методическая разработка по окружающему миру , тема: "Водные богатства"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Аннотация
Методической разработки по окружающему миру по теме: "Водные богатства".
Цели урока: закрепить знания о частях реки
познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами;
познакомить красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Задачи поставленные на уроке:
Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Методы, которые учитель использовал: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Также на уроке включен региональный компонент о самой ближайшей к Новомосковску крупной реке (Дон).В урок включен рассказ о происхождении названия это реки, а также некоторые факты, и легенды.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_o.m_2kl._vodnye_bogatstva.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
Конспект урока
«Окружающий мир»
Тема: «Водные богатства» (2 класс)
Подготовила: учитель начальных классов
Мишкина Татьяна Александровна
Г.Новомосковск
2018 год
Окружающий мир
Тема «Водные богатства»
УМК «Школа России». Автор учебника: А.А.Плешаков , 2012г., стр. 82 - 85.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Задачи:
- Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
- Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
- Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).
УУД:
Познавательные УУД:
Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Формируем умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
Формируем умение слушать и понимать других;
Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Личностные УУД:
Формируем умение высказывать свое мнение;
Формируем мотивации у обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие:
Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;
Экологическое воспитание;
Эстетическое воспитание.
Используемые технологии:
Здоровье сберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
Информационно-коммуникационные технологии (презентация)
План урока:
- Оргмомент .
- Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).
- Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).
- Работа по теме урока.
- Физминутка .
- Проверка знаний.
- Рефлексия.
- Варианты домашнего задания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Оргмомент | Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. | ||
2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания) | Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня продолжим путешествие по планете на своих парусниках | Работа на карточках | |
Ребята, кто получил карточки, подпишите свою фамилию. Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке. 1. как называются углубления с крутыми склонами? (овраг) 2. что такое возвышения на равнинах? (холмы) 3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами) 4. Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров) | (Записывают) (3 человека) Работают с учителем | ||
Вывод: Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности (Доска, открываю слайд №1) Проверьте, пожалуйста свою работу и оцените ее. Ребята, а Ева и Лиза будут учителями. Возьмите карточки у Миши и Паши, проверьте их работу, оцените. Как вы оцениваете ребят? | Самопроверка и самооценка Взаимооценка | ||
3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и задач урока) | 1. Проблемная ситуация. 2. Формулировка темы и задач урока | Река Водоемы Выдвигают предложения Карточки крепятся на доску Выдвигают предложения | |
Загадка. Отгадайте загадки Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в ручейке, А широкий – в море. Что это такое? (река) Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы) Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О водоемах) Мы сегодня окунемся в бескрайние водные богатства. Значит, будем говорить не просто о водоемах, а о водных богатствах. Водные богатства. (доска) Какие задачи поставим на урок? Учитель: 1. Что составляет водные богатства? 2. Водные богатства нашего края. 3. Строение реки. | |||
4. Работа по теме урока | Первый вопрос Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили? Презентация. Водные богатства планеты составляют: (доска, карточки) Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы. СЛАЙД3 СЛАЙД 4 Ребята, на глобусе (модель земли) (синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь. Не всю воду можно пить. Можно пить только пресную воду, не соленую. А в море вода соленая, значит….. Все водоемы делиться на естественные и искусственные. Р.Т. Карточки на доску: Естественные – водоемы созданы природой Искусственные – созданы руками человека. Назовите естественные водоемы Естественные:
Искусственные:
Учитель: ребята, пожалуйста, скажите, куда летом вы ездите отдыхать в своей местности? (на рыбалку, загорать) На водохранилище, канал. Применение знаний (работа в тетрадях) Откройте свои тетради на странице 51, выполните, пожалуйста задание № 1. Запишите названия водоемов. Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек. Как вы думаете, какие могут быть вопросы? (1-2 ученика) Где начинаются и где заканчиваются реки? Куда они текут? Почему вода в реке не заканчивается? Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы. Работа с учебником. Откройте учебник на стр.83. Рассмотрите схему реки. Расскажите по ней о частях реки. СЛАЙД Итак, исток – это начало реки. СЛАЙД Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. СЛАЙД Русло – углубление, по которому течет река. СЛАЙД У реки 2 берега (левый и правый) Как определить левый и правый берег реки? (если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.) СЛАЙД Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки. Рассказ про Дон ..В Тульской губернии интересный рассказ относится к рекам Дону и Шату, которые обе берут свое начало в Иван-озере и, следовательно, как бы рождаются от него. У Ивана-озера было два сына: Шат и Дон, почему последний и называется в песнях Иванович. Шат, против воли родительской, захотел погулять в чужедальних сторонах, отправился странствовать, но куда ни приставал — нигде его не принимали; прошатавшись без пользы, воротился он домой. Дон же, за свою постоянную тихость («тихий Дон»), получил родительское благословение и смело пустился в дальнюю дорогу. На пути повстречал он ворона и спросил: куда он летит? — К синему морю, — отвечал ворон. «Отправимся вместе!» Вот достигли они моря. Дон подумал: если нырну через все море, то и его утащу за собою. «Ворон! — сказал он, — сослужи мне службу: я нырну в море, а ты полетай на другую его сторону, и как скоро долетишь до берега — каркни». Дон нырнул в море, ворон полетел, каркнул — да слишком рано; Дон так и остался, каким поднесь его видим. О реках Доне и Шате существуют в народе следующие две поговорки: «Шат шатался сглупу, да упал в Упу; а Дон покатился в поле, да женился на море»; «два брата родные и оба Ивановичи, да один Дон, а другой Шат», т. е. один — дельный, а другой — шатун... "По свидетельству народных былин, некоторые сильномогучие богатыри и их жены, умирая, разливались широкими, славными реками. Расселяясь по Европе, славяне дали рекам те древнейшие названия, вынесенные ими с Востока, которые изначала употреблялись как нарицательные имена реки или воды вообще. Так, названия: Сава, Драва, Одра (Одер), Ра, Упа, Ока, Дон, Дунай, Двина — арийского происхождения и имеют в санскрите родственные себе формы и корни с указанным общим значением: dhuni, dhûni (река) доселе удерживает свой первоначальный смысл на Кавказе, где у осетинов формы дун и дон означают всякую реку и воду; у славян же Дон перешло в собственное имя, а форма дун с окончанием ав образовала: Дунав и потом Дунай.. | Выдвигают свои предложения Работают в тетрадях Работа в парах, взаимопроверка Работа с учебником Исток Устье Приток Левый берег Правый берег | |
Физминутка (под музыку шума морского прибоя) | Наши кораблики захватили пираты. Они отпустят нас только после физкультминутки. Море волнуется – раз! (шагаем на месте) Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево) Море волнуется – три! Морская фигура , замри! (присели) Плывем дальше. СЛАЙД Учитель: на нашей схеме видно, что река впадает в озеро. Что же такое озеро? Как образуется озеро? На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная. В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненной водой. У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения. Есть озера, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают. В России огромное количество озер. Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на юго-востоке нашей страны. В нем огромный запас пресной (несол.) воды. Со всех сторон это озеро окружено горами. Вода в озере прозрачная и холодная. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара. (Беречь и охранять! – пресный водоем) На территории России — свыше двух миллионов Бо́льшая часть озёр имеет ледниковое происхождение. Крупнейшие озёра Ладожское и Онежское, Чудско-Псковское озеро на границе с Эстонией , Ильмень Топозеро, Выгозеро и другие «озёрного края» Карелия. Крупнейшее озеро Сибири и России (без учёта Каспия) — Байкал — является и самым глубоким в мире; в Байкале содержится 85 % пресной озёрной воды России и 22 % мировых запасов пресной воды. Длина озера — 636 км, средняя ширина — 48 км; общая площадь — 31,7 тыс. км²; наибольшая глубина — 1620 м (большой глубиной отличается также Телецкое озеро (325 м) на Алтае и Хантайское озеро (520 м) в Предтаймырье). Байкал расположен в рифтовой впадине и имеет возраст приблизительно 25—30 млн лет. Сюда приезжает очень много людей полюбоваться красотой озера или просто отдохнуть. На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн. Так о чем же мы будем говорить? (о море) СЛАЙД Что такое море? Море – это очень большой природный водоем с соленой водой. Какое оно море? Кто из вас летом был на море? Какие у вас впечатления, поделитесь? Моря тоже надо беречь и охранять, хотя вода в них соленая. Кроме того, что люди бывают там на отдыхе, есть и морские обитатели. Ребята, наш кораблик причалил к берегу. | Музыка Озеро Море Доска (большие волны) Темно-синий прибой Безбрежный простор | |
6. Итог (проверка знаний) | С чем мы сегодня знакомимся? (с водными богатствами) О каких водоемах говорили? | Водоемы Море Озеро Океан Река Канал | |
7. Рефлексия | О каких водоемах мы говорили на уроке? На какие две группы их можно разделить? Что относится к искусственным водоемам? Что к естественным? Справились ли вы с задачами, поставленным перед уроком, как вы считаете? У вас на столах кораблики, как на доске. Один кораблик улыбается, другой грустный. Если вам урок понравился, то выбери с улыбкой, если нет – грустный. Всем спасибо за работу, ребята! Урок окончен. | Ответы | |
8. Домашнее задание | Стр. 83-85 учебник, стр.51 тетрадь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Проект "Окружающий мир. Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом".
Методическая разработка.Проект "Окружающий мир.Беседа " Береги богатство планеты. Планета - твой большой дом"....
Методическая разработка.Проект "Окружающий мир". Беседа "Беседа "Богатство мирового океана".
Методическая разработка.Проект "Окружающий мир".Беседа "Беседа "Богатство мирового океана"....
Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края
Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразие водоёмов;- знать все части...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Водные богатства." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цели урока: формирование представления о разнообразии водоемов, частях реки; формирование умений показывать на схеме части реки.Задачи у...