторское, Нижнее – Сортымское, Сургутское, Быстринское.
Слайд
Богата Югорская земля нефтью уже добыто 9 мил. тонн нефти и произошло это 2 июня 2008г.
Поскольку работали все нефтяники непрерывно, свою тонну внесла каждая буровая.
1.- У кого родители работают в нефтяной отросли? (ответы нескольких детей)
- Расскажите о работе своих родителей.
- А как добывают нефть?
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть поднимается сначала сама из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого её выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти (экспорт – это вывоз товара за границу для продажи).
- С помощью чего добывают нефть? Станок - качалка.
2. Что делают из нефти?
( заранее подготовленные дети читают сообщение)
Слайд (Станок – качалка и вокруг игрушки, одежда, обувь, моющие, свеча тд.)
Вывод. Говорят: «Нефть – черное золото».
Почему нефть сравнивают с золотом?
А почему черное золото?
V.Закрепление новых знаний
А сейчас проверим как вы усвоили тему урока. Откройте дневники юного исследователя.
Соедините условные обозначения со свойствами полезных ископаемых.
VI. Итог урока
-Какими полезными ископаемыми богата Югорская земля?
- С какими свойствами нефти познакомились?
- Что получают из нефти?
VII. Домашняя работа.
Вы много узнали о нефти, дополнительно прочитаете в учебнике на странице 165-166 и напишите сообщение «Нефть – богатство Югры.»
Рефлексия. Тот, кто с удовольствием работал, и было интересно, поднимите факел красного цвета.
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира «Подземные воды. Образование пещер».2 класс
Презентация разработана к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир" (система Л.В.Занкова)...
Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс
Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Урок - проект."Наши подземные богатства"
Разработка урока и презентация....
Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"
Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...
Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»
Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики. Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...
Урок окружающего мира " Подземные богатства"
Урок окружающего мира " Подземные богатства"...