" Кожа- надежная защита организма "
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока в 3-м классе по окружающему миру " Кожа- надежная защита организма "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Надёжная защита организма.

Тип урока: введение нового материала.

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями, выполнить практическую работу по теме «Исследуем кожу», познакомить с правилами гигиены и первой помощью при повреждениях кожи

Задачи деятельности учителя: Создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к изучению своего организма и его органов в ходе коллективной и групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

научатся находить информацию по заданной теме, исследовать изучаемый объект; обсуждать полученные при исследовании данные со сверстниками; выделять главное, делать выводы; записывать результаты исследования.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий посредством методов наблюдения и исследования.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе, используя необходимое оборудование и инвентарь для получения новых знаний.

Личностные:

владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • карточки для самостоятельной работы в группе;
  • тесты, электронные тесты;
  • лупы, зеркала;
  • карточки трех цветов для рефлексии;

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать.

Будем мы стараться,

Будет всё у нас получаться.

II. Проверка домашнего задания

-Что мы изучали на прошлом уроке? /Органы чувств человека/. Мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир. Посмотрим, как вы усвоили эту тему.

Работа в парах. Проверка работы в парах.

С помощью карточек с названиями органов чувств и карточек с их функциями вы составите таблицу «Органы чувств человека».

«Органы чувств человека»

Название органа

Название чувства

Функция

или

Соедини стрелочкой слова левого столбика

со словами правого столбика.

ОРГАН ЗРЕНИЯ

ЯЗЫК

ОРГАН СЛУХА

КОЖА

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

ГЛАЗА

ОРГАН ВКУСА

УШИ

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

НОС

 Индивидуальное задание: ответить на задания теста, обвести в кружок правильные ответы. Проверка в парах.

Тест «Органы чувств человека»

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека?

к) физиология;

а) зоология;

в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

в) 7;

ч) 6;

о) 5.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

д) обонянием;

ж) осязанием;

г) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

е) без кишечника;

а) без головного мозга;

з) без почек.

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока, постановка целей

Какое слово получилось в тесте? /Кожа. Кожа – орган осязания/. Для чего необходима кожа нашему организму? 

Сформулируйте тему урока. Тема урока: Надёжная защита организма. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. О коже мы говорили как об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

IV. Работа над новой темой

1. Практическая работа в группах по 4 человека

Давайте проведём небольшое исследование. У вас на столах лежит карточка с вопросами и необходимый инвентарь. Вы внимательно читаете вопросы, проводите исследование и кратко записываете ответ.

Карточка.

1. Посмотрите на кожу руки при помощи лупы. Какого цвета кожа?

2. Что находится на поверхности кожи?

3. Возьмите зеркало. Пальцем проведите по лбу и этот палец приложите к зеркалу, что вы заметили?

Расскажите о своих наблюдениях.

Какая кожа? /Тонкая, упругая/. Какого цвета? /Бледно-розового/. Что вы увидели на поверхности кожи? /Поры, волоски/. Почему на зеркале осталось пятно?

Наблюдение. Обратите внимание – на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Для чего?

Вывод: чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.

2. Сообщения обучающихся

А теперь ребята расскажут вам, из чего состоит кожа, каковы её функции и значение для человека.

Выступление 1.

Кожа – это наружный покров тела человека. Кожа самый большой орган тела и весит 4 кг. Кожа состоит из трех слоев:

1 слой – наружная оболочка (эпидермис), которая предохраняет нашу кожу от повреждений, в ней находятся поры, через которые кожа дышит.

 2 слой – сама кожа (дерма). В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Здесь же находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру человека. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

3 слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Выступление 2.

Цвет кожи у разных людей отличается. Он зависит от красящего вещества - пигмента. Чем больше пигмента в коже, тем кожа темнее. Пигмент выполняет защитную функцию. Под влиянием лучей солнца кожа становится темной, т.е. мы получили загар. Загар – это защитная реакция организма. Он полезен, но не всем. Загорать нужно с 8 до 10 часов или с 16 часов.

Сделаем вывод: Кожа – это надёжная защита организма.

Кожа состоит из…?

Для чего служит первый слой кожи?

Что находится во втором слое кожи?

Какой слой сохраняет тепло?

3. Уход за кожей. Работа с учебником

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на теле человека скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль и кожа становится грязной. На коже размножаются микробы. Поэтому ваша кожа должна быть чистой. Как ухаживать за кожей вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 137.

Как надо ухаживать за кожей?

4. Физминутка для глаз

5. Первая помощь при повреждениях кожи

  К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

Ребята, а какие повреждения кожи вы знаете? /Порез, ушиб, ожог, обмораживание/. 

Сообщения обучающихся и заполнение таблицы «Первая помощь…» в тетрадях.

Сообщение 1.  Порез.

При порезе промой ранку теплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.

Сообщение 2. Ушиб.

При ушибе приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.

Сообщение 3. Ожог.

Ожоги бывают трёх степеней. Первая степень – покраснение и припухлость. Если ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. При ожоге третьей степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости. При ожоге сразу же полей обожженное место холодной водой, перебинтуй обожжённый участок. Нельзя смазывать ожоги жиром, кремом, маслом. Нельзя прокалывать пузыри, иначе попадут микробы. Если ожог сильный – обратись к врачу.

Сообщение 4. Обмораживание.

Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом, её можно повредить и открыть доступ микробам. Если не удалось отогреть на улице,   нужно быстро идти домой.

         Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.

V. Закрепление изученного материала

 Проверим, как вы усвоили новую тему. Проведём тест ,проверка в парах переменного состава

Тест «Надёжная защита организма»

1) Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5;  б) 3;  в) 2.

2) Кожа – это …

а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека.

3) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

а) потовым железам; б) порам; в) сальным железам.

4) Пот выделяется, когда человеку…

а) холодно; б) просто так; в) жарко.

5) Кожу надо мыть…

а) по мере необходимости; б) утром или вечером; в) можно и не мыть.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки?

Вы очень хорошо поработали.

VI. Подведение итогов.

Подведём итоги:

Что такое кожа? /Наружный покров тела человека/.

Какое значение имеет кожа для человека? /Она защищает организм от повреждений/.

Какие правила гигиены нужно соблюдать по уходу за кожей?

Какие бывают повреждения кожи?

Чтение вывода на стр. 139.

Рефлексия- карточки самооценки, на обороте смайлик-закрасить цветными карандашами ( зеленый- я все понял; желтый- у меня остались вопросы ; красный- ничего не понятно).

Молодцы! Вы отлично поработали.

Выставление оценок

VII. Домашнее задание.

1. Найдите интересный материал про кожные образования – ногти и волосы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Кожа - надежная защита организма"

Цели урока: знакомство с понятием "кожа" и ее функциями, привитие навыков по уходу за кожей;развитие мышления, речи, памяти, воображения, умения высказывать и доказывать собственное мнение, выслушиват...

Кожа - надежная защита организма

урок окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России", автор учебника Плешаков А.А....

Кожа - надежная защита организма

урок по окружающему миру в 3 классе...

Урок окружающего мира в 3 классе КРО "Кожа - надежная защита организма"

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1.     Рассмотреть строение кожи;2.     Обучить правильному уходу за кожей;3....

Презентация к уроку "Кожа - надежная защита организма"

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1.     Рассмотреть строение кожи;2.     Обучить правильному уходу за кожей;3....

Кожа - надежная защита организма

Конспект урока "Кожа - надежная защита организма" с карточками, тестом, стихотворением....